Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа

Краткое описание

Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в
особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет
потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении.
Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и
студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто
источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленны

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника…. с.

Народный праздник как проявление культурного досуга и организа- ционная
проблема …………………………………………………………… с.

Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи средствами народного
праздника. Опыт и проблемы образовательных учреждений….. с.

Глава 2. Технологические особенности рациональной организации культурно
- досуговой деятельности участников народного праздника на примере
образовательного учреждения (анализ опыта педагога -
организатора)……………………………………………………………………………… с.

2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия руководителя
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника……………………. ……………………………с.

2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника … с.

Заключение ………………………………………………………………….. с.

Файлы: 1 файл

Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

творческой деятельности и желания овладевать в будущем близкой к

творческой деятельности педагогической профессией в процессе участия в

народных праздниках

 

Наименование

 

Критерия Фрагментарное

 

Содержание критерия Фрагменты анкетных

 

Данных

 

(дети 12 – 16 лет)

 

 

 

Мотивационный

 

Коммуникативный интерес.

 

Предметный интерес.

 

Интерес к педагогич. деят. а) мне нравится общаться с разными людьми

 

б) хочу заниматься изучением народных традиций

 

в) хочу быть педагогом

 

 

 

Мотивационно-

 

Деятельностный

 

а) желание самореализоваться в творчестве

 

б) желание создавать художественное произведение, приумножающее культуру

моего народа

 

в) желание в будущем овладеть искусством исполнять народные песни,

народные танцы, др. а) хочу и могу творить, мне очень нравится

исполнять народные песни, я получаю удовльствие от изготовления

народного костюма для себя

 

б) интересуюсь творчеством предыдущих поколений моего народа

 

в) хочу научиться исполнять произведения народного творчества на высоком

качественном уровне

 

 

 

ции педагогом-организатором всех усилий по вовлечению в "дело"

максимального количества необходимых участников происходят изменения в

интересе детей к творческой деятельности, желании научиться выполнять

творческие задания на высоком качественном уровне, происходят изменения

в способностях и желании детей самовыразиться, в устойчивом интересе к

педагогической деятельности и сохранению национальных культурных

ценностей.

 

Рассмотрим цифровые данные этих изменений (динамики творческих интересов

школьников, стремления к овладению профессиональными умениями),

представленные в таблице.

 

Динамика творческих интересов, стремления к овладению элементарными

умениями педагогической профессии воспитанников ОЦДТ, повышающихся в

процессе участия в народных праздниках (в %)

 

Критерии

 

Уровни

 

 

 

Низкий Средний высокий

 

 

 

Мотивационный

 

25

 

73

 

2

 

 

 

Мотивационно-

 

Деятельностный

 

 

 

37

 

63

 

-

 

 

 

-

 

68

 

32

 

Мотивационный

 

3

 

68

 

29

 

 

 

2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной

 

организации культурно - досуговой деятельности участников

 

народного праздника.

 

В предыдущем параграфе мы отмечали, что рациональной организация

культурно-досуговой деятельности участников народного праздника в

учреждении дополнительного образования считается лишь тогда, когда она в

том числе программно и методически обеспечена.

 

Обозначим теперь подробнее, что же составляет основу программного и

методического обеспечения культурно-досуговой деятельности участников

народного праздника, проанализировав опыт педагога ОЦДТ г.

Магнитогорска.

 

С одной стороны, это комплексная двухгодичная программа "Педагогическая

мастерская" для детей 12 - 16 лет, разработанная под руководством

педагога-организатора ОЦДТ коллективом педагогов. С другой стороны, это

программа «Культурный досуг», раскрывающая особенности рациональной

организации бесконечной череды самых разных праздников, в том числе

народных.

 

И "Педагогическая мастерская" и «Культурный досуг» изначально были

разработаны с целью вовлечения как можно большего числа школьников

разных возрастов в творческую деятельность ради формирования у них:

 

1. Основ духовной нравственно-ориентированной культуры и сознательно

уважительного отношения к ценностям народного творчества.

 

2. Способности самовыразиться, самореализоваться и самоутвердиться в

творчестве.

 

3. Практических умений, условно называемых нами как первичных

профессиональных педагогических (умения общаться, понимать язык другого

человека, понимать язык чувств, эмоций, дела; умения воспитывать в себе

самом самостоятельность, умение содержательно, полезно для себя и других

наполнить свободное время) и представлений о значении в жизни явления

"социальное самоопределение".

 

Комплексная программа "Педагогическая мастерская" поэтому включает в

себя:

 

- педагогический (профильно-ориентирующий) класс;

 

- оформительский класс (класс декоративно-прикладного искусства);

 

- сценический (танцевальный) класс и актерское мастерство.

 

Целью комплексной программы "Педагогическая мастерская" является

воспитание общественно-активной, творческой и

нравственно-ориентированной личности, способной приумножать общественную

культуру. Воспитанию такой личности способствуют следующие мероприятия:

 

- разработка и проведение для воспитанников культурно-досуговых

программ, в том числе народных праздников;

 

- разработка и проведение выездных конкурсов-мероприятий в загородных

лагерях, праздников летнего цикла народного календаря;

 

- создание элементов декораций, сценических костюмов, грима, причесок и

проч.

 

С этой целью педагоги комплексной программы "Педагогическая мастерская"

предлагают воспитанникам: а) обучение изготовлению различных поделок в

технике бумажной пластики с элементами народных традиций изготовления

игрушек, б) обучение изготовлению сувениров и поделок из разных

материалов (коробок, проволоки, ниток, природного материала, фольги и

др.), в) обучение праздничному убранству сцены и интерьера, г) обучение

созданию художественного образа (гримерному искусству, искусству

«наряжаться» и т.п.). Поэтому учебные занятия в комплексной программе

«Педагогическая мастерская» - это своеобразные «ателье»,

«парикмахерские», «мастерские изобразительного искусства», «римерные

мастер-классы» по типу традиционных народных «избяных посиделок».

 

Воспитанники "Педагогической мастерской" - активные участники

культурно-досуговых дел, организуемых во время проигрывания народного

праздника совместно с другими воспитанниками ОЦДТ (обучаемых по другим

программам). В результате подготовки таких дел, воспитанники

«Педагогической мастерской», как показывает практика, приобретают опыт

профессиональной педагогической деятельности (в процессе составления

сценариев, вовлечения других детей в творчество, анализа попутных

достижений и неудач). Среди подготовленных воспитанниками и исполненных

совместно с педагогом-организатором сценариев: «Праздник свистулек» (для

гимназистов), «Масленица» (уличное представление), «Радоница», «Духов

день».

 

Методическая основа реализации комплексной образовательной программы

«Педагогическая мастерская» и совокупности народных праздников -

массовых зрелищ опирается на ведущий метод обучения школьников в системе

дополнительного образования - игру. Игра - главный атрибут любого

народного праздника (народная игра), она же - постоянная спутница

учебных занятий в ОЦДТ.

 

Народная игра концентрирует внимание детей на социальном значении

происходящего, высвечивая в нем социально-культурную и нравственную

ценность. Она создает условия для проявления чувства товарищества,

чувства своей группы, где попутно происходит осознание каждым из

участников и своей индивидуальности. "Играть - значит освобождаться от

препятствий, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться

ими по своему усмотрению, царствовать, быть господином, быть

свободным..." (Я.Л.Морено).

 

В игре на учебном занятии (по программе "Педагогическая мастерская")

происходит:

 

- сообщение готовых знаний в вербальном, репродуктивном изложении;

 

- обучение по образцу, по прямой и символической аналогии;

 

- аналитическая и рефлескивная работа (решение творческой задачи,

коллективный анализ).

 

Игра на учебном занятии (по программе "Педагогическая мастерская"):

деловая, имитационная, операцинальная, ролевая, социодрама.

 

Однако, комплексная образовательная программа «Педагогическая

мастерская» - лишь один из примеров такой организации учебных занятий в

ОЦДТ, где осуществляется активно-деятельностная, творческая и

нравственно-ориентированная культурно-досуговая деятельность

воспитанников.

 

Другим, не менее ярким примером организации культурно-досуговой

деятельности воспитанников ОЦДТ, где также происходит формирование в

личности, творческой индивидуальности, нравственного и первичного

профессионально-практического опыта, является программа «Культурный

досуг».

 

Основа программы – народный праздник. Праздников в году – 12. У каждого

из них свое "лицо", своя идея, своя идеология. Но всегда это –

содержательно наполненное, коллективное и творческое дело.

 

Культура народного праздника, как известно, слагается из культуры слова,

культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма,

этикета, обычая (М.Бахтин). "Праздник - объективно свободная

жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и

времени, посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно"

(А.Мазаев). Поэтому его организация – дело совокупное и тонкое.

 

В организации детского народного праздника в ОЦДТ г. Магнитогорска по

программе «Культурный досуг» используются общеметодические подходы:

стадийная этапная подготовка, наглядное оформление. Стадиями подготовки

детского народного праздника в ОЦДТ являются:

 

- стадия предварительной подготовки (самоподготовка

педагога-организатора, вовлечение необходимых кадров, создание

совета-дела, подборка необходимых средств);

 

- стадия разработки сценария народного праздника с включением

необходимых традиций;

 

- стадия проведения народного праздника;

 

- стадия коллективного подведения итогов проведения народного праздника.

 

Организация детских народных праздников в ОЦДТ г. Магнитогорска по

программе «Культурный досуг» опирается на методики: организации

конкурсных программ (С.П.Афанасьев); проведения творческих конкурсов

(С.П.Афанасьев); организации интеллектуально-познавательных игр

(С.П.Афанасьев); организации ситуационно-ролевой игры (Б.В.Куприянов).

 

Подводя итоги сказанному во 2 параграфе в целом, отметим, что

программное и методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности

участников народного праздника в учреждении дополнительного образования

- необходимое педагогическое условие успешности, эффективности,

рациональности организации этой деятельности. Стихийность же,

бессистемность, отсутствие логики и целенаправленности в организации КДД

участников народного праздника способны нанести организации и самим

детям такой вред какой они наносят любой другой образовательной

деятельности.

 

Этим подтверждается еще один из тезисов нашей гипотезы: организация

культурно-досуговой деятельности участников народного праздника в УДО

рациональна, если она программно и методически обеспечена:

 

Заключение

 

В целом проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и

позволило сделать следующие основные выводы.

 

Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников

народного праздника в учреждении дополнительного образования -

актуальная культурологическая проблема, получившая обоснование в

научно-теоретических источниках различных наук: общей и досуговой

педагогики, общей психологии и психологии личности - групп - масс,

социологии, социальной педагогики, философии, культурологии.

 

Культурно-досуговая деятельность участников народного праздника в

учреждении дополнительного образования - не просто сфера свободного

времени детей и молодежи, это сфера содержательного наполнения их

свободного времени.

 

Организация культурно-досуговой деятельности участников народного

праздника рациональна, если обеспечивает достижение цели самореализации

детей в творчестве и их социального самоопределения. Иначе говоря,

способствует успешности удовлетворения потребностей детей во

впечатлениях, самовыражении, самоутверждении, формирует у них первичные

осознанные практические умения и способствует успешности протекания

процесса выбора детьми будущей профессии.

 

Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников

народного праздника наиболее успешна в учреждении дополнительного

образования, так как:

 

а) педагог-организатор УДО имеет свободу выбора направлений и средств

организуемой деятельности детей;

 

б) педагог-организатор УДО в своей деятельности особо нестеснен ни

временными, ни территориальными рамками;

 

в) педагог-организатор УДО выполняет заказ социума, в частности на

обучение подрастающее поколение социально-значимому содержательному

заполнению своего свободного времени, подготовку этого поколения к

социальному самоопределению, созданию условий для сближения поколений и

преодоления отчуждения между ними.

 

Педагогическими условиями рациональной организации культурно-досуговой

деятельности участников народного праздника в учреждении дополнительного

образования являются:

 

- содержательное обеспечение в виде разработанных наборов

социально-значимых знаний и умений воспитанников, приобретаемых детьми в

процессе участия в народном празднике, нравственно-культурной

наполненности этих знаний и умений;

 

- программное и методическое обеспечение в виде а) непосредственных

Информация о работе Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника