Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:59, курсовая работа
Целью исследования является выявление влияния манипулирования на формирование общественного мнения с помощью телевизионных средств коммуникаций.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить составляющие понятия «общественное мнение».
Выяснить, как манипуляции сознанием воздействуют на формирование общественного мнения.
Выявить манипулятивные приемы, методы и способы, используемые в СМИ.
Рассмотреть особенности манипуляции на телевидении.
Определить способы защиты от манипулятивного воздействия.
Провести анализ использования приемов манипуляции на примере программы «Воскресное время» «Первого канала»
Введение………………………………………………………………….…… 3
Глава 1. Манипуляции общественным мнением…………………………. .. 6
Общественное мнение как социальный феномен: понятие, история и современное состояние…………………………… 6
2.1 Манипуляции сознанием как способ влияния на общественное мнение…………………………………………….. 13
Глава 2. Использование манипулятивных технологий в СМИ……. ……...19
2.1 Манипулятивные приемы в СМИ………………………………... ……. 19
2.2 Особенности манипулятивных приемов на телевидении…………….. 23
2.3 Защита от манипулятивного воздействия……………………….. …….. 27
Глава 3. Анализ манипулятивных приемов на телевидении на примере «Первого канала»…………………………29
3.1 Характеристика «Первого канала»…………………………………… 29
3.2 Применение манипулятивных приемов на «Первом канале» (на примере информационно-аналитической программы «Воскресное время»)….….. 33
Заключение………………………………………………………………… 38
Примечания …………………………………………………………………. 39
Список литературы…………………………………………………………. 41
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГОБОУ ВПО
«Тамбовский государственный
имени Г.Р.Державина»
Институт филологии
Отделение массовых коммуникаций
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В СМИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ВОСКРЕСНОЕ ВРЕМЯ» «ПЕРВОГО КАНАЛА»)».
Специальность: 030601 – Журналистика
Научный руководитель:
Зверева Е.А., доцент,
заведующая кафедрой журналистики
и издательского дела
Работа защищена «___» _____________ 2012 г.
Оценка _____________
_______________________
(Зверева Е.А.)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Манипуляции общественным мнением…………………………. .. 6
2.1 Манипуляции сознанием как
способ влияния на общественное мнение………………………………………………………………
Глава 2. Использование манипулятивных технологий в СМИ……. ……...19
2.1 Манипулятивные приемы в СМИ………………………………... ……. 19
2.2 Особенности манипулятивных
приемов на телевидении……………..
2.3 Защита от манипулятивного воздействия……………………….. …….. 27
Глава
3. Анализ манипулятивных приемов
на телевидении на примере «Первого канала»………………………………………………………….
3.1 Характеристика «Первого канала»…………………………………… 29
3.2 Применение манипулятивных приемов на «Первом канале» (на примере информационно-аналитической программы «Воскресное время»)….….. 33
Заключение……………………………………………………
Примечания …………………………………………………………………. 39
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
На сегодняшний день, почти у каждого жителя планеты есть дома телевизор и доступ к другим источникам информации. Люди ежедневно получают и анализируют огромное количество сообщений и формируют свое отношение к различным проблемам. Но мало кто задумывается над вопросом: «Сам ли я пришел к выводу насчет этой ситуации или мне его кто-то навязал?». Благодаря этому, СМИ получают огромный простор для влияния на мнение каждого конкретного человека и на мнение общества в целом.
Актуальность исследования заключается в том, что Российская Федерация, как и другие страны мира, входит в новую эпоху, которую уже стали называть информационным обществом. Быстро развиваются СМИ, новые структуры межличностной коммуникации. Это приводит к переработке большой информационной сферы.
Так как традиционные средства массовой информации почти полностью дискредитировали себя в сознании молодежи (а так же и некоторых представителей старшего поколения), современные информационные технологии стали основным двигателем взаимодействия людей.
В связи с этим, произошли
изменения и в сфере
Материалом исследования выступает программа «Воскресное время» телеканала «Первый канал» за период январь – апрель 2012 года.
Целью исследования является выявление влияния манипулирования на формирование общественного мнения с помощью телевизионных средств коммуникаций.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Теоретико-методологическая база исследования.
У истоков теории массовой коммуникации стояли работы таких мировых ученых, как Кули Ч., Тард Г., Липпман У.
Проблему теоретического осмысления понятия «общественное мнение» поднимали Тард Г., Кули Ч., . Робертс Дж.К и Оскэмп С., Лассуел Г., и др. Взаимосвязь общественного мнения с социальными стереотипами выявил Липпман У.. В российской теории вопросом общественного мнения в рамках социологической парадигмы занимались Ленин В.И., Уледов А.К., Грушин Б.А., Левада Ю.А., Гавра Д.П. и др.. Общественное мнение в рамках структурно-функциональной теории рассматривал Мертон Р.
Рассмотрение общественного мнения в рамках связей с общественностью занимались такие ученые, как Брум Глен М., Королько В.Г.
Основы изучения общественного мнения положила деятельность британских исследователей Дженнингс Х., Мэдж Ч.и Харрисон Т..
Изучением манипулирования общественным сознанием занимались такие ученые как Кара-Мурза С.Г., Филатов А.В., Филатов Н.В., Каландаров К.Х., Цуладзе А.М., Шейнов В.П., Хомский Н., Карпов А., Левченко А.Е., Доценко Е.Л., Дзялошинский И.М, Почепцов Г.Г.
Структура состоит из введения, 3 глав и заключения. Во введении поставлены цели, задачи, вопросы исследования. В первой главе работы изучается материал об общественном мнении и манипуляциях сознанием как способе формирования общественного мнения. Во второй главе рассматриваются существующие манипулятивные приемы, особенности функционирования на телевидении, а также способы защиты от воздействия манипуляторов. В третьей главе проведен анализ использования приемов манипуляции на примере программы «Воскресное время». В заключение делается вывод, что манипуляции сознанием являются одним из основных способов формирования общественного мнения через СМИ.
Глава 1. Манипуляции общественным мнением
1.1. Общественное мнение как социальный феномен: понятие, история и современное состояние.
Вопрос общественного мнения становится все более важным и необходимым для понимания в нашей стране. Развитие различных социальных институтов, средств массовой информации, политической системы, общественного сознания привело к тому, что этот вопрос уже не может оставаться не замеченным не только в обыденной, но также и в научной сфере. Данное обстоятельство направило научную мысль по пути выработки теоретического материала для анализа механизма формирования общественного мнения с помощью манипуляций сознанием.
Теперь же термин «общественное мнение» все чаще можно услышать не только в научных работах, но в речах и выступлениях известных политиков, увидеть в информационных сообщениях на телевидении и массовой прессе. Уже в ХIX веке писатель и первый редактор журнала «Atlantic Monthly» Джеймс Рассел Лауэлл справедливо заметил значимость общественного мнения для социума в современных условиях: «Давление общественного мнения подобно атмосферному давлению. Оно невидимо, однако на каждый квадратный сантиметр вашего тела давят несколько килограмм веса"1 .
Для того, чтобы более детально разобрать понятие «общественное мнение», необходимо сначала понять, что такое «общественность» в общем.
Это понятие является одним из ключевых во многих научных направлениях, таких как связи с общественностью, социология массовых коммуникаций, политология, журналистика. В наиболее обобщенной форме под общественностью понимается любая группа людей (и даже отдельных индивидов), так или иначе связанная с жизнедеятельностью организации или учреждения2. Под значение этого определения попадают такие группы, как служащие, окрестные жители, потребители, работники средств информации, государственные служащие, выдающиеся личности и т.д.
Если обобщить все известные определения понятия «общественность», то можно выделить характерные особенности и определить характерные черты, такие как:
- взаимодействующая между собой и с другими субъектами группа людей, объединённая единством интересов;
- осознание группой проблематичности ситуации, в которой оказались;
- реагирование каким-либо образом на сформировавшуюся проблему или ситуацию
Стоит также понимать, что в большинстве случаев группа общественности имеет неоднородный характер по различным характеристикам, в том числе по социально-демографическим, гендерным, статусным характеристикам, поэтому сила реакции на внешние условия также может различаться.
Разобрав понятие и основные характеристики общественности, можно более детально понять смысл общественного мнения, выразителями которого и являются группы общественности. Таким образом, осмысление сущности общественности послужило предпосылкой для дальнейшего развития исследований общественного мнения. Также, наряду с высказанной ранее предпосылкой, такой как демократизации общества, предпосылкой может являться и развитие средств массовой информации. Основанием так считать является то, что там, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, не может быть общественного мнения. Такие принципы можно найти в социально-политических структурах государств средневековья, а также в тоталитарных режимах последнего времени. В современном обществе циркулирует большой объем информации и без действенного механизма доставки информации общественности, она не сможет наладить активную коммуникацию. Развитие же СМИ дало активный толчок для реализации этих возможностей.
Таким образом, все эти предпосылки привели к необходимости теоретической разработки понятия «общественное мнение» как важного элемента в функционировании общественных отношений. Все теории общественного мнения также, так или иначе, рассматривают не только сам термин, но и процесс формирования общественного мнения как важной составляющей понимания сущности массовых коммуникационных процессов, которые характерны демократическому обществу.
До ХIX века термин «общественное мнение» не употреблялся, хотя сам феномен наблюдался во многие исторические эпохи, так как он существовал долгое время как результат взаимодействия людей, только способы формирования значительно отличались. Общественное мнение (англ. вариант Public Opinion) в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе французского социолога Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». Он одним из первых понял актуальность данного вопроса для всей общественно-политической жизни. До него все попытки понять смысл общественного мнения не имело под собой научного основания и носило чисто философский смысл. Например, проблема общественного мнения была поднята в работе «Государь» итальянского мыслителя Маккиавели и в работах английских философов Т. Гоббса, Ф. Бэкона и Дж. Локка.
Габриель Тард же понимал под общественным мнением групповое мышление, детерминированное иррациональным преданием, то есть как элементарное социальное отношение. В своей работе «Общественное мнение и толпа» он пытается показать процесс формирования общественного мнения и влияния на него средств массовой информации. Общественное мнение, по его мнению, творит публика – это то, что мы сейчас понимаем под общественностью, - в то время как толпа не обладает необходимой духовной и нравственной близостью ее членов для его формирования. Однако толпе можно навязать его, чем и должны заниматься политики. Тард также замечает, что пресса все более и более начинает влиять на значимость политических и социальных явлений, становясь, таким образом, лидерами общественного мнения.
Дальнейшая разработка проблемы общественного мнения проводилась в основном в американских научных и политических кругах в русле политического, социологического, психологического и др. подходов. Наибольший вклад внесли работы У. Липпмана, Ч. Кули, Дж. К. Робертс и С. Оскэмп.
Уолтер Липпман является одним из классических исследователей общественного мнения. Его работа «Public Opinion» («Общественное мнение») стала очень популярна не только в США, но и в России. Его основной вклад – это соединение философского, психологического, исторического и социологического подходов при анализе общественного мнения. Процесс формирования общественного мнения он рассматривал с тех позиций, что познавательные возможности человека ограничены: человек не может знать всё, быть абсолютно информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в категории. Эти категории:
1) фикции, иллюзии;
2) стереотипы, которые объединяются в системы стереотипов, которые предстают в виде повседневных укладов, верований, учений, социальных институтов и т. д.;