Анализ «картины мира»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:14, реферат

Краткое описание

Анализ «картины мира» как особого компонента научного знания предполагает предварительное выяснение смыслов исходных терминов — «мир» и «картина мира». Мир – это Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическом пространстве, т.е. все то, что существует вокруг нас.1
Выражение «картина мира» появилось сравнительно недавно; оно стало популярным лишь в ХХ веке. Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить мир в целом и нарисовать в своем сознании некую картину, отображающую мир.

Файлы: 1 файл

картина мира.docx

— 38.33 Кб (Скачать)

1. О понятии «картина мира»

     Анализ  «картины мира» как особого компонента научного знания предполагает предварительное  выяснение смыслов исходных терминов — «мир» и «картина мира». Мир  – это Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическом  пространстве, т.е. все то, что существует вокруг нас.1

     Выражение «картина мира» появилось сравнительно недавно; оно стало популярным лишь в ХХ веке. Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить  мир в целом и нарисовать в  своем сознании некую картину, отображающую мир.

     Картиной  мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

     Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует  действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся  на определенном этапе общественно-исторической практики.

     В современной философской и специально-научной  литературе он применяется, например, для обозначения мировоззренческих  структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи.

     В нашей философско-методологической литературе термин «картина мира» применяется  не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле —  тогда, когда речь заходит о научных  онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания.В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение мира соответственно определенному этапу ее функционирования и развития.

     Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры (Приложение).Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Поэтому понятие «картина мира» занимает особое место в структуре естествознания.

     Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различают несколько картин мира.4

     Обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность - это мир, где он является главной фигурой. Научная картина мира, или научный взгляд, создаваемый учеными-специалистами. Научная картина мира строится вокруг объектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир «таким, каким он есть». Религиозные представления о мироздании, сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного. Эзотерическая концепция Вселенной - знания, полученные путем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, от учителя к ученику (эзотерия - совокупность знаний и духовных практик, закрытых от непосвященных). Философский подход к человеку и космосу. Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношения мир - человек.

     У каждой картины мира есть свой смысловой  центр, вокруг которого располагаются  все компоненты, составляющие целостный  образ Вселенной.

     2. Картина мира как результат развития философии, науки и религии

     Упрощенно, можно представить следующую  схему формирования общей картины  мира (рис.1).

Рисунок 1 - Схема взаимовлияния картин мира

     Каждая  из картин мира дает свою версию того, каков мир на самом деле и какое  место занимает в нем человек. Отчасти эти картины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы и способны составлять целое.

     В структуру картины мира можно  выделить два основных компонента: концептуальный (понятийный) – представлен  знаниями, понятиями и категориями, законами и принципами, и чувственно-образный (обыденно-практический) – совокупностью  обыденных знаний, наглядными представлениями  о мире, опытом. Их принципиальные различия определяются двумя позициями (табл.1):5

     1) основной проблемой, решаемой  каждой из указанных картин  мира;

     2) основными идеями, которые предлагают  картины мира для решения своей  проблемы.

     Таблица 1 – Картины мира

Виды  картины мира Проблемы  картины мира Идеи  картины мира
Религиозная картина мира Соотношение Бога и человека Божественное  творение мира и человека
Философская картина мира Соотношение мира и человека Различные идеи:

- материализм

- идеализм

  • дуализм, плюрализм
  • диалектика, синергетика
  • метафизика, эклектика, редукцио-низм, радикализм, механицизм и др.
Научная картина мира Синтез и  обобщение разно-родных, противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое      Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным  и специфическим для каждого  из этих процессов законам

     Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

     Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями  и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

     Главная тема философии — соотношение  человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятель-ностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

     В качестве основных структурных элементов  философской картины мира можно  выделить следующие виды знаний: о  природе, об обществе, о познании, о  человеке. В рамках данной картины  мира сформировались две модели бытия:

     1) нерелигиозная философская картина  мира, формирующаяся на основе  обобщения данных естественных  и общественных наук, осмысления  светской жизни;

     2) религиозно-философская картина  мира как система догматически-теоретических  взглядов на мир, в которой  смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

     Пространство  и время в философской картине  мира выступают как категории  порядка и, следовательно, условия  умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.

     Создаваемая в рамках онтологии, философская  картина мира определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим  способом познания мира, философское  мировоззрение носит абстрактный  характер и отражает мир в предельно  общих понятиях и категориях. Следовательно, философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. От того, какой в конкретный момент времени представляется общенаучная картина мира, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей философской картины мира определяют перспективные направления развития научного знания. Например, в начале XX века признавались очевидными бесконечность и вечность Вселенной по всем четырем измерениям пространственно-временного континуума. Все явления Вселенной - планеты, звезды, жизнь – возникают, проходят стадии своего развития и погибают, а затем возникают в другом месте и так бесконечно, мир вечен. Вопросы о «начале», о времени, «когда еще не было времени», о мирах, не принадлежащих нашей Вселенной, считались схоластическими. Но после создания Л.А.Фридманом теории «извергающейся из точки Вселенной»и подтверждения Э.Хабблом прямыми наблюдениями предсказанное разбегание галактик вопрос о смысле пространства-времени стал определяющим в методологических дискуссиях. Еще пример. Двадцать лет назад одной из актуальнейших проблем была идея элементарности. Все попытки выделить «наиболее элементарные» частицы оканчивались неудачей и начало складываться представление об обнаружении своеобразного «дна» мира, а, следовательно, о возможности создания «исчерпывающе полной» теории физических явлений. Но открытие «суперэлементарных частиц» – глюонов и кварков вновь отодвинуло возможный «конец физики» как фундаментальной науки.

     На  смену идее «элементарности» пришли новые проблемы – неожиданно тесной связи микромира и мегамира, общих характеристик и тенденций во взаимодействиях элементарных частиц и глобальных свойств Вселенной. Каждая ступень развивающейся философской картины мира выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается философская картины мира.

     Философские картины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношений  «мир — человек» или «человек —  мир». В этом различии присутствуют две ведущие линии в философском  знании, которые можно условно  назвать объективистской и субъективистской.

     Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или  идеалистическими, отдают приоритет  миру, полагая, что он так или иначе объективен. Субъективизм в противоположность объективизму мир, общий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров. Я — сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъективное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное.

     Огромная  разница между объективностью и  субъективностью как раз и  составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой  в этом случае является вопрос: что  в мире — от нас и что —  от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

     Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно.

     Религиозная картина мира не существует как целостная  система знаний, так как действуют  десятки и сотни различных  религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина мира, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах. Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира —библейская. В первой книге Библии «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней. Сначала он сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Так схематично изображается сотворение мира. Эта библейская картина мира сохранилась до наших дней.

Информация о работе Анализ «картины мира»