Формирование общественного мнения в СМИ с помощью средств манипуляции сознанием на примере программы "Воскресное время"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление влияния манипулирования на формирование общественного мнения с помощью телевизионных средств коммуникаций.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить составляющие понятия «общественное мнение».
Выяснить, как манипуляции сознанием воздействуют на формирование общественного мнения.
Выявить манипулятивные приемы, методы и способы, используемые в СМИ.
Рассмотреть особенности манипуляции на телевидении.
Определить способы защиты от манипулятивного воздействия.
Провести анализ использования приемов манипуляции на примере программы «Воскресное время» «Первого канала»

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…… 3
Глава 1. Манипуляции общественным мнением…………………………. .. 6
Общественное мнение как социальный феномен: понятие, история и современное состояние…………………………… 6
2.1 Манипуляции сознанием как способ влияния на общественное мнение…………………………………………….. 13
Глава 2. Использование манипулятивных технологий в СМИ……. ……...19
2.1 Манипулятивные приемы в СМИ………………………………... ……. 19
2.2 Особенности манипулятивных приемов на телевидении…………….. 23
2.3 Защита от манипулятивного воздействия……………………….. …….. 27
Глава 3. Анализ манипулятивных приемов на телевидении на примере «Первого канала»…………………………29
3.1 Характеристика «Первого канала»…………………………………… 29
3.2 Применение манипулятивных приемов на «Первом канале» (на примере информационно-аналитической программы «Воскресное время»)….….. 33
Заключение………………………………………………………………… 38
Примечания …………………………………………………………………. 39
Список литературы…………………………………………………………. 41

Файлы: 1 файл

курсовая г..doc

— 241.00 Кб (Скачать)

1. Эффект очередности информации. Информация, непосредственно направленная на изменение установок, должна предшествовать любой другой, не связанной с решением этой задачи. Лучше всего запоминается та информация, которая располагалась в начале или в конце информационного блока.

2. Эффект первичности коммуникационного воздействия. Если реципиент получил какое-то важное сообщение, в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Если в последующем появляются факты, которые противоречат первому впечатлению, то реципиент неохотно отказывается от того, во что уже поверил.

Кроме важности расположения сюжета в блоке информационных сообщений необходимым условием воздействия является речевое построение сообщения. Существует множество специальных приемов лингвистического манипулирования:7

- использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах и легко связать с жизненным опытом потребителя информации;

 -  учет особенностей речевой динамики. Предлагаемое сообщение быстрее доходит до сознания аудитории, если оно произносится достаточно сильным и уверенным голосом, в нем используются разнообразные интонации и паузы;

- подкрепление речевой динамики соответствующей мимикой и жестами. Мимика и жесты меньше поддаются сознательному контролю. Их расшифровка осуществляется сама собой, неосознанно, вызывая некоторое эмоциональное отношение;

- использование приема упрощения при составлении телепрограммы. Это самый эффективный и действенный путь для изменения стереотипов поведения, взглядов и ценностей миллионов жителей России. Доля развлекательных телепередач намного превышает долю передач интеллектуальной направленности. В них предлагаются готовые модели поведения и ценности.

Особое место в процессе манипулирования занимают новости  и информационные программы. Очень часто манипулирование применяется в репортажах с места событий. Они создают у зрителя ощущение достоверности и сопричастности, поэтому практически гарантируют то, что зритель поверит в передаваемую информацию8. Здесь может применяться такой прием, как трансляция видеоматериалов из архива. Человек может контролировать, фильтровать сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает - фильтры рвутся.

Итак, телевидение на сегодняшний день является самым мощным оружием манипулирования общественным мнением. По словам С.Г. Кара-Мурза, оно обладает убаюкивающим эффектом, обеспечивающим пассивность восприятия. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки расслабляет мозг, чему способствует и умелое построение программ.

 

2.3. Защита от манипулятивного воздействия.

Изучив работы Кара-Мурзы, Дзялошинского, Кадандарова и других исследователей, которые занимаются проблемами манипулятивного воздействия, можно выделить следующие приемы защиты от него:

1. Сокращение контактов. Рекомендуется меньше бывать в зоне контакта с манипулятором. В действительности никакого разнообразия информации на разных каналах телевидения нет - значит незачем и переключать телевизор с одной программы на другую в надежде получить какую-то новую информацию.

2. Уход от захвата. Важный этап в манипуляции - захват аудитории, ее присоединение. Пока захват не произошел, ему можно сопротивляться. Эффективен такой простой прием, как прерывание контакта, уход на время.

3. Отсеивание шума. Манипуляция успешна в условиях демократии шума, когда человека бомбардируют потоком малозначимых сообщений, и он не может сосредоточиться на той проблеме, по которой он должен выработать точку зрения. Поэтому он принимает предложенную СМИ готовую трактовку. Получив сообщение, надо отфильтровать шумы.

4.Отключение эмоций. Большинство стереотипов, которые используют манипуляторы, эмоционально окрашены. Увидев, что идеологи давят на какое-то чувство, следует на время сознательно притупить это чувство. Воспринять сообщения бесстрастно, а потом на холодную голову обдумать их наедине с собой.

5. Диалогичность мышления. Манипуляторы стараются превратить людей в потребителей идей. Нас лишили открытого диалога, поскольку он разрушает манипуляцию. Но мы можем вести мысленный диалог, не принимая ни одного утверждения без вопросов.

6. Создание альтернатив. Манипулятор, пресекая диалог, представляет выгодное ему решение как не имеющее альтернативы. В противном случае у людей возникнут вопросы и сомнения. Назвав для себя вполне реальные альтернативы, можно пресечь манипуляцию.

7. Включение здравого смысла. Когда мы слышим страстные речи, то лучше пропускать красивые фразы и улавливать только главный довод.

8. Включение памяти, проекция в будущее. Память и предвидение - основа психологической защиты против манипуляции, поэтому они и являются одними из главных объектов манипуляторов. Каждый раз надо восстанавливать память о той проблеме, которую ставят перед нами манипуляторы. Если нет сил и времени, чтобы что-то прочесть, навести справки, спросить знающих людей, то лучше не верить предлагаемому мифу, а попытаться связать те факты, которые наверняка знаешь.

9. Смена языка. Один из главных принципов защиты от манипуляции - отказ от языка, на котором излагает проблему потенциальный манипулятор. Нельзя принимать его язык, терминологию и понятия. Нужно пересказать то же самое, но другими словами, избегая идеологических категорий.

Итак, телевидение –  самый верный способ повлиять на общественное мнение. Исходя из этого, нужно воспринимать информацию критично и обдумывать предлагаемые сведения.

 

 

 

Глава 3. Анализ манипулятивных  приемов  на телевидении на примере «Первого канала»

3.1. Характеристика «Первого канала»

Как было рассмотрено  в первой и второй главах работы,  телевидение как вид информационной технологии современности получил огромное распространение в нашей стране, и стал влиять на общественную жизнь. Уже не одна важная общественно-политическая тема не остается без внимания телевизионных СМИ, обсуждение этой темы во многом формирует само отношение к  ней большинства населения страны. Поэтому большинство организационных структур, которые, так или иначе, отвечают  за вопрос взаимодействия с общественностью, стали активно искать способы успешной коммуникации с аудиторией телеканалов.

Для того, чтобы  рассмотреть проблему влияния «Первого канала» на общественное мнение в нашей стране, необходимо для начала ответить на два важных вопроса, которые, так или иначе, затрагивают рассматриваемую тему. Эти вопросы касаются социального портрета зрителей программы «Воскресное время» «Первого Канала», а также вопрос особенностей телевизионной коммуникации как взаимодействующего фактора  формирования общественного мнения.

Поиск ответов  на эти вопросы поможет, во-первых, понять некие особенности самого влияния телевидения на формирование общественного мнения, а, во-вторых, определить ту аудиторию, для которой будут актуальны эти выявленные особенности.

Социальный портрет зрителя «Первого канала» позволит определить основную аудиторию, которая может называться субъектом или выразителем  общественного мнения в ходе телевизионной коммуникации.

По этому  вопросу каждый год различными исследовательскими центрами проводятся многочисленный исследования, в большей степени для пользования коммерческими компаниями. Смысловой спектр этих исследований достаточно велик и затрагивает практически все аспекты телевещания в нашей стране и регионах, в частности.  Если обобщить весь вторичный материал этих исследований, а также результат исследования автора курсовой работы, то  можно выделить ту информацию, которая нам необходима для определения  социального портрета аудитории «Первого канала».

Первый канал ведёт  свою историю от Первой программы ЦТ СССР, выходившей в эфир с 1951 года, и является старейшим массовым телеканалом в России. В конце 1991 года Центральное телевидение было заменено РГТРК «Останкино».  Был основан 1-й канал Останкино. Он просуществовал до 1995 года. 25 января 1995 года было основано ОРТ. 1 апреля 1995 года был образован Первый канал, в то время называвшийся «Общественное российское телевидение» (ОРТ). Историческое название «Первый канал» было возвращено телеканалу в 2002 году (хотя название ОРТ упоминается на канале и на его сайте вплоть до наших дней)1.

Всего на начало 2012 года аудитория «Первого канала» охватывает 98,8% населения России.  По информации с сайта «Первого канала»2, традиционно лояльны каналу зрители среднего и старшего возраста, а в последнее время канал уделяет особое внимание  молодой аудитории. Количество зрителей - мужчин и женщин различно.

 

 

Возрастной состав аудитории  утренний эфир - аудитория в возрасте 25-35 лет; дневной эфир – аудитория в возрасте 45-55 лет; вечерний эфир - аудитория в возрасте 35-65 лет, а также подростки; 4 ночной эфир - аудитория в возрасте 18-25 и 35-45 лет. Средний возраст аудитории «Первого канала» находится в диапазоне 42-46 по данным www.1tv.ru .

 Самым устойчивым  сегментом целевой аудитории  канала являются пенсионеры. Они неохотно меняют свои предпочтения, достаточно консервативны. Канал, который располагается на первой кнопке, является самым старым. Поэтому, не изменяя своим привычкам, пенсионеры смотрят его. В данной группе высока степень доверия к новостной информации, передаваемой по «Первому каналу». Для пенсионеров он представляет собой авторитетный источник информации.

По исследованию автора курсовой работы, в котором приняли участие 100 человек, большинство опрошенных (59%) доверяют новостным выпускам «Первого канала». 35% считают «Первый канал» недостаточно надежным источником, так как он находится под руководством государства. 37% из респондентов, которые высказали недоверие, считают альтернативным источником информации интернет и блогосферу. 23% не высказали доверие никаким СМИ. 30% считают более объективными источниками другие телеканалы (RENTV, MTV, ЕВРО NEWS, НТВ). 10% доверяют радиостанции «Эхо Москвы». 6% людей на вопрос «доверяете ли Вы программе «Воскресное время» затруднились ответить. В опросе приняли участие мужчины и женщины от 18 до 45 лет.

Данный эффект достигается  не только посредством консервативности группы, но и с помощью имиджа ведущих. Их внешний вид и манера подавать новости влияет на восприятие телезрителем информации, одно может раздражать, а другое - настраивать важность и серьезность того или иного события. Ведущие сдержанны, их одежда официальна и строга, преобладает серый и черный цвет, темп речи высок, мимика минимальна, но используется выделение особо важных мест в сообщении тоном голоса.

Домохозяйки преимущественно  смотрят ток-шоу и сериалы, их интересуют темы отцов и детей, женской доли, взаимоотношений полов, роли женщины в семье и обществе, а также подробности из личной жизни звезд. Им предлагаются готовые модели поведения, мнения и ценности. Люди трудоспособного возраста в основном смотрят новости, а также различные развлекательные программы с целью расслабиться и отдохнуть после рабочего дня3.

Степень доверия к  новостной информации достаточно велика, но присутствует склонность к осмыслению полученной информации. Программная политика на официальном сайте канала www.1tv.ru заявлено, что приоритетным является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.

Основой структуры «Первого канала» является информационное вещание, и, прежде всего, информационно-аналитическая программа «Воскресное время».

 Если провести анализ  программы передач канала, можно проследить следующую тенденцию:

  1. преобладают передачи развлекательного содержания примерно 48% от общего объема вещания. К ним относятся ток-шоу, игровые передачи, сериалы, кинопоказ, музыкальные передачи, собственно развлекательные;
  2. доля телепередач интеллектуальной направленности составляет всего около 18% среди них док. фильмы, док. программы, познавательные программы, публицистические;
  3. доля информационных передач 24,45% намного превышает долю информационно-аналитических.

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что при составлении программы передач на «Первый канал» используется механизм упрощения, сведения интеллектуального развития аудитории до возможного минимума. Поскольку «Первый канал» является государственным каналом, можно сказать, что он действует в интересах государства, формируя ему положительный имидж у населения.

3.2. Применение манипулятивных приемов на «Первом канале» (на примере информационно-аналитической  программы «Воскресное время»).

Важной частью в государственной  информационной политике является обеспечение  общества, а также различных организаций информационно-аналитическими материалами. В этом случае государство снабжает общество не отражающей реальность информацией, а выгодной для себя, формирующей положительный образ государства. Обоснованность выбора для анализа использования манипулятивных технологий на «Первом канале» на примере программы «Воскресное время» заключается в том, что она относится к разряду информационно-аналитических, а, следовательно, предоставляет интерпретацию различных событий, мнения и оценки.

Программа выходит в эфир по воскресеньям в 21: 00. У программы «Воскресное время» высокий рейтинг (рейтинг телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории), в среднем он составляет 8% при доле 21-22% (доля телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любую программу, включая оцениваемую программу) в данный момент времени)4.

Информация о работе Формирование общественного мнения в СМИ с помощью средств манипуляции сознанием на примере программы "Воскресное время"