Психолого-педагогические особенности режиссера в условиях любительского театрального коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследовать процесс формирования психолого-педагогических особенностей режиссера в условиях любительского театрального коллектива

Задачи:

1. Выявить специфику функций и задач театрального режиссёра.

2. Раскрыть значимость психолого-педагогических особенностей режиссера в условиях любительского театра.

3. Рассмотреть степень влияния психолого-педагогических особенностей режиссера на методы и приёмы воспитательного воздействия

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Специфика режиссерского искусств………………………………6

Основные функции и обязанности режиссера любительского театра……………………………………………………………..………6
1.2. Структура творческих и психолого-педагогических особенностей режиссера – педагога……………………………………………………………9

Глава 2. Культурно-историческое своеобразие славянских мифов…….13

2.1.Проблемы взаимоотношений учащихся и их руководителей……………………………………………………………..13
2.2. Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе……………………………………………………….……………....17

2.3. Методы и приемы воспитательного воздействия ………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...28

Приложение

Файлы: 1 файл

в инет.docx

— 60.82 Кб (Скачать)

      В современном любительском театре происходит, по всей видимости, своеобразное возвращение в архаический пратеатр, когда порой один руководитель преимущественно занимается всеми вопросами коллектива. Это создает ряд проблем, в частности, до сих пор не решен вопрос: кто нужен детскому театру – режиссер или педагог?

      Ряд театральных жанров предполагают минимальную  свободу творчества режиссера И  сегодня возможна ситуация, когда  сценическое действо ставится не режиссером, а группой заинтересованных личностей (КВН, капустник, юморина, «голубой огонек», хоббитовские ролевые игры, др.). В контексте нашего исследования можно предположить, что для построения успешных, художественно продуктивных взаимоотношений между театральными руководителями и их студийцами необходима причастность всех участников сценического творческого процесса к некоторой  культурной традиции, понятой не в узкопрофессиональном смысле. Этот вывод перекликается с идеями Г. Балла о духовности профессионала [12, с 23 ], который должен ориентироваться на высшие общечеловеческие ценности – в отличие от специалиста, который всего лишь овладел технической стороной своей профессии.

      Во  взаимоотношениях между актером-ребенком и режиссером необходима особая тонкость, поскольку дети в театре попадают в особую эмоциональную зависимость от руководителя. Он становится для ребенка не только преподавателем сценических искусств, но и учителем жизни. В то же время ребенок вдохновляет своего руководителя (своей непосредственностью, задором, спонтанностью, природным артистизмом.

      В театре может происходить совершенствование, кажется, любых психологических  свойств любого контингента детей  – даже у малолетних преступников. В исторической перспективе просматривается  линия: от полифункциональности театрального воздействия режиссера-педагога на детей – к расчленению такого воздействия на разные «направления работы», в результате которых будут развиваться разные – порой противоположные личностные качества актера-ребенка.

      Рукаводитель  в рамках театральной деятельности видет в детях то объект воздействия, то полноправного субъекта. В театральной форме может реализоваться как крайне авторитарное воздействие, так и демократическое, ориентированное на формирование неповторимой и свободомыслящей индивидуальности  личности.   

2.2. Управление социально  – психологическим  климатом в театральном  коллективе

     Режиссерское  искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля  с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя  руководство творческой деятельностью  всех участников коллективной работы над сценическим воплощением  пьесы.

     Активность  актера зависит от того, в каком  состоянии находится режиссер во время репетиции. Режиссер — это  источник энергии, он передает актерам  импульс, настраивает на определённую, нужную атмосферу. Режиссерская «дрожь» должна перейти к актерам. Музыканты не смотрят на дирижера, а все равно чувствуют его, особенно такого, у которого есть этот ток.

     Роль  режиссера - педагога, как руководителя в формировании психологического климата в театральном коллективе, напрямую связана с педагогической деятельностью т. к., межличностные отношения общения и ролевые отношения деятельности в их органическом социо - персоналистском синтезе — это не спонтанный, не стихийный, а регулируемый, управляемый процесс взаимоотношения индивидов с социальной средой обитания. 
В социальной психологии регуляция взаимоотношений индивидов рассматривается в двух аспектах: 1) связанный с управлением в формализованных социальных структурах — руководство и 2) связанный с управлением в неформальных структурах — лидерство.

     Руководство выражает собой исторически сложившуюся  потребность людей в организации  их совместной деятельности. Нет человека, — говорил Сократ, — который  не считал бы в чем-то себя мудрее других, а в чем-то других мудрее себя. Руководитель непременно выступает и организатором. Организатор — центр приема, переработки, трансформации и генерализации  многосторонней информации, поступающей  к нему от объекта, определяющего  общую цель деятельности, от условий  ее выполнения (материальные средства, время, место, обстоятельства), от организуемых, от результатов деятельности, от взаимодействующих  соседей, но особенно важной для организаторской  деятельности является психологическая  информация.

     Выделяется ряд необходимых для режиссёра любительского театра качеств, позволяющих ему довольно длительное время "управлять" групповой динамикой в условиях гиперустойчивой ситуации: а) руководитель должен быть своим человеком в труппе. Общие установки, реакции, принятые в группе. Должен представлять собой наивысшую потенцию данного социального поля, чтобы заработал механизм идентификации. б) режиссёр- любитель должен легко приспосабливаться к изменениям ситуации. Он должен создавать и поддерживать моральный дух группы, а для этого постоянно указывать на цели коллектива, предвидеть опасность, даже если ее нет, изыскивать ее, уметь найти козла отпущения, а если его нет, то взять на себя эту роль, чтобы сплотить актёрскую группу. в) режиссёр должен быть хорошим администратором или иметь хороших помощников. Отсюда известный афоризм: "Ничего не делай сам, если есть хороший зам". г) руководитель должен понимать и чувствовать своих последователей, их установки, цели, идеалы и т.д. Этакое бессознательное понимание, прочувствование. Он должен планировать политику и программу так, чтобы это соответствовало желаниям последователей. Он должен сочетать желаемое последователей с требованиями ситуации. д) режиссёр должен учитывать личные интересы студийцев, должен быть в состоянии их награждать и наказывать, но делать это, учитывая мнения труппы о так называемой "справедливости".

2.3. Методы и приемы  воспитательного  воздействия 

     Метод воспитания (от греч. «методос» путь) это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной :практике можно сказать также, что  методы - это способы воздействия  на дознание, волю, чувства, поведение  воспитанников с целью выработки  у них заданных целью воспитания качеств.

     Методы  и приёмы воспитательной работы режиссёра  с любительским театральным коллективом, на прямую связаны с педагогической деятельностью. Уровень соответствует достигнутому на данный момент результату воспитания. Ставится новая цель, достижение которой выводит воспитанника на новый, более высокий уровень воспитанности. Процесс перевода актёра с более низкого уровня на более высокий называется процессом воспитания. Цели воспитания можно достичь различными путями. Сколько же их всего? В принципе столько, сколько может найти руководитель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед режиссером любительского театра всегда стоит задача найти новые неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма режиссера. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно.

     Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы это неизведанные тропинки, которые прокладывает режиссер вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие режиссеры, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять в работе с любительском театральным коллективом - это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства режиссера.

     Испытанный  веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов  и причин, вызывающих определенные последствия. Тот режиссёр, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания - высокое искусство.

     Рассмотрим  общие условия, определяющие выбор  методов воспитания, которые так  же являются спецификой режиссерского  искусства.

Общие условия в выборе методов воспитания режиссера:

1. Индивидуальные  и личностные особенности актеров.

2. Условия  воспитания и отношения, складывающиеся  в коллективе, стиль педагогического  руководства и др. Абстрактных  условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание  порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается  воспитание, получили название педагогических  ситуаций в режиссерской работе.

3. Уровень  педагогической квалификации.

4. Время  воспитания.

5. Ожидаемые  последствия.

Правила выбора методов воспитания.

     Общий принцип выбора методов воспитания отношение режиссера к актеру. Методы воспитания в свете гуманистического подхода - это не набор чисто профессиональных средств в руках режиссёров, равнодушных  к судьбе своих актеров. Метод  требует эластичности, гибкости, даже нежности - эти качества придает  ему режиссёр. Рассмотренные выше общие условия выбора методов  определяют крупные зависимости, между  тем в воспитательном процессе приходится учитывать и множество тончайших  нюансов.

     Любое разумное и подготовленное действие режиссера должно быть доведено до конца, метод требует логического  завершения. Выполнять это правило  важно потому, что только в этом случае актёры обретают полезную привычку доводить дело до конца, а режиссер укрепляет свой авторитет организатора. [19, с 54 ]

     Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при  отношениях нейтральных или отрицательных  приходится выбирать другие пути взаимодействия.

     Проектируя  методы воспитания, надо предвидеть психическое  состояние членов творческого коллектива время, когда методы будут применяться. По характеру методы воспитания делятся  на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно.

     Она включает в себя методы убеждения, организации  деятельности, стимулирования поведения  актёров.

     Таким образом, режиссер, несомненно, влияет на создание особой атмосферы в  любительском театральном коллективе.

     В идеале создание творческого коллектива — это создание союза единомышленников. Но практически эта проблема представляет огромные трудности, так как каждый режиссер имеет перед собой по-разному  творчески и методологически  воспитанных людей. Обычно их делят  на одаренных, менее одаренных и  совсем неодаренных. Это, пожалуй, единственный критерий отбора актеров.

     Когда говорят о единомышленниках, это  не значит, что амнистируют недостатки друг друга. Ведь легче всего объединяться против других. Надо внутри собственного коллектива научиться говорить друг другу правду.

     Нельзя  воспитывать в артисте страх, нельзя держать его в ощущении, что критическое замечание по спектаклю может поставить его  в положение оппозиции по отношению  к руководителю театра. Наоборот, артист должен постоянно чувствовать, что  он имеет право говорить о том, что не удалось, что плохо, если только он делает это с позиций искренних  и честных.

     Смелость, откровенность, принципиальность никогда  не разрушат творческий коллектив, как  это кажется некоторым руководителям, а, напротив, будут способствовать его  объединению.

     Иногда  режиссеры обеспечивают себе в коллективе довольно спокойную жизнь тем, что  дают работу людям, готовым вступить с ними по поводу любой роли в  конфликт. Всех ртов все равно не заткнуть, и не успеет такой режиссер оглянуться, как его разорвут на части. Как только артисты почувствуют, что какая-то пьеса выбрана режиссером только для того, чтобы кого-то «ублажить», режиссер станет жертвой своей недопустимой беспринципности.

     Все эти проблемы существуют в театре и требуют своего решения. При  всех трудностях и насыщенности нашей  повседневной жизни можно, вероятно, найти какие-то новые формы работы, мобилизующие нашу творческую активность.

     Воспитание любительского коллектива — сложнейшая, тончайшая, требующая знания актерской души область работы режиссера. И очень важная, если речь идет о строительстве коллектива, а не просто о постановке очередного спектакля. Здесь вопросы чисто художественные переплетаются с вопросами этическими.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности режиссера в условиях любительского театрального коллектива