Автор пьесы Чехов. Анализ его творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

При подборе материала режиссер должен учитывать несколько важных факторов. Во-первых, это, безусловно, пьеса должна быть современна. Она может быть написана в ХIХ веке, но тема, которую автор хотел передать читателю, должна быть современна и понятна.

Во-вторых, пьеса, которую выбрал режиссер, должна расходиться по ролям. То есть на каждого персонажа должен быть актер, который, по мнению режиссера больше всего подходит на эту роль. Если пьеса расходиться по ролям, как бы не была современна тема, она может не получиться. Правильный подбор актеров — половина успеха.

Файлы: 1 файл

Постановочный план спектакля.docx

— 66.25 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность данной темы очевидна. Пьесы Чехова не сходят с подмостков современных театров, они интересны зрителю и режиссерам современного театра.

 

 

 

Обоснование выбора

                При подборе материала режиссер должен учитывать несколько важных факторов. Во-первых, это, безусловно, пьеса должна быть современна. Она может быть написана в ХIХ веке, но тема, которую автор хотел передать читателю, должна быть современна и понятна.  
 
Во-вторых, пьеса, которую выбрал режиссер, должна расходиться по ролям. То есть на каждого персонажа должен быть актер, который, по мнению режиссера больше всего подходит на эту роль. Если пьеса расходиться по ролям, как бы не была современна тема, она может не получиться. Правильный подбор актеров — половина успеха.  
 
В-третьих, если говорить о детском театральном коллективе, то это возраст участников коллектива. Необходимо подобрать пьесу так, чтобы что бы возраст участников соответствовал теме произведения, то есть ребята понимали, что они играют.  
 
В-четвертых, пьеса должна быть «поучительна». Зритель, выходя из зрительного зала должен чему-то научиться, что-то понять.  
 
Вот эти факторы, на мой взгляд, необходимы при выборе пьесы, и если режиссер учитывает их при подборе материала, то он делает большой и уверенный шаг на встречу новому спектаклю.  
 
Для своей дипломной работы я выбрала пьесу  Антона Павловича  Чехова «Предложение». Этот пьеса, на мой взгляд, имеет свою современность. В его мини-пьесах «Медведь», «Юбилей», «Свадьба», «Трагик поневоле», «Лебединая песня», «Предложение», “ О вреде табака”,  как нигде отражается его принцип «Краткость – сестра таланта». В этих пьесах меня привлекает искрометный юмор.

               В моей работе были задействованы учащиеся  театральной студии «Маг и Я» г. Борисова. Ребята были полностью охвачены и заинтересованы пьесой и успешно справились.

 

Глава І Автор пьесы. Анализ его творчества

     1.1 Жизненный и творческий путь автора пьесы

 

          Антон Павлович Чехов родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г.

Отец - Павел Егорович Чехов (1825 - 1898 г.г.). Мать - Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова) (1835 - 1919 г.г.)

Все дети Чеховых были исключительно  одарёнными, высокообразованными людьми.

Мать - Евгения Яковлевна, жила исключительно жизнью детей  и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них  отзывчивость, уважение и сострадание  к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».

В 1876 году произошел переезд  семьи Чеховых в Москву.

          Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остаётся до конца учёбы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета.

 В 1880 году в №  10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом - Антоша Чехонте или Человек без селезенки. В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены».

В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово.

Мелиховский период  - это  не только вдохновенный  литературный труд Чехова и активная медицинская  практика, это колоссальная общественная  деятельность писателя.

В 1897 году у Чехова резко  обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное  поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897/98 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже. В мае 1898 года Чехов возвращается на родину.

 В конце 1890-х, начале 1900-х г.г. Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров и, как следствие, общественно-политический резонанс. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Он пишет: «Литератор не кондитер, не косметолог, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью».

Это - жизненное и писательское кредо Чехова.

В 1901 году Чехов женился  на актрисе МХТ Ольге Леонардовне Книппер.

Чехов уже очень слаб, но, несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений», - сказал он как-то о самом себе. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.)   «Вишневый сад» - это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии.

15 июля 1904 году во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

    В плеяде великих европейских драматургов... имя Чехова сияет как звезда первой величины, - писал в начале XX века Дж.Б.Шоу. А.П.Чехов много работал для театра: драматический этюд "Калхас" (Лебединая песня, 1887), пьеса "Иванов" (1887-1889), одноактная пьеса "Свадьба" (1889), пьеса "Леший" (1889), переделана впоследствии в пьесу "Дядя Ваня", водевили "О вреде табака"(1886), "Медведь". "Предложение" (1888-89), "Трагик по неволе"(1889-90), "Юбилей"(1891-92), "Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1896), "Три сестры" (1900-1901), "Вишневый сад"(1903). Чехов тяготел к театру всю жизнь. Первые театральные впечатления он получил в юности, проведенной в Таганроге. Тогда же, по свидетельству брата, М.П.Чехова, написаны первые драматические произведения: не сохранившийся водевиль и пьеса "Безотцовщина",

 

         С началом литературной деятельности Чехова его окружает тетрально-художественная среда Москвы и Петербурга. Среди московских театров он отдавал предпочтение Малому театру, среди петербургских – Александринскому.

              Крупные драматические произведения 1880-х г.г. не имели большого сценического успеха. Между тем уже в первых пьесах Иванов и Леший намечены главные художественные принципы чеховского театра. Чехов отказался от традиционного в то время деления персонажей на положительных и отрицательных, носителей добра и зла. Я ... не вывел ни одного злодея, ни одного ангела, - писал он. Главный конфликт пьесы Чехов связывает с душевным миром героев, их чувствами и переживаниями. Особый эмоциональный тон чеховских пьес современники называли настроением. Но уловить и передать его на сцене оказалось сложной задачей. Чайка, пьеса с которой Чехов связывал большие надежды, провалилась на сцене Александринского театра в 1896 году. Драматург тяжело переживал неудачу. Поэтому, когда основатели Московского Художественного театра К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко попросили разрешения открыть свой второй сезон 1898-1899г.г. пьесой Чайка, Чехов согласился не сразу.

               Художественный театр оказался лучшим интерпретатором произведений Чехова. Антон Павлович, вынужденный из-за болезни переселиться в Ялту, не смог присутствовать на триумфальной премьере Чайки 17 декабря 1898 г. Такой же успех имела другая постановка Художественного театра - Дядя Ваня (25 окт. 1899 г). Художественный театр, - писал Чехов режиссеру В.И.Немировичу-Данченко, - это лучшие страницы той книги, какая будет когда-либо написана о современном русском театре.

              По просьбе Станиславского и Немировича-Данченко, Чехов работает в Ялте над пьесами Три сестры (1900-1901) и Вишневый сад(1902-1903).

           С Художественным театром Чехова связывали также родственные узы: 25 мая 1901 г. он женился на талантливой актрисе Ольге Леонардовне Книппер. Впоследствии на сцену Художественного театра поступил племянник писателя - Михаил Чехов, гениальный актер и режиссер, автор книги О технике актера, основавший в Америке в 1940-50-хг.г. свою театральную студию.

               Всеволод Мейерхольд. Ученик Станиславского, он познакомился с Чеховым на репетициях Чайки, где играл Треплева. В лице Чехова Мейерхольд видел единомышленника и позднее использовал советы драматурга в своем творчестве. Великий реформатор театра поставил в 1927 году спектакль 33 обморока по водевилям А.П.Чехова.

               В советское время театральные интерпретации произведений Чехова отличались разнообразием. Наиболее заметные постановки Три сестры В.И.Немировича-Данченко (1940), Иванов М.Кнебель и Б.Бабочкина, Три сестры, Дядя Ваня Г.Товстоногова, Чайка, Вишневый сад А.Эфроса, Чайка, Три сестры О.Ефремова. В 80-90-ег.г. интерес к творчеству Чехова еще более усиливается, появляются оригинальные трактовки Э.Някрошюса, И.Райхельгауза, М.Розовского, К.Гинкаса и др.. Зарождаются традиции проведения чеховских театральных фестивалей в Ялте (с 1985), Москве (с 1995). Большое влияние Чехов оказал на развитие русской и мировой литературы-прозы и драмы. Чеховская Чайка, ставшая эмблемой МХТ, вместе с другими пьесами Чехова вошла в репертуар мирового театра.

      Многие произведения Чехова инсценировались для кино и телевидения, а также были поставлены в музыкальном театре.

           О творчестве Чехова раннего периода «Обусловленный комизм», лишенный «бессмысленной неожиданности», - такими словами точно определит Л. Толстой реалистические черты комического  дарования Чехова (высказывание по поводу водевиля “Предложение”)…

 

              Чехов в совершенстве овладел комическим поворотом темы и разнообразием действенных юмористических форм. Он был сюжетно изобретателен, бесконечно варьируя случаи, относящиеся к одной и той же теме; он разнообразно пользовался сжатым конструктивными формами;… он знал искусство лаконичного, как бы силуэтного образа с выразительным исполнением детали…; он широко пользовался живым, характеристическим  диалогом с комическими оборотами разговорной речи, но он не уклонялся и от густого шаржа, вводя        обильно утрированные, гиперболические приёмы, пародийные фамилии. Непревзойденный мастер малых форм, водевилей, "Из меня водевильные сюжеты прут как нефть из бакинских недр", — говорил он в одном из писем.

             В 1888—89 Чехов пережил некоторый рецидив комического творчества: он написал, ряд водевилей — «Медведь», «Предложение» (1888), «Трагик по неволе», «Свадьба» (1889) и наконец в 1891 «Юбилей». К этому жанру примыкает грустно-юмористическая «Лебединая песня» (1887) и комический монолог «О вреде табака» (1886). Эти драматические безделушки написаны на обычные для читателя комические темы и представляют по существу те же новеллы, приспособленные для сцены.

           К концу 80-х гг. явилась потребность обобщить, расширить и углубить многочисленные вопросы и отдельные настроения, распыленные в десятках новелл. Рамки маленького рассказа для такого обобщения были явно тесны.

                                                                     

 

 

 

 

 

 

1.2 Драматургия  автора пьесы

 

К концу XIX века русская драматургия  находилась в состоянии едва ли не плачевном. В ту пору, когда великими творениями Толстого и Достоевского русская проза была поднята на невиданную высоту, русская драма  влачила жалкое существование. Но появление пьес А.П.Чехова вывело русскую драматургию на новый уровень.

Успех Чехова - драматурга в  значительной мере был подготовлен  рядом характерных особенностей его художественного метода, которые  в своем логическом развитии и  означали предельное сближение повествовательного творчества с драматургическим.

Глубокое знание театра, стремление способствовать его дальнейшему  развитию в духе лучших традиций русского сценического реализма, с одной стороны, характерные особенности его  художественного метода - с другой стороны, и явились тем творческим достоянием писателя, которое не только обеспечило успех первых серьезных  шагов Чехова-драматурга, но и определило общее направление его новаторских  исканий. Чеховские драмы пронизывает  атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. Героям их, как правило, не везет ни в большом, ни в малом: все они в той или иной мере оказываются неудачниками. В «Чайке», например. Пять историй неудачной любви, в «Вишневом саде» Епиходов с его несчастьями - олицетворение общей нескладности жизни, от которой страдают все герои.

Среди драматического наследия Чехова его одноактные пьесы, которые  часто называют пьесами-шутками и которые правильнее было бы назвать чеховским водевилем, занимают значительное место. Чехов неоднократно в девяностые и девятисотые годы возвращался к мысли написать водевиль. Долгое время считалось, что одноактные пьесы Чехова не оригинальны, как писал еще в середине 1930-х годов Балухатый, - « своими водевилями Чехов не начинает в театре какую-нибудь оригинальную, новаторскую линию. Его водевили, - утверждает этот авторитетный исследователь драматургии Чехова, - и своей тематикой, и своей композицией соответствовали темами и типу традиционного построения водевильного жанра, весьма излюбленного в театре восьмидесятых годов»1.

На первый взгляд такая  точка зрения может показаться достаточно убедительной. Среди водевилей восьмидесятых  годов было немало сценок-монологов, которые, казалось бы, вполне совпадают  с чеховским водевилем «О вреде  табака». Такие монологи писались А. Шмитгофом, Львом Ивановым, Виктором Крыловым, И.М. Булавцелем и другими. Среди водевильного репертуара было много комических бытовых сценок, по своей тематике напоминающих чеховскую «Свадьбу». Еще более многочисленными были одноактные комедии-шутки, наиболее близкие водевилю в собственном смысле, внешне типологически родственные чеховскому «Медведю». Однако не следует доверять этому чисто внешнему сходству. При ближайшем рассмотрении картина оказывается куда более сложной.

Информация о работе Автор пьесы Чехов. Анализ его творчества