Отчет по практике в Вологодской губернии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:55, отчет по практике

Краткое описание

Целью данной работы является изучение истории одного из уникальных народных промыслов России – Вологодского кружевоплетения.
Основные задачи работы состоят в том, чтобы проанализировать историческое развитие и преобразование промысла, выявить основные современные тенденции кружевоплетения и имена современных мастеров.

Оглавление

Введение
Историческая справка
Виды кружевоплетения
История развития кружевоплетения в Вологодской губернии
Стилистические особенности вологодского кружева
Техника плетения Вологодского кружева
Заключение
Список использованной литературы
Приложение. Иллюстрации
Дневник прохождения практики

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 6.23 Мб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Орловский государственный  университет»

 

Художественно-графический  факультет

Кафедра Декоративно-прикладного искусства и технической графики

 

 

 

 

 

ОТЧЁТ

По производственной практике

Студентки 1 курса группы 11 магистратуры Дибцевой Е.А.

 

 

 

 

Руководитель практики от университета  Черникова С.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел, 2012 
Содержание

 

Введение

  1. Историческая справка
  2. Виды кружевоплетения
  3. История развития кружевоплетения в Вологодской губернии
  4. Стилистические особенности вологодского кружева
  5. Техника плетения Вологодского кружева

Заключение

Список использованной литературы

Приложение. Иллюстрации

Дневник прохождения практики

 

Введение

 

Искусство моды заразно  и быстротечно. Но есть вещи, которые  существуют вне времени и моды. Изящество плетеной нити не подвержено их капризам. Соединяясь с талантом и умением, оно дарит нам шедевры, которые называют кружевом…

Целью данной работы является изучение истории одного из уникальных народных промыслов России – Вологодского кружевоплетения.

Основные задачи работы состоят в том, чтобы проанализировать историческое развитие и преобразование промысла, выявить основные современные тенденции кружевоплетения и имена современных мастеров.

Актуальность выбранной  темы связана с изяществом и изысканностью, легкостью и нежностью, уникальностью, творческих мотивов Вологодского кружева, популярностью кружева у современных дизайнеров.

Что понимается под словом «кружево»? Оно имеет два разных значения. Одно из них происходит от слова «окружать»; им в России определялись самые разные отделки в виде каймы на подолах, полах и рукавах одежды. В другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства, и вероятно, оно имеет тот же корень.

Кружевоплетение – вид  декоративно-прикладного искусства, ставший русским народным промыслом, который основан на создании изделий  из нитей, путем их переплетения между собой. Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII века. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева.

Впервые о русских  кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах. Кружево выплеталось из золотой и серебряной нити. В сочетании с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями использовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту бояр, дворян, купечества. В этот период в нем ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. Кружево даже продавали на вес.

В конце XVIII – начале XIX вв. появляются первые крепостные мануфактуры. Кружевоплетение становится промыслом. Им занимаются не только крепостные, но и горожанки и крестьянки. С отменой в 1861 году крепостного права в России в 17 губерниях складываются центры кружевоплетения, и насчитывалось до 100 тыс. кружевниц.

Доступность материала  и универсальность применения сделали  коклюшечное кружева поистине народным. Пришедшее из Европы коклюшечное  «немецкое» кружево, было расцвечено такой  богатой выдумкой, такой оригинальностью, красотой и разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием «Русское кружево».

Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское кружевоплетение  не только сохраняло, но и развивало  лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.

Ручные кружева и  кружевные изделия классифицируют по назначению, материалу, характеру, узоров и народным промыслам. По назначению кружева и кружевные изделия ручного плетения подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. В первую группу входят: бытовые предметы — скатерти, салфетки, подстаканники, сухарницы и пр.; предметы одежды — блузки, женские платья, туники, пелерины; предметы туалета — галстуки, перчатки различных размеров и форм, косынки, палантины, отделочные изделия для женской, детской одежды и белья — воротнички, вставки, манжеты, оплеты для носовых платков. Декоративные изделия — это различные занавеси, покрывала, дорожки, накидки; сувениры — уникальные тематические панно и занавески, закладки для книг и др.

 

  1. Историческая справка.

Кружевоплетение - один из самых изысканных видов прикладного искусства. Считается, что техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе в Италии не ранее второй половины XV в., а позднее распространилась по всей Европе. Наиболее древними европейскими центрами, помимо Италии, были Фландрия, Франция и Испания - В России же кружева были привозными весь XVI и первую половину XVII в. Собственное же кружевоплетение предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. в царицыной Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах - Существует также предание о начале кружевоплетения в тот же период в в Макарьевом монастыре города Калязина, завезённое, во время переселения туда царицы Марии Ильинишны со всем своим штатом дворцовых мастериц, когда в Москве свирепствовала моровая язва - Однако предание о Калязине не подкреплено пока ни архивными, ни материальными свидетельствами.

 

 Вместе с тем  плетение как таковое, известно  было на Руси в глубоком  средневековье. Многочисленные памятники  прикладного искусства и архитектуры IX .XV вв. декорированы разнообразными плетёнками. К сожалению, нитяное плетение этого времени до нас почти не дошло за исключением весьма небольшого числа памятников. К ним относится образец из Суздаля, датированный XII в., служивший петлями для рубахи. Плетение выполнено из золотного шнура. Интересно то обстоятельство, что орнамент его очень близок узору резного пояска на Дмитровском соборе во Владимире и инициалам рукописных книг XII - XIII вв. и тем доказывает факт бытования нитяных плетёнок наряду с их изображениями.

 

 Примером раннего  бытования плетения на Руси  может служить также волосник  царицы Софьи Палеолог, найденный  в её погребении. Более всего  он близок технике макраме.  Волосники, обнаруженные в других  погребениях, представляют образец филейной работы.

 

 В технике же  плетения на коклюшках из известных  науке образцов раннего русского  кружева выполнены лишь прошвы  и края платков и полотенец  работы московской царицыной  Мастерской палаты. Эти изделия  датированы 1670 - 1690-ми гг. XVII столетия.

 

 О княжеских светлицах  известно ещё меньше. О собственно  их наличии имеются лишь архивные  свидетельства. Так в описи  имущества князя В.В. Голицина  упоминаются "подушка кружевная,  оклеена сверху бархатом зелёным,  с двумя ящиками, а в ящике  коклюшки костяные" (Фал. С. 23, Л-НС. 186,187).

 

 Известно также,  что в то же время в Ростове  во второй половине XVII в. существовала  золотошвейная мастерская Марии  Луговской, жены князя Алексея  Ивановича Луговского - В собрании  Ростовского музея есть несколько предметов работы этой мастерской. Все они - образцы лицевого шитья и датируются 1660-ми годами. С указанной мастерской связывается нами происхождение четырёх видов серебряного кружева, обнаруженных в фондах ростовского музея. Они располагаются на фелони XVII в., происходящей из села Угодичи - вотчины князей Луговских. Музей имеет две фелони XVII в., происходящие из этого села. Оплечье одной из них в несколько огрублённом варианте повторяет орнамент другой, более искусной работы. На этой фелони и расположены указанные кружева. Характерные вытертости на ткани заставляют предположить, что они были на этом месте изначально. Исследователь творчества мастерской Марии Луговской В.Г. Пуцко указывает на такую его характерную черту, как подражательность. Именно подражательным является орнамент на рассматриваемой фелони. Это также одна из причин, заставляющих отнести эту фелонь к мастерской Луговских. Другой характерной чертой его этот же автор считает нарочитую архаизацию в манере шитья. Обнаруженные нами кружева также отличаются архаичностью рисунка. Близкие им образцы содержит сборник моделей Фрошауэра .New Modеllbuch., распространённый в Германии в 1561-1562 гг. По технике исполнения эти кружева относятся к плетешковым, т. е все элементы орнамента выведены плетешками, что также свидетельствует об их архаизме. Возможно, что это самые ранние из сохранившихся образцов русского кружева и единственный пример произведений княжеской светлицы.

 

 О дальнейшем развитии  кружевоплетения в Ростове мы  не имеем многочисленных свидетельств. Мы можем догадываться, что в начале XVIII в. оно существовало также. На это указывает одно из названий видов кружев бытовавших здесь: "фантажное". Фантаж - это модное кружевное украшение причёсок в эпоху Петра I.

 

 О развитии русского  кружевоплетения в XVIII обширных сведений также нет. Существует предание, что Пётр I в 1725 г вывез из Брабанта кружевниц и разместил их в Москве в Новодевичьем монастыре для обучения там бесприютных детей. Отсюда кружевоплетение получило широкое распространение.

 

 В 1883 г. была опубликована  работа русского учёного иностранного  происхождения Иоганна Готлиба  Георги "О побочных крестьянских  работах".

 

 Работа эта была  написана им спустя десять  лет после экспедиции по стране, во время которой он вёл  записи, в том числе, и о бытовавших на местах промыслах.

 

 Георги пишет: "Многие  крестьяне умеют весьма изрядно  плести не токмо узкие, но  и широкие кружева, коими украшают  свои платки, скатерти и прочее. Вместо булавок для прикрепления  к подушке употребляют они  отчасти рыбные кости и пр. Плетение сие заслуживает более быть известно, поелику оно для девушек полезное упражнение и товар сей хорошо расходится. При поправлении обряда прядения и плетение по доброте ниток будет лучше, особливо когда мы вместе будем стараться и о хорошем сколковом вкусе".

 

 Исходя из его  труда, можно предположить, что  вышесказанное можно отнести  к центральным и северным районам  страны. Вероятно, речь идёт о  наиболее старых русских центрах  кружевоплетения, т.к. следует  также учесть, что на момент  описания Георги промысел был уже вполне утвердившимся и распространённым, для чего требовалось время - как минимум, десять-двадцать лет на его появление, становление и развитие. Следовательно, речь идёт примерно о середине XVIII в. В крестьянскую среду промысел был, очевидно, занесён дворовыми крепостными девушками - плетеями помещичьих домашних мастерских, где это искусство было освоено ещё ранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды кружевоплетения

 

В понятие «кружево»  включается три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках, и вязаное на прутках и крючком. Кружевом могут считаться только два первых — шитое и плетеное. Третий представляет другой технический вид — вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.

 

Фриволите

Существует два типа определения кружева: по технологическому и по эстетическому признакам. Определение  первое, по технологическому признаку: фриволите — это плетеное узелковое кружево, выполненное с помощью челноков (или иглы), а также технология изготовления этого кружева. Определение второе, по эстетическому признаку: фриволите — это открытое, контурное, контрастное кружево с бедной собственной фактурой. Этот вид плетения пришел из Франции. На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Слово «фривольный» означает «непринужденный», «раскованный», примерно такого отношения заслуживает это занятие. В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народного промысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий. Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Точно известно, что в Россию оно пришло из Франции, этим объясняется его название — фриволите (от франз.— пустой, легкомысленный). Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых нитей, чем другие виды кружева и использовались для отделки верхней одежды, занавесей, порьтер.

Макраме

Макраме в переводе с  арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. В любом случае —  это изделия из узелков. Узелковое  кружево смотрится красиво, изделия  из него долговечны. История узелкового плетения уходит в далекое прошлое. Еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, талисманы. В Древней Греции с помощью узлов лечили переломы. Инки в Перу плели четки. В XV веке итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.

В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки  узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Изделия  макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Боттичелли. В картине «Поклонение волхвов» (1476-1477гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме. В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого «макрама» - это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах» - это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом. Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке. В работах прибалтийских мастеров широко представлены настенные панно, в которых главным образом присутствуют элементы геометрического орнамента. При создании своих композиций художники Прибалтики опираются на традиции народного искусства. При этом в плетении они предпочитают натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают материал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макраме для выполнения нагрудных украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь. Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом.

Информация о работе Отчет по практике в Вологодской губернии