Творчество Ж.Фуке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы исследовать творчество Ж.Фуке.
Задачи контрольной работы: проанализировать особенности французской живописи XV века; рассмотреть становление и развитие творчества Ж.Фуке; исследовать работы и особенности стиля Ж.Фуке.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Особенности французской живописи XV века………………………4
2. Становление и развитие творчества Ж.Фуке………………………..14
3. Работы и особенности стиля Ж.Фуке…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….28
Приложение

Файлы: 1 файл

Творчество Ж.Фуке..doc

— 173.00 Кб (Скачать)

В течение некоторого времени считали, что Мадонна – это портрет Агнессы Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Среди оснований для подобного утверждения, в частности, то, что именно Агнесса Сорель установила моду на платья с открытой грудью: в таком платье изображена Мадонна на полотне Фуке. Ее поклонником был также и некто Шевалье – первый покровитель Фуке. Картина была написана художником в год смерти Агнессы, поэтому вполне возможно, что она была заказана в память о ней.

В этой картине, как ни в одной другой, ясно видно влияние итальянских художников на художественный метод Фуке. Пристальное внимание, которое живописец уделяет деталям, заимствовано им у северных мастеров, таких как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.

         Большой строгостью и глубиной характеристик отличаются образы второй створки диптиха. Образуя нерасторжимую группу, выделяются на фоне беломраморных пилястр фигуры Этьена Шевалье и стоящего рядом с ним св. Стефана. Стефан, изображенный портретно, как реальное лицо, держится свободно, просто; покровительствен жест его руки, лежащей на плече Этьена Шевалье. Стефан легко узнаваемый по Евангелию в руке и по изображению камня, одним из которых он был забит до смерти. Мученик должен передать от имени заказчика прошение деве Марии, изображённой на правом створке диптиха.

Больше скованности и благочестия в фигуре молящегося Этьена Шевалье. Он изображён на левой части диптиха коленопреклоненным в молитве, сосредоточенный суровый пожилой человек с морщинистым лицом, маленькими глазками и крупным крючковатым носом. (см. Приложение 2)

Фуке расположил эти две фигуры на картине так хорошо, что они не кажутся плоскими, как в предыдущих работах французских мастеров.              Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке.

Ярче всего искусство Фуке проявилось в портретном жанре. Созданные художником портреты Карла VII и его министров реалистичны и правдивы, в них нет ни лести, ни идеализации. Хотя манера исполнения этих работ во многом напоминает картины нидерландских живописцев, портреты Фуке более монументальны и значительны.
       Чаще всего Фуке изображал свои модели в минуты молитвы, поэтому герои его произведений кажутся погруженными в собственные мысли, они как будто не замечают ни того, что происходит вокруг них, ни зрителей. Его портреты не отличаются парадной пышностью и роскошью аксессуаров, образы на них обыденны, прозаичны и по-готически статичны.
      В "Портрете Карла VII" (ок. 1447, Париж, Лувр) художник приложил немало усилий, чтобы создать величественный образ монарха, но облик самого короля воспринимается странным, тревожащим воображение контрастом к этой парадности: понуро опущенная голова, некрасивое лицо, уныло свисающий нос, мешки под глазами — общее выражение недовольства и усталости. Глаза смотрят на мир настороженно, недоверчиво, в них читается горечь обид, разочарований, а возможно, и укоры собственной совести. Капризная линия рта выдает непостоянство характера, а пухлые, нежно-розовые губы говорят о склонности к чувственным удовольствиям. По глубине проникновения в тайны человеческой души портрет Карла VII можно считать предвестником психологического портрета. На портрете Карла VII (ок. 1445) есть надпись: «Победоноснейший король Франции». Но Фуке изобразил короля так достоверно и правдиво, что на его победоносность нет совершенно никаких указаний. (см. .Приложение 3)

Карлу VII недоставало многих качеств, необходимых правителю, но он умел находить умных и деятельных помощников, недаром его называли «тот, кому хорошо служат». Фуке писал портреты многих из них.

Так же правдив и даже беспощаден портрет одного из самых влиятельных придворных короля — Жювенеля Дезюрсена (ок.1460) королевский канцлер и хранитель печати (1450-е, Париж, Лувр). На картине изображен тучный человек с оплывшим лицом и самодовольным взглядом. Он запечатлен в молитвенной позе, характерной для донаторских портретов, он погружен в сокровенный диалог с некой высшей силой — отсюда выражение глубокой духовной сосредоточенности. Красный цвет одежды оттеняется золотом полуколонн, украшенных орнаментом, в завитках которого резвятся медвежата (Дезюрсены претендовали на родство с итальянским родом Орсини — «orso» по-итальянски «медведь». .(см.Приложение 4)

Шедевром Фуке являются миниатюры «Часослова Этьена Шевалье», не имевшие себе равных по художественным достоинствам. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», и другие, созданные на сюжеты Священного писания. ( см. Приложение 5)

«Часослов Этьена Шевалье» (фр. Heures d'Étienne Chevalier) — иллюминированный манускрипт, созданный Жаном Фуке около 1452—1460 гг.

Манускрипт носит имя заказчика, Этьена Шевалье (1410—1474), который, пользуясь покровительством королевской фаворитки Сорель, сделал блестящую карьеру: был секретарем, финансовым советником, затем королевским казначеем, а также другом Карла VII и его сына Людовика XI.

С Шевалье, как уже упоминалось, также связана история создания «Меленского диптиха». Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. Богоматерь уже не написана с Агнес Сорель, но также изображена с обнаженной грудью, которую она дает младенцу.

Отличие от станковой картины состоит в том, что теперь оба главных персонажа, Шевалье и Мадонна написаны в одном помещении. Фуке таким образом показывает, что Шевалье достиг Царства Небесного и окружен ангелами, таким способом чествуя своего благотворителя. Другая миниатюра изображает похороны Шевалье, как считается, Фуке изобразил их еще при жизни заказчика, предвосхищая то самое событие, благодаря которому он сможет предстоять Мадонне.

В «Часослове», выполненном в первые десятилетия французского Ренессанса, Фуке освободился от традиционного для Средневековья формата иллюстрирования манускриптов. Он удалил украшения на полях, рамочки и проч., превратив каждую миниатюру в своего рода картину. А используя новые техники, он обновил искусство иллюминирования. Эта новая концепция стала поворотным пунктом в истории французского искусства иллюстрации.

Художник активно использовал перспективу, игру светотени, идеализированную архитектуру Возрождения при изображении древних зданий, а также вовлек реализм в интерпретацию традиционных тем. Все листы имеют одинаковый формат (16,5 см x 12 см), техника — темпера по пергаменту. Некоторые из них находятся в плохом состоянии и требуют особых условий хранения.

Поместив заказчика Этьена Шевалье в одно помещение с Девой Марией, Фуке этим не ограничился, продолжая свободно вводить элементы современности. К примеру, он изобразил Карла VII и двух его сыновей в качестве волхвов в сцене поклонения Младенцу. На заднем плане — французские войска, побеждающие в Столетней Войне, их можно опознать по знамёнам: Иисус — за Францию. В иллюстрациях с лёгкостью опознаётся современная французская архитектура: Собор Буржа в сцене «Благовещения», Собор Парижской Божьей Матери и мост Сан-Мишель в «Сошествии Св. Духа». (см. Приложение 6)

В отличие от более поздних рукописей Жана Фуке, в этой практически все миниатюры выполнены им собственноручно. Это — признак ранней датировки этой работы, того периода, когда Фуке ещё не располагал обширной мастерской, большим количеством учеников и помощников, и ему приходилось ограничиваться лишь собственными силами. В этом же — причина необыкновенно высокого художественного уровня каждого изображения.

Несколько листов разделены, что явилось новшеством, на два поля: в верхнем — основной сюжет, в нижнем — примыкающие, либо же какое-нибудь фантастическое существо, как в готической живописи.

Всего сохранилось 47 миниатюр, которые можно ориентировочно разделить на несколько циклов. В них входят:

                    Богородичный: «Святая Анна», «Обручение Богоматери», «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Рождество Иоанна Крестителя», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Явление ангела Марии перед успением», «Успение Богоматери», «Погребение Богоматери», «Похороны Этьена Шевалье», «Вознесение девы Марии», «Коронование Марии», «Мадонна на троне», «Предстояние Этьена Шевалье Мадонне»

                    Цикл Страстей: «Омовение ног Марией Магдалиной», «Тайная вечеря», «Арест Иисуса», «Христос перед Пилатом», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Оплакивание», «Положение во гроб», «Вознесение»,

                    Апостолы: «Обращение апостола Павла», «Иоанн на Патмосе», «Сошествие Святого Духа», «Явление Святого Духа», «Святой Андрей», «Иаков», «Петр», «Фонтан апостолов», «Десница Господа защищает благочестивых от демонов»

                    Святые: «Троица со всеми святыми», «Милостыня Святого Мартина», «Святой Бернард», «Битва Святого Михаила с драконом», «Мученичество Святой Аполлинарии», «Святая Маргарита Антиохийская и римский епарх», «Святая Екатерина», «Святой Врен излечивает больных», «Святой Этьен», «Святой Илларион», «Святой Николай», «Молящийся Давид», «Иов на гноище»

Наибольшая часть из них находится в музее Конде, Шантийи:

                    Музей Конде, Шантийи — 40 листов

                    Британская Библиотека, Лондон Add. 37421 — 1 лист

                    Музей Метрополитен — 1 лист

                    Национальная Библиотека, Париж, n.a. lat. 1416 — 1 лист

                    Лувр, Departement des Arts graphiques, R. F. 1679, M. I. 1093 — 2 листа

                    Fondation Wildenstein, Нью-Йорк — 1 лист

                    Upton House, Lord Bearsted, National Trust — 1 лист.

Обнаруженный в 1981 лист с текстом (сейчас в Upton House, Lord Bearsted, National Trust) позоволяет сделать некоторую реконструкцию содержания книги.

Книга хранилась в семье потомков Шевалье до 1630 г. Последний в роду оставил свою библиотеку родственнику по боковой линии, который решил распродать все по отдельности. К 1700 г. в монастыре Сен-Мор «Часослов» был разделен, края у листов с миниатюрами были обрезаны, изображения были наклеены на дубовые доски. Текст и заглавные буквы, которые были слишком близкими к миниатюрам, и поэтому обрезать их было нельзя, отретушировали или же заклеили кусками пергамента. Таким образом, изображения стали отдельными «картинами».

После 1789 г. они разошлись по различным владельцам. В 1805 г. Ж. Брентано (Georges Brentano de Francfort) приобретает в Базеле большую часть (40 листов), его сын уступает их герцогу Омальскому, основателю музея Конде. В 1847 миниатюра «Маргарита Антиохийская», у которой недостает нижней половины листа, была продана с аукциона в Париже, её покупатель, Шарль Саважо (Charles Sauvageot), в 1856 г. завещает ее Лувру. В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св. Мартина». В 1881 г. герцог де ла Тремуй предлагает Национальной Библиотеке в Париже «Святую Анну с тремя Мариями». «Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» — в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» — в Британской Библиотеке, а «Битва Св. Михаила с драконом» — в Аптон-Хаусе.

В конце 1450-х гг. мастер создал иллюстрации к сборнику новелл Джованни Боккаччо.

Великолепны его миниатюры к рукописи «Больших французских хроник», заказанных Карлом VII (другая рукопись «Больших французских хроник» проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа III Доброго). Миниатюры «Хроник» Фуке прославляют французский королевский дом, жизнь которого протекала в пирах и торжественных церемониях («Карл Великий находит тело Роланда», «Пир в честь Карла IV», «Коронование Карла Великого», «Жизнь Людовика II Заики» и др.).

Драгоценным наследием Фуке являются миниатюры к «Иудейским древностям» древнееврейского историка Иосифа Флавия («Строительство Иерусалимского храма», «Взятие Иерихона», «Взятие Иерусалима», «Въезд Птолемея в Иерусалим» и др.), созданные в 70-е гг. XV в. В этих миниатюрах художник выступил как мастер батальных сцен. (см. Приложение 7)

 

 

 

 

 

 

              Заключение             

 

Итак,  французский живописец Жан Фуке является одним из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции. Его манера рисования приводила зрителей в восторг, несомненный талант художника вызывал подлинное восхищение.

Жан Фуке, один из известнейших французских художников XV в., соперничал с Мармионом в искусстве миниатюры. Фуке иллюстрировал многие рукописные книги, в частности сочинения Боккаччо. Самыми известными работами художника можно назвать книжные миниатюры на религиозные темы («Часослов Этьена Шевалье») и исторические сюжеты в «Больших исторических хрониках», «Жизни знаменитых мужчин и женщин», «Иудейских древностях». Характерной особенностью этих работ является реалистическое отражение реальных или мифологических событий, сюжет которых художник переносил в современную ему среду Франции. Для этих работ характерны такие черты, как свободная передача пространства и широкое разнообразие ярких красок. Миниатюры Жана Фуке отличает мягкий колорит, а также применение элементов прямой и воздушной перспективы.

В портретах Карла VII и канцлера Г. Жювенеля дез Юрсена, которые в настоящее время экспонируются в Лувре, художник с большой правдивостью отразил характер позировавших.

Кисти Фуке также принадлежат несколько изящных и выразительных религиозных композиций, например роспись правой створки диптиха с Мадонной и младенцем, созданная в 1451 г. Эта работа ныне находится в Королевском музее изящных искусств в городе Антверпене.

Несмотря на то что образ Мадонны с младенцем глубоко религиозен, Фуке изобразил Святую Деву в виде земной женщины. В течение некоторого времени считали, что Мадонна – это портрет Агнессы Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Среди оснований для подобного утверждения, в частности, то, что именно Агнесса Сорель установила моду на платья с открытой грудью: в таком платье изображена Мадонна на полотне Фуке. Ее поклонником был также и некто Шевалье – первый покровитель Фуке. Картина была написана художником в год смерти Агнессы, поэтому вполне возможно, что она была заказана в память о ней.

В этой картине, как ни в одной другой, ясно видно влияние итальянских художников на художественный метод Фуке. Пристальное внимание, которое живописец уделяет деталям, заимствовано им у северных мастеров, таких как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.

Информация о работе Творчество Ж.Фуке