Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:31, доклад
Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме. Ластман, искусный мастер, обучавшийся в Италии, познакомил Рембрандта с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия.
Рембрандт Харменс
 Рембрандт Харменс 
Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. 
Его отец был мельником, видимо, достаточно 
богатым, чтобы дать сыну хорошее образование 
и устроить его в 1620 году в Лейденский 
университет. Но Рембрандт проучился недолго 
— решил стать художником. Три года он 
работает подмастерьем у одного лейденского 
художника, а затем полгода учится живописи 
у Питера Ластмана в Амстердаме. Ластман, 
искусный мастер, обучавшийся в Италии, 
познакомил Рембрандта с эффектом светотени, 
применяющейся для передачи объемности 
и раскрытия драматизма действия. Этот 
прием станет главным в творчестве художника. 
Последующие годы Рембрандт работает 
в Лейдене, снискав репутацию мастера 
библейских и мифологических сцен. В 1631 
или в начале 1632 года переезжает в Амстердам, 
где сразу приобретает известность, написав 
«Урок анатомии доктора Тюльпа». Он живет 
у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, 
который покровительствует ему, устраивает 
заказы на портреты, что создает молодому 
художнику репутацию модного преуспевающего 
мастера. В 1634 году Рембрандт удачно женился 
на племяннице Хендрика Саскии, а к 1639 
году вместе с женой приобрел в столице 
великолепный дом. До начала 1640-х гг. он 
пользуется большим успехом у заказчиков, 
это время его личного благополучия. В 
знаменитом шедевре этого периода - «Автопортрете 
с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная 
галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил 
себя с молодой женой за праздничным столом. 
Нежные переливы золотистых тонов, потоки 
света, пронизывающие картину, передают 
радостное настроение молодого и преуспевающего 
художника и его жены, полных надежд и 
мечтаний.  Но - трое его детей умерли 
во младенчестве, и только сына Титуса, 
родившегося в 1641 году, не постигла сия 
участь. Однако в следующем году умерла 
Саския. Тем не менее, именно в эту пору 
Рембрандт пишет самую знаменитую свою 
картину «Ночной дозор» и достигает вершины 
славы. В "Ночном дозоре" Рембрант 
по-новому решает традиционный для голландского 
искусства жанр группового портрета. Картина 
(1642, Рейкс Мюзеум, Амстердам) представляет 
собой групповой портрет членов стрелковой 
гильдии и решена художником как реальная 
сцена на улице. Рембрандт отказался от 
принятого в то время статичного расположения 
всех участников, создав сцену, полную 
движения. Контрасты света и тени, эмоциональность 
живописи передают взволнованность события. 
Картина приобретает исторический характер, 
повествуя о мужественных людях, готовых 
с оружием в руках отстоять свободу и национальную 
независимость своей родины. Заказчики 
не поняли замысла художника, и начиная 
с этой картины конфликт с господствующей 
средой будет усиливаться, но он не уменьшит 
энергии мастера, и Рембрандт по-прежнему 
будет создавать реалистические полотна, 
замечательные по силе эмоционального 
воздействия. С годами углубляется реалистическое 
мастерство Рембрандта. Он отказывается 
от лишних подробностей и декоративных 
эффектов в пользу большей глубине и эмоциональной 
напряженности художественного образа. 
Очень большое место в творчестве художника 
начинает занимать камерный портрет. Рембрандт 
раскрывает духовную жизнь человека, словно 
длящуюся во времени и прстранстве. Это 
своего рода портреты-биографии. Таковы, 
например, «Портрет старушки», «Хендрикье 
у окна», «Читающий Титус», портреты друзей 
художника Н.Брейнинга, Я.Сикса, многочисленные 
автопортреты (более сотни маслом и углем).  
Рембрандт всегда уделял большое внимание 
офорту и рисунку, и вскоре стал крупнейшим 
мастером графической техники в Европе. 
Исполненные им в технике офорта портреты 
и пейзажи, бытовые и религиозные сцены 
отличались новизной художественных приемов, 
глубоким психологизмом образов, богатством 
светотени, выразительностью и лаконизмом 
линий. До нас дошло около двух тысяч рисунков 
Рембрандта. Среди них подготовительные 
наброски, эскизные рисунки к живописным 
произведениям, зарисовки сцен повседневной 
жизни и рождающихся в его воображении 
замыслов. После 1640-х годов личная жизнь 
Рембранта становится запутанной, хотя 
дошедшие до нас свидетельства чрезвычайно 
трудно интерпретировать. В 1642 году он 
нанял няню для Титуса — вдову Гертье 
Диркс. В 1649 году она подала на Рембрандта 
в суд за нарушение договора, а спустя 
год оказалась в тюрьме, причем на содержании 
художника. Была ли то щедрость с его стороны 
или, напротив, он нарочно упрятал Гертье 
за решетку, этого нам не суждено узнать. 
Свидетельница судебной распри — молодая 
служанка Хендрикье Стоффельс, поступившая 
в работницы к Рембрандту около 1647 года. 
Она вполне могла стать причиной его разрыва 
с Гертье. Во всяком случае, до самой смерти 
художника она оставалась его экономкой 
и возлюбленной. С нежностью выписанное 
лицо на картине «Вирсавия» и на многих 
других не менее известных работах 50-х 
годов, несомненно, лицо Хендрикье. Есть 
основания полагать, что она была верной 
спутницей Рембрандта и пользовалась 
его доверием. В 1654 году Хендрикье забеременела. 
Местная протестантская церковь осудила 
ее, но вскоре девушку оставили в покое. 
В октябре 1654 года она родила Рембрандту 
дочь Корнелию.  В начале 50-х годов художник 
создает один шедевр за другим. Он уже 
вышел из моды, но богатые заказчики не 
переводились. Так что банкротство, постигшее 
Рембрандта в 1656 году, вероятно, следствие 
неправильного ведения дел, в результате 
чего в 1660 году был продан дом. Титус и 
Хендрикье создают компанию и приглашают 
Рембрандта работать для них, чтобы их 
картины не попали в руки кредиторов. Пришлось 
перебраться на окраину Амстердама. На 
фоне подобных человеческих страстей 
и неустроенности в конце творческого 
пути Рембрандт пишет грандиозное полотно 
«Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, 
Эрмитаж). Евангельскую притчу о юноше, 
который ушел из дома, растратил состояние 
и жалким, оборванным, униженным вернулся 
к отцу, художник наполняет глубоко человеческим 
содержанием. Благородная идея любви к 
страдающему человеку раскрыта здесь 
в поразительных по жизненной убедительности 
образах. Лицо старого полуслепого отца 
и жест его рук выражают бесконечную доброту, 
а фигура сына в грязном рубище, прильнувшая 
к отцу, — искреннее и глубокое раскаяние. 
Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта 
не вызывает столько глубоких и сострадательных 
чувств. Рембрадт учил своих зрителей 
любви и прощению. В дальнейшем, в последние 
годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает 
внешне спокойно. Пережив Хендрикье и 
Титуса он умер 4 октября 1669 года.  
 Как это часто 
бывает в истории искусства, 
не смотря на свой гениальный 
талант, Рембрандт умер в бедности 
и одиночестве, забытым,