Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:59, курсовая работа
Целью исследования является выявление влияния манипулирования на формирование общественного мнения с помощью телевизионных средств коммуникаций.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить составляющие понятия «общественное мнение».
Выяснить, как манипуляции сознанием воздействуют на формирование общественного мнения.
Выявить манипулятивные приемы, методы и способы, используемые в СМИ.
Рассмотреть особенности манипуляции на телевидении.
Определить способы защиты от манипулятивного воздействия.
Провести анализ использования приемов манипуляции на примере программы «Воскресное время» «Первого канала»
Введение………………………………………………………………….…… 3
Глава 1. Манипуляции общественным мнением…………………………. .. 6
Общественное мнение как социальный феномен: понятие, история и современное состояние…………………………… 6
2.1 Манипуляции сознанием как способ влияния на общественное мнение…………………………………………….. 13
Глава 2. Использование манипулятивных технологий в СМИ……. ……...19
2.1 Манипулятивные приемы в СМИ………………………………... ……. 19
2.2 Особенности манипулятивных приемов на телевидении…………….. 23
2.3 Защита от манипулятивного воздействия……………………….. …….. 27
Глава 3. Анализ манипулятивных приемов на телевидении на примере «Первого канала»…………………………29
3.1 Характеристика «Первого канала»…………………………………… 29
3.2 Применение манипулятивных приемов на «Первом канале» (на примере информационно-аналитической программы «Воскресное время»)….….. 33
Заключение………………………………………………………………… 38
Примечания …………………………………………………………………. 39
Список литературы…………………………………………………………. 41
Рейтинг отражает, насколько канал или программа привлекательны и интересны для аудитории. Поскольку рейтинг программы высок, можно сделать вывод, что она удовлетворяет телезрителей, а, следовательно, они ей доверяют.
Высокий рейтинг «Воскресного времени» также можно объяснить тем, что она выходит в эфир в наиболее популярное у зрителей время просмотра телевизора с 20:00 до 00:00, когда у экрана находится почти 90 населения РФ по данным TNS Gallup Media .
В аудитории «Воскресного времени» преобладают люди старше 54 лет по данным TNS Gallup Media, их доля составляет 34% . Доля людей в возрасте от 35 до 54 лет составляет 16% , а доля тех, кому от 16 до 25 лет – 7% . Немаловажным является имидж ведущего. Он представляется рядовым зрителям образованным человеком, рассудительным и здравым, имеющим собственное мнение. В итоге создается иллюзия авторитетности, объективности и важности той интерпретации событий, которая подается программой «Воскресное время».
Тем не менее, в реальности об объективности и достоверности интерпретации речи не идет. Каждая программа содержит набор манипулятивных приемов, которые направляют мысль телезрителей в определенном направлении. Мысли и оценки высказываются в форме утверждения, не требующего сомнений и вселяющих доверие.
В основном в программе используются методы, относящиеся к манипулированию посредством формирования и распространения образов. Это отвечает общей цели передачи - созданию благоприятного имиджа государственной власти, а так же создание образа коллективного врага – оппозиционных сил. Это обстоятельство отвлекает аудиторию от реальных внутригосударственных проблем.
Проанализировав выпуски «Воскресного времени», с помощью выделенных ранее способов и методов, за последние четыре месяца, приходим к выводу, что большинство передач посвящено теме предвыборной президентской компании.
Итак, к наиболее часто используемым способам можно отнести:
1.манипуляции со временем, скоростью подачи информации. Так в программах самым первым сюжетом, как правило, выходит отчет о деятельности В. Путина. Например, в выпуске от 26.02.2012 вначале программы появляется репортаж о митингах предпоследней недели до выборов. При этом, на первом месте в сюжет стоит рассказ о митинге в Лужниках в поддержу премьер-министра. Таким образом, программа выделяет представителя «Единой России» из списка остальных кандидатов. Но есть и другие примеры манипуляции со временем подачи. В выпуске от 22.01.2012 последний сюжет – обзор самых популярных видеороликов сети. Если начинается не с очень веселых видео, то заканчивается на радужной ноте. Собака-акробат, стоя на канате, выполняет команды хозяина. Так создается благоприятное впечатление от просмотра выпуска у телезрителей. Так же и в выпуске от 08.04.2012 последним выступает сюжет, рассказывающий о положительных событиях – о вручении премии «Ника».
2. стереотипизация. В выпуске от 15 январе появляется сюжет о нападении собак. Если речь идет о животных, имеющих хозяев, корреспондент использует слова «домашние питомцы», «собаки», «любимцы». В рассказе о бездомных друзьях человека, употребляются слова «агрессивны», «псы», «волки». Последние слова вызывают негативную реакцию у аудиторию. Таким образом, создатели сюжет формируют стереотипы: «домашняя собака – хорошая», «бездомная – плохая». Так же в выпуске от 19.02.2012, ведущий говорит: «А точнее то, по какому пути дальше будет развиваться наша страна. Станет ли на путь копирования так называемых ценностей и укладов, в безуспешной попытке кого-то догнать. Или продолжит курс на суверенное и стабильное развитие Державы». Тут слова возвращают телезрителей к стереотипу: «на Западе ничего не ценят». А слово «курс» в данном контексте ассоциируется с «курсом Путина».
3. искажение информации. В выпуске от 22.01.2012 ведущий программы в подводке произносит фразу: «Надежда получить власть делает с людьми чудеса. Ну, наиболее активны как раз те, у кого такой надежды нет, и не предвидится». Получается, что ведущий намеренно вводит телезрителей в заблуждение, так как далее в сюжете показано, что одинаково активны все кандидаты. Причем, у каждого из них еще существует возможность стать президентом. В том же выпуске место второго сюжета занимает репортаж о статье В.В. Путина «Россия сосредотачивается: вызовы, на которые мы должны ответить». Ведущий рассказывает о содержании статьи. А затем произносит фразу: «Ответы, на эти вопросы, волнующие ту, БОЛЬШУЮ, часть граждан России, которым небезразлична судьба своей страны, а не то, что о ней подумают другие державы, и были изложены, а затем подверглись детальному обсуждению». Ключевое словосочетание здесь – большую часть. Т.е. имеется в виду, что именно БОЛЬШАЯ часть граждан России разделяет взгляды премьер-министра, хотя никаких фактических подтверждений нет.
4. манипуляции со способом подачи информации. В выпуске от 12.02.2012 выходит сюжет в форме интервью. Вопросы задают Сергею Собянину. Вместо корреспондента с мэром Москвы общается ведущий. Тем самым подчеркивается уникальность собеседника, только что назначенного на высокий пост и эксклюзивность происходящего. В выпуске от 15.04.2012 на первом месте стоит информация о самом большом христианском празднике – Христовом Воскресении. Однако в нем не забывают упомянуть о том, что президент, премьер и мэр тоже побывали, как простые жители, на торжественной службе в храме.
Так же для достижения поставленных «Первым каналом» задач применяются различные методы манипулирования сознанием. Чаще остальных встречаются метод страшилок. В выпуске от 08.01.2012 рассказывается о происшествии в Брянске. Чтобы привлечь особое внимание к теме сюжета, ведущий говорит запугивающую реплику: «Прогулки по улицам Брянска смертельно опасны». Затем поступает информация о беспорядках в Сирии. С помощью этого, достигается устрашение аудитории. Так же в выпуске от 15.01.2012 последним (а лучше всего запоминается первое и последнее) в эфир выходит эфир об «иранской атомной бомбе». Корреспондент начинает репортаж словами: «В том, что большая война неминуема, уже никто не сомневается. Остается только вопрос: как и когда она начнется?».Текст сопровождается архивными видеозаписями взрывов и военных действий (причем, что это архив не указано). Таким образом, в сюжете утверждается, что война обязательно будет.
Второй метод – метод многократных повторов. В программе от 29.01.2012, выходит сюжет о статье Владимира Путина. В подводке ведущий говорит, что Путин – первый, кто затронул эту тему. В тексте корреспондент также неоднократно повторят «первый», «впервые». Можно сделать вывод, что автор намеренно показывает героя сюжета как новатора и «первого» среди остальных.
Из проделанного анализа, можно сделать вывод, что государственные СМИ, к которым относится «Первый канал», являются проводниками государственной идеологии. А потребители должным образом отобранных и преподанных новостей становятся объектами ее приложения, которое проскальзывает в контекстах информационных сообщений. Канал несомненно действует в интересах государства. И на примере программы «Воскресное время» можно рассмотреть, какие манипулятивные приемы используются для создания легко внушаемого и не обладающего критическим мышлением населения.
Заключение.
В работе было проанализировано,
что манипуляции сознанием
Телевидение, благодаря техническим преимуществам, имеет большее влияние на формирование общественного мнения. С помощью манипуляции сознанием государство прививает массам поведенческие модели, моральные нормы и общественные ценности. Манипуляция остается скрытой, какие бы цели она не преследовала.
Манипулирование можно подразделить на несколько видов: манипулирование информационными потоками, манипулирование посредством воздействия на эмоции, манипулирование посредством формирования и распространения образов, манипулирование посредством использования авторитетных групп и стремления человека быть полноправным членом общества.
Если сравнивать приемы манипуляции, используемые СМИ, то можно выделить наиболее популярные: фабрикация и умалчивание фактов, ссылки на авторитеты, сенсационность, повторение, использование стереотипов и особенностей восприятия, использование контрастности, особенностей речевой динамики, монтаж, изъятие цитат из контекста.
На телевидении (в частности, на «Первом канале) применяются искажение информации, метод многократного повтора, стереотипизация, манипуляции со временем и способом подачи информации, метод страшилок.
Государственные каналы в особенности злоупотребляют приемами манипуляций сознанием, так как это выгодно существующей власти. В силу того, что больше половины населения страны доверяют «Первому каналу», его воздействие на формирование общественного мнения довольно значительно.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ