Стилистическое использование переносных значений слов в современной публицистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является рассмотрение и описание особенностей переносных значений слов как части образного языка современных газетных публикаций.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1.изучить лингвистические источники по теме;
2.рассмотреть функционально-стилистические особенности газетной публицистики;

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Восточная экономико-юридическая гуманитарная

Академия ( Академия ВЭГУ ) 
 

Специальность журналистика 
 

Бахтыгареева  Диана Маратовна 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 

Стилистическое  использование переносных значений слов в современной публицистике 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:                                                                   Дронова Н. Н.

Кандидат филологических

наук, доцент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2011 г.

     Введение 

     Тема  данной курсовой работы «Стилистическое использование переносных значений слов в современной публицистике». Актуальность выбранной темы обусловлена особой ролью  СМИ в современном обществе. В настоящее время на территории Российской Федерации издается огромное количество  весьма разнообразных по своей тематике и содержанию. Особая специфика газет в том, что они оказывают известное влияние на мнения людей, оставляют то или иное впечатление, что достигается за счет эмоциональности суждений, экспрессивности оценок, использования различных средств речевой выразительности, в частности, метафоры. Все это позволяет журналистам писать газетные статьи живым, ярким, образным языком, вследствие чего публицистика приобретает все большую популярность. В настоящее время образности языка публицистики посвящается все больше научных статей.

     Целью настоящего исследования является рассмотрение и описание особенностей переносных значений слов как части образного языка современных газетных публикаций. 

     В связи с этим поставлены следующие задачи:

    1.изучить лингвистические  источники по теме;

    2.рассмотреть функционально-стилистические особенности газетной публицистики;

    3.описать средства речевой выразительности характерные для  публицистического стиля;

    4.выявить специфику переносных значений слов;

    5.провести анализ многозначных слов в газетных текстах;

    6.определить особенности употребления многозначных слов в языке газет.

     Источником  исследования являются газеты за 2012гг. («Комсомольская правда» («КП»), «Коммерсантъ» («Ъ»), «Аргументы и факты".

    Методы  исследования:

    1.Стилистический анализ многозначных слов

    2.Структурный анализ метафоры как лексико-грамматической конструкции.

    3.Когнитивный анализ метафор.

    4.Исследование интересно также тем, что содержит материал, иллюстрирующий употребление метафоры в общественно-политической и лексике.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Часть 1. Публицистический стиль  

     В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском  языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорно-обиходный. Каждый функциональный стиль речи имеет свои типичные черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые и реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.

     Газетно-публицистический стиль самый сложный и разветвленный функциональный стиль русского языка с многочисленными переходными (межстилевыми) явлениями. Он функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.

     Принципиальные  отличия публицистики от  художественной литературы состоят в ориентации на мысль, факт, документ, эстетически преображаемые. Художественная же литература создает вымышленный мир, обобщая, типизируя реальность и передавая ее в конкретных, чувственных образах. Хотя в обоих родах литературы есть много общего, не менее важно учитывать принципиальное различие, - прежде всего, различный подход к действительности, разный вид обобщения.

     Художник  создает типические образы через  изображение конкретного. Журналист  исследует типы, общие проблемы, конкретное и индивидуальное имеют  для него второстепенное значение. Позиция журналиста - позиция человека наблюдающего, размышляющего, оценивающего.

     Писатель, изображая действительность, выражает свои симпатии и антипатии косвенно, посредством созданных им картин. Публицист же прямо и открыто  убеждает, агитирует, пропагандирует, высказывает свою точку зрения.

     Различный подход к действительности обуславливает  и разные функции языка, слова  в художественной литературе и публицистике, формирование разных систем языковой и речевой выразительности, разных приемов воплощения замысла.

     Таким образом, публицистика - словесное искусство  особого рода, своеобразное по форме, методу подхода к действительности, средствами воздействия. 

     Жанры публицистики

     Публицистический  стиль реализуется в разных жанрах. Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками (жанрообразующими факторами). Жанр всегда представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет всегда принадлежит содержанию, идее.

     Выделяют 3 группы газетных жанров:

     Информационные (заметка, интервью, отчет, репортаж и др.) Их объединяет событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и нацелены на оперативное сообщение фактов, событий. Главный признак информационных жанров - новизна.

     Аналитические (статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение и др.) Их объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов проводится анализ-синтез действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

     Художественно-публицистические (зарисовка, беседа, исповедь, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма и др.).  Им свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

     Таким образом, информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность.

     В газете основную часть публикаций составляют тексты информационных жанров, меньше - аналитических жанров и еще меньше - художественно-публицистических жанров.

     Каждый  жанр – это определенный способ организации речи, определенная речевая форма, в которой большую роль играет образ автора, его отношение к действительности.

     В передовой статье журналист выступает  как представитель коллектива, организации, союза и т.д. Здесь создается своеобразный коллективный образ автора. Более индивидуализирован, конкретен  образ  автора в очерке, весьма специфичен в фельетоне. Очень слабо «авторское я» выражено в заметке. Для стиля заметки характерна устремленность на сообщение.  Репортаж дает читателю наглядное представление о событии. Автором репортажа может быть только человек, наблюдавший  событие. Отсюда – возможность и необходимость авторской оценки происходящего, личного отношения к изображаемым событиям. В очерке факт, событие воспроизводится и служит поводом для авторских размышлений, обобщений, постановки  проблем. Фельетон от других жанров отличает сатирическое отражение действительности. Сатиру определяет и используемые речевые средства (гипербола, каламбур, стилевой контраст, фразеология).

     Авторская мысль, образ автора – это центр, к которому сходятся и которыми определяются все главные черты стиля автора.  Таким образом, автор играет самую значимую роль в формировании публицистической картины мира,  выявления характера ее речи,  формирования газетно-публицистических жанров.

     Отсюда  появляется особый характер публицистических текстов:

      Субъективная окрашенность. Палитра авторских чувств, красок варьируется  от сухого перечисления фактов до пафоса и патетики. 

     - Исповедальность. Автор высказывает свои мысли и чувства.

     - Документальность Для публициста характерны динамизм, сиюминутность восприятия. Автор стремится  зафиксировать сегодняшний день, событие, новость.

     - Объективность. Автор стремится расширить фонд знаний, повлиять на формирование мнений и выразить установки той социальной группы, которую он представляет.

     - Социальность. Задача автора заключается в соотнесении реальностей с социальными интересами и целями определенных групп.

     В жанрах современной публицистики отмечается усиливающаяся личностная авторская тенденция. Личностная тенденция и тенденция к усилению информативности обусловливают активный процесс формирования новых жанров. Для современного периода характерна нивелировка чисто информационных жанров, развитие жанров аналитического типа (проблемные статьи, мнение экспертов, журналистские расследования, ответы на вопросы, рекомендации и предложения), а также расширение в составе газеты объема текстов развлекательного характера (кроссворды, анекдоты, гороскопы и т.д.). Наряду с рекламой, данные жанры характерны не только для газет, ориентированных на «легкое» чтение, но и для серьезных информационно-аналитических изданий. Но в тоже время исследователи отмечают и исчезновение отдельных жанров. В прессе процветают криминальные темы: насилие, разврат, убийства и т.п. Из журналистики исчезают составляющие жанры: очерк, фельетон, репортаж. Происходит сужение жанров до заметок, расширенных заметок и интервью. Теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, однако журналисту важно разбираться в специфике видов и жанров публицистики.

     Функционально-стилистические особенности 

     газетно-публицистического стиля

     Среди функций публицистики традиционно выделяются следующие:

     информационная (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях);

     комментарийно-оценочная (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);

     популяризаторская (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, публицистика способствует пополнению фонда знаний своих читателей);

     воздействующая (не  случайно СМИ называют «четвертой властью»: их влияние на взгляды людей очевидно).

     Но  основными функциями публицистики являются воздействующая и информационная.

     Информационная  функция. Информационная функция обуславливает употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая. Это связано с тем, что главный интерес публицистики – общественно-политические проблемы. Главный критерий употребления, отбора речевых средств - общедоступность. Исключаются языковые средства, не обладающие этим качеством: узкоспециальные слова и выражения, диалектизмы, арготизмы и др.  - все, что может вызвать затруднения в понимании сообщения. Общедоступность лексики  обусловлена обращенностью публицистики к широкой и разнородной аудитории.

     Газета  призвана просвещать массы, что обусловлено  информационными ее задачами. Таким  образом, газета выполняет и популяризаторскую функцию – сообщения о новых научных открытиях, общественных проблемах, политической ситуации и т.п. Отсюда обращение газеты к средствам научной речи, проявляющиеся не только в научных статьях, но и в статьях, посвященным политическим, социально-экономическим и др. вопросам.

     Функция воздействия (экспрессивная функция), важнейшая для газетно-публицистического стиля, продиктована предназначением газеты: информируя, выражать определенную общественную (партийную, индивидуальную) позицию и убеждать читателя в ее истинности. Экспрессивная функция газеты, обусловленная ее пропагандистской направленностью, вызывает, прежде всего, открытую оценочность речи. Предмет публицистики – жизнь в обществе, политика, экономика – касается каждого человека. А где есть интерес -  необходима оценка происходящего. Публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение. По сравнению с другими функциональными стилями доля средств и способов достижения экспрессивности оказывается в публицистической речи весьма высокой. Публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности. Экспрессивно значимыми в публицистике оказываются все языковые средства. Стилистическое мастерство журналиста и состоит в том, чтобы выбрать наилучшие в данном контексте языковые средства воздействия на читателя.

Информация о работе Стилистическое использование переносных значений слов в современной публицистике