Творчество Рембрандта. Анализ картины «Флора»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

Семнадцатый век в качестве одной из главных эпох в истории западноевропейской живописи отмечен решительными сдвигами в образном мировосприятии и в художественной стилистике. Не менее существенны перемены, которые в ту эпоху произошли в сюжетно-тематической сфере. Они очевидны в резком расширении сюжетного репертуара, в новизне многих тематических мотивов, в использовании большого жизненного материала, до того не входившего в орбиту живописи. Ни в одну другую эпоху громадный круг образов библейского повествования не был воплощен столь полно и развернуто, как в творчестве одного лишь Рембрандта.

Оглавление

Биография Рембрандта Харменса ван Рейна.
Анализ картины Рембрандта «Флора».
Мое отношение к картине.
Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Флора.docx

— 31.74 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургская Государственная  Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории  искусств на тему: Творчество Рембрандта. Анализ картины «Флора».

 

 

 

 

Выполнил: Соловьева Е. К.  МОД-22

Проверил: Каминская

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт- Петербург 2011 г.

План

  1. Биография Рембрандта Харменса ван Рейна.
  2. Анализ картины Рембрандта «Флора».
  3. Мое отношение к картине.
  4. Вывод.
  5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография Рембрандта Харменса ван Рейна

 

« Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди - всё служит для  нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи  и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к  нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай и воспроизводи нас. В отечестве ты откроешь так много любезного сердцу, приятного, и достойного, что, раз отведав, найдёшь жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого»

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)

 

Семнадцатый век в качестве одной из главных эпох в истории  западноевропейской живописи отмечен  решительными сдвигами в образном мировосприятии и в художественной стилистике. Не менее существенны перемены, которые  в ту эпоху произошли в сюжетно-тематической сфере. Они очевидны в резком расширении сюжетного репертуара, в новизне  многих тематических мотивов, в использовании  большого жизненного  материала, до того не входившего в орбиту живописи. Ни в одну другую эпоху громадный круг образов библейского повествования не был воплощен столь полно и развернуто, как в творчестве одного лишь Рембрандта.

Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606—1669 в Лейдене — нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Искусство Рембрандта отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени). Рембрандт писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью. Как график Рембрандт являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта.

"В   ряду  великих   мастеров  мирового  искусства,  -  пишет  советский искусствовед  Евсей  Иосифович Ротенберг,  -  имя Рембрандта  всегда  было окружено  особым  ореолом.  За  этим  именем   возникает   образ   художника трагической,  но  прекрасной судьбы, образ человека, никогда не  изменявшего тому,  во  что  он  верил,  не  способного  поступиться даже  самым  малым в искусстве, если  это  шло  против  высшей  человеческой  правды.  Творческие создания  Рембрандта воплощают  лучшее  из  того, что создало  искусство его родины, но значение их шире - они открыли новые пути для художников эпохи, в которую жил  Рембрандт, они стали затем образцами для всех последующих эпох, они справедливо причислены к высшим достижениям человеческого гения".

У русских  художников  и в нашей искусствоведческой литературе нет и не было,    по    существу,   разногласий   в   оценке    Рембрандта.   Идеолог передвижничества, художественный и  музыкальный  критик  Владимир Васильевич Стасов  называл  Рембрандта  "великим  родоначальником  нового  европейского искусства",  а  идеолог  враждебного передвижникам течения "Мир  искусства", живописец Александр Николаевич  Бенуа считал творчество Рембрандта  "чудом в истории   человечества".  Выдающийся   русский   художник,   идейный   вождь передвижников  Иван  Николаевич  Крамской  называл  Рембрандта  "великим  из великих",  а один из  величайших  сынов России Илья  Ефимович  Репин  писал: "Рембрандт более всего любил гармонию общего, и до сих пор ни один  художник в мире не сравнялся  с ним в  этой музыке  тональностей, в этом  изяществе и законченности целого".

А целое для Рембрандта - это человек и Вселенная.

     Но этот  художник, открывший человечеству  такие глубины познания, такие красоты  самой горячей и щедрой любви, художник, в творчестве которого добро сияет с такою всепокоряющей силой, умер в нужде, непонятый, даже отвергнутый современниками,  отупевшими  от   чванства   и самодовольства  голландскими бюргерами, поправшими лучшее, что за свою многовековую историю дал их народ.

     Рембрандт - имя, ставшее легендой.

     "Все писавшие в последнее время о Рембрандте, - так начинает свой очерк

о  художнике великий  бельгийский поэт Эмиль  Верхарн,  - мерили его  аршином своей точной, рассудочной, ученой критики. Они старались разобрать его жизнь год за годом, радость за  радостью, несчастье за несчастьем. И вот теперь мы знаем    все   подробности   его   биографии,    интересуемся   его   манией коллекционировать, его семейными добродетелями, его родительскими  заботами, его  неизменными увлечениями, его богатством,  его разорением, его кончиной. До нас дошла опись его имущества и документы по опеке над сыном, и благодаря тому  критики  могли проникнуть  в  жизнь  великого  человека,  словно  его бухгалтеры.  Их  кропотливые  изыскания  бросились  на  громкую  известность Рембрандта,  как рой  муравьев. Его обнажили - не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством.  Ныне он похож на того нагого  бичуемого Христа  у колонны, которого он,  как говорят, рисовал, думая  о своих  кредиторах.  Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках".

  1. Описание картины Рембрандта «Флора»

Характерное рембрандтовское порождение в круге античных мотивов составляет сложившийся в раннее время, но продолженный затем в поздние годы тип картины, возникший на границе двух жанров – мифологического и портретного. Это однофигурные в композиции с изображением мифологического божества с соответствующими атрибутами, в котором с несомненностью проглядывают черты какой-либо конкретной модели из семейного окружения мастера. Образы эти не имеют развернутой сюжетной трактовки и существуют в рамках представительского мотива. Мера и характер мифологизации варьируется в широких пределах, что можно у видеть на примере трех композиций с изображением Флоры, созданных Рембрандтом в разные годы. Две их них – Саския в виде Флоры в Эрмитаже (1634) и в лондонской Национальной галерее (1635) – должны быть названы, скорее, мифологизированными портретами; использованный в них антураж – одеяние, венки, цветы – несет на себе отпечаток атрибутивной условности. Напротив, в относящейся к 1650-м годам «Флоре» в музее Метрополитен, моделью для которой служила Хкндрикье Стоффельс, конкретные черты этой последней оказались растворены в образе более широкого плана, которому придана естественная мифологическая форма бытия, без следов внешнего декора ранних работ.

Рассмотрим первую из этих портретов - поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной  богини  весны  и цветов, 1634-ый  год (125*101 см). Женское обаяние составляет суть этого знаменитого  произведения. В 1633 году Саския ван Эйленбюрх (Uylenburgh) стала невестой Рембрандта ван Рейна. На портрете этого года жена художника, в цветочном венке и просторном причудливом платье, преображается в богиню цветения Флору, окружённую лесным полумраком. Выбор наряда не случаен: Саския готовилась стать матерью.

Очаровательный портрет  юной Саскии в наряде Флоры является немым, но красноречивым свидетелем этой "поры весны и любви" гениального живописца. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь. Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Когда началась жизнь его с Саскией, полная безумия и радости, он рисует ее так же, как до того рисовал себя, с тем же блеском и роскошью. Более того, Саския помогает ему реализовать его истинное искусство, искусство сверхъестественного и чудесного.

Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья и сердечного довольства. Рембрандт любил наряжать Саскию в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос.

Внешность  Саскии, здесь, как и на многих портретах цветущая и жизнерадостная. Лицо ее  безмятежно,  с  легкой  затаенной улыбкой,  с  прозрачным,  ласковым  и  внимательным  взглядом,  направленным немного   ниже  и  левее   зрителя.  Замысел  берлинского  рисунка   и  поза дрезденского  портрета как бы  объединились в  картине Эрмитажа.  Увенчанная цветами,  Саския-Флора  выступает за  изобразительной поверхностью  справа налево на фоне таинственной тьмы.

     В поколенном  портрете  Флоры Рембрандт   дает поэтический портрет   своей молодой  жены,  стремясь  выразить  всю  силу  своего  чувства в  наивном  и трогательном стремлении  как можно лучше  украсить ее  изображение. 

Широкий силуэт  ее  фигуры  кажется  изящным,  он свободно  размещается на  картине, оставляя  много  места  справа  и особенно слева; освещенный  куст  зелени в правом углу и увитый яркими цветами жезл  в левой части картины не заполняют пространства,  а  лишь подчеркивают глубину.  Пышная,  златотканая одежда, в которой  тонет тоненькая фигурка Саскии,  увитый  цветами жезл, который она держит  в  правой  руке, и цветочный  венец в распущенных волосах  делают ее похожей  на   какую-то  сказочную  принцессу,  в  образе  которой   художник запечатлел не столько портрет самой Саскии, сколько портрет своей любви.

     Придерживая  на груди левой рукой зеленый  шелковый  плащ, Саския, слегка наклонив головку, повернула к нам свое простое, но прекрасное лицо и замерла на месте,  стоя  к зрителю немного боком.  Полное  личико Саскии, ее круглые глазки  и  пухлые губки  мы без  труда узнаем: Рембрандт их  так любил и так охотно передавал именно  такими, какими  видел.  Но  одного  сходства  мало! Портрет Саскии должен ласкать и радовать глаз, он должен быть праздником для созерцающего.  И,   зачарованный  красотой  своей двадцатидвухлетней  жены, художник  самозабвенно   окаймляет  ее  лицо  локонами  распущенных   волос, подчеркивая женственную прелесть ее  облика ее красочным окружением. Головку Саскии венчает цветочная гирлянда, гармонирующая с нежным румянцем щек. Как будто бы только что  сорванные,  свежие  и яркие цветы  венка и жезла вносят радостную ноту в общий холодноватый колорит  картины. И наш  взгляд скользит по богатейшим переливам светло-зеленого атласа и пестрой отделки ее длинного пышного одеяния, по серебряному шитью, украшающему рукав, и снова поднимаясь вверх, встречает богатые формы тюльпанов в венке. Написано  это  безо всякой мелочности,  которой  было  еще так  много  в ранних  портретах  Рембрандта, например, в  "Портрете отца"; смело и свободно ложатся в разных направлениях мазки  густой  краски.  Костюм Саскии  фантастичен,  но все, что мы  видим, несомненно,  не  выдумано, а  написано  с  натуры: Рембрандт  начал собирать обширную   коллекцию  восточных   тканей,   оружия,  всевозможных  предметов искусства, в том  числе  прикладного, которой он пользовался для изображения деталей  в своих картинах. И  конечно,  как истинный голландец, он со вкусом передавал массивность  тяжелых тканей, сверкание  серебряных нитей, нежность тюльпанов.

     Замечательной  красоты достигает живопись так  называемых карнаций, как в прежние  времена называли технику  изображения  человеческой  кожи.  И также красивые,  яркие,  крупные  цветы, и также изумительно выписан плотный  шелк плаща  и прозрачная,  полосатая, светло-коричневая  ткань рукавов. Рембрандт передает материальную,  осязаемую красоту  мира с  такой  полнотой, силой  и тонкостью,  какие   неведомы  даже  профессиональным   голландским  мастерам натюрморта  -   стоит   только   сравнить   розы  и   тюльпаны,   украшающие рембрандтовскую  "Флору" с цветами знаменитого натюрмортиста Кальфа,  чтобы отдать предпочтение реализму и  краскам молодого  сына лейденского мельника.

"Флора" великолепнее, чем все попытки современников  Рембрандта в этом роде - но в глазах современников картина не выпадала из рамок определенного типа.

 

 

 

 

  1. Мое отношение к картине.

 

Портрет Саскии-Флоры заворожил меня на первый взгляд таинственным цветовым сочетанием и образом, в котором представил автор данное произведение. Она как будто бы лесная нимфа из сказок фэнтези предстающей во всей этой цветочной атрибутике и богатстве одежд. При невнимательном рассмотрении лицо Флоры не приравнивается к идеальным чертам и канонам красоты того времени. Она не была идеалом красоты: короткая шея, короткая талия и невыразительные глаза. Но по воле Рембрандта, охваченного своей страстью, она волшебно преображается. Она очаровательна и грациозна. Если присмотреться, то можно заметить насколько виртуозно художник пользуется целой системой живописных и композиционных приемов и средств образной характеристики. Настолько чутко Рембрандт передал портрет своей жены, как будто это снимок фотографии, и вот-вот она оживет и предстанет перед нами во всей красе. Но большее внимание меня привлекло одеяние в которую, обличил художник свою жену. Кажется, что Рембрандт заинтересован ею самою меньше, чем ее пышным одеянием. Картина – словно натюрморт из драгоценных тканей одежды, кроны цветов на голове и жезла, увитого цветами. Настолько скрупулезно он передал фактуру ткани, ее богатую вышивку и переливы на свету. Что хочется пощупать и потрогать. Все это в сочетаний организует полный прекрасный, идеальный образ богини весны. Без таких работ наше представление о красоте и женственности было бы бедным и плоским.

 

Вывод: Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России — передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма. Портрет занимал в творчестве Рембрандта исключительно видное место. По всем своим художественным интересам и склонностям Рембрандт был прирожденным портретистом. Он стремится познать это явление во всей его особливости, во всем его своеобразии, во всей его неповторимой оригинальности. Рембрандт трактовал любую тему и любой жанр в чисто портретном духе, вскрывал в любом персонаже черты ярко выраженной индивидуальности, те самые черты, которые составляют сущность портретного образа.

Информация о работе Творчество Рембрандта. Анализ картины «Флора»