Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:39, дипломная работа

Краткое описание

Имея чрезвычайно сложный мыслительный аппарат, который позволяет нам занимать господствующее положение в мире в качестве вида, мы создали такую сложную быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли. Логика уступает место интуиции, аргументация – внушению. И в этом грандиозном потоке информации, которую уже невозможно контролировать разумом, можно смело сказать, что все мы – легкая добыча для ловких манипуляторов. Впрочем, каждый из нас тоже является своеобразным манипулятором.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...с. 3
1.Социально-психологические аспекты манипуляции массовым сознанием……..с. 9
Манипуляция. Определение. Концепции…………………………с. 9
Причины манипуляции……………………………………………..с. 15
Мишени манипуляции………………………………………….…..с. 18
Манипулятивные техники……………………………………….…с. 27
Защита от манипуляции……………………………………………с. 39
Практика манипуляции сознанием в политике и СМИ.………………. с. 44
Манипуляция в СМИ……………………………………….……....с. 45
Манипуляция в политике…………………………………………..с. 60
Политизация теленовостей: федеральный и региональный уровень (на примере новостей телекомпаний Россия, REN-TV, ОТВ-Прим, РВК)………………………….…………………………………………….с. 70
Явление героя – федеральный уровень……………………………с. 74
Явление героя – региональный уровень…………………………...с. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………с. 112

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ-изменения.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

И так же необходимо понимать, что мир полон людей, которые заставляют нас сказать «Да» на их требования, предложения, рекламу и приказы. Одну из таких профессий и «представляют» журналисты.

Ведь что мы, по сути, делаем: осознанно (или неосознанно) нажимаем на «кнопки человеческой психики» с известной целью. Конечно, у человека ПОТЕНЦИАЛЬНО всегда есть выбор - подвергаться или не подвергаться воздействию. Но практически этот выбор можно делать только тогда, когда воздействие осознается. Другой вопрос, что многие люди не хотят этого осознавать. И это их право, потому что это ИХ жизнь. Знание доступно всем, ни от кого не закрыто. А что с этим делать - вопрос личного выбора для каждого. И один из самых популярных вариантов выбора: "мне это знание не нужно". Отсюда и преимущественная банальность жизни как таковой. Человек должен сам захотеть научиться обеспечивать собственную, личную информационно-психологическую безопасность, быть постоянно готовым защищать себя и близких ему людей. Нельзя заставить это делать в принудительном порядке.

Природа человеческого  сознания заключается в ее дискретности, отсутствии целостности восприятия мира и иллюзиях, порождаемых проекциями или интроекциями. Поэтому манипулятивность выступает как изъян эволюционирующего сознания человечества. Не случайно древние римляне говорили: Humanum est mentiri ‘Человеку свойственно лгать’. Манипулятивность носит относительный характер в зависимости от уровня эволюционной ступени индивидуального сознания человека.

Но при этом есть одно табу. Любая манипуляция должна вестись по правилам. Нарушение правил – это беспринципное использование средств, выходящих за рамки физических возможностей их обнаружения для среднестатистического человека. Например, использование пресловутого 25-го кадра.

Таким образом, можно сделать вывод, что манипулируют все. И журналисты манипулируют своими зрителями и журналистами в свою очередь тоже кто-то манипулирует. Это реалии жизни и от этого никуда не деться. Только при этом существует момент, о котором практически никто не задумывается – как отражается всевозможные манипуляции и внушения на психике людей. Ведь человеческое сознание и тем более подсознание – очень тонкий инструмент для восприятия мира. И никто не знает, к каким последствиям приведет его малейшее изменение.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Амелин В.Н. Социология политики– М.: Изд-во МГУ, 1992, 270 с.
  2. Арнольд. Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и Public Relations.- М.:Топ-медиа, 1998,  224 с.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1988, 480 с.
  4. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления– М.: 1971, 186 с.
  5. Блумер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс– Самара: Бахрах- М, 1997, 228 с.
  6. Бонет П. Зачем резать уши // «Век», 1997,  № 15.
  7. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз: алхимия власти. - М.: РИП-Холдинг, 1998, 139 с.
  8. Бурдье П. Социальное пространство и символическая властью.// "Thesis" №2, 1993
  9. Вайткуне Л. Психотехнические средства буржуазной пропоганды. // «Коммунист», №10, 1984.
  10. Власов А. И. Политические манипуляции. – М.: Центр, 1982, 204 с.
  11. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – М.: Век, 1981, 157 с.
  12. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании.// «Вестник МГУ», Серия 12  №4, 1993.
  13.   Гаджиев К.С. Политическая философия– М.: Экономика, 1999,  606 с.
  14. Горин С. А вы пробовали гипноз? СПб.: Лань, 1995, 124 с.
  15. Гриндер Дж. Коммуникатор и его функции.// Современные проблемы социальной коммуникации. – СПб.: Росмэн, 1996, 260 с.
  16. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. - М.: Филинъ, 1996, 288 с.
  17. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, 240 с.
  18. Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. – М.: Вагриус, 1997, 312 с.
  19. Елесеева А. Позиция психолога в рекламе.// «Зеркало рекламы», 2000, №3-4.
  20. Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М.: Изд-во МГУ, 1999, 110 с.
  21. Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и повседневные манипуляции сознанием// «Журнал практического психолога», 2000, №1-2.
  22. Зиновьев А. Русский эксперимент. - М.: "Наш дом – L’age d’homme", 1995,236 с.
  23. Иванов В.Н. Новое политическое мышление // «Социально-политические науки», 1990, № 8.
  24. Ирхин Ю.В. Психология и политика– М.: Аст-Пресс,1993, 164с.
  25. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. – М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1998,80 с.
  26. Канетти Э. Масса и власть. – М.: Экономика,1997, 328 с.
  27. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, 420 с.
  28. Клозе Ф. Массы и манипуляция. – М.: Прогресс, 1997, 234 с.
  29. Козлов Н. Формула личности. – СПБ: Питер, 2000, 368 с.
  30. Конецкая В. П. Социология коммуникации. - М., 1997, 195 с.
  31. Купи и убедись сам.// «Независимая газета», 1999, № 205(2021).
  32. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Питер, 1998, 270 с.
  33. Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. - М., 1996, 96 с.
  34. Массовое сознание и массовые действия– М.: Прогресс,1994, 385 с.
  35. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973, 288 с.
  36. Московичи С. Век толп– М.: Центр,1996, 358 с.
  37. Ольшанский Д.В. Массовые настроения переходного времени // «Вопросы философии», 1992,  № 4.
  38. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс //  «Вопросы философии», 1989,  № 3.
  39. Петренко В.П. Выборные технологии и общественное сознание. – М.:Монолит, 1996, 330 с.
  40. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии ХХ века. - Москва - Киев: "Рефл-бук", 2000, 352 с.
  41. Почепцов Г. Г. Психологические войны. - Москва - Киев:"Рефл-бук",2000,528 с.
  42. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. – М.: "Рефл-бук", 1998, 496 с.
  43. Пресса и общественное мнение/ Под. ред. Коробейникова В.С. – М.: Центр, 1986, 112 с.
  44. Психология и психоанализ рекламы/ Под. ред. Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2001, 752 с.
  45. Пугачёв В.П. Средства массовой информации в современном политическом процессе // «Вестник МГУ», Серия 12, 1995, № 5.
  46. Райх В. Неспособность к свободе (из книги «Психология фашизма») // «Дружба народов», 1994, № 10.
  47. Рожков И.Я. Реклама: планка для "профи": Реклама в условиях рынка 90-х. М.: Юрайт, 1997, 308 с.
  48. Социальная психология и процессы общественного развития. – М.: Аст-Пресс, 1998, 466 с.
  49. Суханов А.П. Информационная революция: за и против. – М.: 1984, 370 с.
  50. Сухих С. А. Механизмы манипулятивной коммуникации. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, «Теоретическая и прикладная лингвистика. Выпуск 2. Язык и социальная среда», 2000.
  51. Уткин Теория и практика ПР в России. М.: Центр, 1999, 269 с.
  52. Феофанов О. Психологические механизмы рекламы. Психология бизнеса. Хрестоматия. - М., 1998, 634 с.
  53. Фрейд З. Массовая психология и анализ «Я» // Избранное. Кн.1 – М.: Прогресс, 1990, 460 с.
  54. Хаейк Ф.А. Дорога к рабству // «Новый мир», 1991, № 7, № 8.
  55. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы– М.:Алгоритм, 1999, 336 с.
  56. Цуладзе А. Формирование имиджа политика– М.: Алгоритм,1999, 306 с.
  57. Чалдини Р. Психология влияния. – М.: Прогресс, 1998, 272 с.
  58. Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. – М.: Юрайт, 1997,432 с.
  59. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980, 380 с.
  60. Шостром Э.  Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992, 420 с.
  61. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия– М.:Аст-Пресс,1995,538 с.
  62. Юнг К.Г. Психология бессознательного– М.: Прогресс, 1996, 512 с.

 

Источники из интернета

  1. Духонин К. НЛП – технологии – http://www.inkar.ru/^kompanjon/46/33htm
  2. Зазыкин В. Психология воздействия – http://www.rezident.narod.ru/suggest.htm
  3. Кузоро Н.В. Манипуляция общественным мнением через PR-обращения в средствах массовой информации - http://arctogaia.krasu.ru/laboratory/m3/kuzoro.shtm
  4. Купи и убедись сам – http://www.ng.ru/style/1999-11-02/16_buy.html
  5. Лоция Public Relation – http://www.sostav.ru/index/info-base/pr/text_stat.shtml/?pr1-2709
  6. О правовом регулировании рекламы в СМИ –http://www.relga.rsu.ru/n42/jur42_1.htm
  7. Петрова Е. Манипуляция и защита от манипуляции – http://www.aclub.ru/gazeta/petrova1.shtml
  8. Политическая метафора в языке СМИ – http://teneta.rinet.ru/rus/de/denis_yatsutko-polimeta.html
  9. Политическая реклама в России – http://www.polit.spb.ru/edu/nick1.html
  10. Пре6дпосылки манипуляций сознанием –http://masstellin.boom.ru/pr/index.hml
  11. Примеры промывания наших мозгов. Суггестия. - http://www.rezident.narod.ru/samaritj.htm
  12. Психология влияния – http://www.ycnex.nm.ru/materials/m_03.htm
  13. Психология влияния – http://iliko.pips.ru/chaldini.html
  14. PR как он есть – http://pr-rggu.narod.ru/pr.html
  15. Туртапкина Е.А. К вопросу о влиянии средств массовой информации на сознание населения – http://arctogaia.krasu.ru/laboratory/m3/turtapkina.shtm
  16. Шайхитдинова С. Концепции идентичности в телевизионной рекламе – http://www.tartaria.narod.ru/epistol01.html

 

 

Газеты и  журналы.

  1. Новая газета, 12 – 19 марта, 2000 года
  2. Новая газета, 10 – 16 апреля, 2000 года
  3. Новая газета, 14 – 20 августа, 2000 года
  4. Новая газета, 25 – 31 декабря, 2000 года
  5. Общая газета, 10-16 августа, 2000 года
  6. О текущем положении дел в экономике РФ и задачах социально-экономического развития в 2000 году. М., 2000 год.
  7. Профессия – журналист, «Эволюция Путина на ТВ», №1, 2000
  8. Эксперт, 5 июня, 2000 года, с.8

1 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, стр.32-35.

2 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980, с.18.

3 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с. 167.

4 Сухих С. А. Механизмы манипулятивной коммуникации. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, «Теоретическая и прикладная лингвистика. Выпуск 2. Язык и социальная среда», 2000, с.17-18.

5Шостром Э.  Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992, с.17-25.

6 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.63-64.

7 Сухих С. А. Механизмы манипулятивной коммуникации. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, «Теоретическая и прикладная лингвистика. Выпуск 2. Язык и социальная среда», 2000, с.18

8 Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. – М.: "Рефл-бук", 1998, с.241.

9 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с. 174.

10 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с. 174.

11 И.Л.Викентьев "Приемы рекламы и public relations".

12 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.150.

13 Чалдини Р. Психология влияния. – М.: Прогресс, 1998.

14 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с.126.

15 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.153-156.

16 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.153.

17 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.154.

18 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.155.

19 Вайткуне Л. Психотехнические средства буржуазной пропоганды. // «Коммунист», №10, 1984 , с.59.

20 Вайткуне Л. Психотехнические средства буржуазной пропоганды. // «Коммунист», №10, 1984; 59.

21 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.174.

22 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с.125.

23 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с.125.

24Амелин В.Н. Социология политики– М.: Изд-во МГУ, 1992; с.194

25 Социальная психология и процессы общественного развития. – М.: Аст-Пресс, 1998, с. 8.

26 Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973, с. 67.

27 Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. - М., 1996, с. 172.

28 Конецкая В. П. Социология коммуникации. - М., 1997, с. 24-123.

29 Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления– М.: 1971, с. 105.

30 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980, с.136.

31 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000,с.92.

32 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с.93.

33 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980, с. 46.

34 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980, с.50.

35 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с. 44.

36 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с. 88.

37 Амелин В.Н. Социология политики– М.: Изд-во МГУ, 1992, с.14.

38 Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Питер, 1998, с.34.

39 Канетти Э. Масса и власть. – М.: Экономика,1997, с.16.

40 Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Питер, 1998, с.43.

41 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс //  «Вопросы философии», 1989, с. 120.

42 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс //  «Вопросы философии», 1989, с 131.

43 Райх В. Неспособность к свободе (из книги «Психология фашизма») // «Дружба народов», 1994, с.144-145.

44 Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы– М.:Алгоритм, 1999, с. 42.

45 Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы– М.:Алгоритм, 1999, с.125.

46 Гаджиев К.С. Политическая философия– М.: Экономика, 1999, с. 27.

47 Амелин В.Н. Социология политики– М.: Изд-во МГУ, 1992, с.61.

48 Почепцов Г. Г. Психологические войны. - Москва - Киев:"Рефл-бук",2000, с.144.

49 Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М.: Изд-во МГУ, 1999, с.133.

50 Новая газета, 2000, 12 – 19 марта.

51 Общая газета, 2000, 10-16 августа.

52 Тексты обоих сюжетов взяты с официального сайта программы «Вести» - www.vesti.ru

53 текст взят с официального сайта программы «Вести недели» - www.vesti7.ru

54 Профессия – журналист, «Эволюция Путина на ТВ», №1, 2000.




Информация о работе Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием