Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа
Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в
особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет
потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении.
Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и
студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто
источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленны
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника…. с.
Народный праздник как проявление культурного досуга и организа- ционная
проблема …………………………………………………………… с.
Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи средствами народного
праздника. Опыт и проблемы образовательных учреждений….. с.
Глава 2. Технологические особенности рациональной организации культурно
- досуговой деятельности участников народного праздника на примере
образовательного учреждения (анализ опыта педагога -
организатора)……………………………………………………………………………… с.
2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия руководителя
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника……………………. ……………………………с.
2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника … с.
Заключение ………………………………………………………………….. с.
Курсовая: Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника
«Рациональная организация культурно – досуговой
деятельности участников народного праздника»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника…. с.
Народный праздник как проявление культурного досуга и организа- ционная
проблема …………………………………………………………… с.
Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи средствами народного
праздника. Опыт и проблемы образовательных учреждений….. с.
Глава 2. Технологические особенности рациональной организации культурно
- досуговой деятельности участников народного праздника на примере
образовательного учреждения (анализ опыта педагога -
организатора)……………………………………………
2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия руководителя
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника……………………. ……………………………с.
2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника … с.
Заключение ………………………………………………………………….. с.
Литература ………………………………………………………………….. с.
Введение
Актуальность проблемы.
Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в
особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет
потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении.
Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и
студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто
источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленных
выше и других потребностях, причина противозаконной деятельности детской
компании, импульс к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа
жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является
педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирования
у них активной, сознательной и созидательной по отношению к окружающему
миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых (у
взрослеющих подростков) потребностей.
Руководствуясь определением «досуга» как «сферы свободного от учебы или
работы времени» (словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой), следует отметить,
что для большинства «благополучных в развитии» современных людей досуг
весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая
деятельность, дополнительное образование и др. Но, есть такие учащиеся
и студенты, которые, доверяя (кстати, напрасно) только лишь самым
распространенным средствам массовой информации, заполняют свое
свободное время ограниченно. Многое из того, что предлагают, например,
радио и телепередачи, красочные, но содержательно далекие от
совершенных журналы, принимают слишком серьезно. А ведь многие
кинофильмы не отражают положительных и активных жизненных устремлений
человека, не имеют даже границы дозволенного (этические, культурные
психолого-возрастные границы). Просмотр их, как установлено
педагогической наукой, не только не помогает, а, напротив, чаще всего
затрудняет путь нахождения формирующимся человеком способов социального
самоопределения (выбор собственного места и роли в обществе) и
самореализации в жизни (удовлетворения потребностей). Часовые
«просиживания» за чередой телепередач ограничивают досуг молодого
человека пассивными видами деятельности, не учит решительно действовать
и самостоятельно рассуждать. Педагоги, в этой связи, подчеркивают то,
что не реализуя себя в какой-либо активной деятельности, многие
школьники уже в малом возрасте приобретают негативные эмоции,
свойственные чаще всего лишь людям пожилым: физическую и психическую
усталость, разочарование, страх и т.д. (А.Я. Журкина), так как не
удовлетворяют важнейшую из биологических потребностей - потребность в
здоровье (Т.Ф. Акбашев).
Поэтому, сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со
стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени
молодежи, но в определенном смысле сферой именно культурного
времяпрепровождения, содержащей культурно - созидающий потенциал,
преобразующей нравственные знания в нравственные убеждения и новые
нравственные потребности, культурные нормы и принципы в нормы и принципы
сознательного социально-значимого поведения молодых людей (И.Ю.
Хитарова).
Нельзя сказать, что государством не предпринимается вообще никаких шагов
в этом направлении. На сегодняшний день есть определенный и
положительный опыт функционирования именно с целью удовлетворения
населения в их потребностях культурной организации досуга различных
учреждений. Широко распространена организация массовых народных
гуляний, имеются центры художественного творчества, спортивные и
дополнительного образования.
Однако, также следует указать на то, что именно в использовании такого
сильнейшего воспитательного средства как «культурный досуг» имеется ряд
противоречий. Прежде всего, это противоречия:
между необходимостью удовлетворения растущих потребностей людей и не
успеванием педагогики, культурологии, социологии в разработке и
обосновании соответствующих досуговых программ;
между осознанием социального значения отдельных образцов культурно
организованного досуга и недостаточно функциональным его использованием,
между спросом социума и ответным предложением организаторов культурного
досуга.
Поясним это подробнее. В настоящее время, в силу обострившейся проблемы
межнационального общения есть, например, необходимость интегрировать
национальные культуры, но нет достаточных тому примеров, реализованных
в жизни, да и теория еще только нарабатывает опыт. Народный праздник -
другой пример - хорош не только как массовое уличное развлечение, но и
как рациональная (разумная) организованная образовательная программа,
так как отдельные ее ритуалы это уникальные (имеющие исторический
возраст) тренинги нравственности, физической силы и культурной
ориентированности людей.
Анализ особенностей проблемы и противоречий рациональной организации
культурно - досуговой деятельности современной молодежи, определил в
данной работе ее цель - определить степень социальной значимости
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника и охарактеризовать технологические особенности
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника.
Объект исследования – культурно - досуговая деятельность современной
молодежи.
Предмет исследования - рациональная организация культурно - досуговой
деятельности участников народного праздника.
В науке имеются достаточно подробные разработки основных понятий и
подходов, которые легли в основу данной курсовой работы. Это:
определения понятий: «социальные потребности», «потребности детства и
молодости» (Р.Р. Бернс, Л.П. Буева, Д.И. Додонов, И.С. Кон, Л.П. Лузина,
А. Маслоу, А.В. Мудрик); «досуговая» и «культурно - досуговая
деятельность школьников» (Б. Грушин, А.С. Каргин, Б. Ляпунов, Н.В.
Погорелова, И. Снегирев, Э. Соколов, А. Терещенко, А. Тойнби, Г.
Успенский, И.Ю. Хитарова, Н.А. Хренов, С.И. Шмаков и др.), «народный
праздник» (В. Даль, М. Бахтин, М. Забылин, И.И. Зеленцовский, А.Г
.Левинсон, А. Мазаев, И. Панкеев, И.В. Сахаров, И. Снегирев, Н.П.
Степанов, Л.А. Тульцева, Г. Черный и др.),
разработки ведущих идей системно - деятельностного подхода к образованию
(Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.),
описания специфики и особенностей развития личности школьника (В.И.
Андреев, Л.И. Анциферова, И.С. Кон и др.), ее становления в различных
видах деятельности (Ю.К. Бабанский, А.Я. Журкина, А.И. Леонтьев, Р.С.
Немов, С.Ю. Степанова, В.Д. Шадриков и др.),
характеристика особенностей организации свободного времени детей,
включая рациональную (разумную), в том числе организацию молодежи по
месту жительства (А.Я. Журкина, В.В. Петрусинский, Р.Б. Соколов, Б.А.
Титов, С.А. Шмаков и др.).
Изученные труды названных авторов позволили сделать ряд необходимых для
достижения поставленной в работе цели предположений.
Гипотеза исследования - организация культурно - досуговой деятельности
участников народного праздника рациональна (разумна), если:
- опирается на достижения науки и положительный опыт имеющейся практики;
- содержательно, программно и методически обеспечена, оправдана в
использовании руководителем определенных координационных действий;
- способствует удовлетворению потребности участников в творческой
самореализации, а именно, отражает творческую активность и
состоятельность участников (мотивационно - деятельностный критерий), в
процессе самодеятельности подчеркивает индивидуальность, выражает
устойчивую уверенность каждого участника в себе (независимо от возраста)
как в человеке одаренном и общественно полезном (когнитивно -
психологический, нравственный критерий),
Исходя из определения проблемы, цели, формулировки гипотезы в работе
были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность народного праздника как проявления культурного
досуга и как организационную в современном обществе проблему.
2. Проанализировать социальные потребности современной молодежи.
Охарактеризовать возможности народного праздника в удовлетворении
социальных потребностей участников народного праздника (на примере
образовательного учреждения).
3. Охарактеризовать технологические особенности рациональной реализации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника:
а) содержательное, программное и методическое обеспечение, научно -
обоснованные координационные усилия руководителя;
б) комплекс диагностических процедур (критериев, измерителей, уровней)
отслеживания результатов проделываемой работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА.
Народный праздник как проявление культурного досуга
и организационная проблема.
У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов
календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был
и остается «праздник». В знаменитом сборнике «Пословиц русского народа»
поэтому праздникам посвящено несколько десятков колоритных, емких
крылатых высказываний: «У Бога всегда праздник», «Всякая душа празднику
рада», «И дурак знает, что в Христов день – праздник»… (В. Даль).
Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник – не только время отдыха
и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным,
важным. Неслучайно с давних пор всякий народный праздник – не только
«неработный день», но и день знаменательный, памятный, посвященный
определенному событию (И. Панкеев, с. 6).
Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому
считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его
надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с
переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих.
Поэтому культивирование народных праздников – дело чрезвычайно
серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры,
преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного
быта (М. Бахтин).
Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей –
основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника.
На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять
физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с
другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому,
символичному и церемониальному (И.И. Земцовский, с. 19).
Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях
межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях
коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях
художественного творчества людей. В подавляющем большинстве основные
народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению
сельскохозяйственных работ, в окторых принимал участие весь «мир».
Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие
- аграрным ожиданиям и достижениям, третьи – счастливым семейным датам и
т. д., но все они – проявления безутешных коллективных переживаний и
несдерживаемой творческой фантазии народа (И. Панкеев)
Общенародные праздники для многих одаренных личностей - шанс творческой
самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство
собственной значимости, заслужить одобрение и признательность
окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность
реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола,
сословия в формах нравственно - религиозной, обрядно - ритуальной,
музыкально – песенной или спортивно – физической. Древним грекам
праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок