Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 14:52, курсовая работа
Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.
Журналы
Журнал (фр. journal) - печатное периодическое издание.
Журнал как и газета, является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций [4]
К Маркс отмечал, что журнал имеет перед газетой преимущество. И говорил, «он позволяет рассматривать события в более широком плане и останавливаться только на наиболее важном. [5]
С появлением технологий компьютерной верстки и распространением коммерческих типографий с возможностью полноценной печати в России конца XX начала XXI века, журналы стали основным реклама носителем для товаров класса «премиум» и «лакшери». Как правило, адресованы строго определенным группам читателей и являются либо мировыми и общероссийскими изданиями, либо рекламными каталогами. В России практически не существует не рекламных глянцевых журналов местного происхождения. [6]
Журналы, как и газеты, различаются на несколько типов:
· по периодичности - не бывает ежедневных журналов, только еженедельные и ежемесячные, а также выходящие раз в два месяца;
· по формату;
· по тематике;
· по характеру подачи информации; [7]
Особенности газет
Постоянство - они могут храниться долгое время (например, в библиотеках) и их информацию можно прочесть в любое время в течение длительного периода времени;
Незначительная оперативность - многие новости, появляющиеся на полосах газет, уже оказываются устаревшими;
Мобильность - газету можно читать как дома, так и в любом другом месте;
Особенности журналов
Из-за того, что журналы выходят
в свет реже, чем газеты, они
отличаются низкой
Взаимоотношение прессы и аудитории
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).
Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.
Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем “репертуаром” сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер “извлечения” (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.
Во-вторых, можно пользоваться возможностями “отложенного чтения" - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).
Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к “извлечению" информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.
Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.
Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране. [8]
Характеристика СМИ
СМИ - это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
СМИ - это совокупность таких субъектов журналисткой деятельности, как:
· Печать: Газеты, Журналы, альманахи, сборники, бюллетени
· Телерадиовещание: Радио, Телевидение, кинопрограммы, видеопрограммы
· Интернет: Интернет-Издания, Блогосфера
· Цифровые издания: издания на компакт-диске
· Информационные Агентства
Каждое из этих средств массовой информации обладает своими особенностями в области производства и подачи информации.
Подробней я рассматривала печатные СМИ.
Печатные СМИ
По времени выхода газетно-журнальных изданий и их периодичности печатные СМИ делятся на:
- ежедневные газеты;
- еженедельные газеты и журналы;
- ежемесячные журналы.
С точки зрения РR-воздействия ежедневные газеты эффективны для представления целевым аудиториям оперативных информационных сообщений, еженедельные газеты и журналы - для аналитических и публицистических материалов. Ежемесячные журналы требуют еще большей основательности и глубины анализа, лучшего иллюстративного материала.
Другое основание для классификации изданий - территория выхода и распространения. Здесь выделяются следующие типы изданий:
- центральные, общенациональные (федеральные);
- республиканские;
- областные;
- краевые;
- городские;
- районные;
- ведомственные. [9]
Выбор издания для PR-кампании по данной классификации определяется масштабами кампании. Так, PR -кампании по выборам президента РФ требуют привлечения в основном центральных изданий, PR -кампании по выборам мэра, губернатора - региональных СМИ.
При составлении различных медиа-карт имеет смысл классифицировать СМИ и по другим показателям - целевым группам и интересам читателей, например,:
-женские;
- семейные;
- медицинские;
-аналитические;
-новостные и так далее.
Роль средств массовой информации в формировании информационного пространства
В 90-е годы XX века в жизни России проявились центробежные тенденции. Государством были заключены договоры с субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Органы местного самоуправления крупных городов стали претендовать на более высокую степень самостоятельности в отношениях с субъектами Федерации. Наблюдались сбои в действии механизма «вертикали власти».
Вследствие неурегулированности отношений между властью, политикой, журналистикой и обществом отражение реальных, политических процессов в информационном пространстве становилось все более поверхностным, во многих случаях искажалось. В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» отмечена низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики. Устойчива такая тенденция, как недоверие «потребителей» к институту СМИ, снижение эффективности конструктивного, мобилизующего воздействия журналистики на массовое сознание, так как масс-медиа ангажированы олигархической и политической элитой, отдалены от реальной жизни гражданского общества.
Действительно, немалая часть СМИ способствует распространению в обществе разобщенности, безразличия к социальным процессам. В какой степени реальное, политическое пространство отражается в информационном пространстве, которое представляет собой совокупность результатов взаимодействий, взаимоотношений, связанных с интересами людей и влиянием на сознание и ограниченных информационной сферой?
Реальное пространство региона - форма сосуществования разнообразных процессов, взаимодействий, происходящих в различных сферах жизни региона (социально-экономической, общественно-политической, культурной и др.), участниками которых являются различные социальные институты (государство, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и движения, субъекты экономики и др., а также отдельные граждане и группы людей).
Реальное пространство имеет объективный характер. Как нечто общее для жителей региона, реальное пространство является условием общения, объединяющим началом.
Политическое пространство региона - это форма одновременного существования во всем многообразии процессов, субъектов и объектов политики - государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления, партий, групп интересов, СМИ, а также граждан, действия которых направлены как на сохранение или завоевание государственной власти, так и на отстаивание различных интересов, оказание влияния на властные структуры. В политическом пространстве региона значим любой вопрос, возникающий в общественной жизни и касающийся интересов социальных групп, если для его решения необходимо участие государства, региональных органов государственной власти, других государственных или общественно-политических институтов. В политическом пространстве региона представлено множество различных интересов, происходит их взаимодействие-столкновение, объединение. На основе интересов и потребностей общественных групп создаются политические организации, в их числе и журналистские, рассчитывающие на активное участие в политической деятельности - избирательных кампаниях, деятельности политических партий, работе в исполнительных и законодательных органах власти регионов.
Рассматривая конкретные взаимодействия, наблюдаемые в общественной жизни, СМИ берут на себя ответственность за обработку и распространение разносторонней информации. Политическое пространство тем насыщеннее, гармоничнее, чем больше возможностей у журналистов в процессе исследования явлений, происходящих в реальном пространстве, высказать несовпадающие мнения о направлениях и путях достижения целей различными субъектами политики. Деятельность журналистики может отражать объективно реальное и политическое пространство и быть полезной для общества, если выполнение ее функций по отношению к частям аудитории, отличающимся по социально-демографическим характеристикам, социально-политическим пристрастиям, интересам, взято на себя значительной совокупностью СМИ.
Информационное пространство региона складывается на различных этапах истории, оно регулярно меняется в соответствии с переменами, происходящими в социально-политической, экономической, культурной и иных сферах жизни, с развитием технических возможностей средств массовой коммуникации. Информационное пространство региона может считаться сформированным, если:
- учредителями
широко используются
- каждому социальному
институту или гражданину
- на рынке масс-медиа
созданы возможности для того,
чтобы отдельный гражданин мог
получить необходимые для
Развертывание системы СМИ в регионе создает условия для эффективного функционирования информационного пространства, чтобы «потребитель», даже если он ориентируется на один источник сообщений, мог бы получить всю сумму сведений и мнений общественно-политических сил, которым масс-медиа гарантируют взаимодействие в интересах поиска общеприемлемых подходов к решению рассматриваемых вопросов. Так или иначе аудитория нуждается в информации, объединяющей частное и общее в целях достижения социального партнерства.
Субъект политики, контролирующий СМИ и заинтересованный в дозированной подаче информации о том или ином событии, конфликте, явлении, оценивает степень информированности гражданина иначе, чем объект политики, который рассчитывает на то, что масс-медиа предоставят ему сведения о факте или фактах в полном объеме, ознакомят его с различными мнениями об актуальной проблеме жизни, чтобы он мог осознанно определить собственную позицию. Оценивая состояние информационного пространства региона, следует вести речь о возможности для каждого не просто быть информированным, а осведомленным обо всей совокупности точек зрения, мнений, позиций относительно той или иной темы, проблемы, исключающей возможность введения гражданина субъектами политики или СМИ в заблуждение.
Информация о работе Печатные СМИ в региональном информационном пространстве