Печатные СМИ в региональном информационном пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 110.55 Кб (Скачать)

При том, что на территории Омской области живут представители нескольких десятков национальностей, различных религиозных концессий, печатные СМИ соблюдают своеобразный кодекс чести, проявляют такт, терпимость, благодаря этому на протяжении многих лет удается избегать публикации материалов, способствующих разжиганию межнациональной и религиозной розни. Региональной общественно-политической печатью подвергаются критике только взгляды представителей разнообразных сект и внедряемых миссионерами с Запада течений, распространение которых, по мнению прессы, может отрицательным образом сказаться на духовном климате ретона.

С одной стороны, как качественные, так и массовые издания под влиянием учредителей способны манипулировать сознанием читателей, вводить их в заблуждение, показывая действия тех или иных субъектов политики и экономики в выгодном для них свете. С другой стороны, менеджеры печатных СМИ отчетливо осознают, что перспектива у беззубых, «амёбо-подобных» газет - неуклонное падение интереса читателей и вследствие этого - снижение тиража. В рыночных условиях региональная печать сохраняет многие свойства гибкой системы, оперативно реагирующей на происходящие в обществе изменения.

Насколько полно в информационном пространстве отражается реальное и политическое пространство? Нельзя не отметить, что власти регионов прилагают усилия, направленные на формирование единого информационного пространства как условия социально-экономической стабилизации общественно-политической жизни, создают условия для обеспечения большей открытости подразделений исполнительной и представительной власти для общества.

Масс-медиа в регионах динамично развиваются. Журналистами внимательно изучаются предпочтения читателей, в зависимости от которых варьируется и расширяется тематическая направленность СМИ, более разнообразным становится оформление изданий. Чтобы расширить аудиторию, редакции печатных изданий выпускают приложения, целевые полосы для различных категорий читателей.

В то же время СМИ в недостаточной степени выполняют свою функцию канала коммуникации, пренебрегают необходимостью аккумулирования и агрегации структурированных интересов. Печатные издания крайне редко представляют различные точки зрения, мнения о жизненно важных проблемах. Неспособные преодолеть в ряде случаев ограничения в доступе к общественно значимой информации, СМИ не обеспечивают гражданам в полной мере возможность получения необходимой для выработки мнений и принятия решений разносторонней, объективной информации обо всех сферах жизни, вызывающих их интерес.

Поиск оптимальной модели взаимоотношений власти, политики, журналистики и общества не завершен. Пока они не отрегулированы, вероятны искажения в отражении реального, политического пространства в информационном.

 

Как СМИ формирует общественное мнение

Средства массовой информации являются достаточно мощным инструментом в руках всех - от политиков до политтехнологов. Не секрет, что именно СМИ формируют общественное мнение на те или иные события. Споры о том, что СМИ, якобы не оказывают особого влияние на мысли и ощущения людей, беспочвенны, т.к. к средствам массовой информации относятся не только телевидение и печать, но и столь популярный сегодня интернет, где многие черпают информацию.

Под понятием «общественное мнение» подразумевают целую совокупность различных суждений, а также оценок ситуации и определенных действий тех или иных официальных и неофициальных лиц[10]. Причем такие взгляды легко могут поддаваться влиянию извне. Это можно увидеть на примерах информационных войн, которые регулярно развиваются в мире.

Основное внимание общественности обычно приковано к ряду институтов, которые формируют общественное мнение - это государство, церковь и т.д. СМИ обычно относят к четвертой власти, и это неспроста. Связано такое положение с тем, что средства массовой информации вполне способны поконкурировать за популярность с ними.

Средства массовой информации оказывают определенное внимание на умы. И связано это с их массированностью, а также тем, что для подтверждения той или иной точки зрения, они регулярно привлекают экспертов. Правда, просматривая новостные сюжеты или читая аналитику, немногие задумываются в том, какую сторону в споре поддерживает эксперты. Ведь абсолютно беспристрастных людей не бывает. В результате у человека начинает формироваться определенная точка зрения, подтвержденная научными данными, статистикой и прочими достоверными источниками. Но в любом случае она не будет нейтральной[11].

Используя грамотно влияние СМИ на умы человечества, можно проводить целые PR-компании, которые будут довольно успешными. Истории известны случаи, когда на фоне пропаганды и рекламы одного человека, страны и т.д. происходило полное переосмысление информации, начинались братские войны и т.д. 

Формирование общественного мнения зависит и от того, каким образом преподносят обществу событие. Например, если это делает журналист, заслуживающий уважения и давно доказавший свою компетенцию, к его словам прислушаются[12]. А вот озвученные серьезные слова и факты из уст человека, который часто мелькает на экране, но к нему нет доверия, будут попросту не услышанными.

Мода на определенные СМИ также вносит свои коррективы на формирование общественного мнения. Так, например, еще 20 лет назад модным источником считалось телевидение, словам дикторов доверяли больше, чем печатному слову. Теперь же и телевизор вышел из доверия, а его заменил интернет. Ведь в сети можно и видеоролики посмотреть, и статьи почитать, и обзоры, а также с аналитикой познакомиться. 

Сегодня влияние СМИ на умы общества доказано и активно используется специалистами по нейролингвистическому программированию. Они подбирают картинку, текст и звук так, чтобы все это максимально соответствовали их целям. В результате человек неосознанно начинает поддаваться этому воздействию и создает у себя в голове ту или иную картину мира и развития событий.

 

1.4 Анализ нормативно- правовой базы, регулирующей деятельность печатных СМИ

 

Федеральный закон от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "Закон о средствах массовой информации" . В 2001 внесены поправки: форма собственности российских СМИ – иностранные граждане могут владеть не более 50% СМИ. Для сравнения, в США – 25%.

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Определены и иные понятия, используемые в Законе.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.

За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. Предусмотрены основания освобождения от ответственности.

15 марта, была создана рабочая  группа Общественной палаты РФ  для подготовки нового законопроекта "О СМИ". Ей придется "переписать  законопроект с первой до последней  строчки, уточнив понятия и правильно  расставив их, скоординировать его  с европейской конвенцией и  российским гражданским законодательством", заявил глава президентского  совета по развитию институтов  гражданского общества и правам  человека Михаил Федотов. Как  пишет газета "Коммерсантъ", поводом к этому стал принятый Госдумой в первом чтении аналогичный законопроект председателя комитета по информационной политике Валерия Комиссарова ("Единая Россия"). Медиасообщество восприняло этот проект отрицательно. Вчера в ОП в рамках общественной экспертизы проект Комиссарова обсуждался представителями СМИ и медиаэкспертами. Большинство участников дискуссии признали, что "закон может стать инструментом в борьбе с инакомыслящими СМИ, топором в руках региональной власти". Глава комиссии ОП по СМИ Павел Гусев считает, что закон "даст возможность властям использовать Интернет в политических целях"и станет "одним из элементов борьбы со свободой слова, со СМИ". По его мнению, авторы документа приготовили "невкусную, пережаренную и некрасивую яичницу". "Сырой, непродуманный документ. Такой закон будет вредить СМИ, потому что он противоречив даже в понятиях", - сказал Гусев. Задача рабочей группы, по его словам, - "подготовить новый закон "О СМИ" и объяснить президенту, почему надо забыть про проект Комиссарова". Напомним, что проект Комиссарова, в частности, предполагает ужесточение порядка выдачи СМИ лицензий. Кроме того, любой интернет-сайт может быть приравнен к СМИ и привлечен к ответственности за несоблюдение ограничений[13]

 

Путин на медиафоруме высказался о СМИ

Президент России Владимир Путин принял участие в медиафоруме «Правда и справедливость», который сейчас проходит в Петербурге. В ходе пленарного заседания медиафорума ОНФ Владимир Путин обсудил с журналистами и блогерами различные вопросы — пожары в Хакасии, зарплату высокопоставленных чиновников, необходимость увеличения рекламной доли в СМИ, поддержку прессы со стороны Общероссийского Народного Фронта и многие другие. Я собрала самые главные высказывания Президента о будущем независимых медиа в России.

«Я РЕДКО СМОТРЮ ТЕЛЕВИЗОР, НО КОГДА СЛУЧАЕТСЯ, И РЕКЛАМА ВСЕ ПРЕРЫВАЕТ, ТО ДАЖЕ НЕ БУДУ ПРОИЗНОСИТЬ ВСЛУХ, ЧТО Я ОБ ЭТОМ ДУМАЮ»

Одна из участниц медиафорума сетовала на падение рекламного рынка и негативных последствиях этого падения для СМИ. Девушка предположила, что нужно компенсировать и наращивать рекламу, но на нее разрешено выделять только час эфирного времени. «Можно поднять эту норму?», — поинтересовалась она у президента. Путин пообещал подумать над проблемой и подчеркнул, что рекламой в СМИ важно не злоупотреблять:  «Хочется, чтобы печатные издания были не чисто рекламными, а несли для общества полезную информацию.

 «ОТ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТОВ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ МИЛЛИОНОВ ГРАЖДАН РФ»

Путин особое внимание уделил важности журналистской профессии. Именно работу журналиста Президент называет реальным инструментом улучшения жизни общества: «Это реальный способ строительства подлинно демократического общества».

«СРЕДСТВА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖКУ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОДКОНТРОЛЬНЫ ОБЩЕСТВУ. ЭТА ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ПРОЗРАЧНОЙ»

На заседании Президент подчеркнул, что средства, выделяемые на поддержку средств массовой информации, должны быть всецело подконтрольны обществу.

«НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ ПЕЧАТНЫЕ СМИ. ОСОБЕННО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ, ОНИ ПОЛЬЗУЮТСЯ ЭТОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ПО ТРАДИЦИИ»

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Нижегородской области Татьяна Метелкина обратилась к президенту с просьбой рассмотреть возможность возврата льгот по выплате единого социального налога для компаний, выпускающих полиграфическую продукцию. «Посмотрим, потому что если делать, то делать это сейчас», — сказал президент, добавив, что начинается подготовка бюджета на следующий год.[14]

 

2 Анализ развития печатных СМИ  в Оренбургской области

 

2.1 История развития печатных СМИ Оренбурга

 

По состоянию на 30 апреля 2015 года в Оренбургской области по данным территориального управления Роскомнадзора зарегистрировано 339 средств массовой информации. В том числе печатных изданий – 193, из них 141 газета, 48 журналов, три сборника и один альманах; электронных изданий - 144, из них 43 телепрограммы, 16 радиопрограмм, 32 телеканала, 52 радиоканала, одно электронное периодическое издание и два информационных агентства.

Информация о работе Печатные СМИ в региональном информационном пространстве