Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:55, отчет по практике
Целью данной работы является изучение истории одного из уникальных народных промыслов России – Вологодского кружевоплетения.
Основные задачи работы состоят в том, чтобы проанализировать историческое развитие и преобразование промысла, выявить основные современные тенденции кружевоплетения и имена современных мастеров.
Введение
Историческая справка
Виды кружевоплетения
История развития кружевоплетения в Вологодской губернии
Стилистические особенности вологодского кружева
Техника плетения Вологодского кружева
Заключение
Список использованной литературы
Приложение. Иллюстрации
Дневник прохождения практики
Филе (филейное кружево)
Основа филе — сетка — известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты и рыбалки. Люди очень рано научились плести сети. Со временем это искусство совершенствовалось, и появилась тяга к украшательству. В Персии найдены древние филейные работы с золотой и серебряной вышивкой. Филе делится на две основные группы — просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе. По форме ячеек различают прямое и косое филе. В косом филе ячейки имеют форму ромбиков. В прямом филе — квадратные ячейки. Основа красивого филейного фона — правильное исполнение узлов. Для плетения сетки необходимы челноки и палочки. Представьте себе иголку с окончаниями — «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Для работ с толстыми нитками используются деревянные и костяные челноки, а для более тонких работ — стальные. Простейший челнок можно изготовить из проволоки. Второе приспособление для филе — палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки. От толщины палочки зависит величина ячеек. Иногда для тонких работ используют толстую вязальную спицу, а для получения крупных ячеек — реечку или стерженек. Палочки должны быть хорошо отполированными, без заусениц. Нитки для филе используют самые различные — от шерсти до шелка, включая хлопок и лен. Их выбор зависит от назначения будущего изделия. Перед началом плетения нитки равномерно наматывают на челнок. Количество ниток на челноке должно быть таким, чтобы челнок с намотанными на него нитками свободно проходил через ячейку филе. При большем количестве ниток ячейки филе будут растягиваться, а при меньшем получится неоправданно большое количество узелков для надставки нити.
Коклюшечное кружево
Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток. С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке. В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки — дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.
Шитье из тесьмы
Самый простой способ получить узор — выложить его из готовой тесьмы. В западной литературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева. Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку. Иногда пользуются плоской шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка». Петельки по краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой и соединять между собой. Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения. Узор наносят на кальку. По линии узора выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку», то есть самым обычным наметочным швом. В местах пересечения тесьму скрепляют вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. Наносят украшающие швы. В качестве материала для украшения одежды в древности использовались самые неожиданные предметы, особенно у южных народов: цветные блестящие жучки, цветные перья, когти, зубы, мех и даже змеиная кожа. Также популярным было применение различных бусин из самоцветов и жемчуга, металлизированных нитей и мелких монеток.
Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Под названием «вологодское» часто подразумевалось русское кружево вообще. Между тем рязанские, тверские, орловские плетеи создавали работы исключительной красоты и вполне могли оспаривать у Вологды первенство в этом смысле. И по времени возникновения кружевоплетения ее оставляют позади галичские и калязинские мастерицы. Начало изготовления кружева здесь, как и во многих других местах России, связано с крепостными мастерскими. Почти у каждого мало-мальски зажиточного помещика плели кружево, и подражали иноземному.
В Вологодской губернии в начале Х1Х века также как и в других регионах России был организован ряд мастерских при помещичьих усадьбах, которые впоследствии назывались фабриками. В 1820 году такую фабрику открыла помещица Н.Засецкая в имении села Ковырино, расположенном в трех верстах от Вологды. Кружевницы выполняли заказы, в связи с чем их творческий потенциал не мог в полной мере проявляться в художественном решении кружева. Вологодский кружевной промысел особое развитие получил в середине Х1Х века. Плетением кружев занимались не только сельские, но и городские жители, для которых этот вид ремесла становился единственным источником к существованию.
В середине Х1Х века, особенно после реформы 1861 года, в Вологодской губернии насчитывалось свыше 40 тысяч кружевниц, которые работали не только в мастерских, но и дома по заказам скупщиков, стремившихся взять в свои руки сбыт крупных изделий. Вологодское кружево становилось известным во всем мире. Спрос на него рос с каждым годом, торговля достигла значительных размеров.
В большом потоке кружева не всегда удалось следить за качеством выполняемых изделий. Далеко не все кружевницы могли выполнять сложные и добротные по техническому качеству узоры. Многие мастера, стремились к большому заработку, упрощали рисунки и технические приемы их плетения.
В середине 80-х годов XIX века, много сил развитию кружевного промысла России отдала С.А.Давыдова, способствовавшая открытию в 1883 г. В Петербурге Мариинской практической школы, одной из задач которой являлась подготовка профессиональных художников кружевоплетения для работы в Вологодской губернии. В числе первых выпускниц этой школы была С.П.Брянцева, которая вместе со своей матерью А.П.Брянцевой ввела новые приемы кружевоплетения, существенно отличающиеся от приемов других центров.
Именно в этот период в Вологодском кружеве появляется полотнянка, с помощью которой мастера и художники добивались четкости в конструктивном членении узора, в рисунок вводятся разнообразные по узору решетки, насновки, многие другие элементы, ставшие традиционными для вологодского кружева.
В числе выпускниц Мариинской школы следует назвать Р.А.Борисоглебскую, А.И.Чурину, Ю.П. Шипову и многих других.
С целью налаживания постоянного контроля за качеством вологодского кружева в 1886 году в Вологде организуется специальный кустарный комитет, при котором открывается склад, где кружевницы получали сколки, образцы кружев, необходимые материалы. Здесь же принимались готовые изделия для сбыта. Комитет проводил работу по пропаганде Вологодского кружева, устраивал ярмарки и выставки, организовал публикации о вологодском промысле и ведущих мастерах.
В 1900 году склад был передан в губернское земство, что способствовало лучшей организации его работы. При нем была открыта профессиональная школа кружевниц, что позволило повысить квалификацию кружевниц и существенно улучшить качество выпускаемых изделий. Четко налаженная система организации процесса изготовления кружевных изделий, предъявления более строгих требований к качеству кружева, привели к некоторому снижению численности кружевниц. Так, по данным исследователя этого промысла С.А.Давыдовой в 1910 г. В Вологодской губернии работало 35426 мастеров кружевоплетения. А в 1913 году по сведениям Министерства земледелия число кружевниц вновь возросло и достигло 39000.
В период империалистической войны (1914 г.) кружевной промысел переживает упадок, который продолжается до 1918 года, когда за возрождение и развитие этого промысла взялись такие организации как Северосоюз, создавший отделы кружевниц при кредитных кооперативных товариществах и обществах.
В 1919 году был издан первый декрет Советского правительства о кустарной промышленности. С этим годом связано зарождение кооперации кустарей, в том числе и вологодских кружевниц.
На возрождение и развитие вологодского кружевного промысла большое влияние оказало создание в 1920 году специальной секции кустарно-промышленной кооперации. Эта секция способствовала организации артелей, подготовке кадров, решению организационных вопросов.
В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений. В течение 34-х лет (1930-1964 гг.) директором школы была К.В.Исакова – проводившая практичекую работу по возрождению и развитию вологодского кружева, подготовке квалифицированных мастеров-исполнителей. Вместе с учащимися школы она выезжала в районы области для сбора образцов старинного кружева, привлечения к работе опытных мастеров кружевоплетения.
В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.
В 1936 году при Волкружевосоюзе была
организована художественная лаборатория,
в которую вошли опытные
С 1938 по 1946 г. Организатором работы лаборатории была А.Г.Петрова, которая создала профессиональный экспериментальный творческий центр развития вологодского кружевоплетения.
Великая Отечественная война прервала работу кружевных артелей. Однако, уже во второй половине 1942 г. Началась работа по восстановлению кружевного промысла. В 1944 г. Кружева плели артели: Вологодская, Усть-Кубинская, Кубено-Озерская, Грязовецкая, Сокольская, Харовская, Лежская, Кирилловская, Биряковская, а позднее и Чебсарская. Наиболее крупной была Вологодская и Усть-Кубинская артели.
В 1960 г. В связи с упразднением
промкооперации и передачей кружевных
артелей в государственную
С объединением <Снежинка> связана активная деятельность многих выдающихся художников и технологов. Среди них: М.Н.Груничева – зав. Лабораторией с 1952 по 1960 гг., К.А.Блинова – главный инженер объединения, А.Н.Петрова – директор с 1947 по 1979 г., В.Д.Веселова – главный художник с 1962 по 1975 г., В.Н.Ельфина – главный художник с 1975 по 1985 г., Г.Н.Мамровская – главный художник с 1985 г., А.Ф.Смирнова – директор объединения с 1983 по 1990 г. И многие другие. В развитии вологодского кружевного промысла активное участие принимали художники НИИ художественной промышленности, в частности, А.А.Кораблева, создавшая за 45 лет совместной с промыслом работы более 200 новых видов кружевных изделий. Выполненный в Вологде по ее рисунку занавес <Русские мотивы> получил на Всемирной выставке в Брюсселе высшую награду <Гран-при>.
Вологодский кружевной промысел особенно активно развивался в 1970-е и 1980-е годы. За успешную работу Вологодское объединение в 1986 году было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Всего Вологодское кружевное предприятие имеет более 200 орденов и моделей, дипломов, почетных грамот. Выполненные им изделия демонстрировались более чем на 300 отечественных и зарубежных выставках. О промысле и работающих в нем мастерах опубликовано свыше 250 статей, научных трудов, альбомов, брошюр.
В настоящее время
Вологодское кружевное
В ассортименте фирмы свыше 300 наименований изделий: скатерти, салфетки, занавески, разнообразные накидки, панно, перчатки, жилеты, косынки, шарфы, покрывала, мерные кружева и многое другое. Фирма наладила выпуск женской одежды, предметов украшения интерьера с традиционным вологодским кружевом, укомплектовав в связи с этим лабораторию специалистами по моделированию, конструированию и пошиву одежды.
Информация о работе Отчет по практике в Вологодской губернии