Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:09, курсовая работа
Цель: Исследовать процесс формирования психолого-педагогических особенностей режиссера в условиях любительского театрального коллектива
Задачи:
1. Выявить специфику функций и задач театрального режиссёра.
2. Раскрыть значимость психолого-педагогических особенностей режиссера в условиях любительского театра.
3. Рассмотреть степень влияния психолого-педагогических особенностей режиссера на методы и приёмы воспитательного воздействия
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Специфика режиссерского искусств………………………………6
Основные функции и обязанности режиссера любительского театра……………………………………………………………..………6
1.2. Структура творческих и психолого-педагогических особенностей режиссера – педагога……………………………………………………………9
Глава 2. Культурно-историческое своеобразие славянских мифов…….13
2.1.Проблемы взаимоотношений учащихся и их руководителей……………………………………………………………..13
2.2. Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе……………………………………………………….……………....17
2.3. Методы и приемы воспитательного воздействия ………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приложение
Беда же многих режиссеров любителей в том, что никто из них театра не строит. А раз этого нет, то все слова о единомыслии в искусстве не имеют никакой реальной цены. Вот почему сейчас трудно назвать на периферии какой-либо профессиональный театр, который представлял бы собой единый коллектив.
Вл. И. Немирович-Данченко очень верно сказал, что жизнь в театре есть непрерывная цепь компромиссов, важно только в каждый данный момент идти на компромисс наименьший. Абсолютно бескомпромиссная жизнь теоретически возможна, но она требует тех идеальных условий, которых никто из режиссеров не имеет. Поэтому необходимо искать тот минимальный компромисс, который не скомпрометирует цели. [13, с 137 ]
Проблема
воспитания творческого коллектива,
проблема, которая так волновала
А. Д. Попова в последние годы его
жизни, всегда актуальна, ибо только
на основе морально-этического кодекса,
о котором он говорил, можно искать
современные формы искусства.
Заключение.
Проблема
соотношения режиссуры и
Роль
режиссера, как руководителя в формировании
(атмосферы) социально
– психологического климата в театральном
коллективе, напрямую связана с педагогической
деятельностью. Таким образом, режиссер,
несомненно, влияет на создание особой
атмосферы в театральном коллективе.
Готовность
к профессионально-
3.
Логика формирования
Процесс
формирования готовности к профессионально-
первый
этап направлен на формирования мотивационного
компонента. Система педагогических
средств включает беседы-практикумы,
дискуссии, встречи, рассказы о деятельности
известных режиссеров-
второй этап направлен на формирование содержательно-операционного компонента. Наряду с педагогическими средствами первого этапа адекватно применение педагогических упражнений, игровых методов, профессиональных задач, проблемных ситуаций и системы творческих заданий, которые актуализируют и интегрируют знания, необходимые для выполнения профессионально-педагогических функций деятельности режиссера. Ведущими средствами являются организация разнообразной творческой коллективной деятельности и самостоятельная работа с позиции режиссера-педагога.
Режиссура не только замысел, постановочная идея, но и непременное формирование творческой личности, исполнителя в самом процессе создания спектакля. И происходит этот процесс воспитания, педагогического воздействия режиссера на актера в каждом спектакле и в каждой роли.
Работать
режиссером, так же трудно, как учительствовать
в школе. Это тяжелая профессия!
Список использованной литературы.
1. Выготский Л. С. Психология искусства. М., «Искусство». 1968.
2. Горчаков Н. Режиссерские уроки К. С. Станиславского. М., 1952.
3. Ершов, А.А. Психология соактивности людей. / Знание, С-Петербург,1992.
4. Захава,
Б.Е. Мастерство актёра и
5. Захаров, М. Суперпофессия. /Вагриус, М. 2000.
6. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики. /М. 1986.
7. Козлов, И. Ф.; Макаренко А. С. / М.1987.
8. Мочалов, Ю. Первые уроки театра. /Просвещение, М. 1986.
9. Обозов,
Н.Н.; Щепкин, Г.В. Психология работы
с людьми. / Киев, 1990.
10. Пашукова, Т.И. Эгоцентризм в подростковом
и юношеском возрасте: причины и возможности
коррекции. / Институт практической психологии
М. 1998
11.Подласый, Б.Т. Педагогика / М. 1996.
12. Пономарёв, Я.А. Психология творчества
и педагогика. / Педагогика, М.
1976.
13. Психология. Учебник для гуманитарных
вузов. / С.- П. 2001.
14. Станиславский, К.С. Сборник сочинений.
2 т. / М. 1976.
15. Товстоногов, Г. О профессии режиссера.
/ М., 1967.
16. Товстоногов, Г. Зеркало сцены том 1.
/ Искусство, Ленинград, 1980
17. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве.
/Искусство, М. 1988.
18. Харламов, И. Ф. Педагогика. /М. 1997.
19. Чехов, М. Путь актёра. Жизнь и встречи.
/Олимп Астрель, М. 2001.
20. Щелихова, Н.И. Техника педагогического
общения. / М. 1998.
21. Эфрос, А. Репетиция – любовь моя. / М.
1993.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема
1. Направления профессионально-
Профессионально-педагогическая деятельность режиссера | ||||
Режиссер-педагог | ||||
В творческом процессе переживания |
Работа
с актером в
процессе работы “над
собой ” |
|||
|
В творческом процессе перевоплощен | |||
Работа с актером
над “спектаклем” |
||||
Создание творческого коллектива | ||||
Спектакль |
||||
Зритель |
.
Под профессионально-
Такое
понимание сущности профессионально-педагогической
деятельности, ее специфики позволило
определиться в понимании готовности
к профессионально-
В
качестве критериев готовности к
профессионально-педагогической деятельности
у будущих режиссеров-
Схема 2. Готовность к профессионально-педагогической деятельности у будущего режиссера-педагога.
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРА
Мотивационный
компонент |
Содержательно-операционный
компонент |
Рефлексивный
компонент | |
Мотив
профессиональной ориентации |
Знание предметов
психолого-педагогических циклов и способов его получения |
Навыки
и умения в
области режиссерского |
Самопознание |
Мотив |
Знание теории режиссуры и технологии актерского мастерства |
Навыки и умения в области актерского искусства |
Самоконтроль |
Познавательные
мотивы |
|||
Мотив достижения |
Знание особенностей форм методов и технологий, работы режиссера с актером | Навыки и
умения при
организации
работы |
Самооценка |
Сверх-сверхзадача | Знание методики
преподавания театральных
дисциплин |
Навыки педагогического руководства творческим процессом |