Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа
Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в
особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет
потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении.
Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и
студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто
источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленны
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника…. с.
Народный праздник как проявление культурного досуга и организа- ционная
проблема …………………………………………………………… с.
Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи средствами народного
праздника. Опыт и проблемы образовательных учреждений….. с.
Глава 2. Технологические особенности рациональной организации культурно
- досуговой деятельности участников народного праздника на примере
образовательного учреждения (анализ опыта педагога -
организатора)……………………………………………………………………………… с.
2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия руководителя
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника……………………. ……………………………с.
2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника … с.
Заключение ………………………………………………………………….. с.
неуверенность» (С.А.Шмаков)), (А. Андреев, Б. Горбунов). «Юноши, равно
как подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем
известном просторном месте, так, что видеть и слышать их может множество
народу. Они созываются свистом, который служит условным знаком. Услышав
свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой; начинается
он на кулачках, но вскоре они бьют без разбору и с великой яростью. Этот
род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкли переносить
побои и терпеть какие угодно удары» (С.Герберштейн).
В народе были популярны и другие празднично-спортивные развлечения,
например взятие снежного городка, особенно распространенного на Урале и
в Сибири. Смысл этой забавы составляло противостояние партий: одна
должна была защищать городок, другая – его осаждать. Описывая эту игру
так, как она понималась в свое время в Пензенской и Симбирской
губерниях, В. Миллер замечает, что во время масленицы на реке строился
городок из снега с башнями, воротами и прорубью. Последняя нужна была
для заключительного акта купания в ней предводителя победившей партии.
Смысл игры состоял в разделении молодых парней на две партии – «конницу
осаждающую» и «пехоту защищающую». Когда городок взят, его разрушают, а
затем с песнями расходятся по домам.
Итак, игры на народном празднике (обязательный атрибут праздничного
веселья) – активное средство самовоспитания детей и удовлетворения
потребности в деятельности («Дети сами без понукания выполняют в своих
играх, досугах требования быть честным, терпеливым, настойчивым,
волевым, терпимым и т.д., иначе, они – игры, досуги – просто не
состоятся» (С.А. Шмаков)), (А.С. Каргин, Н.А. Хренов). Вовлеченные в
праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом
новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.
Изучая вопрос о смысле народной педагогики, пронизывающей суть народных
праздников, Т.Г.Исакова в своем диссертационном исследовании показала,
что творческая деятельность детей младшего школьного возраста в процессе
участия в любом народном празднике не только обогащает личность ребенка
опытом этой деятельности, но и формирует у него духовно-ориентированную
культуру, помогает осознанию жизненных смыслов, создает атмосферу
самопознания окружающих и себя. Народная игра, например, помогает уже
младшему школьнику формировать мотив как смысл действия, учит детей
принимать мнение других, выстраивать комфортные взаимоотношения.
Повторимся, игра в народном празднике – тренинг коллективных
взаимоотношений, фактор обретения детьми смыслов коллективной жизни,
смысла своего места в ней. Главное в этом то, что игра тренирует в
коллективной деятельности интеллект, сравнить который бывает возможно
лишь по аналогии с чьим - либо другим, так как игра – создает наибольшее
заполнение детей дополнительными знаниями (которые не бывают лишними,
если сохраняют истинно народное – педагогически целесообразное и
рациональное – «лицо», а не представляют собой лишь «подделку под
народное») (там же).
Следует отметить очень важную деталь народных праздников, которая
демонстрирует предоставление возможности участникам овладеть способами
регулирования собственных эмоций, появляющихся в трудных жизненных
ситуациях, фиксировать изменения в себе, удовлетворять потребность в
самосохранении. Крылова Н.Е., Журкина А.Я. и др. называют эту
возможность возможностью саморегуляции человека, т. е. обеспечение
человеку защиты культурными способами от несправедливости жизни (с.16).
Относительно саморегуляции человека в процессе участия в
народно-праздничных гуляниях ученые отмечают: «Чтобы существовать,
человек должен не только соответствовать императивам культуры, но и
иметь возможность нарушать их, бунтовать против них, не подчиняться им.
Речь идет не о каком-то анархическом бунте или вседозволенности, не об
апофеозе хулиганства и преступности. Традиционная культура уникальна
тем, что этот «бунт» личности она подвергает контролю.
Празднично-игровая культура свидетельствует о том, что он происходит в
игровых институционализированных формах. Иначе говоря, этот протест
против культуры происходит в рамках самой культуры. На время он как бы
снимает бремя своих императивов, предоставляя человеку свободу, которой
он хотел бы располагать. Утверждая себя в сопротивлении природе,
культура, тем не менее, чтобы не омертветь и не быть машиной подавления
не только человеческих инстинктов, но и его личностных качеств,
добровольно снимает с человека сумму запретов, возвращает его к самому
себе, к природе. Этот контакт человека с природой происходит именно в
досуговых формах» (А.С.Каргин, Н.А.Хренов).
Образовательные учреждения к настоящему времени уже накопили
определенный опыт организации народных праздников как образцов культурно
- досуговой деятельности воспитанников. В общеобразовательных школах,
городских и районных центрах детского творчества регулярными стали:
празднования Нового Года с элементами традиционного Рождества,
Масленицы, Жаворонков, Осенин; Покровские ярмарки; Семейные праздники
здоровья по типу традиционных мужских игр-забав – «кулачных» боев,
«свалок-сцеплялок», боев «стенка на стенку» и др. В классах национальных
культур (которых в одном только Магнитогорске насчитывается более пяти)
– башкирские праздники Сабантуй, Карга – туй (весенний обрядовый –
«вороний» - праздник) и т.п.
Среди наиболее ярких моментов народных праздников в современной школьной
жизни – элементы возрастной и символико-статусной инициации (в
традиционной народной культуре - обрядов перехода подростков во взрослую
жизнь, сопровождаемые выполнением сложнейших заданий – демонстраций силы
и мужества, ремесленных знаний и умений, проч.), элементы массовых
состязаний в ловкости, выносливости, т.е. элементы ритуализированных
игр. Главный атрибут таких торжеств – фольклорная песня, ритуальный
танец и обрядовая игра.
Особенностью использования фольклора и народной хореографии является
акцентуация аутентичных образцов фольклора (или приближенных к
аутентичным) как образцов настоящей народной музыки, настоящей народной
хореографии - «музейных» реликвий человечества. Использование таких
вариантов народного искусства имеет не только значение собственно
культурное, социализирующее, но и значение оздоровительное,
«этнотерапевтическое», удовлетворяя потребность молодых людей в активной
творческой деятельности, в самореализации, в самовыражении и
самоутверждении.
Использование аутентичных образцов народного искусства имеет значение и
воспитательное, формирует в подрастающем поколении новую культуру –
культуру межнационального общения, так как позволяет участвовать в
праздниках не только своего народа, но и праздниках других народов,
живущих на одной территории, заставляет увидеть уникальность
национальных культур и задуматься над значением мирного сосуществования
народов.
Анализ имеющегося опыта организации народных праздников по типу
традиционных и в качестве образца культурно - досуговой деятельности
молодежи в современных образовательных учреждениях показывает, что на
сегодняшний день:
имеются разные модели культурно - досуговых объединений, специально
изучающих народную культуру и, в частности, праздничный ее аспект
(детские фольклорные объединения, кружки народной хореографии,
краеведческие объединения, др.),
наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно –
досуговой деятельности, так как человечеством вновь открыто непреходящее
социализирующее значение отдельных (в частности праздничных) форм
народной культуры,
наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно -
досуговой деятельности, так как человечеством вновь открыт
оздоровительный эффект отдельных ритуализированных форм народной
культуры, способствующих удовлетворению потребностей молодежи в
творческой самореализации, в самовыражении и самоутверждении,
народный практический опыт оценен педагогической наукой и на этой основе
созданы модели культурно – досуговых технологий по использованию в
воспитательном смысле различных проявлений народной культуры (игровая
технология, костюмированное зрелище, экспедиционно - архивное дело),
имеется опыт оценки качественного уровня понимания подрастающим
поколением роли, значения и сущности образцов народной культуры.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КУЛЬТУРНО_ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА НА
ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ОПЫТА
ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА).
2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия
руководителя рациональной организации культурно - досуговой
деятельности участников народного праздника.
В данном параграфе описывается опыт деятельности педагога - организатора
Орджоникидзевского центра детского творчества г. Магнитогорска по
рациональной организации культурно-досуговой деятельности (КДД) детей и
молодежи в процессе разработки и проведения народного праздника.
Так как основной целью Орджоникидзевского центра детского творчества
(ОЦДТ) г.Магнитогорска является приобщение воспитанников к
духовно-культурному опыту человечества (формирование духовной культуры)
и научение этим опытом пользоваться во благо себя и общества, находить
им применение в проектируемой в будущем или реализуемой в настоящем в
практической деятельности, то рациональной организация КДД учащихся
считается та, которая способствует возникновению у воспитанников
духовно-ориентированных нравственных, социально-значимых потребностей
(потребностей в нравственно-мотивированном творческом самовыражении и
самореализации, потребностей сближения поколений и сохранения
национальных культурных памятников).
Поэтому содержанием культурно-досуговой деятельности воспитанников ОЦДТ
г.Магнитогорска являются нравственные знания:
а) распределенные в разработанной педагогом-организатором программе
«Культурный досуг» по трем контекстным модулям ("Человек разумный",
"Человек моральный", "Человек творческий");
б) обусловленные нравственно-мотивированной деятельностью в виде участия
воспитанников в выставках экспонатов традиционного ручного труда
взрослых и детей, творческих вечерах - конкурсов традиционных народных
костюмов, подчеркивающих эстетику и ценности традиционной народной
культуры;
в) реализуемые в процессе разработки сценария и проведения
традиционного народного праздника, включающего образцы аутентичного
фольклора, архаичные формы национальных ритуалов и обрядов (Кузьминки,
Покров день, Масленица, Жаворонки, Радоница, Духов день и др.).
Нравственные знания воспитанников, формируемые в ОЦДТ, предполагают
определение совокупности духовных ценностей жизни, роли и места каждой
личности в социуме, значения социальной активности этой личности. Работа
педагога-организатора КДД по формированию этих знаний рассчитана на
выработку нравственных потребностей у воспитанников в процессе овладения
нравственными знаниями.
Нравственные потребности современной молодежи, в том числе у
воспитанников ОЦДТ, характеризуются рядом отличительных особенностей в
сравнении с нравственными потребностями предыдущих поколений. Прежде
всего, в усилении роли первичных (по А.Маслоу) потребностей (в выживании
и безопасности). Это связано с тем, что в современном общественном
сознании принципы коллективизма уступили место концепциям идеализации
отдельной личности, отдельной культуры. Формирование же во время
проведения народного праздника вновь коллективности как важнейшего
социального качества, возведение в культ коллективных ценностей
способствует возвращению "народу его народной сущности", формированию у
подрастающего поколения потребностей к единению, именно массовому
противостоянию Злу и именно массовому поддержанию Добра.
Нравственные знания как содержательная база КДД молодежи в ОЦДТ г.
Магнитогорска нацелены на формирование в детях активно-деятельностной
позиции, стремления к содержательному наполнению свободного времени в
соответствии с социально-значимыми представлениями о культуре.
Показательной кульминацией народных праздников, организуемых педагогом
специально с этой целью является проживание множества самых разных
коллективно-деятельностных моментов. На таком празднике каждый из
участников проживает:
а) духовную общность со своими друзьями, педагогами, родителями (и это
отвечает цели формирования нравственно окрашенных
коллективистско-деятельностных потребностей у воспитанников,
потребностей общения с представителями разных поколений);
б) удовлетворение от качества реализации собственных творческих
способностей, от результатов ненапрасных подготовительных к празднику
усилий (это отвечает цели формирования активной творчески-деятельностной
позиции, самоутверждению детей в творчестве, потребности привносить
вклад в культурные ценности человечества).
И, наконец, нравственные знания как содержательная база КДД
воспитанников в ОЦДТ г. Магнитогорска являются средством их первичного
предметно-профильного самоопределения, т.к. формируют мотивацию поиска в