Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа
Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в
особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет
потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении.
Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и
студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто
источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленны
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника…. с.
Народный праздник как проявление культурного досуга и организа- ционная
проблема …………………………………………………………… с.
Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи средствами народного
праздника. Опыт и проблемы образовательных учреждений….. с.
Глава 2. Технологические особенности рациональной организации культурно
- досуговой деятельности участников народного праздника на примере
образовательного учреждения (анализ опыта педагога -
организатора)……………………………………………………………………………… с.
2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия руководителя
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника……………………. ……………………………с.
2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника … с.
Заключение ………………………………………………………………….. с.
творческой деятельности и желания овладевать в будущем близкой к
творческой деятельности педагогической профессией в процессе участия в
народных праздниках
Наименование
Критерия Фрагментарное
Содержание критерия Фрагменты анкетных
Данных
(дети 12 – 16 лет)
Мотивационный
Коммуникативный интерес.
Предметный интерес.
Интерес к педагогич. деят. а) мне нравится общаться с разными людьми
б) хочу заниматься изучением народных традиций
в) хочу быть педагогом
Мотивационно-
Деятельностный
а) желание самореализоваться в творчестве
б) желание создавать художественное произведение, приумножающее культуру
моего народа
в) желание в будущем овладеть искусством исполнять народные песни,
народные танцы, др. а) хочу и могу творить, мне очень нравится
исполнять народные песни, я получаю удовльствие от изготовления
народного костюма для себя
б) интересуюсь творчеством предыдущих поколений моего народа
в) хочу научиться исполнять произведения народного творчества на высоком
качественном уровне
ции педагогом-организатором всех усилий по вовлечению в "дело"
максимального количества необходимых участников происходят изменения в
интересе детей к творческой деятельности, желании научиться выполнять
творческие задания на высоком качественном уровне, происходят изменения
в способностях и желании детей самовыразиться, в устойчивом интересе к
педагогической деятельности и сохранению национальных культурных
ценностей.
Рассмотрим цифровые данные этих изменений (динамики творческих интересов
школьников, стремления к овладению профессиональными умениями),
представленные в таблице.
Динамика творческих интересов, стремления к овладению элементарными
умениями педагогической профессии воспитанников ОЦДТ, повышающихся в
процессе участия в народных праздниках (в %)
Критерии
Уровни
Низкий Средний высокий
Мотивационный
25
73
2
Мотивационно-
Деятельностный
37
63
-
-
68
32
Мотивационный
3
68
29
2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной
организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника.
В предыдущем параграфе мы отмечали, что рациональной организация
культурно-досуговой деятельности участников народного праздника в
учреждении дополнительного образования считается лишь тогда, когда она в
том числе программно и методически обеспечена.
Обозначим теперь подробнее, что же составляет основу программного и
методического обеспечения культурно-досуговой деятельности участников
народного праздника, проанализировав опыт педагога ОЦДТ г.
Магнитогорска.
С одной стороны, это комплексная двухгодичная программа "Педагогическая
мастерская" для детей 12 - 16 лет, разработанная под руководством
педагога-организатора ОЦДТ коллективом педагогов. С другой стороны, это
программа «Культурный досуг», раскрывающая особенности рациональной
организации бесконечной череды самых разных праздников, в том числе
народных.
И "Педагогическая мастерская" и «Культурный досуг» изначально были
разработаны с целью вовлечения как можно большего числа школьников
разных возрастов в творческую деятельность ради формирования у них:
1. Основ духовной нравственно-ориентированной культуры и сознательно
уважительного отношения к ценностям народного творчества.
2. Способности самовыразиться, самореализоваться и самоутвердиться в
творчестве.
3. Практических умений, условно называемых нами как первичных
профессиональных педагогических (умения общаться, понимать язык другого
человека, понимать язык чувств, эмоций, дела; умения воспитывать в себе
самом самостоятельность, умение содержательно, полезно для себя и других
наполнить свободное время) и представлений о значении в жизни явления
"социальное самоопределение".
Комплексная программа "Педагогическая мастерская" поэтому включает в
себя:
- педагогический (профильно-ориентирующий) класс;
- оформительский класс (класс декоративно-прикладного искусства);
- сценический (танцевальный) класс и актерское мастерство.
Целью комплексной программы "Педагогическая мастерская" является
воспитание общественно-активной, творческой и
нравственно-ориентированной личности, способной приумножать общественную
культуру. Воспитанию такой личности способствуют следующие мероприятия:
- разработка и проведение для воспитанников культурно-досуговых
программ, в том числе народных праздников;
- разработка и проведение выездных конкурсов-мероприятий в загородных
лагерях, праздников летнего цикла народного календаря;
- создание элементов декораций, сценических костюмов, грима, причесок и
проч.
С этой целью педагоги комплексной программы "Педагогическая мастерская"
предлагают воспитанникам: а) обучение изготовлению различных поделок в
технике бумажной пластики с элементами народных традиций изготовления
игрушек, б) обучение изготовлению сувениров и поделок из разных
материалов (коробок, проволоки, ниток, природного материала, фольги и
др.), в) обучение праздничному убранству сцены и интерьера, г) обучение
созданию художественного образа (гримерному искусству, искусству
«наряжаться» и т.п.). Поэтому учебные занятия в комплексной программе
«Педагогическая мастерская» - это своеобразные «ателье»,
«парикмахерские», «мастерские изобразительного искусства», «римерные
мастер-классы» по типу традиционных народных «избяных посиделок».
Воспитанники "Педагогической мастерской" - активные участники
культурно-досуговых дел, организуемых во время проигрывания народного
праздника совместно с другими воспитанниками ОЦДТ (обучаемых по другим
программам). В результате подготовки таких дел, воспитанники
«Педагогической мастерской», как показывает практика, приобретают опыт
профессиональной педагогической деятельности (в процессе составления
сценариев, вовлечения других детей в творчество, анализа попутных
достижений и неудач). Среди подготовленных воспитанниками и исполненных
совместно с педагогом-организатором сценариев: «Праздник свистулек» (для
гимназистов), «Масленица» (уличное представление), «Радоница», «Духов
день».
Методическая основа реализации комплексной образовательной программы
«Педагогическая мастерская» и совокупности народных праздников -
массовых зрелищ опирается на ведущий метод обучения школьников в системе
дополнительного образования - игру. Игра - главный атрибут любого
народного праздника (народная игра), она же - постоянная спутница
учебных занятий в ОЦДТ.
Народная игра концентрирует внимание детей на социальном значении
происходящего, высвечивая в нем социально-культурную и нравственную
ценность. Она создает условия для проявления чувства товарищества,
чувства своей группы, где попутно происходит осознание каждым из
участников и своей индивидуальности. "Играть - значит освобождаться от
препятствий, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться
ими по своему усмотрению, царствовать, быть господином, быть
свободным..." (Я.Л.Морено).
В игре на учебном занятии (по программе "Педагогическая мастерская")
происходит:
- сообщение готовых знаний в вербальном, репродуктивном изложении;
- обучение по образцу, по прямой и символической аналогии;
- аналитическая и рефлескивная работа (решение творческой задачи,
коллективный анализ).
Игра на учебном занятии (по программе "Педагогическая мастерская"):
деловая, имитационная, операцинальная, ролевая, социодрама.
Однако, комплексная образовательная программа «Педагогическая
мастерская» - лишь один из примеров такой организации учебных занятий в
ОЦДТ, где осуществляется активно-деятельностная, творческая и
нравственно-ориентированная культурно-досуговая деятельность
воспитанников.
Другим, не менее ярким примером организации культурно-досуговой
деятельности воспитанников ОЦДТ, где также происходит формирование в
личности, творческой индивидуальности, нравственного и первичного
профессионально-практического опыта, является программа «Культурный
досуг».
Основа программы – народный праздник. Праздников в году – 12. У каждого
из них свое "лицо", своя идея, своя идеология. Но всегда это –
содержательно наполненное, коллективное и творческое дело.
Культура народного праздника, как известно, слагается из культуры слова,
культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма,
этикета, обычая (М.Бахтин). "Праздник - объективно свободная
жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и
времени, посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно"
(А.Мазаев). Поэтому его организация – дело совокупное и тонкое.
В организации детского народного праздника в ОЦДТ г. Магнитогорска по
программе «Культурный досуг» используются общеметодические подходы:
стадийная этапная подготовка, наглядное оформление. Стадиями подготовки
детского народного праздника в ОЦДТ являются:
- стадия предварительной подготовки (самоподготовка
педагога-организатора, вовлечение необходимых кадров, создание
совета-дела, подборка необходимых средств);
- стадия разработки сценария народного праздника с включением
необходимых традиций;
- стадия проведения народного праздника;
- стадия коллективного подведения итогов проведения народного праздника.
Организация детских народных праздников в ОЦДТ г. Магнитогорска по
программе «Культурный досуг» опирается на методики: организации
конкурсных программ (С.П.Афанасьев); проведения творческих конкурсов
(С.П.Афанасьев); организации интеллектуально-познавательных игр
(С.П.Афанасьев); организации ситуационно-ролевой игры (Б.В.Куприянов).
Подводя итоги сказанному во 2 параграфе в целом, отметим, что
программное и методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности
участников народного праздника в учреждении дополнительного образования
- необходимое педагогическое условие успешности, эффективности,
рациональности организации этой деятельности. Стихийность же,
бессистемность, отсутствие логики и целенаправленности в организации КДД
участников народного праздника способны нанести организации и самим
детям такой вред какой они наносят любой другой образовательной
деятельности.
Этим подтверждается еще один из тезисов нашей гипотезы: организация
культурно-досуговой деятельности участников народного праздника в УДО
рациональна, если она программно и методически обеспечена:
Заключение
В целом проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и
позволило сделать следующие основные выводы.
Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников
народного праздника в учреждении дополнительного образования -
актуальная культурологическая проблема, получившая обоснование в
научно-теоретических источниках различных наук: общей и досуговой
педагогики, общей психологии и психологии личности - групп - масс,
социологии, социальной педагогики, философии, культурологии.
Культурно-досуговая деятельность участников народного праздника в
учреждении дополнительного образования - не просто сфера свободного
времени детей и молодежи, это сфера содержательного наполнения их
свободного времени.
Организация культурно-досуговой деятельности участников народного
праздника рациональна, если обеспечивает достижение цели самореализации
детей в творчестве и их социального самоопределения. Иначе говоря,
способствует успешности удовлетворения потребностей детей во
впечатлениях, самовыражении, самоутверждении, формирует у них первичные
осознанные практические умения и способствует успешности протекания
процесса выбора детьми будущей профессии.
Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников
народного праздника наиболее успешна в учреждении дополнительного
образования, так как:
а) педагог-организатор УДО имеет свободу выбора направлений и средств
организуемой деятельности детей;
б) педагог-организатор УДО в своей деятельности особо нестеснен ни
временными, ни территориальными рамками;
в) педагог-организатор УДО выполняет заказ социума, в частности на
обучение подрастающее поколение социально-значимому содержательному
заполнению своего свободного времени, подготовку этого поколения к
социальному самоопределению, созданию условий для сближения поколений и
преодоления отчуждения между ними.
Педагогическими условиями рациональной организации культурно-досуговой
деятельности участников народного праздника в учреждении дополнительного
образования являются:
- содержательное обеспечение в виде разработанных наборов
социально-значимых знаний и умений воспитанников, приобретаемых детьми в
процессе участия в народном празднике, нравственно-культурной
наполненности этих знаний и умений;
- программное и методическое обеспечение в виде а) непосредственных