Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:38, курсовая работа
Цель исследования: изучение процесса взаимодействия журналистики и массовых информационных технологий.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
дать определение и характеристику современного журналистского процесса как массовой информационной технологии
- определение специфики и особенностей каждой массовой информационной технологии
- сравнительный анализ и сопоставление их функций с функциями журналистики
- рассмотреть журналистику в рамках системы массовой информации и массовой коммуникации
Ведение………………………………………………………………………….........2
Глава 1 Журналистская деятельности как метод воздействия на общественное сознание. Специфика современного журналистского процесса
Журналистика как массовая информационная технология………………….4
Общие черты журналистики и других массовых информационных технологий…………………………………………………………………………….5
1.3. Журналистика в контексте массовой информации…………………………..9
1.4 Журналистика как вид массовой коммуникации…………………………….10
Глава 2 Массовые информационные технологии как способы воздействия на общественное сознание
2.1. Массовые информационные технологии. Сравнение и анализ…………….11
Заключение……………………………………………………………………….......22
Список используемой литературы……………………………………
- контакт с аудиторией опосредован техникой
- представляет собой вид общения людей
- имеет конвейерный тип производства
Информация напрямую взаимосвязана с информационным пространством- с пространством, которое охватывает тот или иной объем фактов реального мира. Термин единое информационное пространство как правило используется по отношению к информационному пространству какого-либо региона или государства в целом. В теории журналистики же единое информационное пространства представляет собой возможность обеспечения каждого гражданина максимально полным спектром фактов и мнений, имеющихся в стране или регионе.
Журналистика является активным участников и создателем массовых информационных потоков. Что же такое массовые информационные потоки? В журналистике, массовыми информационными потоками являются тексты, созданные разными видами деятельности: художественной, научной и конечно же собственно журналистской, включенные в четко выраженную структуру газет, журналов, радио и телепередач. Собранные вместе они представляют собой целостное и постоянно пополняющееся образование.
Все это объясняет термин
«массовая информация» и
1.4 Журналистика как вид массовой коммуникация.
Распространение массовой информации не могло бы осуществляться без возможностей массовой коммуникации.
Коммуникация- это процесс двустороннего обмена информации, ведущий к взаимопониманию. Она обуславливается необходимостью давать конкретный логически выстроенный материал. Массовой коммуникацией является процесс систематического распространения информации с помощью технических средств на численно большие аудитории. Массовой коммуникацией так же можно назвать вид человеческого общения.
Массовые коммуникации — важный социальный и политический институт современного общества, выполняющий в широких масштабах функции: информирования, просвещения, развлечения, организации, политического и идеологического влияния; процесс систематического распространения информации с помощью технических средств на численно большую аудиторию.
Средства массовой коммуникации обеспечивают
быстрое и эффективное
Таким образом, основное свойство массовой коммуникации состоит в том, чтобы в процессе в объективной реальности передавать новое (новые знания, новые представления о мире и человеке, новые ценности и их значимость для него) и тиражировать это новое, становящееся социальной информацией, с привлечением к диалогу все новых его участников. Субъектом познания нового внутри общества является журналист. Наряду с тем, журналист - это еще и потребитель и передатчик социальной культуры. В ряде случаев журналист является творцом социальной информации, отчего его ответственность перед обществом неизмеримо возрастает.2
Глава 2. Массовые информационные технологии как способы воздействия на общественное сознание
2.1. Массовые информационные технологии. Сравнение и анализ
Знание принципов воздействия на общественное сознание посредствам массовых информационных технологий дает журналисту возможность четко видеть границы самой журналистики и допустимые возможности взаимодействия с пропагандой, публицистикой, рекламой, документалистикой и пиаром. Знание сущности всех этих общественных профессиональных сфер деятельности так же позволяет журналисту увидеть рубеж между его собственной сферой интересов и сферой интересов вышеперечисленных массовых информационных технологий. Все это в совокупности дает бесценное знание и понимание того, каким образом полагается осуществлять журналистскую деятельность, чтобы не навредить своей профессии.
Далее мной будут рассматриваться и анализироваться шесть массовых информационных технологий в контексте журналистики, выявляться общее и различия с ней.
Первой из рассматриваемых мной массовых информационных технологий является публицистика.
Я проанализировала статью, взятую мной из периодического издания «Новая газета» № 4 от 19 января 2011 года.
Научат Родину любить |
«Единая Россия», похоже, собирается
решить проблему «утечки мозгов»
из России раз и навсегда. Благодаря
предложенной ей реформе школьного
образования утекать будет Проект реформы школы, представленный в Минобразования и могущий быть введенным уже с этого года, состоит в следующем: учебный день в школе начиная с 9-го класса будет разделен надвое. В первой половине будут идти непосредственно занятия, а во второй — «поисковые работы на полях боевой славы» и прочие акции, направленные на воспитание личности в духе идей путинизма и вертикали. Что же касается образовательных предметов, то их число будет сокращено вдвое, до девяти, и обязательными будут четыре: физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, «гражданская зрелость» и «Россия в мире». Остальные пять — по выбору. То есть преподавать любовь к Путину будут обязательно, а математику и английский — если хочешь. Такая реформа означает, что правящему режиму уже недостаточно уничтожить настоящее России. Он хочет уничтожить и ее будущее. Людям, берущим миллионные взятки и давящим народ на улицах, недостаточно того, что уровень убийств в России реально, по оценкам экспертов, составляет около 40 человек на 100 тысяч населения, — это уровень Африки и Афганистана. Что в «Атласе политического риска» британской Maplecraft наша страна вошла в десятку стран с самыми опасными в мире условиями ведения бизнеса, наряду с Сомали, КНДР и Конго. Что по уровню коррупции, согласно Transparency International, мы заняли 154-е место в мире, на двадцать мест хуже Зимбабве. Так вот — люди, которые устроили все это, хотят учить детей любви к Отечеству. Вместо физики и химии. Уровень образования, который доступен гражданам страны, является главным мерилом ее будущих успехов. Сейчас лидерами роста в этой области являются Китай и Индия. В университетах США учатся 57 тыс. китайцев, 64 тыс. индийцев и 1,5 тыс. русских. При этом ряд университетов в Китае и Индии уже не уступают лучшим американским. Одна из самых поражающих картин для гостя Китая — это гигантские книжные магазины, забитые студентами, читающими в переводе на китайский новейшие книги по физике и математике, которые и в Европе-то столько людей не прочтут. Общий объем стипендий студентам в Китае возрос с 240 млн долларов в 2006-м до 2,7 млрд долларов в 2008 году. На фоне этого, по данным Росстата, средняя зарплата российских школьных учителей составляет 13,5 тыс. руб. в месяц (8 тыс. — по оценке главреда портала «Завуч.инфо» Евгения Барановского), в университет не поступишь без взятки, а состояние МГУ лучше всего характеризует история с «международным филиалом юрфака МГУ», «студенты» которого, обучающиеся в Женеве (!) на русском языке (!), устроили гонки на «Ламборджини» и «Мазератти». Заметим, что СССР при всей своей идеологизированности обеспечивал прекрасное техническое образование. Мракобесие и ксенофобия, поисковые работы на полях боевой славы вместо алгебры и любовь к Отечеству вместо физики — это признак деградирующего общества, которому не нужны точные науки. Интересно, куда будут устраивать отличников по любви к Отечеству? Неужели в «Роснано»? Ау, Дмитрий Анатольевич! Откликнитесь, отверзните жемчужные уста: как вы оцениваете перспективы модернизации в стране, где школьник не знает закона Ома, но знает, что Проклятый Запад Опять Обидел Россию? «Единая Россия» заявляет, что такая реформа нужна, чтобы бороться против фашизма. Отвечу так: во-первых, образование и есть лучшее воспитание. Как вы думаете, кто с большей вероятностью пойдет устраивать погром: выпускник физико-математической школы, который поступает на физтех и мечтает о Нобелевке в области «теории струн», или Петя Пупкин, которого в школе не учили ни физике, ни химии, зато на уроке любви к Отечеству пьющий запоем препод рассказал на русском матерном (другого он не знает), что жиды распяли Христа? Во-вторых, главное, чем отличается т.н. молодежная политика от фашизма, — это ее неофициальный характер. Да, в России жгли на площади книги — но их жгла «Молодежь за Россию», а не «Наши». Да, российская молодежная организация дословно процитировала в своей декларации лозунги Геббельса — но это была какая-то «Сталь», а не «Наши». Да, на Селигере повесили на кол портрет Людмилы Алексеевой — но это же было на Селигере, а не в школе. Если лозунги Геббельса будут изучать в школе, а книги будут жечь на уроках любви к Отечеству, если озеро Селигер переедет в классную комнату — то чем это будет отличаться от фашизма? Самый простой, практический вопрос: как вы думаете, кто будет преподавать любовь к Отечеству за 8 тыс. руб. в месяц? Дети — беспощадный народ, они знают цену любому преподавателю. Какой взрослый согласится делать из себя шута и рассказывать, что Россию Опять Обидели, в то время как его коллега в соседнем кабинете пишет на доске интегралы? Ответ: или полный неудачник, или убежденный нацист. Юлия Латынина |
Приведенный публицистический
материал привлек мое внимание
свежестью авторской мысли.
Итак, данный материал содержит в себе критерии традиционно публицистические. А именно: новаторский авторский взгляд на актуальную для современности проблему, личностные оценки и комментарии, гражданственный характер.
Так что же общего и каковы различия между журналистикой и публицистикой?
Во-первых, публицистика бесспорно является частью журналистики. Эти два понятия во многом взаимопроникновенны. Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют информационную, аналитическую и художественную публицистику. Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Публицистика занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение, возбуждать определенные политические кампании. Посему, роль публицистики в современной жизни громадна. Даже в тех случаях, когда она идёт за общественным мнением, она влияет на него, давая ему определённое выражение и модифицируя его в ту или иную сторону.
Следующая массовая информационная технология - документалистика. (см. приложение 3)
Являясь гигантским пластом достоверной информации, документалистика вместе с тем имеет одну характерную черту, а именно – наличие авторского домысла. Автор, будь то режиссер, писатель или журналист, стремясь воплотить свою творческую идею, несомненно, имеют свою точку зрения и свои представления о собственном продукте. И это не может не отразиться на картине в целом. Домысел бывает вполне уместен там, где историческая цепочка событий обрывается. Необходимость в «пропущенном звене» и толкает автора на переосмысление событий, размышление над ними и, как следствие,- появление авторского домысла в конечном продукте.
Существует множество
различных видов деления
Говоря о телевизионной
Вне всяких сомнений, в документалистике (как и в телевизионной, так и в документальной прозе) на первом месте стоят познавательные ценности.
Так что же общего и каковы различия между документалистикой и журналистикой? Можно сказать, что журналистика в некоторой степени является частью документалистики. Журналистика – это всегда актуальные, свежие и оперативные фактические материалы, в то время, как документалистика не претендует на оперативность подачи материала и далеко не всегда претендует на актуальность тематики для сегодняшнего дня. Однако, наряду с этим, между документалистикой и журналистикой есть нечто общее. И журналист и документалист работают с информацией, перерабатывают ее и анализируют, потому что сфера интересов и того и другого так или иначе связана с поиском и генерацией информации. Иными словами, они наблюдают и раскрывают сущность реальной действительности.
Далее речь пойдет о пропаганде, как об одной из массовых информационных технологий.
Иными словами, пропаганды – это метод планомерного и скрытного воздействия на массовое сознание любым способом с целью сформировать общественное мнение по конкретному вопросу в интересах отдельной социальной группы, учреждения и даже отдельного человека.
Итак, пропаганда представляет собой
распространение и утверждение
в массовом сознании идеологически
обусловленных
Пропагандистские материалы
В целом же, пропаганду можно разделить на 2 типа: Позитивная (конструктивная) пропаганда и негативная (деструктивная).
Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей.
Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.4
Элементы пропаганды