Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:43, реферат
С средствами массовой информации общество сталкивается ежедневно (газеты, журналы, радио ТВ) , каждое из них формирует то или иное мнение. Но меня привлекло телевидение и поэтому я хотел бы более подробнее рассмотреть его влияние на общество. Телевидение обладает большим преимуществом: оно доступно, привлекает свое внимание наличием звука, видеоизображением, оперативностью, массовостью.
1. Введение.
2. Формирование общественного мнения в СМИ.
а. Общая характеристика СМИ.
б. Взаимодействие СМИ.
3. Телевидение как механизм социального контроля.
Заключение.
Список литературы.
Гербер Шиллер, автор таких известных трудов, как " Массовые средства информации и американская империя " (1973) , " Средства массовой информации и культурное господство " (1976) , также рассматривает американские СМИ как средства манипулятивного воздействия, направленного на поддержание и сохранения статус-кво. " Содержание и форма средств массовой информации Америки - утверждает Шиллер, - мифы и средства их передачи полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении, а это, несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие. Именно такого состояния индивида и стремится добиться СМИ и вся система в целом, так как пассивность " гарантирует сохранение статус-кво " (Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. с. 47) . Концепции " статус-кво " придерживаются ученые Анненберской школы ( Анненберская школа коммуникаций была создана при Пенсивальском университете в 1959г. С целью изучения СМИ. Ученые Анненберской школы под руководством профессора Джардджа Гербнер внесли значительный вклад в развитие теоретического базиса куманикативистики, а также провели серии уникальных исследований по программам " Профиль насилия " и " Культурные индикаторы ",) которые в ряде работ раскрыли системную сущность телевидения как одного из средств сохранения целостности сложившихся общественных отношений и структур. " Телевидение - это главное культурное оружие американского общества, - писал Гербнер и Гросс в 1976г. - это средство установления порядка, способствующее расширению и укреплению, а не изменению, ослаблению или угрозам уничтожения общепринятых концепций, верований и форм поведения. Его главной социальной функцией является распространение и стабилизация социальных моделей и культивизация не изменений, а сопротивления им ". Сравнивая теорию " статус-кво " и концепцию Дж. Оруэлла, У. Шрвамм приходит к выводу, что истина, как всегда находится где - то посередине, вероятней, немного ближе к теории " статус-кво".
Хотелось бы
отметить, что эти концепции позволяют
зафиксировать связь между
Однако такая
биполярность подходов в анализе
влияния СМИ на население вряд
ли может удовлетворить
Значительный вклад в изучение механизмов воздействия на общественное сознание внесли ученые Анненберской школы, осуществившие под руководством Дж. Гербнера большую серию исследований содержания телевизионных передач и воздействия телевизионных образов на аудиторию. Ими была предложена модель влияние телевидения, основанная на концепции символического интеракционизма. Центральная ее идея состоит в том, что телевидение создает символический образ реальности, который, в свою очередь, и формирует восприятия жизненного пространства индивидом. В прежние времена эту функцию выполняли мифология, фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы символической социализации и контроля. В нашу эпоху такую миссию стало выполнять телевидение.
Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется миллионами телезрителей " в шаблонных капсулах, содержащих продукцию массового производства информации и развлечений". И таких " капсул " - телевизионных сюжетов и образов, сообщаемых идей - складывается особый символический мир, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия (хотя и необязательно и соглашения) между большими и разнородными группами людей. Этот мир обусловливает образ мышления, чувств и поведения не индивидуумов, а масс в целом. Исходя из этих посылок, ученые Анненберской школы проводят исследование системы телевизионных сюжетов и образов, используя метод контентанализа.
Осмысляя данные своих исследований, Дж. Гербнер и Л. Гросс пришли к выводу, что " телевидение, как и любой иной мифический мир, представляет собой выборочную и функциональную систему сообщаемых идей ".
Так, основное место
в " телевизионном мире ", как
показали результаты контент - анализа,
занимают представители средних
и высших слоев, люди с престижными
профессиями и хорошим
Ученые также констатировали, что " главное направление ", культивируемое телевидением, имеет свои вполне определенные политические характеристики - позиция середины, умеренного нейтралитета и невмешательства в идеологические конфронтации между радикалами и консерваторами. Такая позиция, привлекающая к себе большую часть зрителей, по мнению авторов, формируется и под воздействием императивов массового рыночного спроса. Важнейшей пружиной телевизионного бизнеса является ставка на среднего деидеологизированного массового зрителя, настроенного, как правило, на консервативный лад и поэтому способного легко усваивать любые внушаемые телеконцепции. Но поскольку для телебизнеса главной задачей является мобилизация масс потребителей создаваемой продукции, избирается и соответствующая позиция, допускающая как консервативную, так и псевдолиберальную идеологию. Эту систему политических ориентаций Дж. Гербнер называет " коммерческим популизмом ".
Оценивая результаты исследований Анненберской школы, можно сказать, что это была одна из первых попыток объединить разработку теории влияния телевидения на процессы социального контроля с детальным изучением содержания массовой коммуникации и измерением эффектов их воздействия на уровне индивидуального восприятия.
Одним из механизмов манипулирования общественным сознанием, который использует телевидение, является привлечение внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена телевидением, становится достоянием общественного внимания. Телевидение выступает как бы основным " проблематизатором " общества. Но информационная картина мира, созданная новостными и информационно - аналитическими телевизионными программами, показывают как данность ту картину, которую зафиксировали телевизионные операторы и " препарировали " журналисты, аналитики, эксперты. И эта картина не обязательно адекватна реальности.
Несоответствие между реальным и " телевизионным " мирами проявляется наглядно в освещении, например, темы преступности и насилия в программах американского телевидения. Хорошо известно, например, что насилия и преступления составляют значительную часть телевизионного эфира. Однако изображение преступлений на телевидении не соответствует реальной статистики преступлений. В телепередачах большее место занимают преступления против человека, в обществе - преступления против собственности. В телепередачах преступления, по меньшей мере, в 10 раз более распространены, чем в реальной жизни.
Явный " перекос " существует и в социально - демографическом составе преступников. В телепередачах среди преступников преобладают белые мужчины из среднего класса в возрасте от 30 до 40 лет, треть из которых является специалистами высокого класса или занята интеллектуальным трудам. В обществе преступники распределены более равномерно между социальными классами.
Мотивами у трех четвертых " телевизионных преступников " выступают жадность, месть или проблемы психологического характера. Мотивы преступления редко анализируются в контексте сложных социальных процессов или как результат противоречий социальной структуры. Телевидение показывает в основном процесс расследования, преследования и ареста. Преступник в " телевизионном мире " почти всегда бывает задержан и наказан, в отличие от реального мира, где уровень раскрываемости преступлений и совершения правосудия низок. Обвинения, предъявление исков, судебные процедуры и вынесение приговора практически не рассматривается.
Х. Тейлор и Т. Дозьер изучили американские телевизионные передачи за период с 1950 по 1976 г. Особенно их интересовали передачи, в которых лица, вершащие правосудие, были изображены как герои. В ходе их анализа и в ходе последующего анализа, сделанного Р. Стаплсом и Т. Джоннсом, были выявлены некоторые интересные моменты.
Например, начиная с 1965 г. в качестве стражей правопорядка чаще всего фигурировали мужчины с черным цветом кожи. Черный супергерой имел определенный набор черт характера: очень мужественный, вспыльчивый, агрессивный, грубый, резкий, яркая личность, житейски мудрый, простодушный, вызывающий доверие и симпатию. Авторы считают, что телевидение слишком идеализирует, пропагандирует этого героя как модель подражания для черных подростков. Делается это с той целью, чтобы подростки представляли себе работу в полиции как возможность сделать хорошую карьеру.
Телевидение оправдывает и легитимизирует применение насилия, если оно направленно на защиту статус-кво. В этом случае насилие является морально (если не законодательно) допустимым и социально необходимым. Герой должен применять насилие, так как силы зла не остановятся ни перед чем, чтобы уничтожить демократию, Те, кто нарушает статус-кво, изображаются как неразумные революционеры. Те герои, которые выходят за рамки традиционных законов и сами решают, что является несправедливым, почти всегда принадлежат к белой расе. Представители черной расы не появляются на экране в таком качестве, возможно, чтобы не вызвать движения линчевателей среди представителей черной расы. Имеющие черный цвет кожи могут применять социально оправданное насилие только для защиты своего положения или действуя под непосредственным руководством белых.
Эти же авторы полагают, что насилие на телевидении выступает механизмом социального контроля, так как применения насилия теми, кто защищает статус-кво, легитимизируется, то есть, рассматривается как социально положительное явление, а также пропагандируется идея, что полиция представляет собой воплощение справедливости. Но Тейлор и Дозьер отмечают, что эти образы часто бывают полны иронии. Например, черные супергерой телевизионных передач часто в реальной жизни являются самыми презираемыми членами негритянского сообщества. Система правосудия, карающая преступников, представлена как равная для всех, без этнических и расовых предрассудков, а на самом деле она дискриминирует права меньшинств.
В работе " Функции социального контроля, выполняемые изображением насилия в СМИ " Шаттенберг делает интересное замечание: полезность и польза, которую приносит телевидение, вовсе не уменьшаются от того, что образ, созданный телевидением, о системе социального контроля, имеет мало общего с реальностью. Телевидение приобрело социальные функции, которые когда-то приписывались системе публичного наказания Эмилем Дюркгеймом. Телепередачи на криминальные темы составляют вид общественного ритуала, где преступник определен, опознан и наказан (в полном соответствии вашим ожиданиям) и где восстанавливается нарушенная социальная норма. Таким образом, телевидение распространяет информацию о границе морали подобно тому, как это делали раньше публичные казни. Оно напоминает, что процесс социального контроля продолжает существовать, хотя он сейчас и скрыт от всеобщего обозрения в результате возросшей рационализации и бюрократизации общества. В реальном мире правосудие часто медлительно, неполно и вообще является делом грязным. Телевидение хотя бы на символическом уровне восстанавливает баланс в пользу социального порядка.
Этот пример с изображением насилия в СМИ показывает, что телевидение играет роль своеобразных очков, с помощью которых человек воспринимает мир, очков, рекомендованных не окулистом, а мастером по их изготовлению.
Наиболее интересным с точки зрения социологического анализа выступает процесс влияния телевидения на стратификационную структуру общества, на подтверждение или опровержение существующих социальных различий.
Здесь необходимо
заметить, что в современном
В статье " Класс
и род в развлекательных
Информация о работе Общие характеристики средств массовой информации