Образно-стилистический анализ картины "Танкред и эминия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования данной работы - картина Н.Пуссена "Танкред и Эрминия". В качестве предмета исследования были выбраны описание и образно-стилистический анализ картины.
Таким образом,главными задачами будут являться выявление сюжетных,жанровых,колористических и композиционных особенностей,а также анализ специфики эпохи,в которую работа была создана и определение ее места в историческом контексте и творчестве Н.Пуссена.

Файлы: 1 файл

пуссен-танкред и эминия.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Композиция строго уравновешенна. Форма создается прежде всего  линией, контуром, светотеневой моделировкой. Большие локальные пятна: желтое в одежде слуги и на крупе лошади, красная одежда Танкреда и синий плащ Эрминии - создают определенное красочное созвучие с общим коричневато-желтым фоном земли и неба. Все поэтично-возвышенно, во всем царит мера и порядок.

Главное значение в картине приобрели  логическое развертывание сюжета, ясная  уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов. Однако композиции полотна присуща рационалистическая продуманность, колорит суховат и строится на сочетаниях немногих цветов.

Второй вариант «Танкреда и Эрминии» разительно отличается от первого по настроению. В нем больше движения, пафоса, шумного выражения чувств. Образ Эрминии здесь ближе к литературному прототипу—это не робкая девушка, какой она предстает в эрмитажной картине, а могучая амазонка. Ее отчаяние почти пугает своей страстностью, а энергия движения напоминает рубенсовских героинь. По-видимому, этот  вариант, в котором чрезвычайно сильны барочные черты, по времени следовал за эрмитажным.

В формировании композиционного решения  «Танкреда и Эрминии» Пуссена большую роль сыграло как изучение ясного и разумного античного искусства, так также творчества корифеев итальянского Возрождения. В Риме, где жил художник провёл большую часть жизни, он тщательно изучал и искусство своих современников. Возвышенная по образному строю, глубокая по философскому замыслу, «Танкред и Эрминия» ясна по композиции и рисунку.

Работа Пуссена эмоциональна, в  ней дана картина величественной природы, доминируют идеи нравственные. Люди, изображённые Пуссеном, красивы телом и духом, они молоды и полны сил. Однако все проходит, всё рождается и умирает - как бы гласит подтекст картины.  Эмоциональность и живописная мягкость в трактовке форм характерны лишь для короткого периода творчества Пуссена. Позднее эти качества сменились большей рассудочностью и строгостью.

Композиционное построение «Танкреда  и Эрминии»  характерно для стилистики классицизма: строгая геометрическая выверенность композиции, четкое выявление  планов, превалирование рельефности  рисунка над живописной свободой, сдержанность общего колористического решения. Таким образом, Пуссен, ставший создателем наиболее универсальной доктрины классицизма, связывающей идеалы красоты, истины и добра с разумом, закономерностью, целесообразностью и справедливостью, зримо воплощал свои теории в живописную практику. Но в то же время более глубокое "прочтение" картины позволяет отметить, что живописец, обладая большим талантом, сумел одухотворить их подлинным, волнующим искренним чувством жизни. В картине отражается конфликт личности и общества, переданный через сюжет из Тассо, конфликт идеала и реальности, чувства и разума, все это и свидетельствует о сложности искусства классицизма. «Танкреду и Эрминии», шедевру классицизма, свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.    

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вопреки утверждениям многочисленных противников классицистической  доктрины, считающих Пуссена холодным академическим мастером, он в большинстве  своих зрелых картин не утрачивает ни живого чувства, ни способности создавать полные очарования образы, передавать настроение, а порой даже захватывать зрителя драматическим пафосом, героикой или нежным лиризмом своих полотен.

Разве можно остаться равнодушным, глядя на картину «Танкред и Эрминия»? Этот сюжет настолько увлек художника, что он повторил его дважды.

Рассказанная Тассо история  любви царевны Эрминии к крестоносцу  Танкреду—одна из самых волнующих  и трогательных страниц его поэмы. Дочь антиохийского царя амазонка Эрминия  при разрушении города крестоносцами была захвачена в плен и отдана в дар юному Танкреду в награду за доблесть. Великодушный рыцарь, сжалившись над царевной, вернул ей свободу, а в придачу и все сокровища отца. Плененная благородством своего недавнего повелителя, Эрминия, «телом получив свободу, в неволю предалась душой». Отдавшись под защиту правителя Иудеи, друга ее побежденного отца, она тоскует «по милому ее сердцу плену». Когда же в Иерусалим проник тайком оруженосец Танкреда Вафрино (его послали разведать о силах врага), царевна умолила его увезти ее к возлюбленному. По дороге к стану крестоносцев путники попали в мрачную долину, где натолкнулись на неподвижные тела двух храбрецов, незадолго до того схватившихся в жарком поединке: то были юный Танкред и могучий Аргант, один из вождей воинственного племени черкесов. В волнении спешит Эрминия к умирающему рыцарю, срезает мечом свои прекрасные волосы и, перевязав ими раны Танкреда, останавливает бегущую из них кровь.

Избрав сюжетом для своей  картины заключительный эпизод этой поэтической истории, Пуссен показывает непобедимую силу самоотверженной героической любви, вступающей в борьбу со смертью. Он соперничает с Тассо в яркости характеристик, в драматизме передачи событий, в поэтизировании человеческих чувств. Особой притягательностью отличается образ Эрминии. В нем сочетаются граничащая с робостью девичья мягкость, нежность и одновременно душевная сила. В тревоге бросается она к Танкреду. В лице ее читаются самые противоречивые чувства: страх, сомнение, надежда. Не менее выразителен образ Танкреда. Мастер с удивительным искусством передал смертельную истому, охватившую его тело. Изображая Вафрино, он тонко показывает проснувшуюся и неожиданную в этом суровом воине нежность и жалость. Заглядывая в лицо своему господину, он бережно его приподнимает.

Композиционное построение картины  в основном совпадает с ранее  разработанной Пуссеном классицистической  схемой. Раненый рыцарь, Эрминия, оруженосец помещены в центре, как на авансцене  театра, а убитый черкес—сбоку, в  глубине. Стремясь сконцентрировать внимание зрителя на главной группе, художник замыкает площадку переднего плана стоящими позади конями. Вкупе эти приемы составляют всего лишь вариант многократно повторяющейся у Пуссена композиции.

Однако в пределах этой схемы  применены несколько чрезвычайно удачных новых штрихов, необходимых для образного решения темы. Так, первопланные фигуры размещены не в одном, а в разных пространственных слоях, и ни одна из них не заслоняет другую. Здесь, несомненно, имеет значение и чисто стилевой момент — стремление к классической ясности. Но, помимо того, еще одно соображение заставило мастера прибегнуть к подобному расположению фигур. Эрминия, стоящая на полшага позади лежащего на земле Танкреда, наклоняется вперед, и лицо ее попадает в одну плоскость с опущенной на плечо головой раненого рыцаря. Взгляд царевны прикован к его лицу; встревоженная, она ждет, что жизнь вернется к ее возлюбленному. Очнется он, откроет глаза, и взоры их встретятся, этот тонкий композиционный прием играет тем более важную роль в образном решении темы, что через него раскрывается внутренняя связь между двумя главными персонажами.

 

 

 

Примечания

 

Музейная инвентарная  карточка

 

Автор.  

Годы жизни. 1594-1665

Название произведения. Танкред и Эрминия

Дата исполнения. Около 1635

Материал. Холст

Техника исполнения. Масло

Авторские подписи и  надписи. Отсутствуют

Место нахождения. Государственный Эрмитаж, С-Петербург. В Эрмитаж поступила из собрания художника Аведа в Париже в 1766 году.

Описание сохранности. Картина дублирована на крупнозернистый холст. Обширный кракилюр по всей поверхности холста. Красочный слой затерт, замыт, потемнел под слоем лака.

Определение сюжета произведения. Танкред и Эрминия. Песня 19 из поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим»

Описание произведения. В центре картины раненого Танкреда поддерживает оруженосец Вафрино, склонившаяся над Танкредом Эрминия отрезает себе волосы. Фланкируют центральную группу два коня. За правым белым конем лежит погибший Аргант, за которым находится изображение пейзажа.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Friendldender W. Nicolas Poussin. Munchen. 1914

Friendldender W.The massimi Poussin drawings at Winsdor. //The Burlington magazine, vol 54, 1929, p.116-128

Panofsky E. Poussin and the elegant tradition. NY, 1955, p. 295-320

Алпатов М. В. «танкред и Эрминия» Пуссена в Эрмитаже. В кн.: Этюды по всеобщей истории искусств. М, 1979

Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского  искусства. М.-Л., 1939

Гликман А. С. Никола Пуссен Л-М, 1964

Золотов Ю. Пуссен. М, 1988

Нерсесов Н. Я. Никола Пуссен. М, 1961

 

 

 

 

Список иллюстраций

 

Илл. 1. Пуссен Н. Танкред  и Эрминия. Вторая половина 1630-х гг. Х, М. 75х100, Бирмингем, Институт изящных  искусств Барбера.

Илл. 2 Пуссен Н. Танкред  и Эрминия. Около 1635. Х, М. 98,5х146,5, С-Петербург, Эрмитаж.

Илл.3 Пуссен Н. Танкред и Эрминия. Около 1635. Х, М. 98,5х146,5, С-Петербург, Эрмитаж. Фрагмент.

Илл.4 Пуссен Н. Танкред и Эрминия. Около 1635. Х, М. 98,5х146,5, С-Петербург, Эрмитаж. Фрагмент.

Илл. 5 Пуссен Н. Танкред и Эрминия. Около 1635. Х, М. 98,5х146,5, С-Петербург, Эрмитаж. Фрагмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пуссен Н. Танкред  и Эрминия. Вторая половина 1630-х  гг.

 

 

 

 

2. Пуссен Н. Танкред  и Эрминия. Около 1635

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пуссен Н. Танкред  и Эрминия. Около 1635 Фрагмент

 

 

 

 

4. Пуссен Н. Танкред и Эрминия. Около 1635 Фрагмент

 

5. Пуссен Н. Танкред и Эрминия.  Около 1635 Фрагмент

 

 Золотов  Ю. Пуссен. М, 1988, с. 96-97

 Гликман  А. С. Никола Пуссен Л-М, 1964, с. 43-45

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образно-стилистический анализ картины "Танкред и эминия"