Психолого-педагогические особенности режиссера в условиях любительского театрального коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследовать процесс формирования психолого-педагогических особенностей режиссера в условиях любительского театрального коллектива

Задачи:

1. Выявить специфику функций и задач театрального режиссёра.

2. Раскрыть значимость психолого-педагогических особенностей режиссера в условиях любительского театра.

3. Рассмотреть степень влияния психолого-педагогических особенностей режиссера на методы и приёмы воспитательного воздействия

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Специфика режиссерского искусств………………………………6

Основные функции и обязанности режиссера любительского театра……………………………………………………………..………6
1.2. Структура творческих и психолого-педагогических особенностей режиссера – педагога……………………………………………………………9

Глава 2. Культурно-историческое своеобразие славянских мифов…….13

2.1.Проблемы взаимоотношений учащихся и их руководителей……………………………………………………………..13
2.2. Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе……………………………………………………….……………....17

2.3. Методы и приемы воспитательного воздействия ………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...28

Приложение

Файлы: 1 файл

в инет.docx

— 60.82 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине:

Методика  преподавания театральных дисциплин:

«Психолого-педагогические особенности режиссера  в условиях любительского  театрального коллектива» 
 
 

       

                                                                                                   

                  Выполнила: 

                  студентка группы 34РТК

                  Научный руководитель:  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Специфика режиссерского искусств………………………………6

    1. Основные функции и обязанности режиссера любительского театра……………………………………………………………..………6

1.2. Структура творческих и психолого-педагогических особенностей режиссера – педагога……………………………………………………………9

Глава 2.  Культурно-историческое своеобразие славянских мифов…….13

        2.1.Проблемы взаимоотношений учащихся и их руководителей……………………………………………………………..13

2.2. Управление  социально – психологическим  климатом в театральном коллективе……………………………………………………….……………....17

2.3. Методы  и приемы воспитательного воздействия  ………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...28

Приложение

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.

           Актуальность. На сегодняшний день     проблема подготовки режиссера как педагога и  как психолога,  является  острой, особенно  в условиях любительского  театрального коллектива. Именно от профессиональной подготовки  руководителя во многом зависит атмосфера в самом коллективе, что является немало важным, поскольку творческий состав, зачастую различен  и по социальному принадлежности, и по возрастному признаку и по интеллектуальному развитию, и поэтому режиссеру просто необходимо быть  и педагогом и психологом  в одном лице, принимая во внимая особенности отдельной личности и ее взаимоотношения в целом коллективе.

       Режиссерское  искусство заключается в творческой организации любительского коллектива с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает только в том случае если в процессе создания творческого коллектива, в последствии создание целостного художественного произведения присутствует благоприятная атмосфера.

       Традиционная  подготовка режиссера в вузах  искусств и культуры к будущей  профессиональной деятельности, направленная преимущественно на воспитание актерского мастерства, на формирование подготовительной, постановочной деятельности режиссера, не обеспечивает необходимого качества педагогической подготовки, не соответствует  современным требованиям. Между  тем, как показывает практика, большая  часть выпускников режиссерских факультетов, работая руководителями самодеятельных и любительских коллективов, педагогами дополнительного образования, преподавателями театральных дисциплин в домах детского творчества, школах искусств, дворцах и домах культуры, зачастую не обладает достаточной профессиональной психологической подготовкой к решению педагогических задач.

       Каковы  же причины недостаточной подготовки режиссеров к психолога - педагогической деятельности? Анализ учебно-воспитательного процесса в вузе показывает подготовку режиссеров-педагогов, в наименьшей степени ориентированную на формирование педагогической деятельности. Готовность к осуществлению психолого-педагогической деятельности у будущих режиссеров не является одной из ведущих целей режиссерского образования. Педагогическому аспекту в различных видах практики студентов уделяется недостаточное внимание, в наименьшей степени разработаны педагогические задачи, задания и методические рекомендации в программе практики. Сказывается отсутствие научно-методической литературы, преподавателей профессиональной педагогики, тренинга по решению педагогических задач в учебном процессе. В связи с вышесказанным обостряется проблема готовности у будущего режиссера к профессионально-педагогической деятельности.

       Таким образом, несмотря на значимость психолого-педагогической подготовки, в вузах искусства и культуры, в реальной учебной жизни она не занимает соответствующего места, что требует не только теоретического обоснования ее необходимости, но и создания практических средств, способных стимулировать формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов.

     Степень изученности: Театральные режиссеры-педагоги в публицистических произведениях рассматривают различные направления психолого-педагогической деятельности режиссера, подчеркивают важность педагогического аспекта в работе режиссера (Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, А.Д. Попов, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос и др.). Авторы делятся опытом личным и педагогической практики известных режиссеров-педагогов и режиссеров-постановщиков, дают методические рекомендации, исходя из личного опыта, раскрывают формы, способы и приемы работы с актером в различных ситуациях. Между тем в педагогической теории готовность к различным видам деятельности всесторонне исследуется с конца 50-х годов прошлого столетия (В.С. Ильин, В.Ф. Райский, С.А. Рубинштейн, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и другие) и к сегодняшнему дню накоплен обширный материал, раскрывающий ее сущность и структуру. “Профессиональную готовность” считают одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности специалиста (М.И. Дьяченко, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.). На результаты названных выше исследований опираются и О.А. Абдуллина, К.М. Дурай-Новакова, В.С. Ильин, Н.В. Кузьмина, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и другие, рассматривающие проблемы готовности педагога к выполнению профессиональной деятельности.

    Объект  исследования:  Руководитель любительского коллектива     Предмет исследования: Формирование психолого-педагогических особенностей режиссера в условиях любительского театрального коллектива

          Цель: Исследовать процесс формирования психолого-педагогических особенностей режиссера в условиях любительского театрального коллектива    

          Задачи:

        1. Выявить специфику функций и  задач театрального режиссёра.

        2. Раскрыть значимость психолого-педагогических особенностей режиссера в условиях любительского театра.

        3. Рассмотреть степень влияния психолого-педагогических особенностей  режиссера   на методы и приёмы воспитательного воздействия

            

      Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения 
 

Глава1. Специфика режиссерского искусства

    1. Основные функции и обязанности режиссера любительского театра.

     Большому  количеству и многообразию творческих функций режиссера должно соответствовать  такое же богатство его творческих способностей. Вряд ли можно назвать специальность, которая нуждалась бы в еще большей разносторонности дарования и мастерства, чем требует этого профессия режиссера как профессионального, так и любительского театра.

     Чтобы посвятить себя этой, сложной и  многогранной профессии, человек должен уже от природы обладать, хотя бы в самой зачаточной форме, соответствующими данными.

     Эти способности можно условно разделить  на три группы.

     В первую группу входят такие, которые, будучи общими условиями для творчества в любом искусстве, никак существенно не изменяются в зависимости от того, на какой именно вид искусства они направлены: литературу, живопись, театр и т. д.

     Кроме того, есть способности, которые хотя и являются общими для всех видов  искусства, но характер использования  их в значительной степени зависит  от специфики данного вида искусства. Такие способности относятся ко второй группе, третью группу составляют способности, связанные с необходимостью для режиссера хотя бы потенциально быть также и актером и, следовательно, обладать известным минимумом актерских качеств.

     Рассмотрим  сначала необходимые условия  для продуктивного художественного творчества, которые относятся к первой группе.

Одним из таких условий является непреодолимая  потребность художника высказаться. С этой потребностью тесно связана его способность непрерывно обогащать свое сознание новыми мыслями, чувствами, жизненными наблюдениями. Если у него нет рвущихся из глубины души переживаний, то каким бы природным предрасположением к данному виду искусства он ни обладал, все равно ничего ценного в этой области он создать не сможет.

Режиссер  имеет право начать работу над  пьесой только в том случае, если он чувствует неодолимую потребность  сказать нечто свое по поводу той  действительности, которая в этой пьесе отразилась. Искренность, глубина и содержательность этого высказывания в сочетании с дарованием и мастерством могут обеспечить создание полноценного спектакля.

     Человек, желающий в наши дни стать художником, в частности режиссером, должен прежде всего воспитать себя в качестве мыслителя.

     Режиссер, должен не только знать жизнь, но и понимать ее, размышлять о ней верно, глубоко и страстно. Он должен уметь легко и свободно ориентироваться в обстоятельствах мировой политической жизни. Он должен находиться на передовой линии идеологической борьбы, а для этого ему необходимо быть всесторонне образованным человеком.

     Имеется в виду при этом, разумеется, не внешнее фотографическое сходство предмета с его изображением, не элементарное натуралистическое правдоподобие, а правдивое раскрытие глубокой внутренней сущности изображаемых явлений, основанное на постижении их объективных внутренних закономерностей. [3, с 17 ]

Как и  всякий художник, режиссер должен обладать острым чувством современности, понимать, чувствовать, угадывать духовные потребности людей своего времени. А этого он не сможет добиться, если не будет практически участвовать в осуществлении целей и задач, которые стоят перед людей.

     Основным  предметом искусства, его смыслом  и назначением; в конечном счете  является человек. Поэтому любой  художник, а режиссер, может быть, даже в особенности, должен обладать способностью тонкого понимания  человеческой психики, глубочайшего проникновения в самые сокровенные тайники человеческой души.

Известно, что главным материалом режиссерского  творчества является актер — живой человек. А целью актерского творчества является создание на сцене, по выражению К.С. Станиславского, «жизни человеческого духа роли», то есть глубокое и всестороннее раскрытие психологии образа, его внутренней сущности. Направлять же актера на верный путь в этом отношении, непрерывно развивать в нем творческий процесс, чтобы шаг за шагом привести его постепенно к конечной цели этого процесса — к органическому перевоплощению в задуманный образ, основная, главная обязанность режиссера. [11, с 148 ]

     Таким образом, глубокое понимание человеческой психологии имеет для режиссера двойное основание: во-первых, он должен глубоко понимать психологию актера как человека и как художника, а во-вторых, психологию создаваемого актером образа. Вот почему без способности глубоко проникать в человеческую душу деятельность режиссера не может быть плодотворной.

     Теперь  перейдем к подробному рассмотрению профессиональных творческих способностей, связанных со спецификой режиссерского искусства. Режиссерские профессиональные способности

     В области любого искусства огромную роль играет творческая наблюдательность художника. Без наблюдательности нет знания жизни, а без знания жизни нет художественного творчества, нет искусства.

Особый  вид наблюдательности является принадлежностью  актерского искусства.

     Чтобы получилось гармонически целостное  единство спектакля, нужно, чтобы действия отдельных актеров были приведены в определенные сочетания друг с другом. В этом, в сущности, и заключается главная функция режиссера. На его обязанности лежит творческая организация взаимодействия между актерами с целью создания гармонического единства, подчиненного определенному идейно-художественному замыслу. Это единство и называется спектаклем.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности режиссера в условиях любительского театрального коллектива