Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:39, дипломная работа
Имея чрезвычайно сложный мыслительный аппарат, который позволяет нам занимать господствующее положение в мире в качестве вида, мы создали такую сложную быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли. Логика уступает место интуиции, аргументация – внушению. И в этом грандиозном потоке информации, которую уже невозможно контролировать разумом, можно смело сказать, что все мы – легкая добыча для ловких манипуляторов. Впрочем, каждый из нас тоже является своеобразным манипулятором.
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...с. 3
1.Социально-психологические аспекты манипуляции массовым сознанием……..с. 9
Манипуляция. Определение. Концепции…………………………с. 9
Причины манипуляции……………………………………………..с. 15
Мишени манипуляции………………………………………….…..с. 18
Манипулятивные техники……………………………………….…с. 27
Защита от манипуляции……………………………………………с. 39
Практика манипуляции сознанием в политике и СМИ.………………. с. 44
Манипуляция в СМИ……………………………………….……....с. 45
Манипуляция в политике…………………………………………..с. 60
Политизация теленовостей: федеральный и региональный уровень (на примере новостей телекомпаний Россия, REN-TV, ОТВ-Прим, РВК)………………………….…………………………………………….с. 70
Явление героя – федеральный уровень……………………………с. 74
Явление героя – региональный уровень…………………………...с. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………с. 112
И так же необходимо понимать, что мир полон людей, которые заставляют нас сказать «Да» на их требования, предложения, рекламу и приказы. Одну из таких профессий и «представляют» журналисты.
Ведь что мы, по сути, делаем: осознанно (или неосознанно) нажимаем на «кнопки человеческой психики» с известной целью. Конечно, у человека ПОТЕНЦИАЛЬНО всегда есть выбор - подвергаться или не подвергаться воздействию. Но практически этот выбор можно делать только тогда, когда воздействие осознается. Другой вопрос, что многие люди не хотят этого осознавать. И это их право, потому что это ИХ жизнь. Знание доступно всем, ни от кого не закрыто. А что с этим делать - вопрос личного выбора для каждого. И один из самых популярных вариантов выбора: "мне это знание не нужно". Отсюда и преимущественная банальность жизни как таковой. Человек должен сам захотеть научиться обеспечивать собственную, личную информационно-психологическую безопасность, быть постоянно готовым защищать себя и близких ему людей. Нельзя заставить это делать в принудительном порядке.
Природа человеческого сознания заключается в ее дискретности, отсутствии целостности восприятия мира и иллюзиях, порождаемых проекциями или интроекциями. Поэтому манипулятивность выступает как изъян эволюционирующего сознания человечества. Не случайно древние римляне говорили: Humanum est mentiri ‘Человеку свойственно лгать’. Манипулятивность носит относительный характер в зависимости от уровня эволюционной ступени индивидуального сознания человека.
Но при этом есть одно табу. Любая манипуляция должна вестись по правилам. Нарушение правил – это беспринципное использование средств, выходящих за рамки физических возможностей их обнаружения для среднестатистического человека. Например, использование пресловутого 25-го кадра.
Таким образом, можно сделать вывод, что манипулируют все. И журналисты манипулируют своими зрителями и журналистами в свою очередь тоже кто-то манипулирует. Это реалии жизни и от этого никуда не деться. Только при этом существует момент, о котором практически никто не задумывается – как отражается всевозможные манипуляции и внушения на психике людей. Ведь человеческое сознание и тем более подсознание – очень тонкий инструмент для восприятия мира. И никто не знает, к каким последствиям приведет его малейшее изменение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники из интернета
Газеты и журналы.
1 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, стр.32-35.
2 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980, с.18.
3 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с. 167.
4 Сухих С. А. Механизмы манипулятивной коммуникации. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, «Теоретическая и прикладная лингвистика. Выпуск 2. Язык и социальная среда», 2000, с.17-18.
5Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992, с.17-25.
6 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.63-64.
7 Сухих С. А. Механизмы манипулятивной коммуникации. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, «Теоретическая и прикладная лингвистика. Выпуск 2. Язык и социальная среда», 2000, с.18
8 Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. – М.: "Рефл-бук", 1998, с.241.
9 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с. 174.
10 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с. 174.
11 И.Л.Викентьев "Приемы рекламы и public relations".
12 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.150.
13 Чалдини Р. Психология влияния. – М.: Прогресс, 1998.
14 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с.126.
15 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.153-156.
16 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.153.
17 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.154.
18 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.155.
19 Вайткуне Л. Психотехнические средства буржуазной пропоганды. // «Коммунист», №10, 1984 , с.59.
20 Вайткуне Л. Психотехнические средства буржуазной пропоганды. // «Коммунист», №10, 1984; 59.
21 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с.174.
22 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с.125.
23 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с.125.
24Амелин В.Н. Социология политики– М.: Изд-во МГУ, 1992; с.194
25 Социальная психология и процессы общественного развития. – М.: Аст-Пресс, 1998, с. 8.
26 Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973, с. 67.
27 Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. - М., 1996, с. 172.
28 Конецкая В. П. Социология коммуникации. - М., 1997, с. 24-123.
29 Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления– М.: 1971, с. 105.
30 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980, с.136.
31 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000,с.92.
32 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с.93.
33 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980, с. 46.
34 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980, с.50.
35 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000, с. 44.
36 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М.: Изд-во МГУ, 1996, с. 88.
37 Амелин В.Н. Социология политики– М.: Изд-во МГУ, 1992, с.14.
38 Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Питер, 1998, с.34.
39 Канетти Э. Масса и власть. – М.: Экономика,1997, с.16.
40 Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Питер, 1998, с.43.
41 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // «Вопросы философии», 1989, с. 120.
42 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // «Вопросы философии», 1989, с 131.
43 Райх В. Неспособность к свободе (из книги «Психология фашизма») // «Дружба народов», 1994, с.144-145.
44 Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы– М.:Алгоритм, 1999, с. 42.
45 Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы– М.:Алгоритм, 1999, с.125.
46 Гаджиев К.С. Политическая философия– М.: Экономика, 1999, с. 27.
47 Амелин В.Н. Социология политики– М.: Изд-во МГУ, 1992, с.61.
48 Почепцов Г. Г. Психологические войны. - Москва - Киев:"Рефл-бук",2000, с.144.
49 Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М.: Изд-во МГУ, 1999, с.133.
50 Новая газета, 2000, 12 – 19 марта.
51 Общая газета, 2000, 10-16 августа.
52 Тексты обоих сюжетов взяты с официального сайта программы «Вести» - www.vesti.ru
53 текст взят с официального сайта программы «Вести недели» - www.vesti7.ru
54 Профессия – журналист, «Эволюция Путина на ТВ», №1, 2000.
Информация о работе Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием