Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:55, отчет по практике
Целью данной работы является изучение истории одного из уникальных народных промыслов России – Вологодского кружевоплетения.
Основные задачи работы состоят в том, чтобы проанализировать историческое развитие и преобразование промысла, выявить основные современные тенденции кружевоплетения и имена современных мастеров.
Введение
Историческая справка
Виды кружевоплетения
История развития кружевоплетения в Вологодской губернии
Стилистические особенности вологодского кружева
Техника плетения Вологодского кружева
Заключение
Список использованной литературы
Приложение. Иллюстрации
Дневник прохождения практики
Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку. Подставка может быть небольшой сборной для установки валика на столе (рис. 3). Такая подставка применима для небольшого учебного валика или при плетении мерного кружева. Учебный валик можно также устанавливать на подставку, сделанную из тонкого 2—3-см поролона. Края полоски поролона, по ширине равной валику, скручивают и закрепляют нитками. Такая подставка не скользит по столу и удобна при переноске (рис. 4). Подставку для большой и средней подушки рекомендуется делать такой чтобы она стояла на полу (рис. 5). Она должна быть такого размера, чтобы удобно было работать сидя.
Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки. Можно использовать стальные булавки — гвоздики или небольшие декоративные булавки с шариком на конце. Ни в коем случае нельзя пользоваться портновскими булавками с колечками, т. к. нитки будут попадать в колечки, зацепляться и путаться. При большом количестве пар коклюшек, находящихся в работе, необходимы большие вспомогательные булавки длиной 7—8 см для закалывания отложенных пар.
Начинающим заниматься кружевоплетением достаточно 100 шт. (50 г) булавок. При плетении изделий парной техникой плетения требуется большее количество булавок (100—200 г).
Сколок — рабочий рисунок кружева. Его наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. В начале сколка узор прорисован, а затем можно руководствоваться одними точками или наколами. Для сколков лучше использовать картон голубого или зелёного цветов. Точки на сколке определяют место, куда должны вкалываться булавки. Сколок служит канвой для плетения кружева. При изготовлении сколка требуется точность и аккуратность, от этого во многом зависит качество исполнения кружева. Если технический рисунок прорабатывают на миллиметровке, то на сколок рисунок переносят иглой для накола (тонкая швейная игла, вставленная в ручку, рис. 6). Для перенесения рисунка на сколок нужно рисунок, выполненный на миллиметровке, скрепить с бумагой сколка скрепками и, положив на ровную мягкую поверхность, накалывать точки рисунка на подложенную бумагу. Затем по отверстиям сколка восстановить рисунок тонкой линией, лучше тушью.
При плетении кружева под сколок можно положить ещё такую же бумагу и получить второй запасной сколок. Когда первый сколок будет проплетён до конца, к нему надо будет приставить второй сколок таким образом, чтобы наколы конца первого сколка совпадали с наколами начала второго сколка, и т. д. Длина рабочего сколка составляет от 30 до 35 см. Подготовленный рабочий сколок прикрепляют булавками к подушке, так чтобы головки булавок не выступали над поверхностью подушки.
При сцепной технике плетения необходим также тонкий крючок для вязания.
Материалом для плетения кружев могут служить льняные, хлопчатобумажные и шёлковые нитки (с № 10 по № 80). Для учебных целей лучше применять хлопчатобумажные нитки № 10—12.
Подготовка коклюшек к плетению.
При плетении кружев нитки
переплетают с помощью коклюшек
После окончания намотки нитку закрепляют узлом, который не даст возможности нитке разматываться во время плетения и в то же время позволит, подтянув рукой, увеличить длину нитки.
Узел делают следующим образом: коклюшку держат в правой руке, левой рукой делают петельку (конец нитки над основанием) и коклюшку вдевают в эту петельку с задней стороны . Затем коклюшку можно повесить на нитку без опасения, что она размотается (рис. 3 и 4).
После намотки одной коклюшки с катушки сматывают без отрыва нитку примерно такой же длины, наматывают тем же способом её на вторую коклюшку и закрепляют узлом. При плетении кружев коклюшки употребляются только парами (рис. 4).
Длина рабочей нитки должна быть 12— 15 см, при плетении длина нитки должна быть на всех коклюшках одинаковой.
рис.1
рис.2 рис.3
рис.4
Для плетения вологодского кружева изначально на плотную бумагу (сколок) наносят технический рисунок. Затем сколок закрепляют на мягкой подушке-валике. В старину такие подушечки набивали сеном или опилками. Рисунок на сколок наносится линиями и точками, в которые вертикально втыкают булавки. Вологодское кружево плетут коклюшками, на которые намотаны нитки. Мастерица перебрасывает коклюшки в руках, обвивает булавки нитками, и по мере выполнения рисунка переставляет булавки в другие точки.
По технике плетения вологодское кружево бывает трех основных видов: численное, парное и сцепное.
Численное кружево – самый простой вид вологодского кружева. Оно выполняется без рисунка, техника его изготовления сводится к строгому подсчету нитей. Также при изготовлении численного кружева используют небольшое количество коклюшек, всего до нескольких пар.
Парное (многопарное) вологодское кружево является одним из самых сложных видов кружева, которое плетется по сколку. При его изготовлении используют большое количество коклюшек, порой это число достигает 300 пар.
Сцепное вологодское кружево также плетется по сколку, при этом используется от 6 до 12 пар коклюшек одновременно. Основным элементом сцепного кружева является полотнянка или вилюшка, изгибы которой вырисовывают формы кружевного узора. Основная часть поверхности кружева выглядит, как легкие сквозные решетки. Нужно отметить, что основное отличие сцепного кружева от парного заключается в том, что в парном фон и узор выплетаются одновременно, а в сцепном их сплетают между собой с помощью тамбурного или вязального крючка.
В вологодских кружевах сочетаются шелковые, льняные и металлические нити. В старинных кружевах решетки были довольно простыми и имели вид диагонально пересекающихся под прямым углом нитей. Сегодня же, как отмечает Ремонт позитивный, можно встретить сложноузорные решетки с самыми разнообразными сочетаниями узоров и рисунков, как говорится, на любой вкус.
Заключение.
Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений. «Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».
До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда - Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э.Я. Хумала, В.В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В.Д. Веселова и В.Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.
Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску.
Вологодское кружево сегодня - это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства. Вологодская кружевная фирма «Снежинка» - постоянный участник международных и российских выставок. Фирма сотрудничает с отечественными и зарубежными партнерами. Важнейшей стороной творчества художников промысла является создание произведений для музеев и выставок. Это, главным образом, панно, занавеси, скатерти. Сегодня с полным правом можно утверждать, что вологодское кружево достойно входит в мировую сокровищницу кружевного дела.
Таким образом, из выше изложенного
следует, что кружево в целом
и Вологодское кружево в
Список использованной литературы
1. Русское кружево. Лукашева Р.
2. Народный орнамент в композиции художественных произведений. Цветное коклюшечное кружево. Климова Н. Т. 1991
3. Плетение на коклюшках. Наумова Ю. В.
4. Кружевоплетение на коклюшках. Митрофанова А. 2000
5. Старинные секреты плетения кружев. Пономаренко Л. 2001
6. Кружева России. Вологодское кружево. Сорокина М. А. 2001
7. Кружевоплетение на коклюшках. Урываева И. 2001
8. Вологодское кружево. Работнова И. П. 1962
9. Вологодские кружева. Рехачев М. В. 1955
10. Техника кружевоплетения. Третьякова Е. И.
11. Русская вышивка и кружево. Ефимова Л. В., Белогорская Р. Москва 1982
12. . Художественное развитие вологодского кружева. // Русское народное искусство Севера. Фалеева В.А - Л.,1968.
13. Русское плетеное кружево. Фалеева В.А. - Л., 1983
14. Вологодские художественные промыслы. Глебова А.А. - Вологда, 2000
15. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVn -XVIII веков.- Л., 1972,- 239 с.
16. Богемская К.Г. Народное искусство на современном художественном рынке. // Научные чтения памяти В.М.Василенко. Выпуск 1. М, 1997
17. Уткин П.И. Особенности развития народных художественных промыслов на современном этапе. // Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. Сборник трудов НИИХП. М., 1979. - С.3-14
18. Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов русского Севера конца ХУП XIX веков. - СПб, 2001.- 311 с.
19. http://www.kruzhevo.ru
Приложение 1
Приложение 2
Магистрант Дибцева Е.А
Группа 11
Учебный год 2012
ДНЕВНИК
Прохождения производственной практики
Город Орел
Место работы |
Содержание работы |
Подпись руководителя |
Библиотека им.Пушкина
Библиотека им.Бунина
Библиотека ОГУ ХГФ
ОГУ ХГФ Кафедра ДПИ и ТГ
|
Сбор и подготовка информации об истории кружевоплетения в России
Сбор и подготовка информации об истории развития кружевоплетения в Вологодской Губернии
Сбор и подготовка информации по стилистике и технике плетения вологодского кружева, подбор иллюстраций
Обработка всей информации, подготовка реферата Подготовка эскизов к выбранной теме |
Отзыв – характеристика прохождения производственной практики магистрантом с 1.09.2012г. по 1.102012г.
Магистрант Дибцева Е.А. работала в качестве _______________
Проявила ______________________________
______________________________
Выполненная работа заслуживает _________________________
Руководитель практики Черникова С.М. ____________________
Информация о работе Отчет по практике в Вологодской губернии