Массовые информационные технологии как способы воздействия на общественное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение процесса взаимодействия журналистики и массовых информационных технологий.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
дать определение и характеристику современного журналистского процесса как массовой информационной технологии
- определение специфики и особенностей каждой массовой информационной технологии
- сравнительный анализ и сопоставление их функций с функциями журналистики
- рассмотреть журналистику в рамках системы массовой информации и массовой коммуникации

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………….........2
Глава 1 Журналистская деятельности как метод воздействия на общественное сознание. Специфика современного журналистского процесса
Журналистика как массовая информационная технология………………….4
Общие черты журналистики и других массовых информационных технологий…………………………………………………………………………….5
1.3. Журналистика в контексте массовой информации…………………………..9
1.4 Журналистика как вид массовой коммуникации…………………………….10
Глава 2 Массовые информационные технологии как способы воздействия на общественное сознание
2.1. Массовые информационные технологии. Сравнение и анализ…………….11
Заключение……………………………………………………………………….......22
Список используемой литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 глава.docx

— 65.33 Кб (Скачать)

- контакт с аудиторией  опосредован техникой

- представляет собой вид  общения людей

- имеет конвейерный тип производства

 

Информация напрямую взаимосвязана  с информационным пространством- с  пространством, которое охватывает тот или иной объем фактов реального  мира. Термин единое информационное пространство как правило используется по отношению  к информационному пространству какого-либо региона или государства  в целом. В теории журналистики же единое информационное пространства представляет собой возможность обеспечения  каждого гражданина максимально  полным спектром фактов и мнений, имеющихся  в стране или регионе.

Журналистика является активным участников и создателем массовых информационных потоков. Что же такое массовые информационные потоки? В журналистике, массовыми  информационными потоками являются тексты, созданные разными видами деятельности: художественной, научной  и конечно же собственно журналистской, включенные в четко выраженную структуру  газет, журналов, радио и телепередач. Собранные вместе они представляют собой целостное и постоянно пополняющееся образование.

Все это объясняет термин «массовая информация» и раскрывает ее структуру.

 

 

1.4  Журналистика как вид массовой коммуникация.

Распространение массовой информации не могло бы осуществляться без возможностей массовой коммуникации.

Коммуникация- это процесс двустороннего обмена информации, ведущий к взаимопониманию. Она обуславливается необходимостью давать конкретный логически выстроенный материал. Массовой коммуникацией является процесс систематического распространения информации с помощью технических средств на численно большие аудитории. Массовой коммуникацией так же можно назвать вид человеческого общения.

Массовые коммуникации — важный социальный и политический институт современного общества, выполняющий  в широких масштабах функции: информирования, просвещения, развлечения, организации, политического и идеологического влияния; процесс систематического распространения информации с помощью технических средств на численно большую аудиторию.

Средства массовой коммуникации обеспечивают быстрое и эффективное тиражирование  словесной, образной, музыкальной информации.

 Таким образом, основное свойство массовой коммуникации состоит в том, чтобы в процессе в объективной реальности  передавать новое (новые знания, новые представления о мире и человеке, новые ценности и их значимость для него) и тиражировать это новое, становящееся социальной информацией, с привлечением к диалогу все новых его участников. Субъектом познания нового внутри общества является журналист. Наряду с тем, журналист - это еще и потребитель и передатчик социальной культуры. В ряде случаев журналист является творцом социальной информации, отчего его ответственность перед обществом неизмеримо возрастает.2

Глава 2. Массовые информационные технологии как способы воздействия на общественное сознание

 

2.1. Массовые информационные технологии. Сравнение и анализ

Знание принципов воздействия  на общественное сознание посредствам  массовых информационных технологий дает журналисту возможность четко видеть границы самой журналистики и допустимые возможности взаимодействия с пропагандой, публицистикой, рекламой, документалистикой и пиаром. Знание сущности всех этих общественных профессиональных сфер деятельности так же позволяет журналисту увидеть рубеж между его собственной сферой интересов и сферой интересов вышеперечисленных массовых информационных технологий. Все это в совокупности дает бесценное знание и понимание того, каким образом полагается осуществлять журналистскую деятельность, чтобы не навредить своей профессии.

Далее мной будут рассматриваться  и анализироваться шесть массовых информационных технологий в контексте журналистики, выявляться общее и различия с ней.

Первой из рассматриваемых мной массовых информационных технологий является публицистика.

  1. Публицистика - это род произведений, посвященных злободневным проблемам нашей сегодняшней действительности. Публицистичность, т.е. окраска материала авторскими эмоциями, авторским чувством, носящим ярко выраженный гражданственный характер  свойственна и многим произведениям разных жанров журналистики. Однако публицистика – это метод прямого авторского эмоционального воздействия на аудиторию, журналист пропускает собственный материал через призму своих мировоззренческих взглядов и установок.

Я проанализировала статью, взятую мной из периодического издания «Новая газета» № 4 от 19 января 2011 года.

Научат  Родину любить

   



 

Правящему режиму уже недостаточно уничтожить настоящее России. Он хочет  уничтожить и ее будущее

 

«Единая Россия», похоже, собирается решить проблему «утечки мозгов»  из России раз и навсегда. Благодаря  предложенной ей реформе школьного  образования утекать будет нечему.

Проект реформы школы, представленный в Минобразования и могущий быть введенным уже с этого года, состоит в следующем: учебный  день в школе начиная с 9-го класса будет разделен надвое. В первой половине будут идти непосредственно  занятия, а во второй — «поисковые работы на полях боевой славы» и  прочие акции, направленные на воспитание личности в духе идей путинизма и вертикали.

Что же касается образовательных предметов, то их число будет сокращено вдвое, до девяти, и обязательными будут  четыре: физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, «гражданская зрелость»  и «Россия в мире». Остальные  пять — по выбору. То есть преподавать  любовь к Путину будут обязательно, а математику и английский — если хочешь.

Такая реформа означает, что правящему  режиму уже недостаточно уничтожить настоящее России. Он хочет уничтожить и ее будущее.

Людям, берущим миллионные взятки и давящим народ на улицах, недостаточно того, что уровень убийств в  России реально, по оценкам экспертов, составляет около 40 человек на 100 тысяч  населения, — это уровень Африки и Афганистана. Что в «Атласе  политического риска» британской Maplecraft наша страна вошла в десятку стран с самыми опасными в мире условиями ведения бизнеса, наряду с Сомали, КНДР и Конго. Что по уровню коррупции, согласно Transparency International, мы заняли 154-е место в мире, на двадцать мест хуже Зимбабве.

Так вот — люди, которые устроили все это, хотят учить детей  любви к Отечеству. Вместо физики и химии.

Уровень образования, который доступен гражданам страны, является главным  мерилом ее будущих успехов. Сейчас лидерами роста в этой области  являются Китай и Индия. В университетах  США учатся 57 тыс. китайцев, 64 тыс. индийцев и 1,5 тыс. русских. При этом ряд университетов  в Китае и Индии уже не уступают лучшим американским. Одна из самых  поражающих картин для гостя Китая  — это гигантские книжные магазины, забитые студентами, читающими в  переводе на китайский новейшие книги  по физике и математике, которые  и в Европе-то столько людей  не прочтут. Общий объем стипендий студентам в Китае возрос с 240 млн долларов в 2006-м до 2,7 млрд долларов в 2008 году.

На фоне этого, по данным Росстата, средняя зарплата российских школьных учителей составляет 13,5 тыс. руб. в месяц (8 тыс. — по оценке главреда портала «Завуч.инфо» Евгения Барановского), в университет не поступишь без взятки, а состояние МГУ лучше всего характеризует история с «международным филиалом юрфака МГУ», «студенты» которого, обучающиеся в Женеве (!) на русском языке (!), устроили гонки на «Ламборджини» и «Мазератти».

Заметим, что СССР при всей своей  идеологизированности обеспечивал прекрасное техническое образование. Мракобесие и ксенофобия, поисковые работы на полях боевой славы вместо алгебры и любовь к Отечеству вместо физики — это признак деградирующего общества, которому не нужны точные науки. Интересно, куда будут устраивать отличников по любви к Отечеству? Неужели в «Роснано»?

Ау, Дмитрий Анатольевич! Откликнитесь, отверзните жемчужные уста: как вы оцениваете перспективы модернизации в стране, где школьник не знает закона Ома, но знает, что Проклятый Запад Опять Обидел Россию?

«Единая Россия» заявляет, что такая  реформа нужна, чтобы бороться против фашизма. Отвечу так: во-первых, образование  и есть лучшее воспитание. Как вы думаете, кто с большей вероятностью пойдет устраивать погром: выпускник  физико-математической школы, который  поступает на физтех и мечтает о Нобелевке в области «теории струн», или Петя Пупкин, которого в школе не учили ни физике, ни химии, зато на уроке любви к Отечеству пьющий запоем препод рассказал на русском матерном (другого он не знает), что жиды распяли Христа?

Во-вторых, главное, чем отличается т.н. молодежная политика от фашизма, —  это ее неофициальный характер. Да, в России жгли на площади книги  — но их жгла «Молодежь за Россию», а не «Наши». Да, российская молодежная организация дословно процитировала  в своей декларации лозунги Геббельса  — но это была какая-то «Сталь», а  не «Наши». Да, на Селигере повесили на кол портрет Людмилы Алексеевой — но это же было на Селигере, а  не в школе. Если лозунги Геббельса  будут изучать в школе, а книги  будут жечь на уроках любви к Отечеству, если озеро Селигер переедет в  классную комнату — то чем это  будет отличаться от фашизма?

Самый простой, практический вопрос: как вы думаете, кто будет преподавать  любовь к Отечеству за 8 тыс. руб. в месяц? Дети — беспощадный народ, они знают цену любому преподавателю. Какой взрослый согласится делать из себя шута и рассказывать, что Россию Опять Обидели, в то время как  его коллега в соседнем кабинете пишет на доске интегралы? Ответ: или полный неудачник, или убежденный нацист.

Юлия Латынина 
обозреватель «Новой»


 

 Приведенный публицистический  материал привлек мое внимание  свежестью авторской мысли. Автор  не побоялся высказать свою  собственную точку зрения на  важнейшую проблему современной  России – проблему низкокачественности школьного среднего образования. Журналисту удалось ярко и интересно изложить свои личные взгляды. Умело оперировав фактами, цифрами и оценками журналистке удалось выявить суть заданной проблематики, раскрыть ее, обобщить вышесказанное собственными выводами и добавить яркости и живописности получившемуся материалу посредствам ярких и метких метафор и общего эмоционального стиля повествования.

Итак, данный материал содержит в себе критерии традиционно публицистические. А именно: новаторский авторский  взгляд на актуальную для современности  проблему, личностные оценки и комментарии, гражданственный характер.

Так что же общего и каковы различия между журналистикой и публицистикой?

Во-первых, публицистика бесспорно  является частью журналистики. Эти два понятия во многом взаимопроникновенны. Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют информационную, аналитическую и художественную публицистику. Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Публицистика занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение, возбуждать определенные политические кампании. Посему, роль публицистики в современной жизни громадна. Даже в тех случаях, когда она идёт за общественным мнением, она влияет на него, давая ему определённое выражение и модифицируя его в ту или иную сторону.

 

Следующая массовая информационная технология - документалистика. (см. приложение 3)

  1. Документалистика – это вид произведений, основанных на достоверных фактах действительности.

Являясь гигантским пластом достоверной  информации, документалистика вместе с тем имеет одну характерную черту, а именно – наличие авторского домысла. Автор, будь то режиссер, писатель или журналист, стремясь воплотить свою творческую идею, несомненно,  имеют свою точку зрения и свои представления о собственном продукте. И это не может не отразиться на картине в целом. Домысел бывает вполне уместен там, где историческая цепочка событий обрывается. Необходимость в «пропущенном звене» и толкает автора на переосмысление событий, размышление над ними и, как следствие,- появление авторского домысла в конечном продукте.

Существует множество  различных видов деления документального  творчества на жанры. С. В. Дробашенко в книге «Пространство экранного документа» признает, что «в теории экранного искусства, в разработке принципов информации и пропаганды нет, пожалуй, более сложной, запутанной и до настоящего времени не решенной проблемы, чем проблема жанровой классификации документальных форм кинематографа и телевидения». Более удачной представляется жанровая классификация по тому же С. В. Дробашенко, который предлагает поделить документальные фильмы на две основные группы исходя из содержательной характеристики: на фильмы информационно-описательные и проблемно-образные. В добавление предлагаются такие уточняющие категории, как исторический или современный, биографический фильм, фильм - развернутое многоплановое повествование и фильм-монолог. 3

Говоря о телевизионной документалистике нельзя не упомянуть о документальном кино, которое сложилось как вид искусства за десятилетие до появления телевидения. «Энциклопедия кино» дает определение документальному кино как виду киноискусства, материалом которому служат съемки подлинных событий.

Вне всяких сомнений, в документалистике (как и в телевизионной, так и в документальной прозе) на первом месте стоят познавательные ценности.

Так что же общего и каковы различия между документалистикой и журналистикой? Можно сказать, что журналистика в некоторой степени является частью документалистики. Журналистика – это всегда актуальные, свежие и оперативные фактические материалы, в то время, как документалистика не претендует на оперативность подачи материала и далеко не всегда претендует на актуальность тематики для сегодняшнего дня. Однако, наряду с этим, между документалистикой и журналистикой есть нечто общее. И журналист и документалист работают с информацией, перерабатывают ее и анализируют, потому что сфера интересов и того и другого так или иначе связана с поиском и генерацией информации. Иными словами, они наблюдают и раскрывают сущность реальной действительности.

 

Далее речь пойдет о пропаганде, как об одной из массовых информационных технологий.

  1. Пропаганда -  (лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.

Иными словами, пропаганды – это  метод планомерного и скрытного  воздействия на массовое сознание любым  способом с целью сформировать общественное мнение по конкретному вопросу в интересах отдельной социальной группы, учреждения и даже отдельного человека.

Итак, пропаганда представляет собой  распространение и утверждение  в массовом сознании идеологически  обусловленных систематизированных  взглядов и представлений, составляющих мировоззренческие позиции личности и общества в целом.

Пропагандистские материалы передаются по многим каналам. Различают два  основных пути осуществления пропагандистского  воздействия — на уровне межличностного общения (устное выступление, лекция, пропагандистский семинар и др.), а также с  использованием технических средств  массовой информации: пресса, телевидение, радиовещание, информационные агентства, часть кинематографа и книгоиздательского дела.

В целом же, пропаганду можно разделить на 2 типа: Позитивная (конструктивная) пропаганда и негативная (деструктивная).

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей.

Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.4    

 Элементы пропаганды проникают  во все основные сферы общественного  сознания - мораль и нравственность, право, философию, литературу  и искусство. По своей природе  она стремится подчинить себе  все стороны человеческой жизнедеятельности,  но в тоже самое время пропаганда  зависит от общества и производит  его структуру. Государственная  пропаганда говорит от имени общества в целом, претендуя на роль выразителя общественных интересов и как правило запросы меньшинства выдаются за интересы большинства - всего народа. Поэтому социальные интересы узких социальных групп ищут выхода свое пропагандистское обеспечение, но в официальной пропаганде они его не получают. И часто в  обществе возникает слой политической пропаганды выходящий за рамки официоза.

Информация о работе Массовые информационные технологии как способы воздействия на общественное сознание