Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа

Краткое описание

Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в
особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет
потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении.
Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и
студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто
источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленны

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника…. с.

Народный праздник как проявление культурного досуга и организа- ционная
проблема …………………………………………………………… с.

Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи средствами народного
праздника. Опыт и проблемы образовательных учреждений….. с.

Глава 2. Технологические особенности рациональной организации культурно
- досуговой деятельности участников народного праздника на примере
образовательного учреждения (анализ опыта педагога -
организатора)……………………………………………………………………………… с.

2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия руководителя
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника……………………. ……………………………с.

2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника … с.

Заключение ………………………………………………………………….. с.

Файлы: 1 файл

Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

ситуациях примерения школьниками на себя определенных взрослых ролей.

Так как народный праздник требует длительной и тщательной подготовки:

обучения воспитанников составлению сценария культурно-досугового

мероприятия, созданию комплекта соответствующих реквизитных материалов,

разработке решений тех или иных обыгрываемых в мероприятии образов в

гриме, подбору соответствующей тематике мероприятия музыки и т.д., то

происходит формирование первичных педагогических умений. Так как

народный праздник целиком построен на уважительном отношении к старине и

культурных ценностях предыдущих поколений, то создает ту самую цепь

преемственности поколений, которая формируется лишь практически в

реальных делах, а не по учебникам и красочным журналам. Иначе говоря,

участие в народных праздниках воспитанников ОЦДТ связано с появлением у

них определенных практических умений, классифицируемых как предметные,

профильные (предметно-профильные) и первичные профессиональные.

 

В опыте работы педагога-организатора ОЦДТ г. Магнитогорска содержится

определенный арсенал критериев (критериальный аппарат) оценки

сформированности нравственных знаний школьников, полученных в результате

рациональной организации КДД в целом и, в частности, полученных в

результате участия в народных праздниках (когнитивно-психологический

нравственный и практический критерии). Фрагментарное содержание

критериев см. в таблице.

 

Фрагментарное содержание нравственных знаний школьников, формируемых в

процессе участия в народных праздниках в ОЦДТ

 

г. Магнитогорска

 

Наименование

 

Критерия Фрагментарное

 

Содержание критерия Фрагменты анкетных

 

Данных

 

(дети 12-16 лет)

 

 

 

Когнитивно-психологический

 

Нравственный а) знаю, что Я-личность

 

б) знаю, что Я-личность одаренная

 

в) знаю, что Я и мои способности могут быть полезны моему народу а) мне

кажется ..., я думаю ..., по моему..., я с вами не согласна, потому что

...

 

б) у меня хорошо получается петь, ...

 

в) моим друзьям и родителям нравится как я пою народные песни

 

 

 

Практический а) знаю о социальном и нравственном значении народного

праздника, могу оценить с этой точки зрения его составные элементы б)

знаю о важности выполнения каждого творческого действия во время

народного праздника на высоком исполнительском уровне, умею оценить

качество исполнителя

 

в) умею грамотно исполнять народные песни, народные танцы, умею

отгадывать загадки, изготовить элементы костюма к народному празднику

а) досуг – это дело серьезное, в нем принимают участие умные и добрые

люди, это ни какая-нибудь нехорошая компания в подвале или на крыше

 

б) артисты выступают лучше, но я тоже стараюсь, чтобы всем понравилось

 

в) культурный отдых это когда отдыхающий не вредит природе, не

навязывает свое творчество другим, а занимается этим сам, старается,

чтобы получалось красиво и приятно, а если попросят, то подарит

выученную песню или изготовленный сувенир

 

 

 

Результаты анкетирования детей на предмет наличия тех или иных сведений

о себе, своем месте в обществе, о полезных обществу способностях

(когнитивно-психологический нравственный критерий) показывают, что

целенаправленная и последовательная работа, проводимая с целью

формирования у воспитанников нравственных (социально-значимых, духовно и

личностно-ориентированных) знаний в процессе реализации, например,

народных праздников не только актуальна, но и дает определенный этих

знаний рост (динамику). Это, в свою очередь, позволяет судить об

организации КДД, осуществляемой педагогом-организатором ОЦДТ, как об

организации рациональной.

 

Результаты реализации названной программы показывают, что за год выросло

число детей, нравственные знания которых, полученные в процессе участия

в народных праздниках, оцениваются на высоком уровне. Определяется это

набором знаний воспитанников о том, какую роль выполняет в обществе

стремление каждого человека через самые разные виды деятельности, в том

числе через творческую, быть полезным народу, школе, семье и природе; о

смысле понятий "активная жизненная позиция", "общественная активность",

"гражданская активность"; о долге перед потомками в сохранении и

приумножении культурных богатств человечества.

 

Значительно увеличилось количество детей, нравственные знания которых в

процессе участия в народных праздниках достигли среднего уровня.

Воспитанники знают о наличии в общественной жизни нравственных

ценностей; знают пословицы и поговорки о национальном этикете; знают,

что художественное творчество, искусство бывают нравственными и

безнравственными, народными и антинародными.

 

Существенно сократилось число детей, нравственные знания которых в

процессе участия в народных праздниках находились на низком уровне (не

знают или знают «едва» о нравственности как категории общественной

жизни; не знают о том, какие поступки, дела, песни, стихи можно назвать

безнравственными, антинародными; не знают о том, в чем общественная

ценность творческой деятельности, народных творческих традиций).

 

Результаты отдельных творческих действий воспитанников и выступлений в

процессе участия в народных праздниках на заключительном этапе анализа

показывают динамику творческих достижений детей (проявления

самореализации в творчестве и отдельных практических умений):

увеличилось количество «с удовольствием» и на высоком качественном

уровне исполняющих народные песни, народные танцы, пословицы и

праздничные приговорки; детей, «владеющих» основами изготовления

народного костюма, создания маски, соответствующей тому или иному

праздничному образу и т.д.

 

Теперь представим результаты работы педагога-организатора по

формированию у воспитанников нравственных знаний и практических умений,

как показателей сформированности нравственных знаний, в процессе участия

в народных праздниках (см. таблицу далее на с. 28).

 

Анкетирование детей, посещавших городской лагерь, (организуемый ОЦДТ

г.Магнитогорска) и участвовавших в народных праздниках летнего цикла

народного календаря (Семик, Иван Купала, Мокрины, Спас) показывает, что

у детей в процессе участия в народных праздниках возникают такие новые

потребности детей как: "поучаствовать в других праздниках народного

календаря" - 21, 2 % всех детей, "устроить фольклорно-этнографическую

экспедицию в прилежащей к лагерю деревне" - 48,7%, "перенестись во

времени в прошлое с переодеваниями и повторением исторических событий

Древней Руси" - 24,3% (отряды детей, в которых пе дагоги занимались

формированием нравственных знаний наряду с развитием творческих умений в

процессе организации отдельных народных праздников и устроения жизни

отряда по народному календарю).

 

Динамика нравственных знаний и практических умений школьников,

приобретаемых в процессе участия в народных праздниках в ОЦДТ г.

Магнитогорска (в %)

 

Критерии

 

Уровни

 

 

 

Низкий Средний высокий

 

Когнитивно-психологический

 

Нравственный

 

87

 

10

 

3

 

Практический 92 8 -

 

Когнитивно-

 

Психологический

 

Нравственный

 

6

 

79

 

15

 

Практический 17 63 20

 

 

 

Поскольку формируемые в процессе организации народных праздников

нравственные знания способствовали возникновению у воспитанников не

только нравственных потребностей, но и потребностей в профессиональном

определении - это показывает практика, так как часть детей изъявила

желание в будущем заниматься историей, этнографией, фольклорным

творчеством и педагогикой - то можно вновь сказать: «Такая организация

КДД – рациональна».

 

Иначе говоря, рациональна она потому, что

 

- способствует стремлению к удовлетворению других потребностей, не

противоречащих, а, напротив, сопровождающих потребности детства

(потребности в новых впечатлениях, в самовыражении, самоутверждении,

самореализации);

 

- способствует успешному апробированию детьми отдельных

профессионально-ориентированных и социально-значимых ролей (роли

педагога, гримера, декоратора, артиста, этнографа, историка,

фольклориста и др.).

 

Итак, организация организация народного праздника в учреждении

дополнительного образования рациональна, если педагог-организатор в ней

содержательно опирается на нравственный смысл бытия, смысл коллективных

взаимоотношений, если нравственная основа этой деятельности как

деятельности социально-значимой освоена воспитанниками за годы обучения.

 

 

С другой стороны, организация народного праздника рациональна, если силы

участников грамотно скоординированы.

 

Выполняя необходимые процедуры по координации всех задействованных в

народном празднике сил, педагог-организатор ОЦДТ г. Магнитогорска

опирается на основные положения общей науки об управлении в образовании:

работы Ю.А.Конаржевского, В.С.Лазарева, М.М.Поташника, Г.Н.Серикова.

Кроме того, он опирается на основные положения работ Д.М.Генкина,

Л.Г.Нещерет, С.А.Шмакова об управлении деятельностью детей в

культурно-досуговом мероприятии.

 

Для создания наиболее целостного представления о совокупности

выполняемых педагогом-организатором ОЦДТ функций по организациии

народного праздника, об организуемых и контролируемых им в процессе

организации народного праздника сферах и лицах, об ожидаемом результате

организации народного праздника, самим педагогом была разработана

соответствующая модель. В данном параграфе модель деятельности

педагога-организатора УДО по рациональной организации народного

праздника представлена ниже схематично, в виде схемы – «органиграммы».

 

Схема «Модель деятельности педагога-организатора ОЦДТ г. Магнитогорска

по организации народного праздника» содержит перечисление основных

контролируемых (координируемых) в этом процессе объектов (сфер

деятельности), перечисление выполняемых им в этом процессе основных

функций и констатацию достигаемого результата.

 

Раскрывая смысл приведения к общему руководству перечисленных элементов

схемы, отметим, что рациональность (эффективность, успешность)

реализации народного праздника напрямую от этого приведения зависит.

 

Модель деятельности

 

педагога-организатора ОЦДТ г. Магнитогорска

 

по организации народного праздника

 

 

 

педагог-организатор координируемая сфера деятельности

 

в организации народного

праздника

 

 

 

 

 

воспитанники педагоги,

работаю- внешние

 

 

щие в комплексной разовые

 

 

программе художест- участники,

 

 

венного развития де- не работаю-

 

 

тей, родители воспи- щие в УДО

 

 

танников; педагоги, (администр.

 

 

реализующие досу- школ, райо-

 

 

говую программу нов и др.)

 

 

распределительная, объединяющая

 

функции управленч. усилия

специалистов разных про-

 

координир.

филей, нахождение путей сотрудни-

 

 

чества, вовлечение в праздник разо

 

 

вых участников

 

 

 

 

- осознанное

воспроизведение воспитанниками твор-

 

ческих актов

(самореализация детей в творчестве)

 

- достаточно

выраженная проявленность интереса

 

результат воспитанников к педагогическому

труду (профес-

 

 

сиональное

самоопределение)

 

- адекватное

восприятие взрослыми творчества детей

 

Можно сделать очередной вывод:

 

- рациональная организация народного праздника в УДО зависит от умения

педагога-организатора принципиально координировать усилия всех

участников.

 

Координация усилий участников народного праздника в УДО как и любая

координация массовых досуговых дел принципиально обусловлена.

 

В качестве исходных принципов деятельности педагога-организатора ОЦДТ

выступают:

 

1. Принцип передачи всем участникам народного праздника психического

настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, путем

непосредственного контакта между общающимися людьми.

 

2. Принцип дополнительности и взаимодействия, комплексности и синтеза

деятельности принимающих участие в народном празднике разовых и

постоянных кадров.

 

3. Принцип постепенного и последовательного распределения

подготовительных мероприятий в организации народного праздника.

 

Практика работы педагога-организатора ОЦДТ г.Магнитогорска показывает,

что умелое, грамотное координирование действий помощников

педагога-организатора влияет на повышение уровня нравственных знаний

воспитанников, на повышение уровня детского самовыражения. При умелом

грамотном координировании действий всех участников народного праздника у

воспитанников повышается к таким видам деятельности новый интерес и

более устойчивое желание.

 

Для оценки интереса и желания воспитанников ОЦДТ - участников народного

праздника заниматься творческой деятельностью, педагогом-организатором

было разработано содержание мотивационного и

мотивационно-деятельностного критерия.

 

Анализ формируемых в процессе организации народных праздников в ОЦДТ

г.Магнитогорска показывает, что на фоне эффективной координа-

 

Фрагментарное содержание критериев оценки интереса воспитанников ОЦДТ к

Информация о работе Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника