Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:54, контрольная работа
Цель курсового проекта - проследить особенности развития современного костюма.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:1. Проанализировать специализированную литературу;2. Изучить понятия «костюм» и «одежда», историю развития костюма, понятие костюма как системы;3. Определить значение цвета в композиции костюма, роль аксессуаров в современном костюме;4. Охарактеризовать основные методы проектирования в дизайне одежды;
ГЛАВА 1 История развития костюма
1.1 Сущность понятия «костюм»
1.2 Историческая эволюция костюма в контексте смены художественных стилей в искусстве
1.3 Костюм в системе художественной культуры
ГЛАВА 2 Костюм в контексте современности
2.1 Понятие о композиции
2.2 Костюм как система
2.3 Стиль и стилизация в дизайне
2.4 Цвет в композиции костюма
2.4.1 Теория цвета
2.4.2 Цвет как средство композиции костюма
2.4.3 Гармонии цветового круга
2.4.4 Цветовые предпочтения потребителей
2.5 Значение трикотажных изделий в современной моде
2.6 Понятие «коллекция». Проектирование коллекции
2.6.1 Виды коллекций одежды
2.7 Роль аксессуаров в композиции костюма
2.8 Методы проектирования в дизайне одежды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Овал,
трапеция — характерные геометрические
мотивы этого периода — создают
ощущение беспокойства, неустойчивости
движения, исчезновения конкретной формы.
Изменяется модная пластика фигуры, в
связи с чем появляется обувь на каблуке,
которая способствует удержанию фигуры
в новом пластическом положении, поскольку
во дворцах ходили на цыпочках. Чтобы фигура
выглядела «достойнее», в костюме прибегают
к различным прокладкам в области плеч
и живота, костюм обильно украшают причудливыми
завитками орнамента. Мужской военный
костюм этого периода также украшается
бесчисленными бантами и кружевами. В
моде господствует парик как яркий символ
искусственности (рисунок 5).
Рисунок – 1.5. Костюм стиля Рисунок – 1.6. Костюм
барокко,
XVII век. стиля рококо, XVIII
век.
В XVIII веке на смену стилю барокко приходит утонченный стиль под названием рококо. Этот стиль утверждается в архитектуре и живописи, он отличается изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом. Особое внимание уделяется строительству загородных вилл, тайных гротов, беседок. В одежде этот стиль утверждает костюм, не имеющий никакой связи с его утилитарной функцией (рисунок 6). Для стиля рококо характерно стремление к уходу от действительности в интимный мир грез и любви.
Сравнивая предшествующее искусство с искусством XIX века, можно сказать, что все великие стили прошли, и XIX век не сформировал, по сути, ни одного сколько-нибудь законченного долговременного стиля.
Проходят, как в калейдоскопе, все минувшие стилю классицизм, который напоминает древнеантичное искусство, псевдоготика, повое барокко, новое рококо. Это был век имитации. Быстрое развитие производительных сил в эпоху капитализма приводит к коренным изменениям в технике производства, архитектуре, костюме. Появление бетона и стали в архитектуре дает толчок к созданию нового типа градостроительства, а появление швейной машины открывает новые возможности массового производства одежды.
Применение нового материала в архитектуре XIX века при строительстве таких сооружений, как Эйфелева башня в Париже и Хрустальный дворец в Лондоне, является лишь попыткой продемонстрировать возможности новых материалов. Нет еще тесной связи между назначением, логикой конструкции и материалом. Порой старые формы воплощают в новых материалах. Ведутся бесчисленные поиски, сталкиваются два разных, принципиально отличных направления: старое традиционное искусство, созданное кропотливым ремесленным трудом, и новое искусство.
Начало XX века входит в историю под названием стиля «арнуво» (новое искусство), который провозглашает своим принципом строгую функциональность, простоту, свободу в выборе новых форм и материалов.
Появляются новые эстетические ценности в товарах, изготовленных промышленным способом.
В
архитектуре начала XX века используются
новые материалы, новые конструкции,
геометризация форм. На этом этапе
то же самое происходит и с костюмом,
который освобождает тело женщины
от корсета, раскрепощает в известной
мере от старых представлений об элегантности.
Появляется свободная, «висящая» одежда,
используются яркие восточные мотивы
в моделях французского модельера Поля
Пуарэ (рисунок 7).
Рисунок
– 1.7. Модель Поля Пуарэ, 1909
год
Происшедшая революция в области техники, науки и градостроительства связана с появлением новых взглядов на жизнь.
Архитектурой руководят точность, экономия, тектоническая ясность. Основным содержанием современной архитектуры является ее стремление выразить свои возможности, максимально соответствовать действиям человека, не подавлять его, не диктовать ему, а следовать его жизненным процессами.
В
истории искусства XX век можно
выделить следующие периоды:
1901 — 1914 года (рисунок 8), 1919—1930 года (рисунок
9), 1931—1939 года (рисунок 10) и 1946—1966 года
(рисунок 11).
Рисунок – 1.8. Фрагмент архитектурной постройки Гауди и рисунок костюма Бердслея
Рисунок – 1.9. Макет башни. Рисунок – 1.10. Костюм и украшения
начала 30-х годов XX века
Рисунок
– 1.11. Костюм и здание 60-х
годов XX века
Рисунок
– 1.12. Эскизы костюмов
конца 70-х годов XX
века и элементов
среды (а), макет костюма
и архитектурный
фрагмент, созданные
Ней-Пиером, начало 80-х
годов XX века. (б)
Это главные вехи на пути развития современной архитектуры. Развитие костюма в XX веке. соответствует этим периодам; костюм отражает те же самые пластические тенденции формы, что архитектура и малая скульптура (рисунок 12).
20-е
годы XX столетия — это, пожалуй,
наиболее яркая страница XX века,
когда фактически
Рисунок
– 1.13 Эскизы Жака Эстереля, 60-е
года. XX века
Рисунок – 1.14. Модный костюм в виде комбинезона, 1978 год
Немалую роль в развитии костюма человека XX века сыграл спорт. Увлечение женщин коньками, плаванием, туризмом, гимнастикой, велосипедным спортом повлекло за собой появление специальных костюмов, что оказало большое влияние на бытовой костюм.
Активную роль в формировании костюма играют промышленное производство, дизайн как промышленное творчество и метод проектирования, который за основу взял функциональность вещей. Удобство, соответствие назначению, простота формы и кроя объявляются критерием красоты. Более функциональный мужской костюм был заимствован женщиной. Он своими геометризированными формами соответствовал духу времени.
XX
век выработал довольно
Стилевые решения костюма XX века предопределены в основном развитием костюма конца XIX века, когда французской пышности, изобиловавшей изысканным сочетанием тканей, кружев, различных отделок и украшений противостояла английская строгость этикета и догматизм «учения» об искусстве одеваться. Аскетизм английского костюма был неприемлем французскому жизнелюбию. Модельеры в своем творчестве пытались обыгрывать мотивы природы, заимствовали идеи из народного костюма, особенный интерес проявляли к культуре Востока. В этот же период началось движение за эмансипацию женщины, сопровождавшееся борьбой за упрощение форм одежды. Врачи и различные общества выступали против корсетов к других элементов каркасных конструкций, поддерживавших формы платья, и пропагандировали введение различных видов шаровар, брюк, юбок-брюк, освобождавших движения для светских увлечений спортом (вошли в моду катание на велосипедах, коньках, лыжах, игра в гольф, крокет, теннис; непременным атрибутом светской жизни были пышные выезды на лошадях на охоту).
В это время утвердился английский тип женского костюма, состоящий из юбки, блузки и жакета. Его графическая строгость распространилась и на другие виды одежды, например визитные платья, которые оформлялись крахмальными белыми воротничками и манжетами, а галстук придавал подчеркнуто деловой вид.
Еще в конце XIX века сложился новый тип одежды — юбка клеш и блузка с рукавами «жиго», интерпретация которой помогла в дальнейшем создать как спортивную, так и вечернюю одежду в стиле модерн (современный). Новый стиль проявился в вычурных формах, отразивших чувственное понимание красоты.
Развитие формы костюма в XX веке выработало основные стилевые решения различных по назначению форм одежды. Это стили классический, спортивный и фантази.
Классический
стиль характеризуется особой гармонией
функционального в решении
Костюм стиля ф а н т а з и характеризуется необычными формами и членениями, сложным конструктивным решением, неожиданными линиями, разнообразными отделками и украшениями. Ткани могут быть самых разнообразных рисунков и колорита.
Но
существует еще отношение к стилям,
как к образно-эмоциональной
Таким
образом, «костюм» - французское слово,
которое в России впервые стали употреблять
в XVII веке после петровских реформ. Значение
этого слова связывалось тогда с обычаем,
привычкой, определяющими характер эпохи,
стиля, и, вместе с тем, включало в себя
способ и манеру ношения одежды. Значение
костюма в наше время многогранно, теперь
под термином «костюм» понимается набор
элементов одежды и аксессуаров, который
несет информацию об образе отдельного
человека или социальной группы людей.
Очевиден вывод: понятие «костюм» является
более емким, чем понятие «одежда», так
как костюм всегда по сути своей одежда,
тогда как одежда не всегда может быть
костюмом.
ГЛАВА
2 Костюм в контексте
современности
2.1
Понятие о композиции
Композиция
костюма как объемно-
При всем многообразии вариантов развития
формы костюма очевидно положение: чем
меньше по своей массе потом, тем больше
пространства в его структуре, и наоборот:
большой по массе костюм оставляет меньше
пространства в общей структуре формы.
Крайним проявлением первого случая служит
костюм, который представляет собой оболочку,
повторяющую очертания человеческого
тела. Диапазон развития величины форм
костюма во многом определяет существо
моды как формообразования одежды и смены
ее вида. С другой стороны, форма развивается
не только в пространстве, но и во времени,
благодаря накоплению различных признаков,
таких как пропорциональное соотношение
частей и элементов, ритм и пластика формообразующих
линий, местонахождение опорных конструктивных
поясов и так далее. Временное развитие
формы предполагает преемственность этих
признаков: сначала появляется эталон
современной формы, который становится
идеалом для своего времени, затем он претерпевает
постепенные количественные изменения,
наконец, в какой-то момент видоизменения
становятся настолько значительными,
что разрушается предыдущая форма и появляются
предпосылки для появления новой, то есть
к смене стиля, новизне. Процесс этот абсолютно
логичен с позиций диалектики.В момент
формирования модного направления одновременно
возникает несколько тенденций, из которых
сохраняются только наиболее устойчивые,
соответствующие объективным требованиям
социального и экономического характера.
В период становления модной формы элементы
костюма вступают в борьбу между собой,
в результате которой и происходит отбор
более «жизнеспособных», а значит, более
целесообразных признаков. В «зрелом»
состоянии форма приобретает некоторую
неустойчивость, неуравновешенность,
уже чувствуется определенная усталость,
приводящая к усиленным преобразованиям
пока еще внутри стиля. И, в конце концов,
количественные изменения приводят к
качественному скачку — форма переходит
в новое, более устойчивое состояние с
новыми признаками.Сменяемость форм модной
одежды, таким образом, подчиняется общему
закону развития всех природных, социальных
и культурных явлений. Она, как и всякий
природный организм или явление, последовательно
проходит стадии рождения, становления,
или молодости, расцвета, старения и, наконец,
умирания. В процессе формотворчества
важной стадией является работа над рисунками-набросками
будущего костюма, эскизами. Особенно
это важно в тех случаях, когда ставится
задача извлечения максимального эффекта
из одной идеи. Подобная задача может быть
поставлена при создании коллекции моделей,
в ходе которого основная форма-идея модифицируется
во множестве вариантов. Прообразами силуэтов
выступают фигуры, близкие по своему начертанию
к геометрическим: прямоугольники, квадраты,
трапеции, овалы — что отражено и в самих
названиях силуэтов. Замена реальной,
как правило, очень сложной формы геометрическим
аналогом — прием, который часто используют
художники-дизайнеры в своем творчестве,
так как сведение задуманной формы или
силуэта проектируемого предмета (к частности,
костюма) к геометрическому прообразу
способствует более цельному видению
пропорций, ритме отдельных частей относительно
целого. В работе художника-модельера
обращение к геометрии встречается и при
композиции форм, и при расчете Конструкции,
где геометрические понятия выступают
как средство построения технического
чертежа художественного формообразования
костюма. Геометризация формы используется
и в графике, при рисовании костюма, начиная
от первоначальных фор-эскизов и кончая
рекламными выставочными листами.