Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа
Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в
особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет
потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении.
Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и
студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто
источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленны
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника…. с.
Народный праздник как проявление культурного досуга и организа- ционная
проблема …………………………………………………………… с.
Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи средствами народного
праздника. Опыт и проблемы образовательных учреждений….. с.
Глава 2. Технологические особенности рациональной организации культурно
- досуговой деятельности участников народного праздника на примере
образовательного учреждения (анализ опыта педагога -
организатора)……………………………………………………………………………… с.
2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия руководителя
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника……………………. ……………………………с.
2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника … с.
Заключение ………………………………………………………………….. с.
раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих
потребностей эстетическими средствами.
Детские народные праздники – комплексная синтетическая деятельность,
которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения
свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных
типах культур детские праздники – это праздники взрослых, где детям не
запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными
персонажами ритуального действия. Детские праздники – не пустое
времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной
культурно – просветительской программы (Л.А.Тульцева, Трад. формы
досуга, с. 181).
Что значит «культурное наполнение свободного времени» людей? Это есть
наполнение свободного времени социально-значимым культурным содержанием,
т.е. нравственными знаниями, представлениями о нравственных нормах
поведения личности в обществе. Досуг вообще становится социально -
оправданным (имеет смысл) лишь при условии наличия в нем культурного
содержания. Именно и только в культурно организованном досуге всегда
есть место нравственным ценностям, активному личностно - деятельностному
устремлению (А.С. Каргин, Н.А. Хренов). При грамотной (рациональной,
разумной) организации культурное наполнение свободного времени
«ликвидирует лакейское времяпрепровождение, когда человек остается без
работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится
голова, сердце и нравственность» (К.Д. Ушинский, с. 69).
Народный праздник в этом смысле – совершенное явление народной культуры,
проявление «весьма» содержательно наполненного свободного времени
народа, образец удивительно емкой комплексности сюжетов и
приуроченности к той или иной теме ритуальных действий участников. Это
всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники – одно лицо, где
как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате
многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и
танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление участниками
практического опыта культурного (с социально-значимыми целевыми
установками) времяпрепровождения (В.Е. Гусев, Я.В.Чеснов). Содержание
народного праздника как проявления культурного досуга народа имитирует
жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой
картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры. Поэтому
иногда народный праздник формирует поле для психологической разрядки
участников, снятия напряженности, агрессивности, разрушительности и т.п.
с помощью, например, смеховых форм деятельности участников, а иногда
сильнейшим образом заряжает души людей могучей энергией и силой
(А.С.Каргин, НА.Хренов, с. 72).
В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного
праздника (обрядовый) и определенный набор обязательных действий
(ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую
конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются:
«зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище – объявление о начале
торжества),
его «разгул» и «перелом» (воспроизведение участниками многочисленной
череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две
половины – «до середины» и «после нее»),
его «спад» (организованное завершение праздничного гуляния с
соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию
ритуалами).
Веками в традиционной народной культуре складывалась и отрабатывалась
как в содержательном, так и в организационом плане, система календарных
и бытовых праздников. Сложившиеся и сохраняющиеся на протяжении веков их
варианты считались рациональными (разумными) с точки зрения их
социальной полезности, так как в процессе участия в праздничном
действии происходило воспитание целого народа и каждого человека в
отдельности, создавалась мощная психологическая поддержка группе и
индивиду, необходимая в периоды войн, экономических или экологических
потрясений.
К «календарным» относят народные праздники весенне-летнего и
осенне-зимнего циклов, сливших воедино доисторическое и историческое
мировоззрение людей, религию язычников и христиан (кстати, практически
всякий народный праздник содержит религиозную основу). У русских это
такие праздники как: «Масленица», «Жаворонки», «Семик» или «Троица»,
«Зажинки», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Капустник» и т. д.;
«Покров», «Рождество», и др. В разных народных календарях мы встречаем
разные названия народных праздников. Это зависит от местности, где
праздник «родился, развивался и жил» и исторической эпохи, т.е.
особенностей исторического развития речевой грамматики и языка.
Обрядовые традиции календарных народных праздников сохранили свою
воспитательную силу «по сей день» и поэтому там, где они еще
используются, почти не изменили своей содержательной и организационной
специфики в наши дни.
Бытовые же праздники, приуроченные к тем или иным достижениям
(семейно-трудовым, спортивно – тренировочным, воинским - у мужчин,
домоводства – у женщин), конечно, с развитием науки и техники,
образования и культуры приобрели иное значение («музейное»). Поэтому
если и используются теперь, то лишь фрагментарно и по конкретному
назначению (просветительскому, досуговому, воспитательному и т. д,). У
русских это, например, праздники: «Наречение пахаря», «Посвящение
подростков» - (возрастные и символико-статусные инициации), «Смотрины»,
«Кадрильные посиделки», «Девишник», «Кулачный бой» и др., впоследствии
- это праздники «Малых отечеств» (юбилеев сел, городов, дней улиц,
дворов, микрорайонов), «Народных ремесел» (гончаров, кружевниц,
игрушечников) и т.д.
Мы уже отмечали, что любой народный праздник создавался в свое время и
на века с позиции «рациональности», т. е. разумности. Иначе говоря, имел
для народа (помимо эстетического) еще и непременное практическое
значение. С одной стороны, народный праздник выполнял развлекательную
функцию, а, с другой, «вооружал» молодых - подрастающее поколение -
определенными жизненно-практическими знаниями и нравственными
убеждениями, устойчивыми положительными эмоциями (И.И. Земцовский, М.
Забылин, И. Панкеев, Л.А. Тульцева и др.).
Говоря о функционировании традиционных народных праздников в современной
жизни, следует отметить, что на сегодня это проблема, так как мы чаще
всего имеем дело ни с их настоящими (архаичными, аутентичными)
образцами, а с восстановлением отдельных деталей, порою лишь отдаленно
напоминающих свой исходный прототип (Е.Б.Плотникова). Кроме того,
проблема, потому что не всегда использование народного праздника
функционально оправдано, т. е. часто бывает нерациональным (неразумным)
– например, в образовательной практике имеет место подмена цели
организуемого по примеру народного праздника воспитательного мероприятия
настоящей цели самого этого праздника. Такое новое, но весьма
распространенное, например, в детских летних оздоровительных лагерях
явление как «Праздник березки», по утверждению специалистов, генетически
вообще не связано ни с какими весенне-летними праздниками. Форма и
содержание дают основание классифицировать этот праздник как гибридный,
смешанный, «стилизованный под старину» тип. Таким же является и
«Праздник проводов русской зимы». Скорее всего, они принадлежат к так
называемым «вторичным» формам народной культуры, возрастание роли
которых является следствием распространения культуры урбанизированной,
т.е. следствием роста значения городской культуры и снижения
актуальности культуры сельской.
С другой стороны, попытка, хоть и не без погрешностей, вернуть
праздникам их исконное ритуальное время, возродить традиционные
праздничные формы народной культуры – огромная услуга, оказываемая
истории прогрессивным человечеством, своеобразный конечно, но по истине
бесценный «подарок» поколений предыдущих поколениям последующим. Для
поколений же настоящих – это социально-значимое (ликвидирующее
дегуманизацию личности и общества) заполнение в сознании людей,
возникшего в результате бесконечных государственных реформ и перестроек
жизни, культурного вакуума, вызванного, по утверждению специалистов,
именно исчезновением из жизни наших современников элементов традиционной
народной обрядово - праздничной культуры. В этом смысле проблема
рациональной организации народного праздника становится целью изучения
специфики вопроса культурологами, педагогами, социологами и др.
специалистами.
1.2. Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи
средствами народного праздника. Опыт и проблемы образовательных
учреждений.
Человеческая личность в большей степени явление социальное (Л.П. Буева,
Н.А. Соколова). Она обладает набором обязательных социальных качеств,
которые не являются врожденными, а возникают в результате социального и
культурного развития (Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, И.Ю. Кулагина,
Л.М. Фридман). Развитие личности – результат сложного длительного
поступательного движения, в ходе которого изменяются ее биологические,
психологические и социальные свойства.
Во многом развитие личности зависит от воспитания и образования, от
среды, под влиянием которой личность изменяется физически, умственно и
нравственно. Важны, при этом, активность, особенности поведения,
эмоциональность, деятельность, творчество, стремление, мотивы самой
личности. С позиции факторной теории важны для развития внутренние
факторы личности – потребности, запросы и, прежде всего, потребности в
общении, деятельности, самореализации и самоутверждении (Л.П. Буева,
Д.И. Додонов). «Человек становится полноценным членом общества, проявляя
активность, саморазвиваясь и самореализуясь в нем» (А.В. Мудрик).
Удовлетворение потребности в самореализации у человека происходит в
процессе учения, труда, в семье, клубе и т.д. во время общения. Н.В.
Погорелова утверждает, что молодые люди - школьники, студенты в это
время выступают в четырех ипостасях:
как субъекты познания (реализуя активность в познании мира),
в предметно-практической деятельности (реализуя творческую активность,
направленную на доступное преобразование окружающего мира),
в общении (реализуя потребность, направленную на познание другого
субъекта и взаимодействия с ним),
в самовоспитании (реализуя творческую активность, направленную на
самопознание и преобразование себя).
Н.В. Погорелова, В.В. Засова, Л.Н. Ходунова, О.П. Савельева считают, что
активным средством удовлетворения потребности личности в самореализации
является культурно – досуговая деятельность. Участвуя в культурно
организованном досуге, личность «примеряет» себе определенные творческие
роли, пробует свои художественно-творческие таланты и, не
противопоставляя себя обществу, не нарушая границ дозволенного,
творчески самореализуется (И.Ю. Хитарова).
В современных образовательных учреждениях, экспериментальных
лабораториях и НИИ создаются специальные программы культурно - досуговой
деятельности, направленные на удовлетворение потребности молодежи в
творческой самореализации. Часто в качестве программы культурного досуга
используются народные праздники, потому что в них содержатся необходимые
для творческого развития молодых людей элементы тренинга.
В частности, народные праздники, как показал анализ их содержательной и
функциональной сторон, проведенный нами в параграфе 1, содержат такой
развивающий потенциал, который непосредственно способствует
удовлетворению потребностей участников в творческой самореализации как в
самопроверке собственных сил и в самоутверждении в коллективе
сверстников.
Участники народного праздника – взрослые и дети. По оценке специалистов
и взрослые участники народного праздника, и дети, выполняя несложные
творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных
действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в
общении, разумной интимности, суббординационных отношениях. Такие
отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности
участников в коллективных взаимоотношениях, «разумно снисходительны», т.
к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за
недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле
взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому)
взаимодействия (С.А. Токарев, С.А. Шмаков).
Стихийное спонтанное стремление «победить» на «свалке – сцеплялке», «на
кулаках», «в подножках» и реализация этого стремления у многих взрослых
и большинства мальчишек во время народного праздника удовлетворяет
потребность в проявлении интересов, самопроверке сил, самоутверждении
среди сверстников, признании собственной личности. Предоставление в
процессе народного праздника «пределов самостоятельности и трудности»
подводит участников к грани возможностей («Ребенок способен творить
чудеса и творить себя, его творческие «мускулы» растут лишь в
беспрерывной тренировке. … Побеждает в жизни тот, кто еще в детстве
научился побеждать себя, побеждать свой страх, свою лень, свою