Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:38, курсовая работа
Цель исследования: изучение процесса взаимодействия журналистики и массовых информационных технологий.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
дать определение и характеристику современного журналистского процесса как массовой информационной технологии
- определение специфики и особенностей каждой массовой информационной технологии
- сравнительный анализ и сопоставление их функций с функциями журналистики
- рассмотреть журналистику в рамках системы массовой информации и массовой коммуникации
Ведение………………………………………………………………………….........2
Глава 1 Журналистская деятельности как метод воздействия на общественное сознание. Специфика современного журналистского процесса
Журналистика как массовая информационная технология………………….4
Общие черты журналистики и других массовых информационных технологий…………………………………………………………………………….5
1.3. Журналистика в контексте массовой информации…………………………..9
1.4 Журналистика как вид массовой коммуникации…………………………….10
Глава 2 Массовые информационные технологии как способы воздействия на общественное сознание
2.1. Массовые информационные технологии. Сравнение и анализ…………….11
Заключение……………………………………………………………………….......22
Список используемой литературы……………………………………
Оглавление
Ведение……………………………………………………………
Глава 1 Журналистская деятельности как метод воздействия на общественное сознание. Специфика современного журналистского процесса
1.3. Журналистика в контексте массовой информации…………………………..9
1.4 Журналистика как вид массовой коммуникации…………………………….10
Глава 2 Массовые информационные технологии как способы воздействия на общественное сознание
2.1. Массовые информационные технологии. Сравнение и анализ…………….11
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………….
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования: Сегодня в рамках глобализации современного журналистского процесса, журналистика выполняет множество различных функций в обществе. Она информирует о происходящем, пропагандирует определенные политические и духовно-нравственные ценности, помогает разобраться в законах и нормативных актах. В связи с этим становится очевидным безграничность ее влияния на мнения людей. Журналистика как массовая информационная технология является одним из основных способов воздействия на общественное сознание современного общества. Именно поэтому тема данной научно – исследовательской работы является актуальной
Предметом исследования работы является специфика массовых информационных технологий и особенности их взаимодействия с современным журналистским процессом
Цель исследования: изучение процесса взаимодействия журналистики и массовых информационных технологий.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
дать определение и характеристику современного журналистского процесса как массовой информационной технологии
- определение специфики и особенностей каждой массовой информационной технологии
- сравнительный анализ и сопоставление их функций с функциями журналистики
- рассмотреть журналистику в рамках системы массовой информации и массовой коммуникации
Теоретическая база исследования. Курсовое исследование написано при использовании литературы по теории журналистики, статей Кодекса профессиональной этики российского журналиста, а также материалов периодической печати.
Методология. Научно-практические результаты могут быть использованы при формировании концепции развития средств массовой информации в России.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка используемой литературы.
Глава 1. Журналистская деятельности как метод воздействия на общественное сознание. Специфика современного журналистского процесса.
Одним из важнейших способов донесения информации до потребителя в журналистике являются массовые информационные технологии. Массовыми информационными технологиями называют процесс производства и презентации широкой аудитории различных по своей природе и социальным функциям потоков информации. Иными словами, это варианты пути и формы донесения информации, рассчитанные и настроенные на различные вкусы потребляющей массы. В глобальном же смысле, массовые информационные технологии можно охарактеризовать как социальные институты, создающие контент информационных потоков, обеспечивающих функционирование современного общества.
Журналистика как массовая информационная технология представляет собой совокупность различных форм воздействия на массовую аудиторию. Будучи продукцией массового потребления, журналистика непосредственно взаимодействует со следующими видами воздействия на общественные массы, как то: публицистика, документалистика, художественное творчество, пропаганда, PR и реклама. Каждая из них является массовой информационной технологией и наряду с тем может быть причисленной к видам массовой общественной культуры. На мой взгляд, каждая технология нуждается в подробном рассмотрении.
1.2 Общие черты журналистики и других массовых информационных технологий.
Журналистика, как и прочие массовые информационные технологии, является видом социальной и массовой информации, и, соответственно, имеет направленность на массовую аудиторию.
Так же, невозможно отрицать и то, что
журналистика представляет собой
и авторский вид общения
Журналистика, как и другие массовые
информационные технологии опосредована
техникой и различными выразительными
средствами печати, как-то: разные шрифты
в авторском материале
Наряду с общими чертами журналистики и иных массовых информационных технологий, можно выделить специфические черты самой журналистики
Первой, и, наверное, самой важной чертой является достоверность материала. В материалах указываются конкретные имена, цифры, приводятся фотографии и цитирование, как правило, под материалом помещается подпись автора или псевдоним.
Второй специфической чертой журналистики называют оперативность. Быстрое и своевременное донесение фактов и мнений до потребляющей массы является основополагающим в журналистском деле.
Третьим критерием, определяющим
журналистику и отделяющим ее от других
сфер деятельности является регулирование
ее деятельными правовыми, морально-нравственными,
технологическими и техническими нормами,
принятыми в обществе. Вышеназванные нормы
прописаны в законе о СМИ и Кодексе Журналиста.
В законе о СМИ закреплены права и обязанности
журналиста, положения о цензуре и недопустимости
злоупотребления свободой массовой информации,
межгосударственного сотрудничества
в области массовой информации, а так же
некоторые пункты о порядке распространения
массовой информации. Например, интересными,
на мой взгляд, представляются статьи,
касающиеся прав и обязанностей журналиста.
Кодекса этики журналистов говорит о моральной ответственности
журналиста: «Журналист полностью осознает
опасность ограничений, преследования
и насилия, которые могут быть спровоцированы
его деятельностью. Выполняя свои профессиональные
обязанности, он противодействует экстремизму
и ограничению гражданских прав по любым
признакам, включая признаки пола, расы,
языка, религии, политических или иных
взглядов, равно как социального и национального
происхождения.
- Журналист уважает честь и достоинство
людей, которые становятся объектами его
профессионального внимания. Он воздерживается
от любых пренебрежительных намеков или
комментариев в отношении расы, национальности,
цвета кожи, религии, социального происхождения
или пола, а также в отношении физического
недостатка или болезни человека. Он воздерживается
от публикации таких сведений, за исключением
случаев, когда эти обстоятельства напрямую
связаны с содержанием публикующегося
сообщения. Журналист обязан, безусловно,
избегать употребления оскорбительных
выражений, могущих нанести вред моральному
и физическому здоровью людей.
- Журналист осознает, что
его профессиональная
И, наконец, пятой специфической чертой журналистики является стремление к событийности содержания материалов журналиста. Безусловно, в этом, современные российские журналисты во многом пытаются ориентироваться на практику зарубежных СМИ, приобщая этот принцип к российской действительности.
И, последнее: наиболее важным
принципом в журналистской
Журналистская информация имеет ряд особенностей, позволяющих отличить ее от информации другого вида. Например, для информации в журналистике характерен поиск нового во всех сферах общественной жизни, будь то политика, экономика, спорт, наука или культура. Общественная значимость, а главное - уместность, делают журналистику интересной и необходимой для массового потребителя. Так же, с уверенностью можно сказать, что журналистская информация должна быть полезной. Однако, довольно часто в погоне за сенсацией журналисты забывают об этом. Какую пользу несет в себе желтая пресса? Она не обогащает новыми знаниями, и подчас, несет в себе минимальную смысловую нагрузку, а иногда и вовсе никакую. Так является ли «желтая» пресса журналистикой? Спорный вопрос, которой, несомненно, требует глубокого рассмотрения и посвящения этому отдельной работы.
Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает ее субъектом, а массовая аудитория - объектом, на которого действие направлено. Естественно, деятельность эта опосредована, но от этого имеет отнюдь не меньше влияния на общественное сознание.
В контексте теоретической базы приведенной выше мной была проанализирована статья из газеты «Московский комсомолец» за 23.05.2011 под названием «Метро скостили срок» (приложение 1). «Благодаря новому высокотехнологичному оборудованию метро в Москве теперь будут строить ускоренными темпами. В этом убедился столичный мэр во время традиционного субботнего объезда…»
Основываясь на признаках, характеризующих журналистику как профессиональную деятельность мной было выявлено, что приведенная статья отвечает всем вышеназванным категориям.
Материал носит характер массовой информации и направлен на общественные массы, следовательно, является видом массовой, социальной информации. Доказательством того, что материал рассчитан именно на массовую аудиторию является его понятность, легкость восприятия для всех и каждого. Далее, стоит так же отметить, что материал обогащен такими средствами СМИ, как: различные шрифты, имеет авторскую фотографию с места событий. На достоверность материала указывают конкретные имена, точные названия, автором приводится цитирование. Материал содержит фотографию с места событий, что, несомненно, является одним из самых надежных и достоверных признаков правдивости материала.
Приведенный материал вне всяких сомнений является актуальным для читательской аудитории, так как тысячи москвичей ежедневно пользуются московским метрополитеном. Ускоренное строительство новых подземных станцией, призванное существенно разгрузить Люблинскую линию метрополитена, не может оставить без внимания пассажиров столичной «подземки». Ну и конечно, материал можно назвать событийным и оперативным, ведь в нем речь идет о конкретных, общественно значимых событиях. Автор приводит интересные факты, касающиеся московского метрополитена, и подробно рассказывает об объезде мэром стройплощадки будущих станций. Так же в материале присутствует проработка элементов конвейерного производства, а именно: материал классически имеет заголовок, авторский стиль, реквизиты и информационную новизну.
Мое внимание привлек еще один материал, опубликованный в этом же издании под названием « «Волчий билет» наркомана» (приложение 2). В нем сообщается и анализируется актуальнейшая, на мой взгляд, тема - употребление наркотиков в студенческой среде. Стоит ли отчислять студентов, принимающих наркотики? Какие меры должны приниматься ВУЗом относительно этой острой проблемы и что вообще входит в юрисдикцию высших учебных заведений по данному вопросу. Анализируя этот материал, стоит заметить, что он содержит в себе все признаки именно журналистского материала и имеет массовый, социальный характер. Как и материал, анализируемый выше, он обладает достоверностью, на что указывают названные автором конкретные имена, цитирование. Глубина авторского исследования проявляется в приведенных автором мнений студентов разных ВУЗов, а также квалифицированной оценки ситуации членом Союза юристов образовательных учреждений. В статье проработаны элементы конвейерного производства и использованы некоторые выразительные средства печати. Ценность темы и содержания для конкретной массовой аудитории очевидна.
1.3 Журналистика в контексте массовой информации
Массовая информация- это тип социальной информации, адресуемой численно значительной, разнообразной и анонимной аудитории с помощью технических средств. Самой главной частью массовой информации является журналистика.
Информация-это посредник
между журналистом и
Общие черты массовой информации:
- тип социальной информации
- направленность на массовую аудиторию