Общество как предмет криминологического изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

Криминологи выделяют социальную среду с 70-х годов. Однако долгое время при этом либо вообще не уточняли, что понимается под социальной средой, либо понятия "общество" и "социальная среда" употребляли как идентичные, либо под социальной средой понимали только "социальную среду личности".

Файлы: 1 файл

криминология.docx

— 90.77 Кб (Скачать)

 

В то же время нередко  при этом преступность используется как карта в политико-идеологической борьбе и внимание общественности сосредоточивается  на тех ее формах, которые причиняют  неудобства и вред господствующим экономическим  интересам. Наиболее характерен в этом отношении пример с вымогательством (рэкетом). Широко известны усилия многих политиков, официальной пропаганды в разных странах свести масштабную проблему борьбы с организованной преступностью  только к борьбе с рэкетом и бандитизмом без затрагивания криминальных капиталов, препятствования их легализации (отмывания). При этом доказывается необходимость решительных мер борьбы с преступностью, даже ценой нарушения положений закона, конституционных норм. Но такие "решительные" меры не призывают с той же страстью реализовывать применительно к крупномасштабным криминальным операциям и проявлениям коррупции в высших эшелонах государственной власти. В России, например, в последнем случае вспоминают о незаконных репрессиях тридцатых годов.

 

В этом нет ничего нового. Анализируя соотношение проблем  преступности и политики в США, Б.С. Никифоров и Г.А. Злобин писали в  связи с эффектом общественной паники, создаваемой преступностью: "Она  настраивает общественное мнение в  пользу "решительных" административных мер борьбы с этим тревожным явлением. Буржуазия охотно ориентирует общественное мнение в этом направлении. Здесь  она находит по меньшей мере троякую выгоду. Это дает ей возможность отвлекать внимание масс от действительных причин преступности в капиталистическом обществе. Буржуазия может искать популярности с помощью не столько эффективных, сколько эффектных мер, не тратя денег на проведение широких социальных реформ. Наконец, она пытается использовать ситуацию, неконтролируемую ею и по сути дела дискредитирующую капиталистический образ жизни, в своих политических интересах... Ее цель – избавиться от своей же собственной законности... В этом и именно в этом отношении конституционные гарантии правосудия становятся заграждениями, завалами на ее пути".

 

Чем более осознается необходимость  учета интересов разных социальных групп и недопущения острых столкновений в обществе, тем большее внимание уделяется оздоровлению социальных условий – общему предупреждению преступности. Важно также, каким образом, в рамках закона или в противоправной форме разрешаются противоречия политических интересов разных социальных групп, политических партий и движений; как строится система борьбы с преступностью, система социального контроля в обществе, каково законодательство.

 

Когда преступность в обществе достигает широких масштабов  и отличается высокой организованностью, она определяет и деятельность определенных политических партий, движений, стараясь держаться в тени. Тем самым  пытается создать для себя наиболее выгодные условия широкого плана. Так  возникают "теневая политика, теневая  юстиция".

 

Наиболее подробно проблемы влияния политического фактора  на преступность в отечественной  криминологии рассмотрел И.И. Карпец.

 

Духовная сфера общественной жизни – сложное и многоплановое  явление. В литературе отмечается, что  она включает "общественное и  индивидуальное сознание, сознание научное  и обыденное, мировоззрение и  мироощущение, научные знания и иллюзии, религиозные и эстетические взгляды, этнические и юридические нормы, а также духовную жизнь и сознание классов и социальных групп, самосознание классов и наций (народностей), идеологию  и социальную психологию". Подсистемами духовной сферы выступают наука, искусство, идеология, религия, образование  и воспитание.

 

Обусловленные экономикой идеологические, социально-психологические явления  оказывают обратное влияние на экономику, социальную жизнь общества, политику. Сознание – это субъективный продукт, преобразованная форма общественных отношений, проявляющаяся через  деятельность людей.

 

Изучение духовной сферы  жизни общества позволяет понять:

 

с какими взглядами, установками, ценностными ориентациями, традициями, элементами культуры взаимодействовали  элементы экономической, социальной и  политической ситуации;

 

объектом каких общественных влияний было ранее население, в том числе лица, совершающие преступления. Эти влияния могли запечатлеваться в общественном сознании, передаваться путем воспитания, иного формирования личности и продолжать "работать" в новых социально-экономических, политических условиях.

 

Общественные, групповые  оценки, суждения, мнения для каждого  человека – объективный фактор, который он учитывает при принятии решений и их реализации, порой  не в меньшей степени, чем материальную выгоду.

 

Все элементы духовной сферы  криминологически значимы, в том числе и все формы общественного сознания. И когда речь идет о преступном поведении, всегда подлежат анализу разные формы сознания: нравственное, экономическое, политическое, религиозное и т. д. Но наряду с ними во всех случаях важен анализ правосознания. Правосознание выступает как система взглядов, убеждений, оценок, представлений, настроений, чувств общества либо отдельных социальных слоев, групп, граждан, отражающих социально-правовую действительность. Она оказывает влияние на значимое в правовом отношении поведение. В том числе связанное с функционированием и изменением правовых институтов, законодательства.

 

При анализе причин преступлений всегда возникает вопрос: если преступник руководствовался специфическими нравственными, религиозными и другими убеждениями, то почему его не остановил закон  с его строгими санкциями за нарушение уголовно-правового запрета?

 

 

При криминологическом анализе  общественного правосознания вычленяются  различные его подструктуры, отраженные в схеме.

 

Из схемы видно, что  официальная правовая идеология  и научные правовые постулаты  могут различаться, не говоря уже  о различии теоретического и обыденного правосознания. Последнее формируется  и под влиянием теоретических  элементов, и под воздействием реальной общественной практики людей, а также  передаваемых от поколения к поколению  и поддерживаемых определенными  социальными группами обычаев, традиций.

 

Криминологу важно понять, каковы истоки отрицательного отношения  к уголовному запрету, его нарушения: следование ли это традиции (например, кровной мести) или распространенному  в обыденном сознании ряда групп  убеждению, что в отношении обидчика допустимо применение физического  насилия, а в "суде правды не найдешь", либо просто элементарное незнание нарушенной нормы закона. В дореволюционной  России существовала Комиссия собирания  народных юридических обычаев при  Отделении Этнографии Императорского Русского Географического общества. В разработанной Комиссией Программе, например, содержались такие вопросы: "Признает ли народ одинаково  важным убийство всякого человека? Не имеют ли разноверие и разноплеменность влияния на оценку убийства?", "Как относится народ к кражам, какое при оценке их придает значение нужде и не делает ли различия между случайными ворами и ворами по ремеслу? Какие наказания назначаются за кражи?".

 

При изучении правосознания  выделяются пять элементов: 1) знание права; 2) представления о праве (неточные знания, формируемые в результате знания норм. морали и других, либо личного опыта и наблюдений); 3) отношение к нормам права; 4) требования к праву (при отрицательном отношении к норме права одни могут требовать ее ужесточения, другие – смягчения); 5) отношение к исполнению правовых предписаний. Последний элемент отличается от отношения к праву: встречается убеждение в необходимости исполнять даже плохой закон, пока он – закон, и убеждение, что даже необходимое правовое предписание можно нарушить в удобной для правонарушителя ситуации. Именно последний элемент чаще всего дефектен у лиц, совершающих преступления, и отличает их правосознание от правосознания контрольной группы лиц.

 

Кроме того, у преступников даже верные правовые взгляды не бывают сформированы на уровне убеждений и  установок. В социально-правовой установке  выделяются: 1) воззренческий уровень, когда соответствующие взгляды высказываются в результате ознакомления с соответствующей нормой права или логического умозаключения; 2) эмоциональный уровень, когда взгляды становятся убеждениями, бывают эмоционально окрашены; 3) поведенческий уровень, когда налицо готовность к поведению в соответствии с данными взглядами. Реальное поведение, как уже отмечалось, может отличаться от этой готовности в результате сильного влияния ситуации. Но данная социально-правовая установка способна оказать влияние на содержание актуальной установки, столь значимой в механизме преступного поведения.

 

Анализируется взаимодействие социально-правовых, нравственных, религиозных  и других установок, включающих три  указанных уровня, а также системы  ценностных ориентации – установок  на базовые ценности. Важна иерархия таких ценностных ориентации. Если в ней верхние позиции занимает верность друзьям, то ради них несовершеннолетние преступники способны совершить самые тяжкие преступления, осознавая их уголовно-правовой характер и коря себя за их нарушение. Если высшей ценностью личности служит материальная выгода, то во имя ее могут быть в конкретных ситуациях принесены в жертву многие нравственные, религиозные и правовые ценности.

 

Криминологу приходится анализировать  характер функционирования таких учреждений, как школы, иные воспитательные и  образовательные институты, средства массовой информации.

 

При росте организованной преступности и использовании ею официальных структур, институтов общества отмечается прямое их применение для  пропаганды либо оправдания преступной идеологии и психологии, распространения  информации о формах криминального  поведения, даже для его рекламы. Например, когда стала издаваться "Еженедельная деловая газета для  всех" – "Миллионер", то в № 2 за 1992 год были опубликованы материалы: "Читатели "Миллионера" не платят налогов" с подзаголовком "Один из универсальных способов избежать налогов на предпринимательскую  деятельность" и "Самогонный аппарат  из трех бутылок". Здесь примеры  настолько многочисленны и ярки, что их перечисление могло бы составить  многотомное издание.

 

Существенно также криминологическое изучение общественного мнения. Оно характеризует общественное сознание определенного периода в его суммарном виде, со сломанными перегородками между разными формами сознания (нравственного, политического, правового, иного), а также обыденным и теоретическим. Общественное мнение – это момент функционирования общественного сознания в конкретных условиях.

 

При криминологическом исследовании причинного комплекса преступности также изучается нравственная, политическая, экономическая, правовая, религиозная культуры, т. е. то, что вошло в быт, претворяется устойчиво в реальной действительности. Рост преступности, рост ее влияния на общество в последние годы в России сопровождался внедрением элементов преступной культуры в массовую. Например, все шире используется уголовный жаргон, даже некоторыми деятелями искусства.

 

Ряд авторов оценивают  преступную культуру как субкультуру, но это возможно при условии ее базирования на тех же основолагающих ценностях, что и культура общества (ничем не ограниченный культ личной выгоды и т. п.). Если же иметь в виду, например, христианскую культуру, то о преступной по отношению к ней надо говорить не как о субкультуре, а как о контркультуре.

Изучение общества во взаимодействии его характеристик и в динамике

 

Влияние каждой из подструктур  общества осуществляется только во взаимодействии с другими. Поэтому специальное  внимание уделялось самим процессам  и условиям взаимодействия, причем применительно и к преступному  поведению, и к преступности в  целом, отдельным ее видам.

 

Ряд получивших широкое признание  частных криминологических теорий как раз отражает разные моменты  взаимодействия характеристик, элементов  общественной системы.

 

В свое время Э. Дюркгейм писал о разрушении социальных норм поведения – аномии, или безнормативности. В том числе в результате их недостаточности и противоречивости. Р. Мертон пишет об аномии в связи с анализом причин преступности и других видов негативных социальных отклонений. При этом он отмечает, что такие явления возникают в связи с противоречиями между целями, которые преследуют социальные группы, и употребляемыми средствами. Антисоциальное поведение возрастает, когда в обществе превозносятся определенные символы успеха в качестве общих для всех (деньги, власть и т. п. ) в условиях, когда общество не обеспечивает для значительной части населения законные пути достижения этого. То есть налицо трактовка преступности как результата взаимодействия широко провозглашаемых символов успеха с невозможностью их правомерного получения в условиях определенной социальной структуры общества.

 

Социокультурная теория Т. Селлина основывается на признании факта влияния на преступность конфликта норм.

 

Человек формируется в  рамках одних норм, а действовать  ему приходится в рамках иных. Либо одновременно он принимает решение  в условиях взаимодействия прямо  противоположных норм поведения.

Информация о работе Общество как предмет криминологического изучения