Массовые информационные технологии как способы воздействия на общественное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение процесса взаимодействия журналистики и массовых информационных технологий.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
дать определение и характеристику современного журналистского процесса как массовой информационной технологии
- определение специфики и особенностей каждой массовой информационной технологии
- сравнительный анализ и сопоставление их функций с функциями журналистики
- рассмотреть журналистику в рамках системы массовой информации и массовой коммуникации

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………….........2
Глава 1 Журналистская деятельности как метод воздействия на общественное сознание. Специфика современного журналистского процесса
Журналистика как массовая информационная технология………………….4
Общие черты журналистики и других массовых информационных технологий…………………………………………………………………………….5
1.3. Журналистика в контексте массовой информации…………………………..9
1.4 Журналистика как вид массовой коммуникации…………………………….10
Глава 2 Массовые информационные технологии как способы воздействия на общественное сознание
2.1. Массовые информационные технологии. Сравнение и анализ…………….11
Заключение……………………………………………………………………….......22
Список используемой литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 глава.docx

— 65.33 Кб (Скачать)

Так каково же соотношение понятий журналистика и пропаганда? Пропаганда подразумевает под собой манипуляцию сознанием и стремится к этому любыми всеми возможными способами. Для журналиста, деятельность которого находится в рамках правовых и морально – нравственных норм это представляется невозможным.

Исходя из этого, можно сделать  вывод, что пропагандистская деятельность должна находится вне пределов деятельности журналистской, ведь журналистику ограничивает рамки закона, в то время как пропаганда не ограничена ничем кроме совести и морально – этических категорий самих пропагандистов.

Можно привести пример грамотно проведенной  программы по воздействию на массовое сознание и его трансформации  в желаемую форму из новейшей истории. Имеется ввиду Чеченская война  в России, где наша армия, правительство  и спецслужбы оказались под таким огнем критики, что признали свое поражение в информационной войне с Чечней. В ходе боевых действий было полностью перестроено обеспечение пропагандистской кампании, но все напрасно.

Так же, примером политической пропаганды может служить пропагандистская агитация по вступлению Украины в  состав НАТО. Стоит напомнить, что заявка украинских властей на приглашение в НАТО, которая рассматривалась на саммите альянса в апреле 2008 года, была отклонена. Одним из поводов для отказа стало то обстоятельство, что интеграцию в НАТО не поддерживает большинство населения Украины. И даже тот факт, что на реализацию задуманных планов правительством Украины были выделены большие материальные ресурсы, данную пропагандистскую кампанию не спас. Следовательно, данную политическую пропаганду можно считать примером неудачной пропаганды.

 

Следующая массовая информационная технология – художественное творчество.

  1. Художественное творчество (см. приложение 4)

Как всякая саморегулирующаяся система, человеческое общество — и любая  его часть — испытывает потребность  в постоянном укреплении своей целостности, которая обеспечивается прочностью сцепления его элементов. Опыт истории  показал, художественное творчество способно удовлетворять эту потребность, служить мощным средством укрепления общественных, связей между людьми. Эту свою социально-организационную функцию оно научилось выполнять двояко: с одной стороны, придавая эстетическое, эмоционально-действенное "облачение" различным социально-организационным действиям людей, а с другой, — формируя сознание каждого члена общества в духе, отвечающем нуждам и идеалам этого общества. Художественное творчество безгранично в своих проявлениях. Художники, поэты и писатели воздействуют на общественное сознание. Многоликость и безграничность авторского вымысла в художественном творчестве, будь то творчество поэта, художника, писателя или публициста достигается посредствам такого достижения творческой фантазии вышеперечисленных,  как создание художественного образа. Художественный образ не только отражает, но прежде всего обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем сущностное, вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение. Вымысел усиливает обобщенное значение образа. 

Если сравнивать художественное творчество с журналистикой, то можно прейти к такому выводу, что две эти сферы деятельности настолько же различны, насколько и взаимопроникновенны. Если журналистика отрицает наличие вымысла и основывается лишь на достоверных фактах действительности, то результат художественного творчества целиком и полностью зависит от собственно авторской фантазии и вымысла, который является главным характеризующим компонентом присущему этой массовой информационной технологии.

С другой стороны, где, как не в художественном творчестве можно найти яркие приемы художественной выразительности, такие как метафоры, сравнительные обороты, эпитеты и проч.? Журналистика широко и умело использует эти достижения творческой мысли, приобщая их к реальной действительности и тем самым обогащая  журналистские материала, делая их красочными и яркими.

Итак, художественное творчество — это процесс воплощения замысла в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему образов, процесс объективации художественной мысли в художественном тексте, процесс отчуждения замысла от писателя и передачи его через произведение читателю. Оно имеет прямое и непосредственное воздействие на общественное сознание используя и сочетая в себе такие факторы, как создание художественного образа, использование емких и красочных средств художественной выразительности авторского слова. Журналистика взяла и продолжает брать от художественного творчества только лучшее, используя это лучшее в своей профессиональной деятельности.

  1. Реклама (см приложение 5)

Слово «реклама» (лат. reclamare - выкрикивать) в буквальном смысле означает мероприятия, имеющие целью создать широкую известность чему-либо, привлечь покупателей; распространение сведений о ком-либо, о чем-либо с целью создания популярности. Иными словами, рекламой является выполнение с помощью различных выразительных средств уведомлений о товаре, услуге или общественном движении открыто исходящие от рекламодателя и оплаченные им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры или публичного одобрения. Реклама — процесс донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории посредством медиа-каналов или иными способами. Целью рекламы является донесение информации от рекламодателя до целевой аудитории, а задачами — побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т. п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования).

Так что же роднит и что отличает журналистику и рекламу? У них немало общего в приёмах и методах создания, средствах распространения и способах воздействия на аудиторию, жанрово-тематических и изобразительно-выразительных особенностях. Реклама, как и журналистика, очень часто оперирует цифрами и сравнениями.

Так как реклама - это выполнение с применением различных выразительных  средств уведомление о товаре или услуге, открыто исходящее  от рекламодателя и оплачиваемое им с целью увеличения сбыта, то, следовательно, в самой  ее природе заложены элементы художественного приукрашивания фактов, что, конечно же, невозможно для журналиста. Так же, стот отметить, что журналистская деятельность не ограничена интересами рекламодателя, как ограничивается его интересами деятельность рекламная.

Итак, реклама и журналистика имеют нечто общее. Обе эти профессиональные сферы деятельности влияют на общественную мысль и пути влияния у них схожи. Однако, реклама - это всегда социальный заказ, исходящий от лица рекламодателя и нацеленный на выгоду заказчика, в то время как журналистика свободна в своих путях донесения инфомации до общественного созания и всегда ориентирована на выявление фактической истинности, что не допускает искажения и преукрашивания фактов.

 

  1. Public relations (см. приложение 6)

Public relations (PR) – это профессиональная деятельность по организации благоприятного общественного мнения о предприятии, организации и даже публичной личности с целью повышения их репутации и в конечном итоге созданию условий для более успешной их деятельности. Основные задачи пиара – обеспечение компании известности и положительного имиджа.

PR- материалы, как правило, рассылаются в редакции  СМИ для возможной публикации преимущественно в периодической печати. Если говорить об объекте, на которого направлено основное воздействие, то У Пиар это безусловно репутация.

Сравнивая журналистику и PR, следует заметить, что Public Relation – это воздействие прежде всего на нужные предприятию слои общественности, на самих журналистов, в то время, как журналистское воздействие может ограничиваться лишь направленностью на определенные социальные группы населения (например, на молодежь, на представителей какой – либо субкультуры, на болельщиков футбола и т.д.) и направленностью по территориальному признаку (на жителей села, города, района и т.д.). Ну и конечно, сравнивая деятельность PR и журналистику нельзя не упомянуть о том, что публикации хавалебных или каким бы то ни было образом прославляющих публичную личность материалов в журналистике является неэтичным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель: изучен процесс взаимодействия журналистики с другими массовыми информационными  технологиями.

В рамках достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • определена специфика и особенности каждого вида массовых информационных технологий
  • произведен сравнительный анализ и сопоставление их функций с предназначением и функциями журналистики
  • выявлены основные границы журналистской деятельности, переходя через которые, журналист рискует нанести вред
  • проанализированны пути влияния массовых информационных технологий на общеcтвенное сознание

 

 Журналистика как массовая информационная технология представляет собой многофункциональную систему, которая призвана влиять на общественную мысль. В совокупности с другими массовыми информационными технологиями журналистика является тем «винтиком» в формировании системы общественных взглядов и ценностей, который необходим для нормального и позитивного функционирования современного общества. Используя различные пути воздействия на общественное сознание, роль журналистики и главный принцип ее как профессиональной деятельности можно определить такой фразой:  «знание и понимание журналистом границ своей профессии, переходя через которые он может нанести вред, является необходимым для успешного функционирования журналистской деятельности в целом».

 

 

 

                 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

                                                  ИСТОЧНИКИ

1. http://base.garant.ru/10164247/

2. http://www.ruj.ru/about/codex.htm

3. http://www.constitution.ru/

4. http://www.relga.ru/

5. газета «Московский комсомолец» 23.05.11 г.

6. газета «Литературная газета» 18-24 мая 2011 г.

7. газета «Metro» 24.05.11 г.

8. газета «Коммерсантъ» 23.05.11 г.

 

                                                 ЛИТЕРАТУРА

  1. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. Березин М.В.-М:. Изд. РИП- Холдинг 2003г (Практическая журналистика)
  2. Модели политической пропаганды на ТВ: выбор России. Долгова Ю.И. Вестник МГУ. Серия "Журналистика". - 2002.
  3. Основы журналистики: Учебник для ВУЗов. Корконосенко С.Г. - М.: Аспект Пресс, 2004.-190 с.
  4. Основы творческой деятельности журналиста. Лазутина Г.В. Издательство: Аспект Пресс, 2010г.
  5. Паблик рилейшнз: теория и практика. учеб. пос. / Л.В. Азарова, К.А. Иванова и др. СПб, 1998.
  6. Пространство экранного документа. Дробашенко С.В.- М.; Искусство, 1986.
  7. Профессия: журналист. Учебное пособие. Свитич Л. Г - М.: Аспект Пресс, 2003.- 255с
  8. Средства массовой информации России: Учебн. Пособие для студентов ВУЗов/ М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова; Под ред.  Я.Н. Засурского.- М.: Аспект Пресс, 2008.-308 с.
  9. Телевизионная журналистика: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. Учебник. 4-е издание. М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.

 

                                                 ИНТЕРНЕТ РУСУРСЫ

  1. http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=334&c_id=3000
  2. http://evartist.narod.ru/text5/44.htm
  3. http://studmedia.info/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 http://www.ruj.ru/about/codex.htm

2. «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия» Березин М.В. М:. Изд. РИП- Холдинг 2003г (Практическая журналистика)

3 Дробашенко С.В. «Пространстиво экранного документа» М.: Искусство, 1986

4 Долгова Ю.И. «Модели политической пропаганды на ТВ: выбор России» Вестник МГУ. Серия «Журналистика»- 2002 г.


Информация о работе Массовые информационные технологии как способы воздействия на общественное сознание