Формирование общественного мнения в СМИ с помощью средств манипуляции сознанием на примере программы "Воскресное время"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление влияния манипулирования на формирование общественного мнения с помощью телевизионных средств коммуникаций.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить составляющие понятия «общественное мнение».
Выяснить, как манипуляции сознанием воздействуют на формирование общественного мнения.
Выявить манипулятивные приемы, методы и способы, используемые в СМИ.
Рассмотреть особенности манипуляции на телевидении.
Определить способы защиты от манипулятивного воздействия.
Провести анализ использования приемов манипуляции на примере программы «Воскресное время» «Первого канала»

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…… 3
Глава 1. Манипуляции общественным мнением…………………………. .. 6
Общественное мнение как социальный феномен: понятие, история и современное состояние…………………………… 6
2.1 Манипуляции сознанием как способ влияния на общественное мнение…………………………………………….. 13
Глава 2. Использование манипулятивных технологий в СМИ……. ……...19
2.1 Манипулятивные приемы в СМИ………………………………... ……. 19
2.2 Особенности манипулятивных приемов на телевидении…………….. 23
2.3 Защита от манипулятивного воздействия……………………….. …….. 27
Глава 3. Анализ манипулятивных приемов на телевидении на примере «Первого канала»…………………………29
3.1 Характеристика «Первого канала»…………………………………… 29
3.2 Применение манипулятивных приемов на «Первом канале» (на примере информационно-аналитической программы «Воскресное время»)….….. 33
Заключение………………………………………………………………… 38
Примечания …………………………………………………………………. 39
Список литературы…………………………………………………………. 41

Файлы: 1 файл

курсовая г..doc

— 241.00 Кб (Скачать)

Наиболее прочную базу субъектов манипуляции составляют некомпетентность и малообразованность массы, ее установки на моральное, практически-политическое оправдание деятельности “субъектов”, ее неспособность самостоятельно решать вопросы своего существования. Незрелость массы, отсутствие у нее суверенитета дают возможность практически безграничного влияния субъектов манипулирования, утверждения мифа о необходимости “власти лучших”. При этом полномочия “лучших” становятся должностью, а должность — постоянным местом работы. “Лучшие” превращаются в неизменный и неприкосновенный институт. “Лучшие” активно используют прежде всего СМИ и СМК для создания своих мифов, для господства над массой. Поэтому СМИ всегда находятся во власти субъектов манипуляции и никогда не принадлежат руководимым.

Объекты манипуляции — ведомое большинство10.

С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие родовые признаки манипуляции:

1) манипуляция - это вид духовного, психологического воздействия. Мишенью манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности;

2) манипуляция - скрытое воздействие, факт которого не должен быть обнаружен объектом манипуляции.

Как замечает Г. Шиллер, для  достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции  гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно.

Если попытка манипуляции  вскрывается и это становится известно широкой аудитории, акция  обычно свертывается, поскольку раскрытый  факт применения манипулятивных технологий наносит значительный ущерб манипулятору.

Нужно понимать, что всякая манипуляция есть взаимодействие и без участия объекта, на которого она направлена, манипуляция не состоится. С.Г. Кара-Мурза по этому поводу замечает: «жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник. Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели - и начинает действовать по новой программе - манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование  манипулятивных технологий в СМИ.

2.1. Манипулятивные приемы в СМИ

Манипуляцию общественным мнением можно рассматривать  как комплексную стратегию убеждения с целью навязывания коллективных ценностей и преобразования ментальности определенной группы людей для поддержания власти правящей элиты, а шире - для воспроизводства сложившегося статус-кво в социальной структуре 1. Человек не имеет прямого контакта с общественным мнением. О его содержании люди узнают из СМИ, причем рейтинг считается единственной объективной характеристикой общественного мнения. Картина общественного мнения, созданная на основе рейтингов, внедряется в сознание индивида, который всегда подсознательно отождествляет себя с большинством, поскольку в массовом сознании именно большинство является носителем моральной истины.

СМИ практически вытеснили  личное общение как источник сообщений, несущих новую информацию. Из процесса получения информации исключается диалог, который создает важнейшую защиту против манипуляции сознанием. Получатели сообщений превращаются в толпу в том смысле, что они могут лишь пассивно воспринимать сигналы от коммуникатора-суггестора. Людям не говорят прямо: «Действуйте так, а не иначе», но находят психологический трюк, который вызывает соответствующую реакцию.

Воздействие на общественное мнение - одна из ведущих функций СМИ чаще всего упрекают в манипулировании общественным мнением. И на то есть все основания.

СМИ стали главным  инструментом манипулирования общественным мнением. Поэтому многие ученые считают, что СМИ создают символический образ реальности, по-другому квазиреальность.

Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется миллионами телезрителей в шаблонных капсулах, содержащих продукцию массового производства информации и развлечений. Из таких капсул - телевизионных сюжетов, печатных материалов, образов, сообщаемых идей – складывается особый символический мир, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия между большими и разнородными группами людей. Этот мир обуславливает образ мышления, чувств и поведения не индивидуумов, а масс в целом. СМИ предлагают нам готовые модели поведения через сериалы, ток-шоу, предоставляют готовые мнения и толкования, по сути, превращая общество в бездумную массу потребителей информации, которые прекращают думать и анализировать информацию, упрощая тем самым процесс манипулирования. СМИ ограничивают рамки информации, которая должна достигать аудиторию. В действительности, то, что не попадает в СМИ, как бы и не существует, мы не придаем такой информации должного значения.

В силу этого обстоятельства элита получает возможность навязывать массам определенный образ жизни, якобы  присущий высшим классам. Так доминирующие группы влияют на поведение людей и даже в чем-то предопределяют его. СМИ, будучи подвластными доминирующему классу, пытаются привить обществу систему общих ценностей.

Ученые выделяют различные приемы манипулирования мнением с помощью СМИ. Кара-Мурза выделяет 8 манипулятивных приемов2:

1)Фабрикация  фактов

2)Отбор для материала событий реальности

3)Серая  и черная информация

4)Большие  психозы

5) Утверждение и повторение

6) Дробление и срочность

7) Упрощение, стереотипизация

8) Сенсационность

К. Х. Каландаров выделяет следующие приемы манипуляции:

— искажение информации (от открытой лжи до смещения понятия по семантическому полю);

— утаивание информации (сокрытие, умалчивание, избирательная подача материала);

— манипулирование со способом подачи материала (сообщение должно быть воспринято необходимым отправителю образом);

— манипулирование со временем подачи информации;

— подпороговая подача информации связана с учетом особенностей информационной рецепции, которые не осознаются коммуникаторами и формируются на дорефлексивном уровне;

— перегрузка адресатов сведениями, отобранными по какому-либо параметру, что преследует прежде всего цель заставить адресата отказаться от предоставляемой информации;

— “универсальные” высказывания, истинность которых в принципе подтвердить невозможно, но которые “всем понятны”;

— генерализация, расширение обобщений (“всегда”, “вечно”, “постоянно” — маркеры этого приема);

— неявное указание как бы общепринятой формы;

— маскировка под пресуппозиции (неявные допущения);

— неопределенный рефлекторный индекс (“есть мнение...”);

— умножение имен, действий, ситуаций;

— коммуникативный саботаж;

— двусмысленности;

— замещение субъекта действия;

— подмена нейтральных понятий эмоционально-оценочными;

— ложная аналогия;

— тематическое переключение.

— сокращение и дозирование доступной информации;

— использование секретности, т.е. преднамеренное утаивание информации;

— активизация пропаганды, тенденциозной информации;

— информационная перегрузка, купирующая возможность адекватно усвоить и верно оценить представляемые сведения, что толкает людей к использованию только официальных вариантов.

Американский лингвист Ноам Хомский составил список манипулятивных приемов:

1. Отвлечение внимания

2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения

3. Способ постепенного применения

4. Отсрочка исполнения

5. Обращаться к народу как к малым детям

6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления

7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность

8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью

9. Усиливать чувство собственной вины

10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают.

Так же некоторые исследователи выделяют такие приемы:

  1. Использование внушения.
  2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
  3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
  4. Метод под названием «нужны трупы».
  5. Метод «страшилок».
  6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
  7. Метод фрагментации.
  8. Многократные повторы или «метод Геббельса».
  9. Создание лжесобытий, мистификация.

Исходя из этой классификации, автор курсовой работы выделил следующие способы манипуляции сознанием, с помощью которых и будет проводить дальнейший анализ:

- искажение  информации

- утаивание  информации

- манипуляции  со способом подачи 

- манипуляции со временем, скоростью подачи информации

- способ  психологической перегрузки

- стереотипизация.

  Также были обнаружены такие методы как:

  1. Метод страшилок
  2. Метод многократных повторов
  3. Метод фрагментации
  4. Метод сенсационности

 

2.2. Особенности манипулятивных приемов на телевидении.

В настоящем самым  мощным техническим средством манипулирования является телевидение. Информацию об особенностях телевидения можно найти в работах «Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание»3 и у В.В. Ворошилова в учебнике «Журналистика»4. Среди них выделяют:

  1. телевидение воздействует одновременно на важнейшие каналы восприятия - на зрение и слух;
  2. телевидение является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ;
  3.   телевидение характеризуется экранностью, т.е. передает информацию посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Это обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, их доступность для самой широкой аудитории;
  4. личностный характер передачи информации. Телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят миллионы, и, тем не менее, он воспринимает выступление с телеэкрана как обращение непосредственно к нему;
  5. мгновенность передачи. Телевидение способно сообщить в аудиовизуальной форме о действии в момент его свершения. Это создает эффект присутствия зрителя на месте событий, сопричастности, что придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность;
  6. простота информационной обработки. Новостные и аналитические программы может воспринимать любой человек, не прилагая к этому особенных усилий. В России, несмотря на наличие конкурентной борьбы за аудиторию между основными телевизионными компаниями телеканалы предлагают схожие по форме и содержанию программы.

Итак, можно сделать  вывод - несмотря на различия форматов различных телеканалов, они используют похожие манипулятивные приемы.

Известно, что чем внимательнее человек отнесется к предлагаемой информации, тем более значительная ее часть проникнет в его сознание и сохранится в памяти. Чтобы привлечь внимание, нужно представить событие неординарным, отличающимся от ряда других представлений.

Контрастность широко применяется в практике телевидения в виде представления потребителям информации противоположных мнений, мнения известной личности среди мнений рядовых авторов.

 На основе контраста  построен известный прием мобилизации  ресурсов внимания телезрителей  через передачу звука нового  тембра или некоторую остановку  звучания вообще. Если после паузы  снова раздастся голос диктора  или музыка, это сильнее привлечет  внимание человека, чем, если бы информации передавалась непрерывно. Телевидение использует время после паузы либо для передачи краткого, важного сообщения, либо для привлечения внимания к начавшейся передаче часто прием используется в конце новостного блока5.

Контрастность также может проявляться в использовании цвета. Сочетание красного и темно-синего цветов вызывают удовольствие, сочетание красного и желтого цветов действуют сомнительно, а сочетание красного и фиолетового цветов вызывают неудовольствие6.

Немаловажным фактором привлечения внимания аудитории к информации является прием повторения.

С помощью повторения увеличивается число людей, чье  внимание будет привлечено к факту или событию. Таким образом, повторение благодаря феномену внимания становится способом превращения некоторой части потенциальной аудитории в реальную. Прием спираль умолчания состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам информации. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из страха оказаться в социально-психологической изоляции или других санкций умалчивать о своем мнении или изменять его.

Прием непривлекательного ракурса используется для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным личностям. телевидение использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом подбирает или монтирует отснятые кадры.

Значительную роль в  формировании установок потребителей информации играет расположение сюжета в блоке информационных сообщений. А.Е. Левченко выделяется два основных эффекта:

Информация о работе Формирование общественного мнения в СМИ с помощью средств манипуляции сознанием на примере программы "Воскресное время"