Одежда и стиль

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсового проекта - проследить особенности развития современного костюма.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:1. Проанализировать специализированную литературу;2. Изучить понятия «костюм» и «одежда», историю развития костюма, понятие костюма как системы;3. Определить значение цвета в композиции костюма, роль аксессуаров в современном костюме;4. Охарактеризовать основные методы проектирования в дизайне одежды;

Оглавление

ГЛАВА 1 История развития костюма
1.1 Сущность понятия «костюм»
1.2 Историческая эволюция костюма в контексте смены художественных стилей в искусстве
1.3 Костюм в системе художественной культуры
ГЛАВА 2 Костюм в контексте современности
2.1 Понятие о композиции
2.2 Костюм как система
2.3 Стиль и стилизация в дизайне
2.4 Цвет в композиции костюма
2.4.1 Теория цвета
2.4.2 Цвет как средство композиции костюма
2.4.3 Гармонии цветового круга
2.4.4 Цветовые предпочтения потребителей
2.5 Значение трикотажных изделий в современной моде
2.6 Понятие «коллекция». Проектирование коллекции
2.6.1 Виды коллекций одежды
2.7 Роль аксессуаров в композиции костюма
2.8 Методы проектирования в дизайне одежды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

композиция костюма.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

  Костюм  как система 

  Можно сказать костюм — это обычай, или обычай — это костюм, то есть внешнее проявление чего-то более устоявшегося, существенного. Костюм обозначал принадлежность к коллективу и личные качества человека. Таким образом, костюм — это признак приобщения к сословию, акт узнавания, знакомства.

  Костюм  может состоять из неограниченного количества элементов, его характеристикой также могут быть символы в виде татуировки. Костюм несет в себе психологическую и образную характеристику. Например, мы говорим: женский костюм эпохи Великой французской революции или костюм стиля ампир и так далее.

  Костюм, являясь областью прикладного искусства, может раскрывать и воплощать  в художественно-убедительной форме достоверный социальный опыт, материально-технический уровень развития общества, быть своеобразным источником информации.

  В отличие от объемно-пространственных видов искусства костюм полностью раскрывает свое содержание лишь на человеке и в движении (то есть во времени и пространстве). Мягкая игра пластичных тканей в полуприлегающих формах одежды, «танцующие» у коленей, расширенные к низу юбки, развевающиеся концы шарфа, неожиданный эффект блеска тканей с люрексом, переливы тканей с эффектом шан-жан и так далее — все это является эстетическими свойствами костюма. Поэтому костюм наилучшим образом выглядит на людях, «чувствующих» его, умеющих его «носить», обладающих «искусством двигаться» (недаром профессиональные манекенщицы проходят специальную подготовку, включающую элементы хореографии, ритмики, театрального искусства).

  Поскольку костюм относится к определенной системе и через него можно  выразить индивидуальность человека или определенный этнический тип, он является важнейшим элементом в сложной системе, характеризующей культуру или цивилизацию.

  Будучи  единой и относительно постоянной системой элементов, костюм дает возможность  фиксировать серьезные перемены и кристаллизировать черты времени.

  В XX веке понятие «костюм» несколько  утратило свой первоначальный смысл, и  теперь оно скорее употребляется  либо в значении исторического костюма, либо театрального, либо ансамблевого решения, наиболее полно и ярко характеризующего образ индивидуальности. Костюм не столь подвержен моде.

  Модный  костюм не успевает стать обычаем, привычкой  даже на короткий период, поскольку  в понятие «костюм» мы вкладываем отражение более длительных и  серьезных изменений и связываем его более с понятием современности и культуры. С позиций моды и ее связи с костюмом следует принять термины «модная одежда», «модный силуэт», «модные элементы костюма». Таким образом, под словом «костюм» мы условимся понимать определенный набор элементов одежды, обуви, дополнений, которые характеризуют образ отдельного человека или социальную группу людей. Только при условии соблюдения определенной системы расположения элементов одежды, обуви, дополнений и их взаимосвязи можно говорить о понятии «костюм». Каждый костюм предполагает определенную манеру его ношения.

  2.3 Стиль и стилизация  в дизайне 

  Стиль является одним из основных понятий, связанных с эволюцией костюма  во времени и в человеческом обществе. Можно выделить так называемый стиль  эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера, фирменный стиль.

  Стиль – наиболее общая категория художественного  мышления, характеризующая определенный этап его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов  в искусстве определенного периода или в отдельном произведении; художественно-пластическая однородность предметной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, в которых заложено определенное содержание. В нем выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение каждой эпохи. Поэтому стиль можно считать художественным выражением эпохи, художественным переживанием человеком своего времени. В стиле появляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху.

  Стиль – это конкретное воплощение эмоциональных  особенностей и путей мышления, общих  для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которое и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют «большими художественными стилями эпохи», они проявляются во всех видах искусства – в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Традиционно историю искусства трактуют как последовательную смену «больших стилей эпохи»: романский стиль, готика, ренессанс, маньеризм, барокко, классицизм, рококо, неоклассицизм, ампир, романтизм, историзм, модерн. Общие принципы формирования, характерны для каждого «большого стиля эпохи», определяли особенности формообразования исторического костюма каждого периода, что дает основания сравнивать формы и пропорциональные членения костюма с архитектурными формами данного времени.

  Каждый  стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождение, апогея, упадка. При этом, как правило, в каждую эпоху сосуществовало несколько  стилей: предшествующий, господствующий в данный момент и элементы формирующегося будущего стиля.

  Среди множества стилей можно выделить те, которые называют «классическими»: стили, которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение  длительного времени. Классическими  становятся стили, обладающие определенными  качествами которые и позволяют им надолго «задержаться», пережив множество разнообразных «мод» и модных стилей: универсальностью, многофункциональностью, целостностью и простотой форм, соответствием потребностям человека и долговременным тенденциям образа жизни. К классическим относятся такие стили как английский, Шанель, джинсовый, вестерн, кантри, морской и так далее.

  Помимо  «больших художественных стилей» существует такое понятие, как «авторский стиль», или «индивидуальный стиль мастера», - совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества проявляющееся в типичных для него тема, идеях, в своеобразии изобразительно-выразительных средств и художественных приемов. Авторским стилем отличалось творчество таких крупнейших Кутюрье и дизайнеров одежды, как К.Шанель, К. Диор, К. Баленсиага, А. Курреж, Дж. Версаче, К. Лакруа и другие. При всем многообразии стилей, которые каждый сезон предлагают модельеры и рекламируют модные журналы, телевидение и Интернет, можно выявить общие тенденции, определяющие направление развития современного дизайна одежды. Одна из этих тенденций – продолжающаяся демократизация моды, своеобразное «освобождение от иго моды», которые проявляются в отсутствии единого и обязательного для всех модного образца, в стирании границ между одеждой разного назначения, в необязательности законов «хорошего вкуса» и правил сочетания различных вещей, цветов и материалов. Другая тенденция – индивидуализация предметной среды, создание условий для свободного самовыражения каждого человека. Усиливается гуманитарная роль дизайна, способного помочь в решении проблем, стоящих перед современным обществом, так как он может влиять на формирование образа жизни, определять структуру потребностей человека. 

  2.4 Цвет в композиции  костюма 

  2.4.1 Теория цвета

  Знание о цвете занимало умы ученых и художников еще с античных времен. Леонардо да Винчи, изучая теорию цветовых сочетаний, считал, что основных цветов только пять: желтый, синий, красный, зеленый, белый. Кроме того, он составил символический цветоряд, который обозначал: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь.Систематическое и научное изучение цвета началось с XIX века и связано с именами Гетте, Гельмгольца, Оствальда и другими. В их трудах были предприняты попытки определить принципы цветовой гармонии, явления контраста, оптического смешения цветов. 

  2.4.2 Цвет как средство  композиции костюма

  Смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или  деталей. Часто ассортимент одежды остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки, майки, жилеты), а меняется или дополняется только цветовая гамма. Цвета подразделяются на хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные). К ахроматическим цветам относятся черный, белый и все их сочетания между собой (оттенки серого), рисунок 15.

  

  Рисунок – 2.15. Градация ахроматических цветов 

  2.4.3 Гармонии цветового  круга

  Гармония - соразмерность частей, слияния различных компонентов в единое органичное целое. Одна из цветовых гармонии – это гармония цветового круга. Цветовой круг строится на контрастных парах (красный-зеленый, желтый - синий) или на четырех основных цветах, которые находятся на концах диаметра круга. Кроме того, между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого). Если цветовой круг разделить по основным цветам на четыре четверти, то каждой четверти будет соответствовать своя гармония родственных цветов, которые находятся внутри этой четверти. Первая четверть (верхняя правая) цветового круга содержит цвета от желтого до красного пигмента через теплый желтый, оранжевый и красно-оранжевый. Вторая четверть (нижняя правая) цветового круга включает в себя цвета от красного до синего пигмента через холодный красный, фиолетовый и сине-фиолетовый.Третья четверть (нижняя левая) цветового круга содержит цвета от синего до зеленого пигмента через сине-зеленый, цвет морской волны, холодный зеленый. Это гармонии родственных цветов холодной гаммы. Четвертая четверть (верхняя левая) цветового круга заключает в себе родственные цвета от зеленого до желтого пигмента через теплый зеленый, зелено-желтый и желто-зеленый, рисунок 16.

    
Рисунок - 2.16. Цветовой круг. 28 цветов
 

  Каждая  четверть круга содержит гармоничные  сочетания родственных цветов, а  если взять цветовые сочетания от желтого до синего, то получим гармонии родственно-контрастных сочетаний цветов.Сочетания родственных цветов – это сравнительно сдержанная уравновешенная спокойная колористическая гамма, особенно когда нет резких светлотных противопоставлений.(Приложение А)Родственно-контрастные цветовые сочетания – сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они характеризуются яркой цветовой активностью вследствие контраста. Использование родственно-контрастных цветов дает более яркую картину, так как теплые желто-красные родственные цвета дополняются холодными красно-сине-фиолетовыми. Например, если две левые четверти цветового круга объединить, то получим родственно-контрастные сочетания цветов, где встречаются и

  

  Рисунок – 2.17. Контрастные  триады цветов 

  Цвет  можно подразделить на несколько  категорий:

  - содержательную - смысл, значение, самостоятельное  содержание независимы от формы.  Содержательность – это миф,  символ, аллегория, образ, знак;

  - физическую  – пространство, масса, свет;

  - эстетическую  – прекрасное, безобразное.

  Все эти категории в каждом произведении, объекте дизайна существуют не смешиваясь. 

  2.4.4 Цветовые предпочтения  потребителей

  Цвет  изделий является сложным стимулом для зрительной системы человека. В пределах зрительного восприятия цвет вызывает разную эмоциональную реакцию у каждого человека. Эмоциональное воздействие цвета связана с физиологическим воздействием и ассоциациями, присущими этому цвету. Например, красный цвет обладает большей силой воздействия, чем голубой. Красный цвет возбуждает нервную систему и активизирует мышечную силу. Синий цвет оказывает тормозящее действие. Теплые цвета являются цветами экстраверсии (обращенные наружу), синие, фиолетовые, зеленые – цветами пассивной интроверсии (обращение внутрь). Исследования в области цвета применительно к потребностям человека показали, что при выборе цвета любой вещи, предназначенной для человека, необходимо учитывать его цветовые предпочтения. Так, дети в возрасте от одного года независимо от расы и места проживания предпочитают одинаковые цвета: красный, оранжевый, желтый. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно видоизменяться под влиянием моды. Модный цвет нужен не только для одежды. Модный цвет связан с костюмом, интерьером, бытовыми предметами и архитектурой. Мода на определенный цвет зарождается исподволь, предварительно появляются незначительные признаки того или иного модного цвета.При всей общности представлений о красивых и некрасивых цветах даже у дизайнеров, занимающихся проектированием изделий, нет единства представлений о цвете этих изделий. Что приобретает покупатель, в каком количестве и по какой цене – это проблемы, превращающие производство и сбыт продукции в своего рода рискованную операцию. Данные статистики о наиболее популярных цветах для товаров широкого потребления не дают исчерпывающего ответа на все вопросы, но ценность этого исследования заключается в том, что оно отражает жизненный опыт и мировосприятие человека.Проблема цветового предпочтения является весьма актуальной с точки зрения достижения оптимального цветового ассортимента товаров народного потребления и предъявляет повышенные требования к цвету в процессе проектирования продуктов дизайна. 

Информация о работе Одежда и стиль