Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа

Краткое описание

Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в
особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет
потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении.
Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и
студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто
источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленны

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника…. с.

Народный праздник как проявление культурного досуга и организа- ционная
проблема …………………………………………………………… с.

Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи средствами народного
праздника. Опыт и проблемы образовательных учреждений….. с.

Глава 2. Технологические особенности рациональной организации культурно
- досуговой деятельности участников народного праздника на примере
образовательного учреждения (анализ опыта педагога -
организатора)……………………………………………………………………………… с.

2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия руководителя
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника……………………. ……………………………с.

2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника … с.

Заключение ………………………………………………………………….. с.

Файлы: 1 файл

Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника.doc

— 307.50 Кб (Скачать)


Курсовая: Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника

 

 

 

«Рациональная организация культурно – досуговой

 

деятельности участников народного праздника»

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рациональной организации

культурно - досуговой деятельности участников народного праздника…. с.

 

Народный праздник как проявление культурного досуга и организа- ционная

проблема …………………………………………………………… с.

 

Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.

Удовлетворение социальных потребностей молодежи средствами народного

праздника. Опыт и проблемы образовательных учреждений….. с.

 

Глава 2. Технологические особенности рациональной организации культурно

- досуговой деятельности участников народного праздника на примере

образовательного учреждения (анализ опыта педагога -

организатора)……………………………………………………………………………… с.

 

2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия руководителя

рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников

народного праздника……………………. ……………………………с.

 

2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной организации

культурно - досуговой деятельности участников народного праздника … с.

 

Заключение ………………………………………………………………….. с.

 

Литература ………………………………………………………………….. с.

 

Введение

 

Актуальность проблемы.

 

Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в

особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет

потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении.

Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и

студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто

источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленных

выше и других потребностях, причина противозаконной деятельности детской

компании, импульс к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа

жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является

педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирования

у них активной, сознательной и созидательной по отношению к окружающему

миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых (у

взрослеющих подростков) потребностей.

 

Руководствуясь определением «досуга» как «сферы свободного от учебы или

работы времени» (словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой), следует отметить,

что для большинства «благополучных в развитии» современных людей досуг

весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая

деятельность, дополнительное образование и др. Но, есть такие учащиеся

и студенты, которые, доверяя (кстати, напрасно) только лишь самым

распространенным средствам массовой информации, заполняют свое

свободное время ограниченно. Многое из того, что предлагают, например,

радио и телепередачи, красочные, но содержательно далекие от

совершенных журналы, принимают слишком серьезно. А ведь многие

кинофильмы не отражают положительных и активных жизненных устремлений

человека, не имеют даже границы дозволенного (этические, культурные

психолого-возрастные границы). Просмотр их, как установлено

педагогической наукой, не только не помогает, а, напротив, чаще всего

затрудняет путь нахождения формирующимся человеком способов социального

самоопределения (выбор собственного места и роли в обществе) и

самореализации в жизни (удовлетворения потребностей). Часовые

«просиживания» за чередой телепередач ограничивают досуг молодого

человека пассивными видами деятельности, не учит решительно действовать

и самостоятельно рассуждать. Педагоги, в этой связи, подчеркивают то,

что не реализуя себя в какой-либо активной деятельности, многие

школьники уже в малом возрасте приобретают негативные эмоции,

свойственные чаще всего лишь людям пожилым: физическую и психическую

усталость, разочарование, страх и т.д. (А.Я. Журкина), так как не

удовлетворяют важнейшую из биологических потребностей - потребность в

здоровье (Т.Ф. Акбашев).

 

Поэтому, сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со

стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени

молодежи, но в определенном смысле сферой именно культурного

времяпрепровождения, содержащей культурно - созидающий потенциал,

преобразующей нравственные знания в нравственные убеждения и новые

нравственные потребности, культурные нормы и принципы в нормы и принципы

сознательного социально-значимого поведения молодых людей (И.Ю.

Хитарова).

 

Нельзя сказать, что государством не предпринимается вообще никаких шагов

в этом направлении. На сегодняшний день есть определенный и

положительный опыт функционирования именно с целью удовлетворения

населения в их потребностях культурной организации досуга различных

учреждений. Широко распространена организация массовых народных

гуляний, имеются центры художественного творчества, спортивные и

дополнительного образования.

 

Однако, также следует указать на то, что именно в использовании такого

сильнейшего воспитательного средства как «культурный досуг» имеется ряд

противоречий. Прежде всего, это противоречия:

 

между необходимостью удовлетворения растущих потребностей людей и не

успеванием педагогики, культурологии, социологии в разработке и

обосновании соответствующих досуговых программ;

 

между осознанием социального значения отдельных образцов культурно

организованного досуга и недостаточно функциональным его использованием,

между спросом социума и ответным предложением организаторов культурного

досуга.

 

Поясним это подробнее. В настоящее время, в силу обострившейся проблемы

межнационального общения есть, например, необходимость интегрировать

национальные культуры, но нет достаточных тому примеров, реализованных

в жизни, да и теория еще только нарабатывает опыт. Народный праздник -

другой пример - хорош не только как массовое уличное развлечение, но и

как рациональная (разумная) организованная образовательная программа,

так как отдельные ее ритуалы это уникальные (имеющие исторический

возраст) тренинги нравственности, физической силы и культурной

ориентированности людей.

 

Анализ особенностей проблемы и противоречий рациональной организации

культурно - досуговой деятельности современной молодежи, определил в

данной работе ее цель - определить степень социальной значимости

рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников

народного праздника и охарактеризовать технологические особенности

рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников

народного праздника.

 

Объект исследования – культурно - досуговая деятельность современной

молодежи.

 

Предмет исследования - рациональная организация культурно - досуговой

деятельности участников народного праздника.

 

В науке имеются достаточно подробные разработки основных понятий и

подходов, которые легли в основу данной курсовой работы. Это:

 

определения понятий: «социальные потребности», «потребности детства и

молодости» (Р.Р. Бернс, Л.П. Буева, Д.И. Додонов, И.С. Кон, Л.П. Лузина,

А. Маслоу, А.В. Мудрик); «досуговая» и «культурно - досуговая

деятельность школьников» (Б. Грушин, А.С. Каргин, Б. Ляпунов, Н.В.

Погорелова, И. Снегирев, Э. Соколов, А. Терещенко, А. Тойнби, Г.

Успенский, И.Ю. Хитарова, Н.А. Хренов, С.И. Шмаков и др.), «народный

праздник» (В. Даль, М. Бахтин, М. Забылин, И.И. Зеленцовский, А.Г

.Левинсон, А. Мазаев, И. Панкеев, И.В. Сахаров, И. Снегирев, Н.П.

Степанов, Л.А. Тульцева, Г. Черный и др.),

 

разработки ведущих идей системно - деятельностного подхода к образованию

(Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.),

 

описания специфики и особенностей развития личности школьника (В.И.

Андреев, Л.И. Анциферова, И.С. Кон и др.), ее становления в различных

видах деятельности (Ю.К. Бабанский, А.Я. Журкина, А.И. Леонтьев, Р.С.

Немов, С.Ю. Степанова, В.Д. Шадриков и др.),

 

характеристика особенностей организации свободного времени детей,

включая рациональную (разумную), в том числе организацию молодежи по

месту жительства (А.Я. Журкина, В.В. Петрусинский, Р.Б. Соколов, Б.А.

Титов, С.А. Шмаков и др.).

 

Изученные труды названных авторов позволили сделать ряд необходимых для

достижения поставленной в работе цели предположений.

 

Гипотеза исследования - организация культурно - досуговой деятельности

участников народного праздника рациональна (разумна), если:

 

- опирается на достижения науки и положительный опыт имеющейся практики;

 

 

- содержательно, программно и методически обеспечена, оправдана в

использовании руководителем определенных координационных действий;

 

- способствует удовлетворению потребности участников в творческой

самореализации, а именно, отражает творческую активность и

состоятельность участников (мотивационно - деятельностный критерий), в

процессе самодеятельности подчеркивает индивидуальность, выражает

устойчивую уверенность каждого участника в себе (независимо от возраста)

как в человеке одаренном и общественно полезном (когнитивно -

психологический, нравственный критерий),

 

Исходя из определения проблемы, цели, формулировки гипотезы в работе

были поставлены следующие задачи:

 

1. Раскрыть сущность народного праздника как проявления культурного

досуга и как организационную в современном обществе проблему.

 

2. Проанализировать социальные потребности современной молодежи.

Охарактеризовать возможности народного праздника в удовлетворении

социальных потребностей участников народного праздника (на примере

образовательного учреждения).

 

3. Охарактеризовать технологические особенности рациональной реализации

культурно - досуговой деятельности участников народного праздника:

 

а) содержательное, программное и методическое обеспечение, научно -

обоснованные координационные усилия руководителя;

 

б) комплекс диагностических процедур (критериев, измерителей, уровней)

отслеживания результатов проделываемой работы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА.

 

Народный праздник как проявление культурного досуга

 

и организационная проблема.

 

У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов

календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был

и остается «праздник». В знаменитом сборнике «Пословиц русского народа»

поэтому праздникам посвящено несколько десятков колоритных, емких

крылатых высказываний: «У Бога всегда праздник», «Всякая душа празднику

рада», «И дурак знает, что в Христов день – праздник»… (В. Даль).

 

Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник – не только время отдыха

и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным,

важным. Неслучайно с давних пор всякий народный праздник – не только

«неработный день», но и день знаменательный, памятный, посвященный

определенному событию (И. Панкеев, с. 6).

 

Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому

считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его

надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с

переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих.

Поэтому культивирование народных праздников – дело чрезвычайно

серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры,

преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного

быта (М. Бахтин).

 

Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей –

основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника.

На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять

физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с

другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому,

символичному и церемониальному (И.И. Земцовский, с. 19).

 

Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях

межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях

коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях

художественного творчества людей. В подавляющем большинстве основные

народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению

сельскохозяйственных работ, в окторых принимал участие весь «мир».

Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие

- аграрным ожиданиям и достижениям, третьи – счастливым семейным датам и

т. д., но все они – проявления безутешных коллективных переживаний и

несдерживаемой творческой фантазии народа (И. Панкеев)

 

Общенародные праздники для многих одаренных личностей - шанс творческой

самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство

собственной значимости, заслужить одобрение и признательность

окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность

реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола,

сословия в формах нравственно - религиозной, обрядно - ритуальной,

музыкально – песенной или спортивно – физической. Древним грекам

праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок

Информация о работе Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника