Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:53, реферат
Ему не было равных в области монументальной пластики, в создании величественных скульптурно-архитектурных и живописных ансамблей, и теперь поражающих глубиной и мощью раскрытия высоких и благородных идей. Созданные им художественные образы стоят в ряду с величайшими творениями мирового гения.
Творчество Микеланджело — кульминация Высокого Возрождения в итальянском искусстве, в то же время именно в нем нашли отражение глубокие противоречия эпохи, обозначившие конец краткого «золотого века» и начало мрачных времен контрреформации, феодальной реакции и войн с иноземными захватчиками.
1. Гений родился в Италии. ………………………………………………………………..5
Вершина Возрождения в Италии ………………………………………………………….5
«Скульптура — светоч живописи» ………………………………………………………..7
Характер гения: одиночество и размышление ……………………………………………9
Внешность Микеланджело ……………………………………………………………….12
Детство …………………………………………………………………………………….13
Борьба с отцовской волей ………………………………………………………………...13
2. Юность. Годы учебы. 1488-1495. ……………………………………………………14
Учеба в мастерской Гирландайо (1488-1489) ………………………………………...…15
Учеба в Садах Медичи (1489-1490) ……………………………………………………..17
Во дворце Лоренцо Великолепного (1490-1492) ……………………………………….18
Флоренция. Ранние работы (1489-1492) ………………………………………………...19
- «Голова Фавна», мраморная статуя (1489) …………………………………………….20
- «Мадонна на лестнице» мраморный барельеф (1490-1492) …………………………..21
- «Битва кентавров» мраморный барельеф (ок. 1492) ………………………………..…22
- «Геркулес», мраморная статуя (1492) …………………………………………………..24
- деревянное распятие (ок. 1492) …………………………………………………………25
Болонья (1494-1495), мраморные статуи «Св. Прокл», «Св. Петроний», «Ангел с канделябром» ……………………………………………………………………………………………….25
Первое возвращение во Флоренцию (1495), мраморные статуи «Св. Иоанн-ребенок», «Купидон» ……………………………………………………………………………………………..…26
3. Первый римский период 1496-1501……………………………………………..……27.
- «Опьяненный Вакх», мраморная статуя (1496-1498) …………………………………..28
- «Оплакивание Христа», или «Пьета», мраморная скульптурная группа (ок. 1498-1500) ………………………………………………………………………………………………..30
4. Флоренция. «Давид». 1501-1505.
Человек — самое прекрасное в мире
- «Давид», мраморная статуя (1501-1504)…………………………………………………..35
- Статуи святых Алтаря Пикколомини Сиенского собора (1501-1504)………………….38
- «Битва при Кашине», картон (1501-1504)………………………………………………...40
- «Статуя Св. Апостола Матфея» (ок. 1503-1506)……………………………………........42
- «Мадонна Брюгге», мраморная скульптурная группа (1504)……………………………44
- Скульптурные образы Мадонны «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти» (1504-1505)………45
Живопись Микеланджело. «Святое семейство», или «Мадонна Дони» (ок. 1504–1506)..46
5. Рим. Проект гробницы папы Юлия II. 1505-1507. …………………………..………….48
Второй римский период. Проект гробницы папы Юлия II (1505-1516)…………………..51
- Начало работы над гробницей Юлия II. Заготовка мрамора (1505-1506)…………..…..51
- Ссора с папой Юлием II. Третье возвращение во Флоренцию (1506)………………….52
- Примирение в Болонье. Бронзовая статуя Юлия II (1507)………………………………53
6. Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512................................................54
Третий римский период. Роспись плафона Сикстинской капеллы (1508-1512)……...….55
- Начало работы …………………………………………………………………………......57
- План росписей …………………………………………………………………………..….59
- Сцены из Книги Бытия ………………………………………………………………..……61
- Ignudi ………………………………………………………………………………………....62
- Пророки …………………………………………………………………………………..…63
- Сивиллы ……………………………………………………………………………………..65
- Чудесные избавления иудеев…………………………………………………………….…66
- Предки Христа ………………………………………………………………………………68
- Цветовое решение фресок капеллы………………………………………………………..69
- Толкования замысла…………………………………………………………………. ….…70
- Открытие капеллы………………………………………………………………… ……….71
Рим. Возвращение к работе над гробницей папы Юлия II. 1513-1516. ………………….73
- «Моисей», мраморная статуя (1515-1516) …………………………………………….…74
- «Умирающий раб» и «Восставший раб», мраморные статуи (1513-1516). ……………76
7. Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534....................................................................77
Проект фасада церкви Сан Лоренцо (1516-1520) …………………………………………78
«Коленопреклоненные окна» Палаццо Медичи (1517)……………………………………80
«Христос, несущий крест», мраморная статуя (1519-1521) ………………………………80
Гробницы Медичи (1520-1534)………………………………………………………………81
- Статуи Лоренцо и Джулиано Медичи, (1526-1533)………………………………………83
- Аллегорические фигуры «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», мраморные статуи (1531-1534)………………………………………………………………………………………..…84
- «Мадонна Медичи», мраморная статуя (1521-1531)……………………………………..86
«Скорчившийся мальчик», мраморная статуя (1524) …………………………………..…87
Статуи речных божеств (1524) ……………………………………………………………..88
«Давид-Аполлон», мраморная статуя (1530) ………………………………………………88
«Леда», картина (1529-1530) ………………………………………………………………..89
«Победитель», мраморная скульптурная группа (1530-1534) ……………………………90
Четыре незаконченные статуи рабов (1532-1534)……………………………………….…91
Библиотека Лауренциана (1524-1550)……………………………………………………….92
Осада Флоренции (1527-1530)………………………………………………………….…….93
8. Рим. «Страшный суд». 1534-1564. ………………………………………………………96
Последнее возвращение в Рим (1534-1564)………………………………………………….97
Суждения о фреске «Страшный суд» ……………………………………………………….…98
Джорджо Вазари о фреске «Страшный суд» в «Жизнеописании Микеланджелло Буанарроти»……………………………………………………………………………………….99
«Страшный суд», фреска Сикстинской капеллы (1534-1541)………………………………..101
- Святые мученики………………………………………………………………………………103
- Динами
В это время ему случилось упасть, не очень, впрочем, высоко, с подмостьев этого произведения, и он повредил себе ногу, но, несмотря на боль, он из упрямства никому не позволял лечить себя. Тогда еще был в живых врач с причудами, магистр Баччо Ронтини, флорентинец, друг Микеланджело, весьма ценивший его талант, пожалев его, он в один прекрасный день постучался к нему в дом, но, не получив ответа ни от соседей, ни от него самого, все же поднялся к нему некими потайными путями и, пройдя по комнатам, в конце концов до него добрался и нашел его в отчаянном состоянии. И тогда магистр Баччо порешил не покидать его и от него не отходить, пока тот не поправится. Выздоровев от болезни, он воротился к работе и, не прерывая ее больше, закончил все в несколько месяцев, придав такую мощь своей живописи, что оправдал этим слова Данте: "Мертвые там мертвы, живые совсем как живые" - такие в ней страданья грешников и радость праведников.
И
вот, когда Страшный суд этот был раскрыт,
он показал, что победил не только первейших
художников, там работавших, но захотел
победить и самого себя, создавшего потолок,
который был им так прославлен, ведь уже
в нем он, далеко опередив самого себя,
действительно себя превзошел; однако
здесь, представив себе весь ужас этого
дня, он изображает, к еще большей муке
неправедно живших, все орудия страстей
Иисуса Христа, заставляя несколько обнаженных
фигур поддерживать в воздухе крест, столб,
копье, губку, гвозди и венец в различных
и невиданных движениях, с большими трудностями
доведенных им до конечной легкости. Там
и сидящий Христос с ликом страшным и грозным
обращается к грешникам, проклиная их
и неминуемо повергая в великий трепет
Богоматерь, которая, плотно завернувшись
в плащ, слышит и видит весь этот ужас.
Они окружены бесчисленным множеством
фигур пророков, апостолов, где выделяются
Адам и св. Петр, которые, как полагают,
изображены там: первый как зачинатель
рода людского, второй же как основатель
христианской религии. Под Христом великолепнейший
св. Варфоломей, показывающий содранную
с него кожу. Там же равным образом обнаженная
фигура св. Лаврентия, а сверх того бесчисленное
множество святых мужей и жен и других
фигур мужских и женских кругом, рядом
и поодаль, и все они лобызаются и ликуют,
удостоившись вечного блаженства по милости
божией и в награду за их деяния. У ног
Христа семь ангелов, описанных евангелистом
св. Иоанном, которые, трубя в семь труб,
призывают на суд, и лики их так ужасны,
что волосы встают дыбом у смотрящих на
них; в числе других два ангела, у каждого
из которых в руках книга жизней; и тут
же, по замыслу, который нельзя не признать
прекраснейшим, мы видим на одной из сторон
семь смертных грехов, которые в обличье
дьяволов дерутся и увлекают в ад стремящиеся
к небу души, изображенные в красивейших
положениях и весьма чудесных сокращениях.
Не преминул он показать миру, как во время
воскресения мертвых последние снова
получают свои кости и свою плоть из той
же земли и как при помощи других живых
они возносятся к небу, откуда души, уже
вкусившие блаженство, спешат к ним на
помощь; не говоря даже о всех тех многочисленных
соображениях, которые можно считать необходимыми
для такого произведения, как это, - ведь
он приложил немало всяких трудов и усилий,
как это, в частности, особенно ясно сказывается
в ладье Харона, который отчаянным движением
подгоняет веслом низвергнутые дьяволами
души совсем так, как выразился любимейший
им Данте, когда писал:
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их, и бьет веслом неспешных.
И вообразить себе невозможно разнообразие лиц дьяволов, чудовищ поистине адских. В грешниках же видны и грех и вместе с тем страх вечного осуждения. А помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре, и, по правде говоря, количество фигур и потрясающее величие этого творения таковы, что описать его невозможно, ибо оно переполнено всеми возможными человеческими страстями, и все они удивительно им выражены. В самом деле, гордецов, завистников, скупцов, сладострастников и всех остальных им подобных любой духовно одаренный человек легко должен был бы распознать, ибо при их изображении соблюдены все подобающие им отличия как в выражении лица, так и в движении и во всех остальных естественных их особенностях: а это, хотя оно нечто чудесное и великое, не стало, однако, невозможным для этого человека, который был всегда наблюдательным и мудрым, видел много людей и овладел тем познанием мирского опыта, которое философы приобретают лишь путем размышления и из книг. Так что человек толковый и в живописи сведущий видит потрясающую силу этого искусства и замечает в этих фигурах мысли и страсти, которых никто, кроме него, никогда не изображал. Он же опять-таки увидит здесь, каким образом достигается разнообразие стольких положений в различных и странных движениях юношей, стариков, мужчин и женщин, в которых перед любым зрителем обнаруживается потрясающая сила его искусства, сочетаемая с грацией, присущей ему от природы. Потому-то он и волнует сердца всех неподготовленных, равно как и тех, кто в этом ремесле разбирается. Сокращения там кажутся рельефными, обобщая же их, он достигает их мягкости; а тонкость, с какой им написаны нежные переходы, показывает, каковы поистине должны быть картины хорошего и настоящего живописца, и одни очертания вещей, повернутых им так, как никто другой сделать бы не мог, являют нам подлинный Суд, подлинное осуждение и воскрешение...
Трудился он над завершением этого творения восемь лет и открыл его (как мне кажется) в 1541 году, в день Рождества, поразив и удивив им весь Рим, более того - весь мир; да и я, находившийся в Венеции и отправившийся в том году в Рим, чтобы его увидеть, был им поражен"
Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд» (1534-1541)
Папа Климент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены Сикстинской капеллы, и 1534 году он остановился на теме Страшного суда. Микеланджело был призван завершить живописное украшение Сикстинской капеллы изображением на ее алтарной стене «Страшного Суда», а на противоположной «Падения Люцифера». Из этих двух колоссальных фресок была исполнена только первая, в 1534 — 1541 гг., уже при папе Павле III. Микеланджело работал над самой большой фреской Эпохи Возрождения, опять-таки один, без участия помощников.
Как тема росписи «Страшный суд», так и характер ее решения свидетельствуют о тех сдвигах, которые произошли в творческой эволюции мастера, особенно наглядной при сравнении росписи алтарной стены и свода. Если ранняя работа посвящена первым дням творения и воспевала могучую творческую энергию человека, то «Страшный суд» заключает идею крушения мира и возмездия за совершенные на земле деяния.
Эта фреска - одно из самых зрелых и известных произведений мастера. Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную.
Шесть лет напряженнейшего труда вновь связывают Микеланджело с Сикстинской капеллой. На этот раз он покрывает росписью около 200 м2 алтарной стены капеллы. Причем Микеланджело решал сложнейшую задачу — сочетать роспись алтарной стены с исполненной ранее фреской свода таким образом, чтобы не помешать восприятию каждой из них и вместе с тем объединить их в одном ансамбле. И художник блестяще справился с этой задачей.
Если роспись свода представляет собой сложную систему с архитектонически ясными членениями и многочисленностью сменяющих одна другую композиций и образов, то алтарная стена занята одной гигантской композицией. Ритмически объединены в ней между собой множество групп и фигур. Пространство в этой фреске — неглубоко, но оно словно обладает способностью к бесконечному расширению во все стороны, что способствует увеличению масштабности, монументальности изображения.
Несмотря на односторонность, с какой художник отнесся в этой картине к ее сюжету, отступив от всех христианских традиций и представив Второе пришествие Христа как день гнева, ужаса, борьбы страстей и безнадежного отчаяния, несмотря на удручающее впечатление, она поражает смелостью замысла, своеобразным величием композиции, удивительным мастерством рисунка, особенно в ракурсах, и вообще принадлежит к самым дивным памятникам живописи, хотя и уступает в достоинстве плафону той же капеллы.
Апокалипсис и Данте – вот источники «Страшного суда»:
Святые мученики и обретшие спасение теснятся вокруг Христа. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести.
Над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну, символ переходящей земной власти.
Семь ангелов трубным гласом возвещают судный час, спасенные души поднимается вверх, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.
Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников, изображенных в левой части композиции, и грешников, спускающихся в Дантов ад (левая часть фрески).
В нижней части фрески Харон, перевозчик через адскую реку, свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть.
Предчувствие катастрофы охватывало Микеланджело Буонарроти, и он оставил об этом свидетельство, столь же грандиозное, сколь и неповторимое по своей гениальности. Это предчувствие выражено искусством, которое уже явственно знаменует отход от одного из основных принципов Высокого Возрождения. Во фреске «Страшный суд» частное полностью подчинено целому, личность, как бы она ни была значительна, — людскому потоку.
В соответствии с эмоциональным тоном "Страшного суда" находится и его колористическое решение: сине-стальные, грозовые оттенки фона с темнеющими сгустками и вспыхивающими отсветами оттеняют словно тронутые пеплом тона обнаженного тела.
Микеланджело работал часто до самозабвения, иногда до обморока. Особенно часто мучило его сознание своего несовершенства, недовольство собой, своим трудом. Он разбивал иногда молотом вполне законченное произведение, обломки которого ценились на вес золота.
Святые мученики
Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд»
Среди
индивидуальных образов фрески внимание
зрителя привлекают святые мученики с
атрибутами их мучений:
- Св. Себастьян со стрелами,
- Св. Лаврентий с железной решеткой, на
которой он был сожжен,
- и особенно фигура Св. Варфоломея, находящейся
у левой ноги Христа.
Он держит в одной руке нож, а в другой кожу, которую живьем содрали с него мучители; в виде искаженного лика на этой коже Микеланджело изобразил свое собственное лицо. Эта деталь Страшного суда свидетельствует о его растущем пессимизме Микеланджело, и представляет его горькую «подпись». Включение во фреску столь необычного и смелого мотива, трагический накал этого образа свидетельство всей остроты личного отношения художника к воплощаемой теме.
Черты лица святого Варфоломея напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета. Другие исследователи полагают, что это автопортрет самого Микеланджело.
"И когда Он снял пятую
печать, я увидел под жертвенником
души убиенных за слово Божие
и за свидетельство, которое они
имели.
И возопили они громким голосом, говоря:
доколе, Владыка Святый и Истинный, не
судишь и не мстишь живущим на земле за
кровь нашу?
И даны были каждому из них одежды белые,
и сказано им, чтобы они успокоились еще
на малое время, пока и сотрудники их и
братья их, которые будут убиты, как и они,
дополнят число.
И когда Он снял шестую печать, я взглянул,
и вот, произошло великое землетрясение,
и солнце стало мрачно как власяница, и
луна сделалась как кровь.
И звезды небесные пали на землю, как смоковница,
потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые
смоквы свои.
И небо скрылось, свившись как свиток;
и всякая гора и остров двинулись с мест
своих.
И цари земные, и вельможи, и богатые, и
тысяченачальники, и сильные, и всякий
раб, и всякий свободный скрылись в пещеры
и в ущелья гор,
и говорят горам и камням: падите на нас
и сокройте нас от лица Сидящего на престоле
и от гнева Агнца;
ибо пришел великий день гнева Его, и кто
может устоять?" Откровение 6:9-17.
Динамизм композиции
Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд»
Прежде композиция Страшного суда строилась из нескольких отдельных частей. У Микеланджело она представляет собой овальный водоворот нагих мускулистых тел.
На смену логической четкости расчленения и устойчивой архитектонике росписи плафона Сикстинской капеллы пришло ощущение стихийной динамики единого композиционного потока. В этом потоке выделяются то отдельные персонажи, то целые группы.
Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников.
Этому движению придан вращательный характер, и у зрителя не остается сомнения, что связками, гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая, сила которой они не могут противодействовать. И снова Микеланджело постигло разочарование. Ему не удалось создать цельной сцены. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Но художник сумел выразить другое - великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Варфоломея кожи.
"И увидел я великий белый
престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля,
и не нашлось им места.
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих
пред Богом, и книги раскрыты были, и иная
книга раскрыта, которая есть книга жизни;
и судимы были мертвые по написанному
в книгах, сообразно с делами своими.
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем,
и смерть и ад отдали мертвых, которые
были в них; и судим был каждый по делам
своим.
И смерть и ад повержены в озеро огненное.
Это смерть вторая.
И кто не был записан в книге жизни, тот
был брошен в озеро огненное" Откровение
20:11-15.
Христос, Верховный Судия
Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд»
"Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь" Откровение 1:8.
Микеланджело столкнулся с задачей создания грандиозной храмовой росписи, призванной занять важное положение в художественном ансамбле. На этот раз мастер отказался от разделения расписываемой поверхности на отдельные самостоятельные части и заполнил огромную стену единой композицией со множеством действующих лиц. Тему «Страшного суда» он истолковывает в образе исполненной духом возмездия мировой катастрофы, когда карается существующее в мире зло и возвышается все то, что было завоевано и утверждено героическим страданием многих поколений человечества.