Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 16:11, реферат
Краткое описание
Религиозная картина мира является самой древней и наиболее догматической, неизменной. В свое время она отвечала потребностям человека в объяснении устройства окружающей человека природы, ее происхождения и появления самого человека. Основанием религиозной картины мира является вера в Творца, обладающего могуществом, достаточным для сотворения мира.
Московский государственный технический
университет
«Станкин»
Егорьевский технический институт имени
Н.М. Бардыгина
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Тема: «Философская картина мира»
Выполнила студентка
группы БМ-111
____________________Винтонович Ю.И.
Проверил
Доцент КИН
________________Куксин А.И.
Егорьевск
2012
Оглавление
Введение
С изменением уровня познания
мира по мере совершенствования науки
меняются и представления о его строении.
Эти представления отличаются от научных
теорий большей устойчивостью, наглядностью,
доступностью. Вся совокупность таких
устойчивых представлений, определяемых
данным уровнем развития общественного
производства, техники, науки, культуры
и системы общественных отношений, образует
картину мира. «Картина мира» — важная
философская категория. В истории человеческой
культуры картина мира постоянно менялась.
На ранних этапах развития философии,
когда она еще во многом зависела от религии
и религиозно-мифологических представлений,
картина мира была религиозно-философская.
Религиозная картина мира является
самой древней и наиболее догматической,
неизменной. В свое время она отвечала
потребностям человека в объяснении устройства
окружающей человека природы, ее происхождения
и появления самого человека. Основанием
религиозной картины мира является вера
в Творца, обладающего могуществом, достаточным
для сотворения мира.
Физическая картина мира традиционно
ограничивается рамками неживой природы.
Она изменяется с развитием научных знаний
(механическая картина мира – электромагнитная
– квантово-релятивистская). На ее базе
строится более общая научная картина
мира, включающая в себя также знания о
живой природе и внутреннем мире человека.
Создание научной картины мира, показывающей
единство и целостность человека и окружающего
его мира. Научная картина мира чрезвычайно
важна для формирования мировоззрения
человека. Однако научное представление
о строении мира, или естественнонаучная
картина мира, соответствующая тому или
иному уровню развития науки, составляет
лишь часть, фрагмент более общей и фундаментальной
философской категории «картина мира»,
лежащей в основании мировоззрения данной
эпохи.
1. О понятии «картина мира»
Анализ «картины мира» как особого
компонента научного знания предполагает
предварительное выяснение смыслов исходных
терминов — «мир» и «картина мира». Мир
– это Вселенная во всей ее совокупности
форм материи в земном и космическом пространстве,
т.е. все то, что существует вокруг нас.
Выражение «картина мира» появилось
сравнительно недавно; оно стало популярным
лишь в ХХ веке. Это выражение означает,
что возможен общий взгляд на мир, что
человек пытается осмыслить мир в целом
и нарисовать в своем сознании некую картину,
отображающую мир.
Картиной мира называется сложившаяся
на конкретном этапе развития человечества
совокупность представлений о структуре
действительности, способах ее функционирования
и изменения, сформировавшаяся на основе
исходных мировоззренческих принципов
и интегрирующая знания и опыт, накопленный
человечеством.
Картина мира, как и любой познавательный
образ, упрощает и схематизирует действительность.
Мир как бесконечно сложная, развивающаяся
действительность всегда значительно
богаче, нежели представления о нем, сложившиеся
на определенном этапе общественно-исторической
практики.
В современной философской
и специально-научной литературе он применяется,
например, для обозначения мировоззренческих
структур, лежащих в фундаменте культуры
определенной исторической эпохи.
В нашей философско-методологической
литературе термин «картина мира» применяется
не только для обозначения мировоззрения,
но и в более узком смысле — тогда, когда
речь заходит о научных онтологиях, т.е.
тех представлениях о мире, которые являются
особым типом научного теоретического
знания.2 В этом значении научная картина
мира выступает как специфическая форма
систематизации научного знания, задающая
видение мира соответственно определенному
этапу ее функционирования и развития.
Картина мира - это целостное
миропонимание, синтезирующее знания
на основе систематизирующего начала
(научного принципа, идеи, религиозного
догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую
установку человека, его ценностные поведенческие
ориентиры (Приложение).3 Картина мира
означает как бы зримый портрет мироздания,
образно-понятийную копию Вселенной, взглянув
на которую, можно понять и увидеть связи
действительности и свое место в ней. Она
подразумевает понимание того, как устроен
мир, какими законами он управляется, что
лежит в его основе и как он развивается.
Поэтому понятие «картина мира» занимает
особое место в структуре естествознания.
Картины мира отводят человеку
определенное место во Вселенной и помогают
ему ориентироваться в бытии. Они возникают
как в рамках повседневной жизни, так и
в ходе духовной деятельности человеческих
сообществ. Различают несколько картин
мира.4
Обыденная картина мира, возникающая
из повседневной жизни: здесь в центре
стоит человек, так как повседневность
- это мир, где он является главной фигурой.
Научная картина мира, или научный взгляд,
создаваемый учеными-специалистами. Научная
картина мира строится вокруг объектов,
понятых как не зависящие от человеческой
субъективности, свободные от влияния
наших желаний и особенностей восприятия.
Наука хочет видеть мир «таким, каким он
есть». Религиозные представления о мироздании,
сложившиеся в деятельности религиозных
групп. Здесь главное внимание уделяется
соотношению повседневного опыта и потустороннего,
божественного. Эзотерическая концепция
Вселенной - знания, полученные путем озарений
и откровений, которые появились в узком
кругу посвященных и по сей день передаются
в личном опыте, от учителя к ученику (эзотерия
- совокупность знаний и духовных практик,
закрытых от непосвященных). Философский
подход к человеку и космосу. Философские
картины мира многообразны, но все они
строятся вокруг отношения мир - человек.
У каждой картины мира есть
свой смысловой центр, вокруг которого
располагаются все компоненты, составляющие
целостный образ Вселенной.
2.Картина мира как результат
развития философии, науки и религии
Упрощенно, можно представить
следующую схему формирования общей картины
мира (рис.1).
Рисунок 1 - Схема взаимовлияния
картин мира
Каждая из картин мира дает
свою версию того, каков мир на самом деле
и какое место занимает в нем человек.
Отчасти эти картины противоречат друг
другу, а отчасти взаимодополнимы и способны
составлять целое.
В структуру картины мира можно
выделить два основных компонента: концептуальный
(понятийный) – представлен знаниями,
понятиями и категориями, законами и принципами,
и чувственно-образный (обыденно-практический)
– совокупностью обыденных знаний, наглядными
представлениями о мире, опытом. Их принципиальные
различия определяются двумя позициями
(табл.1):5
1) основной проблемой, решаемой
каждой из указанных картин
мира;
2) основными идеями, которые
предлагают картины мира для
решения своей проблемы.
Картины мира
Виды картины мира
Религиозная картина мира
Философская картина мира
Научная картина мира
Проблемы картины
мира
Соотношение Бога и человека
Соотношение мира и человека
Синтез и обобщение разно-родных,
противоречивых частей знания в единое,
логически непротиворечивое целое
Идеи картины мира
Божественное творение мира
и человека
Различные идеи:
- материализм
- идеализм
дуализм, плюрализм
диалектика, синергетика
метафизика, эклектика, редукцио-низм,
радикализм, механицизм и др.
Мир, как совокупность естественных
процессов, развивается по своим, объективным
и специфическим для каждого из этих процессов
законам
Философская картина мира возникла
в середине первого тысячелетия до нашей
эры вместе с возникновением философских
учений классической поры. Мир и человек
в философии изначально рассматривались
в связи с идеей Разума. В философской
картине мира человек принципиально отличен
от всего сущего, в частности от других
живых существ, ибо ему присуще особое
деятельностное начало - ЛОГОС, разум.
Благодаря разуму человек способен познать
мир и самого себя. Такое постижение рассматривается
как назначение человека и смысл его бытия.
Философская картина мира –
это обобщенная, выраженная философскими
понятиями и суждениями, теоретическая
модель бытия в ее соотнесенности с человеческой
жизнью, осознанной социальной активностью
и соответствующая определенному этапу
исторического развития.
Главная тема философии — соотношение
человека и мира, взятое во всех ракурсах:
онтологическом, теоретико-познавательном,
ценностном, деятель-ностном. Именно поэтому
философские картины мира множественны
и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют
между собой интеллектуальность рассмотрения
и вечное сомнение в собственных утверждениях,
постоянная критичность. Это резко отличает
философское представление о мире от обыденных
или религиозных взглядов и роднит философию
с наукой.
В качестве основных структурных
элементов философской картины мира можно
выделить следующие виды знаний: о природе,
об обществе, о познании, о человеке.
В рамках данной картины мира
сформировались две модели бытия:
1) нерелигиозная философская
картина мира, формирующаяся на
основе обобщения данных естественных
и общественных наук, осмысления
светской жизни;
2) религиозно-философская
картина мира как система догматически-теоретических
взглядов на мир, в которой
смешивается земное и сакральное. Происходит
удвоение мира, где вера считается выше
истин разума.
Пространство и время в философской
картине мира выступают как категории
порядка и, следовательно, условия умопостигаемости
мира. Пространство - как способ упорядочения
внешних восприятий, время - как способ
упорядочения внутренних переживаний.
Человек в философской картине мира есть,
прежде всего, разумное существо, принципиально
отличное от неодушевленных объектов
и живых существ.
Создаваемая в рамках онтологии,
философская картина мира определяет
основное содержание мировоззрения индивида,
социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим
способом познания мира, философское мировоззрение
носит абстрактный характер и отражает
мир в предельно общих понятиях и категориях.
Следовательно, философская картина мира
есть совокупность обобщенных, системноорганизованных
и теоретически обоснованных представлений
о мире в целостном его единстве и месте
в нем человека. От того, какой в конкретный
момент времени представляется общенаучная
картина мира, во многом зависят мировоззренческие
и методологические проблемы науки, а
идеи и проблемы господствующей философской
картины мира определяют перспективные
направления развития научного знания.
Например, в начале XX века признавались
очевидными бесконечность и вечность
Вселенной по всем четырем измерениям
пространственно-временного континуума.
Все явления Вселенной - планеты, звезды,
жизнь – возникают, проходят стадии своего
развития и погибают, а затем возникают
в другом месте и так бесконечно, мир вечен.
Вопросы о «начале», о времени, «когда
еще не было времени», о мирах, не принадлежащих
нашей Вселенной, считались схоластическими.
Но после создания Л.А.Фридманом теории
«извергающейся из точки Вселенной»6 и
подтверждения Э.Хабблом прямыми наблюдениями
предсказанное разбегание галактик вопрос
о смысле пространства-времени стал определяющим
в методологических дискуссиях. Еще пример.
Двадцать лет назад одной из актуальнейших
проблем была идея элементарности. Все
попытки выделить «наиболее элементарные»
частицы оканчивались неудачей и начало
складываться представление об обнаружении
своеобразного «дна» мира, а, следовательно,
о возможности создания «исчерпывающе
полной» теории физических явлений. Но
открытие «суперэлементарных частиц»
– глюонов и кварков вновь отодвинуло
возможный «конец физики» как фундаментальной
науки.
На смену идее «элементарности»
пришли новые проблемы – неожиданно тесной
связи микромира и мегамира, общих характеристик
и тенденций во взаимодействиях элементарных
частиц и глобальных свойств Вселенной.
Каждая ступень развивающейся философской
картины мира выдвигает перед наукой и
философией задачу осмысления тех или
иных понятий, углубления, уточнения или
принципиально нового определения содержания
фундаментальных философских категорий,
посредством которых и выстраивается
философская картины мира.
Философские картины мира весьма
многообразны, однако все они строятся
вокруг отношений «мир — человек» или
«человек — мир». В этом различии присутствуют
две ведущие линии в философском знании,
которые можно условно назвать объективистской
и субъективистской.
Объективистские концепции
независимо от того, являются ли они материалистическими
или идеалистическими, отдают приоритет
миру, полагая, что он так или иначе объективен.
Субъективизм в противоположность объективизму
мир, общий для всех живущих субъектов,
заменяет на множество миров. Я — сам себе
вселенная, я вижу действительность исключительно
со своей точки зрения, пребывания в своих
ситуациях. Вся иная действительность
преломляется через мое уникальное субъективное
«я», потому очень трудно выявить что-либо
объективное.
Огромная разница между объективностью
и субъективностью как раз и составляет
основу философского поиска.
Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос:
Что в мире — от нас и что
— от самого мира?
Что от субъективности и что
от объективности?
Что от человека
зависит и что не зависит?
Религиозная картина мира появляется вместе с рождением
теологических систем христианства, иудаизма
и ислама. Если философская картина мира
не предлагает персонифицированного автора,
то у религиозной «картины» предполагается
творец в буквальном смысле. Мир сотворен
по замыслу неземного существа. Бог в религиозной
картине мира всегда понимается как личность
(разум + воля). Он трансцендентен. Философское
понимание Бога как чистый интеллект,
тождественный миру здесь неуместно.
Религиозная картина мира не
существует как целостная система знаний,
так как действуют десятки и сотни различных
религий и конфессий. В каждой религии
сформирована своя картина мира, основанная
на символах веры, религиозной догматике
и культах. Люди всегда задавались вопросом,
что такое мир, и что от него ждать? Одна
из наиболее ранних картин мира — библейская.
В первой книге Библии «Бытие» нарисована
картина того, как возникает мир (бытие).
Согласно этой картине мир создан Богом,
неким всемогущим существом, который,
однако, думает, говорит и действует как
человек. Бог, по Библии, существовал еще
до возникновения мира. Он создал мир за
6 дней. Сначала он сотворил небо и землю,
затем свет, затем сушу и воду, затем растительный
и животный миры. На шестой день он сотворил
человека. Так схематично изображается
сотворение мира. Эта библейская картина
мира сохранилась до наших дней.