Психолого-педагогические особенности режиссера в условиях любительского театрального коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследовать процесс формирования психолого-педагогических особенностей режиссера в условиях любительского театрального коллектива

Задачи:

1. Выявить специфику функций и задач театрального режиссёра.

2. Раскрыть значимость психолого-педагогических особенностей режиссера в условиях любительского театра.

3. Рассмотреть степень влияния психолого-педагогических особенностей режиссера на методы и приёмы воспитательного воздействия

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Специфика режиссерского искусств………………………………6

Основные функции и обязанности режиссера любительского театра……………………………………………………………..………6
1.2. Структура творческих и психолого-педагогических особенностей режиссера – педагога……………………………………………………………9

Глава 2. Культурно-историческое своеобразие славянских мифов…….13

2.1.Проблемы взаимоотношений учащихся и их руководителей……………………………………………………………..13
2.2. Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе……………………………………………………….……………....17

2.3. Методы и приемы воспитательного воздействия ………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...28

Приложение

Файлы: 1 файл

в инет.docx

— 60.82 Кб (Скачать)

     Беда  же многих режиссеров любителей в том, что никто из них театра не строит. А раз этого нет, то все слова о единомыслии в искусстве не имеют никакой реальной цены. Вот почему сейчас трудно назвать на периферии какой-либо профессиональный театр, который представлял бы собой единый коллектив.

     Вл. И. Немирович-Данченко очень верно  сказал, что жизнь в театре есть непрерывная цепь компромиссов, важно  только в каждый данный момент идти на компромисс наименьший. Абсолютно  бескомпромиссная жизнь теоретически возможна, но она требует тех идеальных  условий, которых никто из режиссеров не имеет. Поэтому необходимо искать тот минимальный компромисс, который  не скомпрометирует цели. [13, с 137 ]

     Проблема  воспитания творческого коллектива, проблема, которая так волновала  А. Д. Попова в последние годы его  жизни, всегда актуальна, ибо только на основе морально-этического кодекса, о котором он говорил, можно искать современные формы искусства. 
 
 

Заключение.

     Проблема  соотношения режиссуры и педагогики в театре – одна из ключевых проблем  режиссерского искусства и современного театрального процесса, одинаково существенная как для профессионального, так  и для любительского театра.          Режиссеру работающему с любителями, важно не только поставить тот или иной спектакль, но и суметь воспитать. Обучить актеров – любителей, участников коллектива для будущей театральной работы. Сам процесс подготовки спектакля в самодеятельности становится для всех его участников актерской школой, важнейшим этапом профессиональной учебы. Так что в любительском театре педагогическая направленность работы режиссера принципиально очевидна.  

     Роль  режиссера, как руководителя в формировании (атмосферы) социально 
– психологического климата в театральном коллективе, напрямую связана с педагогической деятельностью. Таким образом, режиссер, несомненно, влияет на создание особой атмосферы в театральном коллективе.

     Готовность  к профессионально-педагогической деятельности у будущего режиссера-педагога - результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессионально-психолого-педагогической направленностью, сформированностью знаний, умений, навыков и педагогической рефлексии личности, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессионально-педагогических функций. В состав содержательно-операционного компонента входят знания предметов психолого-педагогических циклов; теории режиссуры и технологии актерского мастерства; особенностей форм, методов и технологии работы режиссера с актером; методики преподавания театральных дисциплин; практические навыки и умения в области режиссерского и актерского искусства, при организации работы режиссера с актером и навыки педагогического руководства творческим процессом. Основой рефлексивного компонента являются самоконтроль, самооценка, самопознание.

     3. Логика формирования готовности  к профессионально-педагогической  деятельности у будущих режиссеров-педагогов  определяется тремя уровнями  ее развития, выражающими степень  ее сформированности (нефункционирующая;  формирующаяся и осознаваемая; сформированная). Содержание каждого из этих  уровней зависит от сформированности  компонентов готовности к профессионально-педагогической  деятельности у будущих режиссеров-педагогов  (мотивационного, содержательно-операционного,  рефлексивного).

     Процесс формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов  проходит в своем развитии три  этапа, каждый из которых оснащен  системой педагогических средств:

     первый  этап направлен на формирования мотивационного компонента. Система педагогических средств включает беседы-практикумы, дискуссии, встречи, рассказы о деятельности известных режиссеров-педагогов, методы эмоционального стимулирования, создания ситуации успеха в учении, наблюдение за творческим процессом работы режиссеров профессиональных театров. Ведущее  средство - художественно-педагогическое качество литературного материала.

     второй  этап направлен на формирование содержательно-операционного  компонента. Наряду с педагогическими  средствами первого этапа адекватно  применение педагогических упражнений, игровых методов, профессиональных задач, проблемных ситуаций и системы  творческих заданий, которые актуализируют  и интегрируют знания, необходимые  для выполнения профессионально-педагогических функций деятельности режиссера. Ведущими средствами являются организация разнообразной  творческой коллективной деятельности и самостоятельная работа с позиции режиссера-педагога.

     Режиссура не только замысел, постановочная идея, но и непременное формирование творческой личности, исполнителя в самом  процессе создания спектакля. И происходит этот процесс воспитания, педагогического  воздействия режиссера на актера в каждом спектакле и в каждой роли.

     Работать  режиссером, так же трудно, как учительствовать  в школе. Это тяжелая профессия! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

1. Выготский  Л. С. Психология искусства.  М., «Искусство». 1968.

2. Горчаков  Н. Режиссерские уроки К. С.  Станиславского. М., 1952.

3. Ершов,  А.А. Психология соактивности  людей. / Знание, С-Петербург,1992.

4. Захава, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. /Просвещение, М. 1978.

5. Захаров,  М. Суперпофессия. /Вагриус, М. 2000.

6. Кнебель,  М. О. Поэзия педагогики. /М. 1986.

7. Козлов, И. Ф.; Макаренко А. С. / М.1987.

8. Мочалов,  Ю. Первые уроки театра. /Просвещение,  М. 1986.

9. Обозов, Н.Н.; Щепкин, Г.В. Психология работы  с людьми. / Киев, 1990. 
10. Пашукова, Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. / Институт практической психологии М. 1998 
11.Подласый, Б.Т. Педагогика / М. 1996. 
12. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика. / Педагогика, М.

1976. 
13. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / С.- П. 2001. 
14. Станиславский, К.С. Сборник сочинений. 2 т. / М. 1976. 
15. Товстоногов, Г. О профессии режиссера. / М., 1967. 
16. Товстоногов, Г. Зеркало сцены том 1. / Искусство, Ленинград, 1980 
17. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве. /Искусство, М. 1988. 
18. Харламов, И. Ф. Педагогика. /М. 1997. 
19. Чехов, М. Путь актёра. Жизнь и встречи. /Олимп Астрель, М. 2001. 
20. Щелихова, Н.И. Техника педагогического общения. / М. 1998. 
21. Эфрос, А. Репетиция – любовь моя. / М. 1993. 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Схема 1. Направления профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога.

      Профессионально-педагогическая деятельность режиссера       
                      Режиссер-педагог       
     

                    В творческом процессе 

                    переживания

Работа  с актером в  процессе работы “над собой 

      
                                         В творческом процессе  перевоплощен
       
                   Работа с актером 

                 

                       над “спектаклем” 

      
      Создание  творческого коллектива       
       
Спектакль
      
                  
 
                               Зритель
      
 

     . Под профессионально-педагогической  деятельностью понимается специально  организуемый процесс, нацеленный  на создание педагогических условий,  ставящих артиста в позицию  субъекта, сознательно принимающего  ценностное содержание опыта,  предлагаемое режиссером-педагогом,  обмен ценностями, побуждениями, смыслами и обеспечивающих воспитание, развитие и саморазвитие личности артиста, творческого коллектива и зрителя.

     Такое понимание сущности профессионально-педагогической деятельности, ее специфики позволило  определиться в понимании готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов, под которой понимается результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессионально-педагогической направленностью, сформированностью знаний, умений, навыков и педагогической рефлексии личности, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессионально-педагогических функций. Такая готовность обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов. Структуру мотивационного компонента составляют мотивы достижения, профессиональной ориентации, познавательные мотивы и сверх-сверхзадача. В состав содержательно-операционного компонента входят знания предметов психолого-педагогических циклов; теории режиссуры и технологии актерского мастерства; особенностей форм, методов и технологии работы режиссера с актером; методики преподавания театральных дисциплин; практические навыки и умения в области режиссерского и актерского искусства, при организации работы режиссера с актером и навыки педагогического руководства творческим процессом. Основой рефлексивного компонента являются самоконтроль, самооценка, самопознание.

     В качестве критериев готовности к  профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов  выделены мотивационная, содержательно-операционная и рефлексивная готовность. Показателем  для мотивационной готовности выступает  профессионально-педагогическая направленность. Показателями содержательно-операционной готовности являются степень осведомленности об особенностях профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога, владение системой знаний, необходимых для осуществления данной деятельности, активность в применении усвоенных знаний, уровень сформированности умений и навыков осуществлять профессионально-педагогическую деятельность режиссера-педагога. Показатели рефлексивной готовности - способность к рефлексии педагогической деятельности, к самоконтролю и профессиональная самооценка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Схема 2. Готовность к профессионально-педагогической деятельности у будущего режиссера-педагога.

      ГОТОВНОСТЬ К  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРА

Мотивационный

     компонент

             Содержательно-операционный 

             компонент

         Рефлексивный 

           компонент

     
Мотив

профессиональной

ориентации

Знание предметов

психолого-педагогических циклов и способов его получения

    Навыки  и умения в               области режиссерского  искусства  
 
              Самопознание

Мотив

 
Знание  теории режиссуры и технологии актерского мастерства
                                                                                                                      

Навыки и умения в 

области актерского искусства 

 
 
                Самоконтроль 
Познавательные 

мотивы

     
 

Мотив достижения

Знание особенностей форм методов и технологий, работы режиссера с актером Навыки и  умения при 

организации работы                                                                                                                      режиссера с актером 

                    Самооценка
Сверх-сверхзадача  Знание методики преподавания театральных 

дисциплин

Навыки педагогического  руководства творческим процессом  

Информация о работе Психолого-педагогические особенности режиссера в условиях любительского театрального коллектива