Анализ «картины мира»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:14, реферат

Краткое описание

Анализ «картины мира» как особого компонента научного знания предполагает предварительное выяснение смыслов исходных терминов — «мир» и «картина мира». Мир – это Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическом пространстве, т.е. все то, что существует вокруг нас.1
Выражение «картина мира» появилось сравнительно недавно; оно стало популярным лишь в ХХ веке. Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить мир в целом и нарисовать в своем сознании некую картину, отображающую мир.

Файлы: 1 файл

картина мира.docx

— 38.33 Кб (Скачать)

     Общим положением для всех религиозных  картин мира является то, что они  основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях – заблуждениях и религиозной вере. Центром любой  религиозной картины мира является образ Боги или богов, представление  о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может  их отменить на миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей  Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Иногда это делается для того, чтобы выразить свою волю - дать знамение человеку. Если в мифе отсутствует понятие сверхъестественного, то в религиозном отношении к миру оно чрезвычайно важно.

     В религиозной картине мира обобщен  и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит  представление о дуалистичности бытия:

  • абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца;
  • сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.

     Творец  создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком  рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца.

     В различных религиозных конфессиях религиозные картины мира различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

     Центральный пункт любой религиозной картины  мира — образ Бога или богов, представление  о том, что же является высшая истинная реальность. Земное и небесное, сфера  человеческого и сфера Божественного  — вот что является смыслом  религиозных размышлений. Современные  религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи  и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что  дело науки — изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

     Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

     Основные  элементы научной картины мира: научные  знания о природе, научные знания об обществе, научные знания о человеке и его мышления. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза архаической (прежде всего, религиозной) картине мира. Методологически она основана на картезианском противопоставлении субъекта и объекта. Любое явление в мире должно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или целью (как в метафизике Аристотеля).

     Мир в науке рассматривается как  совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям. Механическая, органическая аналогии позволяют все объяснить. Наиболее интенсивно научная картина  мира начинает складываться в 16-17 веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика.

     В научной картине мира следует  различать общенаучную и частнонаучные картины мира. В общенаучной картине мираобобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди частнонаучных картин мира называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т.п. картины мира. Соответственно, наряду с понятием физической реальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими, социологическими, историческими и лингвистическими теориями соответственно. Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.

     На  протяжении всей истории религиозная, научная и философская картины  мира находились в сложных взаимоотношениях. Так, в средние века не стихали  споры между богословами о  совместимости философии и христианского  вероучения. Противники философии полагали ее неотделимой от языческих религиозных  культов. Сторонники же христианизировали  древние учения, исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторов научной картины  мира Ньютон предостерегал своих  коллег от увлечения метафизикой. О.Конт впервые пытался сравнить все  три картины, создав учение о стадиях  развития человечества. Он выделил  три стадии духа, через которые  должно пройти каждое общество: теологическую, метафизическую, научную.

     Огромное  практическое значение науки в 20 века сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово  науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается  за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за привычным, коренящимся  еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки часто забывается, что наука — развивающаяся  и подвижная система знания.

     Во  второй половине 20 века стало очевидно, что ни одна из картин мира не может  утвердить свою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается  в том, чтобы допустить сосуществование  всех трех картин в едином универсуме человеческого знания. Этому должен способствовать методологический и  мировоззренческий плюрализм, основанный на принципах лингвистической дополнительности и лингвистической относительности.

     Вместо  картины мира философы двадцатого века ввели понятие жизненного мира, который  противостоит «мирам» объективных  наук и порождающим их научным  интересам. На данный момент одновременно сосуществует множество различных  картин мира. Кроме того, возникают  понятийные проблемы – большое количество информации в образах, мы приписываем  им определенный смысл, иногда различный. Вероятно, в ближайшем будущем  могут появиться новые картины  мира.

     Заключение

     Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

     Со  временем картина мира видоизменяется, дополняется представлениями обыденного, религиозного, философского, эстетического  сознания. Для верующего мир —  воплощение божественной гармонии, для  ученого – система логически  взаимосвязанных законов, для философа — первосущее. Исходя из этого, различают религиозную, философскую и научную картину мира. У каждой есть смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной. Их принципиальные различия: основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира; основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы.

     Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного - вот что является смыслом религиозных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человеческому уму, однако подразумевает интуитивное постижение.

     Научная картина мира строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким как он есть, потому ее ядро - обесчеловеченная реальность. Исключительное – именно так можно характеризовать влияние науки на мировоззрение современного человека.

     Философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. В отличие от религиозной картины мира, философская картина мира всегда опирается на научную картину мира как надежный фундамент.

Список  использованной литературы

  1. Андрейченко Г.В. Философия / Г.В.Андрейченко, В.Д.Грачева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
  2. Архипкин В.Г. Естественнонаучная картина мира: Учеб.пособие / В.Г.Архипкин, В.П.Тимофеев. – Красноярск: Краснояр.гос.ун-т, 2002. – 320 с.
  3. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями. - М., 2008. - с. 664.
  4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций / А.А.Горелов. - М.: Центр, 2002. - 208 с.
  5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / С.Х.Карпенков. - М.: Высшая школа, 2003. - 488 с.
  6. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 303 с.
  7. Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания: Учебник / А.Ю.Скопин. - М.: ТК Велби, 2003. - 392 с.
  8. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С.Степин, Л.Ф.Кузнецова. - М.: Изд-во Проспект, 2004.- 274 с.
  9. Стародубцев В. А. Концепции современного естествознания: учебное пособие – 4-е изд. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 184 с.
  10. Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник / И.Т.Фролов. – М.: Культурная революция, 2007. – 623 с.

Информация о работе Анализ «картины мира»