Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:31, доклад
Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме. Ластман, искусный мастер, обучавшийся в Италии, познакомил Рембрандта с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия.
Рембрандт Харменс
Рембрандт Харменс
Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене.
Его отец был мельником, видимо, достаточно
богатым, чтобы дать сыну хорошее образование
и устроить его в 1620 году в Лейденский
университет. Но Рембрандт проучился недолго
— решил стать художником. Три года он
работает подмастерьем у одного лейденского
художника, а затем полгода учится живописи
у Питера Ластмана в Амстердаме. Ластман,
искусный мастер, обучавшийся в Италии,
познакомил Рембрандта с эффектом светотени,
применяющейся для передачи объемности
и раскрытия драматизма действия. Этот
прием станет главным в творчестве художника.
Последующие годы Рембрандт работает
в Лейдене, снискав репутацию мастера
библейских и мифологических сцен. В 1631
или в начале 1632 года переезжает в Амстердам,
где сразу приобретает известность, написав
«Урок анатомии доктора Тюльпа». Он живет
у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха,
который покровительствует ему, устраивает
заказы на портреты, что создает молодому
художнику репутацию модного преуспевающего
мастера. В 1634 году Рембрандт удачно женился
на племяннице Хендрика Саскии, а к 1639
году вместе с женой приобрел в столице
великолепный дом. До начала 1640-х гг. он
пользуется большим успехом у заказчиков,
это время его личного благополучия. В
знаменитом шедевре этого периода - «Автопортрете
с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная
галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил
себя с молодой женой за праздничным столом.
Нежные переливы золотистых тонов, потоки
света, пронизывающие картину, передают
радостное настроение молодого и преуспевающего
художника и его жены, полных надежд и
мечтаний. Но - трое его детей умерли
во младенчестве, и только сына Титуса,
родившегося в 1641 году, не постигла сия
участь. Однако в следующем году умерла
Саския. Тем не менее, именно в эту пору
Рембрандт пишет самую знаменитую свою
картину «Ночной дозор» и достигает вершины
славы. В "Ночном дозоре" Рембрант
по-новому решает традиционный для голландского
искусства жанр группового портрета. Картина
(1642, Рейкс Мюзеум, Амстердам) представляет
собой групповой портрет членов стрелковой
гильдии и решена художником как реальная
сцена на улице. Рембрандт отказался от
принятого в то время статичного расположения
всех участников, создав сцену, полную
движения. Контрасты света и тени, эмоциональность
живописи передают взволнованность события.
Картина приобретает исторический характер,
повествуя о мужественных людях, готовых
с оружием в руках отстоять свободу и национальную
независимость своей родины. Заказчики
не поняли замысла художника, и начиная
с этой картины конфликт с господствующей
средой будет усиливаться, но он не уменьшит
энергии мастера, и Рембрандт по-прежнему
будет создавать реалистические полотна,
замечательные по силе эмоционального
воздействия. С годами углубляется реалистическое
мастерство Рембрандта. Он отказывается
от лишних подробностей и декоративных
эффектов в пользу большей глубине и эмоциональной
напряженности художественного образа.
Очень большое место в творчестве художника
начинает занимать камерный портрет. Рембрандт
раскрывает духовную жизнь человека, словно
длящуюся во времени и прстранстве. Это
своего рода портреты-биографии. Таковы,
например, «Портрет старушки», «Хендрикье
у окна», «Читающий Титус», портреты друзей
художника Н.Брейнинга, Я.Сикса, многочисленные
автопортреты (более сотни маслом и углем).
Рембрандт всегда уделял большое внимание
офорту и рисунку, и вскоре стал крупнейшим
мастером графической техники в Европе.
Исполненные им в технике офорта портреты
и пейзажи, бытовые и религиозные сцены
отличались новизной художественных приемов,
глубоким психологизмом образов, богатством
светотени, выразительностью и лаконизмом
линий. До нас дошло около двух тысяч рисунков
Рембрандта. Среди них подготовительные
наброски, эскизные рисунки к живописным
произведениям, зарисовки сцен повседневной
жизни и рождающихся в его воображении
замыслов. После 1640-х годов личная жизнь
Рембранта становится запутанной, хотя
дошедшие до нас свидетельства чрезвычайно
трудно интерпретировать. В 1642 году он
нанял няню для Титуса — вдову Гертье
Диркс. В 1649 году она подала на Рембрандта
в суд за нарушение договора, а спустя
год оказалась в тюрьме, причем на содержании
художника. Была ли то щедрость с его стороны
или, напротив, он нарочно упрятал Гертье
за решетку, этого нам не суждено узнать.
Свидетельница судебной распри — молодая
служанка Хендрикье Стоффельс, поступившая
в работницы к Рембрандту около 1647 года.
Она вполне могла стать причиной его разрыва
с Гертье. Во всяком случае, до самой смерти
художника она оставалась его экономкой
и возлюбленной. С нежностью выписанное
лицо на картине «Вирсавия» и на многих
других не менее известных работах 50-х
годов, несомненно, лицо Хендрикье. Есть
основания полагать, что она была верной
спутницей Рембрандта и пользовалась
его доверием. В 1654 году Хендрикье забеременела.
Местная протестантская церковь осудила
ее, но вскоре девушку оставили в покое.
В октябре 1654 года она родила Рембрандту
дочь Корнелию. В начале 50-х годов художник
создает один шедевр за другим. Он уже
вышел из моды, но богатые заказчики не
переводились. Так что банкротство, постигшее
Рембрандта в 1656 году, вероятно, следствие
неправильного ведения дел, в результате
чего в 1660 году был продан дом. Титус и
Хендрикье создают компанию и приглашают
Рембрандта работать для них, чтобы их
картины не попали в руки кредиторов. Пришлось
перебраться на окраину Амстердама. На
фоне подобных человеческих страстей
и неустроенности в конце творческого
пути Рембрандт пишет грандиозное полотно
«Возвращение блудного сына» (около 1668-1669,
Эрмитаж). Евангельскую притчу о юноше,
который ушел из дома, растратил состояние
и жалким, оборванным, униженным вернулся
к отцу, художник наполняет глубоко человеческим
содержанием. Благородная идея любви к
страдающему человеку раскрыта здесь
в поразительных по жизненной убедительности
образах. Лицо старого полуслепого отца
и жест его рук выражают бесконечную доброту,
а фигура сына в грязном рубище, прильнувшая
к отцу, — искреннее и глубокое раскаяние.
Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта
не вызывает столько глубоких и сострадательных
чувств. Рембрадт учил своих зрителей
любви и прощению. В дальнейшем, в последние
годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает
внешне спокойно. Пережив Хендрикье и
Титуса он умер 4 октября 1669 года.
Как это часто
бывает в истории искусства,
не смотря на свой гениальный
талант, Рембрандт умер в бедности
и одиночестве, забытым,