Творчество Рембрандта Харменса Ван Рейна

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:40, доклад

Краткое описание

Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие и передовые идеи времени. Рембрандт писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи; он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Но в какой бы технике Рембрандт ни работал, в центре его внимания всегда стоял человек, с его внутренним миром, его переживаниями.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ТВОРЧЕСТВО Рембрент.docx

— 19.00 Кб (Скачать)

Творчество Рембрандта Харменса Ван Рейна.

Рембрандт  Харменс  Ван  Рейн (1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Рембрандт Харменс Ван Рейн родился в Лейдене, в семье владельца мельницы. Его учителями были Сванненбурх, а затем Ластман. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Творчество гениального  Рембрандта - одна из вершин мировой  живописи, знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века. Художник поднял изобразительное искусство на новую степень, обогатив его небывалой жизненностью и психологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряжен колорит. Духовная жизнь человека стала отныне доступна изображению средствами реалистичного искусства.

Рембрандт выступил новатором  во многих жанрах. Как портретист, он стал творцом своеобразного жанра  портрету-биографии, где долгая жизнь  человека и его внутренний мир  раскрывались во всей своей сложности  и противоречивости. Как исторический живописец, он превратил далекие античные и библейские легенды в согретую высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях.

Необычайная широта тематического  диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм  искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать  самые глубокие и передовые идеи времени. Рембрандт писал картины  исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи; он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Но в какой бы технике Рембрандт ни работал, в центре его внимания всегда стоял человек, с его внутренним миром, его переживаниями. Своих героев Рембрандт часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство. Веру в человека художник пронес через всю жизнь, невзгоды и испытания. Она помогла ему до последних дней создавать произведения, выражающие лучшие устремления голландского народа.

С 1625 г. Рембрандт начал  работать самостоятельно. Ранние его  работы носят следы воздействия  Ластмана. Вскоре молодой Рембрандт нашел свой путь, ярко обозначившийся в портретах, сделанных главным образом с самого себя и своих близких. Уже в этих произведениях светотень стала для него одним из основных средств художественной выразительности. Он изучал различные проявления характеров, выражения лиц, мимику, индивидуальные черты. 
Середина 1630-х годов – время наибольшей близости Рембрандта до общеевропейского стиля барокко, пышного и громкого, насыщенного театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости. В барочный период написано «Снятие из креста» (1634).

В 1632 году Рембрандт завоевал известность картиной «Урок анатомии доктора Тульпа». Успех первой картины принес художнику множество заказов, а с ними и благосостояние. Одну за другой пишет Рембрандт большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношение Авраама» (1635), парадные портреты. Его увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Рембрандт часто изображает Саскию (его жену) и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Таковы «Портрет Саскии» (около 1634), «Автопортрет» (1634), «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636).

Начало нового периода  в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными  событиями, которые состоялись в 1642 году: преждевременной смертью Саскии, и созданием картины «Ночной дозор» – большого группового портрета амстердамских стрелков, самого известного произведения мастера.

В тесной связи с эволюцией  Рембрандт в 1640-ые годы пишет и одно из самых главных произведений – «Данаю».

Творчество Рембрандта 1650-х  годов отмечено в первую очередь  достижениями в области портрету. Внешне портреты этого периода отличаются, как правило, большим размером, монументальными  формами. спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Подобные модели давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонных лет, но и духовный вид человека. В собраниях Эрмитажа эти работы хорошо представлены портретами: «Старик в красном», «Портрет бабушки» и «Портрет старого еврея».

Последнее десятилетие - самая трагическая пора жизни Рембрандта; Групповой портрет «Синдики» завершает достижения художника в этом жанре. К позднему периоду относится и ряд больших по размеру тематических полотен мастера: «Заговор Юлия Цивилиса» (1661), а также картины па библейские сюжеты: «Ассур, Амман и Эсфирь»(1960).

К середине 1660-х годов  Рембрандт завершает свое самое  проницательное творение – «Возвращение блудного сына». Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным, идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь, находит самое совершенное воплощение. И именно в этом произведении видно все богатство и разнообразность живописных и технических приемов, что произвел художник за длинные десятилетия творчества.

Влияние искусства Рембрандта было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии. В то время как величайший голландский художник, вступив в конфликт с буржуазным обществом, умер в нужде, другие живописцы, овладев мастерством правдивой передачи изображаемого, сумели добиться прижизненного признания и благополучия. Сосредоточив свои усилия в области того или иного жанра живописи, многие из них создали в своей области значительные произведения.

Для его творчества характерно стремление к философскому осмыслению жизни, честность к себе и людям, интерес к духовному миру человека. Нравственная оценка событий и человека - основной нерв искусства мастера. Одухотворенность модели и драматизм  события художник великолепно передавал  через эффекты светотени, когда  пространство словно тонет в тени, в золотистых сумерках, а луч света  выделяет отдельные фигуры людей, их лица, жесты и движения. В своих исторических и библейских сценах, в своих портретах современников он достигает глубин психологической выразительности. Его мудрость, сострадание и проницательность, скорее всего, являются следствием самопознания: много раз, как никто другой, писал он автопортреты и запечатлел свой жизненный путь, начиная с поры молодости и успеха и кончая старостью, принесшей горести и лишения.

Рембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером. Но работы его живут в  веках, так что можно без преувеличения  сказать, что Рембрандт - один из самых  величайших художников в истории  мирового искусства.


Информация о работе Творчество Рембрандта Харменса Ван Рейна