Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа

Краткое описание

Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в
особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет
потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении.
Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и
студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто
источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленны

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника…. с.

Народный праздник как проявление культурного досуга и организа- ционная
проблема …………………………………………………………… с.

Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи средствами народного
праздника. Опыт и проблемы образовательных учреждений….. с.

Глава 2. Технологические особенности рациональной организации культурно
- досуговой деятельности участников народного праздника на примере
образовательного учреждения (анализ опыта педагога -
организатора)……………………………………………………………………………… с.

2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия руководителя
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника……………………. ……………………………с.

2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника … с.

Заключение ………………………………………………………………….. с.

Файлы: 1 файл

Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

неуверенность» (С.А.Шмаков)), (А. Андреев, Б. Горбунов). «Юноши, равно

как подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем

известном просторном месте, так, что видеть и слышать их может множество

народу. Они созываются свистом, который служит условным знаком. Услышав

свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой; начинается

он на кулачках, но вскоре они бьют без разбору и с великой яростью. Этот

род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкли переносить

побои и терпеть какие угодно удары» (С.Герберштейн).

 

В народе были популярны и другие празднично-спортивные развлечения,

например взятие снежного городка, особенно распространенного на Урале и

в Сибири. Смысл этой забавы составляло противостояние партий: одна

должна была защищать городок, другая – его осаждать. Описывая эту игру

так, как она понималась в свое время в Пензенской и Симбирской

губерниях, В. Миллер замечает, что во время масленицы на реке строился

городок из снега с башнями, воротами и прорубью. Последняя нужна была

для заключительного акта купания в ней предводителя победившей партии.

Смысл игры состоял в разделении молодых парней на две партии – «конницу

осаждающую» и «пехоту защищающую». Когда городок взят, его разрушают, а

затем с песнями расходятся по домам.

 

Итак, игры на народном празднике (обязательный атрибут праздничного

веселья) – активное средство самовоспитания детей и удовлетворения

потребности в деятельности («Дети сами без понукания выполняют в своих

играх, досугах требования быть честным, терпеливым, настойчивым,

волевым, терпимым и т.д., иначе, они – игры, досуги – просто не

состоятся» (С.А. Шмаков)), (А.С. Каргин, Н.А. Хренов). Вовлеченные в

праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом

новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

 

Изучая вопрос о смысле народной педагогики, пронизывающей суть народных

праздников, Т.Г.Исакова в своем диссертационном исследовании показала,

что творческая деятельность детей младшего школьного возраста в процессе

участия в любом народном празднике не только обогащает личность ребенка

опытом этой деятельности, но и формирует у него духовно-ориентированную

культуру, помогает осознанию жизненных смыслов, создает атмосферу

самопознания окружающих и себя. Народная игра, например, помогает уже

младшему школьнику формировать мотив как смысл действия, учит детей

принимать мнение других, выстраивать комфортные взаимоотношения.

 

Повторимся, игра в народном празднике – тренинг коллективных

взаимоотношений, фактор обретения детьми смыслов коллективной жизни,

смысла своего места в ней. Главное в этом то, что игра тренирует в

коллективной деятельности интеллект, сравнить который бывает возможно

лишь по аналогии с чьим - либо другим, так как игра – создает наибольшее

заполнение детей дополнительными знаниями (которые не бывают лишними,

если сохраняют истинно народное – педагогически целесообразное и

рациональное – «лицо», а не представляют собой лишь «подделку под

народное») (там же).

 

Следует отметить очень важную деталь народных праздников, которая

демонстрирует предоставление возможности участникам овладеть способами

регулирования собственных эмоций, появляющихся в трудных жизненных

ситуациях, фиксировать изменения в себе, удовлетворять потребность в

самосохранении. Крылова Н.Е., Журкина А.Я. и др. называют эту

возможность возможностью саморегуляции человека, т. е. обеспечение

человеку защиты культурными способами от несправедливости жизни (с.16).

 

Относительно саморегуляции человека в процессе участия в

народно-праздничных гуляниях ученые отмечают: «Чтобы существовать,

человек должен не только соответствовать императивам культуры, но и

иметь возможность нарушать их, бунтовать против них, не подчиняться им.

Речь идет не о каком-то анархическом бунте или вседозволенности, не об

апофеозе хулиганства и преступности. Традиционная культура уникальна

тем, что этот «бунт» личности она подвергает контролю.

Празднично-игровая культура свидетельствует о том, что он происходит в

игровых институционализированных формах. Иначе говоря, этот протест

против культуры происходит в рамках самой культуры. На время он как бы

снимает бремя своих императивов, предоставляя человеку свободу, которой

он хотел бы располагать. Утверждая себя в сопротивлении природе,

культура, тем не менее, чтобы не омертветь и не быть машиной подавления

не только человеческих инстинктов, но и его личностных качеств,

добровольно снимает с человека сумму запретов, возвращает его к самому

себе, к природе. Этот контакт человека с природой происходит именно в

досуговых формах» (А.С.Каргин, Н.А.Хренов).

 

Образовательные учреждения к настоящему времени уже накопили

определенный опыт организации народных праздников как образцов культурно

- досуговой деятельности воспитанников. В общеобразовательных школах,

городских и районных центрах детского творчества регулярными стали:

празднования Нового Года с элементами традиционного Рождества,

Масленицы, Жаворонков, Осенин; Покровские ярмарки; Семейные праздники

здоровья по типу традиционных мужских игр-забав – «кулачных» боев,

«свалок-сцеплялок», боев «стенка на стенку» и др. В классах национальных

культур (которых в одном только Магнитогорске насчитывается более пяти)

– башкирские праздники Сабантуй, Карга – туй (весенний обрядовый –

«вороний» - праздник) и т.п.

 

Среди наиболее ярких моментов народных праздников в современной школьной

жизни – элементы возрастной и символико-статусной инициации (в

традиционной народной культуре - обрядов перехода подростков во взрослую

жизнь, сопровождаемые выполнением сложнейших заданий – демонстраций силы

и мужества, ремесленных знаний и умений, проч.), элементы массовых

состязаний в ловкости, выносливости, т.е. элементы ритуализированных

игр. Главный атрибут таких торжеств – фольклорная песня, ритуальный

танец и обрядовая игра.

 

Особенностью использования фольклора и народной хореографии является

акцентуация аутентичных образцов фольклора (или приближенных к

аутентичным) как образцов настоящей народной музыки, настоящей народной

хореографии - «музейных» реликвий человечества. Использование таких

вариантов народного искусства имеет не только значение собственно

культурное, социализирующее, но и значение оздоровительное,

«этнотерапевтическое», удовлетворяя потребность молодых людей в активной

творческой деятельности, в самореализации, в самовыражении и

самоутверждении.

 

Использование аутентичных образцов народного искусства имеет значение и

воспитательное, формирует в подрастающем поколении новую культуру –

культуру межнационального общения, так как позволяет участвовать в

праздниках не только своего народа, но и праздниках других народов,

живущих на одной территории, заставляет увидеть уникальность

национальных культур и задуматься над значением мирного сосуществования

народов.

 

Анализ имеющегося опыта организации народных праздников по типу

традиционных и в качестве образца культурно - досуговой деятельности

молодежи в современных образовательных учреждениях показывает, что на

сегодняшний день:

 

имеются разные модели культурно - досуговых объединений, специально

изучающих народную культуру и, в частности, праздничный ее аспект

(детские фольклорные объединения, кружки народной хореографии,

краеведческие объединения, др.),

 

наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно –

досуговой деятельности, так как человечеством вновь открыто непреходящее

социализирующее значение отдельных (в частности праздничных) форм

народной культуры,

 

наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно -

досуговой деятельности, так как человечеством вновь открыт

оздоровительный эффект отдельных ритуализированных форм народной

культуры, способствующих удовлетворению потребностей молодежи в

творческой самореализации, в самовыражении и самоутверждении,

 

народный практический опыт оценен педагогической наукой и на этой основе

созданы модели культурно – досуговых технологий по использованию в

воспитательном смысле различных проявлений народной культуры (игровая

технология, костюмированное зрелище, экспедиционно - архивное дело),

 

имеется опыт оценки качественного уровня понимания подрастающим

поколением роли, значения и сущности образцов народной культуры.

 

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

КУЛЬТУРНО_ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА НА

ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ОПЫТА

ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА).

 

 

 

2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия

 

руководителя рациональной организации культурно - досуговой

 

деятельности участников народного праздника.

 

В данном параграфе описывается опыт деятельности педагога - организатора

Орджоникидзевского центра детского творчества г. Магнитогорска по

рациональной организации культурно-досуговой деятельности (КДД) детей и

молодежи в процессе разработки и проведения народного праздника.

 

Так как основной целью Орджоникидзевского центра детского творчества

(ОЦДТ) г.Магнитогорска является приобщение воспитанников к

духовно-культурному опыту человечества (формирование духовной культуры)

и научение этим опытом пользоваться во благо себя и общества, находить

им применение в проектируемой в будущем или реализуемой в настоящем в

практической деятельности, то рациональной организация КДД учащихся

считается та, которая способствует возникновению у воспитанников

духовно-ориентированных нравственных, социально-значимых потребностей

(потребностей в нравственно-мотивированном творческом самовыражении и

самореализации, потребностей сближения поколений и сохранения

национальных культурных памятников).

 

Поэтому содержанием культурно-досуговой деятельности воспитанников ОЦДТ

г.Магнитогорска являются нравственные знания:

 

а) распределенные в разработанной педагогом-организатором программе

«Культурный досуг» по трем контекстным модулям ("Человек разумный",

"Человек моральный", "Человек творческий");

 

б) обусловленные нравственно-мотивированной деятельностью в виде участия

воспитанников в выставках экспонатов традиционного ручного труда

взрослых и детей, творческих вечерах - конкурсов традиционных народных

костюмов, подчеркивающих эстетику и ценности традиционной народной

культуры;

 

в) реализуемые в процессе разработки сценария и проведения

традиционного народного праздника, включающего образцы аутентичного

фольклора, архаичные формы национальных ритуалов и обрядов (Кузьминки,

Покров день, Масленица, Жаворонки, Радоница, Духов день и др.).

 

Нравственные знания воспитанников, формируемые в ОЦДТ, предполагают

определение совокупности духовных ценностей жизни, роли и места каждой

личности в социуме, значения социальной активности этой личности. Работа

педагога-организатора КДД по формированию этих знаний рассчитана на

выработку нравственных потребностей у воспитанников в процессе овладения

нравственными знаниями.

 

Нравственные потребности современной молодежи, в том числе у

воспитанников ОЦДТ, характеризуются рядом отличительных особенностей в

сравнении с нравственными потребностями предыдущих поколений. Прежде

всего, в усилении роли первичных (по А.Маслоу) потребностей (в выживании

и безопасности). Это связано с тем, что в современном общественном

сознании принципы коллективизма уступили место концепциям идеализации

отдельной личности, отдельной культуры. Формирование же во время

проведения народного праздника вновь коллективности как важнейшего

социального качества, возведение в культ коллективных ценностей

способствует возвращению "народу его народной сущности", формированию у

подрастающего поколения потребностей к единению, именно массовому

противостоянию Злу и именно массовому поддержанию Добра.

 

Нравственные знания как содержательная база КДД молодежи в ОЦДТ г.

Магнитогорска нацелены на формирование в детях активно-деятельностной

позиции, стремления к содержательному наполнению свободного времени в

соответствии с социально-значимыми представлениями о культуре.

Показательной кульминацией народных праздников, организуемых педагогом

специально с этой целью является проживание множества самых разных

коллективно-деятельностных моментов. На таком празднике каждый из

участников проживает:

 

а) духовную общность со своими друзьями, педагогами, родителями (и это

отвечает цели формирования нравственно окрашенных

коллективистско-деятельностных потребностей у воспитанников,

потребностей общения с представителями разных поколений);

 

б) удовлетворение от качества реализации собственных творческих

способностей, от результатов ненапрасных подготовительных к празднику

усилий (это отвечает цели формирования активной творчески-деятельностной

позиции, самоутверждению детей в творчестве, потребности привносить

вклад в культурные ценности человечества).

 

И, наконец, нравственные знания как содержательная база КДД

воспитанников в ОЦДТ г. Магнитогорска являются средством их первичного

предметно-профильного самоопределения, т.к. формируют мотивацию поиска в

Информация о работе Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника