К серии графических работ на тему "Городские дворики" (Гродно)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целями моей курсовой работы являются:
Углубить свои знания о развитии жанра городского пейзажа на различных этапах.
Изучить различные трактовки данной темы художниками в офорте.
Углубить свои знания по теории графики и применить их на практике.
Освоить технические приёмы и возможности манеры офорта на цинковой доске – акватинта.

Файлы: 1 файл

курсовой проект.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

   Причина этого  обособления заложена в различии самой природы резцового и  офортного штриха. Офортной игле не приходится преодолевать сопротивление  твёрдого металла, как это происходит при работе с резцами, что предоставило огромные возможности проявления индивидуальной манеры художника. Но одной свободы штриха недостаточно, штрих должен в офорте, пожалуй, даже большее значение, чем в любом другом графическом материале, так как здесь всегда приходится рисовать иглой сразу и почти без поправок. Поэтому для достижения успехов в сводном и уверенном рисунке офорта необходимо неустанно развивать свое умение в области рисунка и живописи, потому что офорт не без основания считается самой «живописной» из всех графических техник.

   На примерах истории изобразительного искусства  можно убедиться в том, что  величайшие офортисты всегда принадлежали числу крупнейших художников своего времени. Многие из них обращались к  офорту в период творческой зрелости.

               Величайшим офортистов всех времён был и остаётся сегодня Рембрандт (1606-1669)(илл. 25,26). Ни в одной области искусства первенство не принадлежало так бесспорно любому мастеру, как в офорте Рембрандту, если в живописи он может быть поставлен в ряд нескольких великих имён, то в офорте он недосягаем. Именно благодаря его гению офорт приобрёл то значение, которое ему принадлежит в изобразительном искусстве. У Рембрандта нет линии ради самой линии, она всегда связана с формой, которую она передаёт. Долее в офортах Рембрандта мы ясно видим два метода использования штриха при построении изображения, характерного для штрихового офорта в целом: а) применение в качестве линии и системы линий, строящих изображение; б) применение штриха для получения тона путём многократного перекрещивания, создающего сетку. Сильнейшее впечатление производит мастерство Рембрандта в использовании света, тональности и светотени. Это заметно не только в его сложных многофигурных композициях, где свет выявляет и акцентирует главное и создаёт необычно пластичное членение групп, но даже и в самых беглых офортных набросках, сделанными несколькими линиями, видно какую огромную роль он отводит свету или освещённости изображаемого.

Белорусский эстамп имеет богатые и интересные традиции. Его эволюция тесно связана с историей рукописной и печатной книги. Удивляет мастерство древних туровских, полоцких, оршанских и могилевских мастеров книги, которые своими прекрасными миниатюрами и орнаментикой (заставками, концовками) украшали пергаментные страницы рукописей. В начале XVI века возникло и стало развиваться белорусское книгопечатание. В изданиях просветителя-гуманиста Франциска Скорины (илл.27) появились первые на восточнославянских землях книжные иллюстрации. 1517 год – дата выхода в свет первой белорусской гравюры. Исполненные в технике торцовой ксилографии, эти иллюстрации отличались особой изобразительной стилистикой.

      В XVII веке богатеют художественные средства эстампа, что связано с освоением новых графических техник,  в частности, офорта и гравюры на металле. Конечным результатом этих сложных процессов являлось постепенное формирование национальной школы гравюры со своим неповторимым обликом. Мастерами резцовой гравюры в то время были А.Тарасевич, И.Щирский, М.Симкевич, а также зарубежные граверы К.Гетке, А.Вестерфельд. В технике резца выполнялись иллюстрации, географические карты городов (Полоцка, Гродно, Несвижа) (илл.28), экслибрисы, гравюры – тезисы.

     В начале XIX века была освоена техника литографии. Литографские мастерские существовали в университете в Вильно, типографии Я.Дворца в Минске. Открытиями в новой графической технике говорят работы Кукевича, Бахматовича, Кулеша. Интересно отметить литографию Михаила Кулеша «Церковь Бориса и Глеба на Коложе в Гродно» (конец 1850-х гг.) (илл.29), где известный памятник, показанный на высоком берегу Немана, красивым силуэтом выделяется на фоне светлого неба. Отлично скомпонованный пейзаж оживляют фигурки людей на переднем плане, подчёркивая красоту пейзажа и величие славной Коложи.

      В начале ХХ века в Белоруссии возродились разные техники гравюры; примечательного развития достигла ксилография (Горбовец, Тычина, Юдовин). Уже на сентябрьской выставке 1921 года в Минске были представлены почти все техники графического искусства: линогравюра, ксилография, офорт, литография. Участниками выставки были М.Филиппович, П.Гудковский, И.Плещинский, И.Володько, П.Мрачковская и др.

      В развитии белорусского эстампа, кроме  Минска, большую роль сыграл Витебск. По примеру других городов (прежде всего  Москвы и Ленинграда) в Витебске возрождается станковая ксилография. В 1921 году начал гравировать на дереве С.Юдовин. Прекрасным мастером ксилографии был и Е.Минин, создавший несколько тонких по исполнению пейзажей Витебска, гравюрных портретов, экслибрисов. Художник З.Горбовец зарекомендовал себя мастером обрезной гравюры. Ряд литографий и рисунков создал в Витебске художник М.Добужинский. В 30-е годы в Витебске в разных техниках эстампа работали В.Соколов, А.Волков, Л.Ран, В.Голубок, Л.Лейтман, М.Аксельрод и др.

      В послевоенное время в техниках эстампа работали А.Тычина, И.Гембицкий, Н.Головаченко и др. Характерная черта графического искусства первых послевоенных лет – активное участие в ней скульпторов, живописцев и даже художников театра. Показательна первая выставка после войны, которая прошла в 1946 году в Минске. На выставке экспонировались произведения М.Тарасикова, Я.Зайцева, П.Гавриленко, Я.Красовского, И.Ахремчика. Основу творческого коллектива графиков составили А.Тычина, С.Романов, В.Соколов, В.Тиханович, Л.Ран, С.Герус, И.Гембицкий, М.Дурчин, Д.Красильников, М.Гутиев, А.Волков, М.Гурло, Н.Головаченко. Творчество этих художников развивалось под воздействием русского советского искусства 30-40-х годов и послевоенного времени. Документальность – характерная черта их произведений.

      Сегодня он занимает  такое же высокое  положение среди других видов  искусств. Расцвет белорусского эстампа  связан прежде всего с такими именами, как А.Последович, А.Лось, Г.Поплавский, Савич, Н.Селещук, А.Кашкуревич, В. и  М.Басалыги, В.Шарангович, В.Слаук, Ю.Яковенко(илл.30,31) и др. 

3.Характеристика работы

           В мою серию графических курсовых работ входят композиции из трёх графических листов посвящённые моему любимому городу Гродно.

           Объединяют серию, как манера исполнения, так и композиция. Во всех работах я ввожу образ храма на фоне обычной жизни, тем самым создаю работу с характером религиозной жизни, которая присуща городу. Это моя попытка соотнести чёрный и белый, свет и тень, использовать контраст и полутон, разнообразие штриховки и многие другие технические приёмы.

           Сюжет во всех городских пейзажах – гродненские дворики, которые, по моему мнению, создают образ классической архитектуры города – они же и являются главным композиционным центром                  
 

3.1.Идейно-смысловое содержание серии

Увековечить натуру прошедших дней, уголки старого Гродно, такого, каким его видел Наполеон Орда, Н. Кулеша, спешат многие художники, так как Гродно с древних времён известен как центр ювелирного, ткацкого, гончарного, дерево- и металлообрабатывающего ремёсел. Наполеон Орда – великий рисовальщик, разносторонне образованный человек и общественный деятель запечатлел Гродно в серии рисунков (более 20 работ ) (илл.32)За свою жизнь Орда создал более 2000 рисунков в жанре городского и сельского пейзажа (до нашего времени дошло более 1000) в историко-поэтическом образе Беларуси, Украины, Польши, Литвы.  В 1837-1944гг. в Гродно жил и работал график и живописец Н.Кулеша, создавший ряд ландшафтных и архитектурных пейзажей в технике литографии («Церковь Бориса и Глеба на Коложе в Гродно» , «Замки Старый и Новый в Гродно» и др.). 

Идейное содержание моей курсовой работы состоящей из 3 работ заключается в попытке показать и раскрыть для зрителя красоту двориков во всём своём многообразии при помощи выразительных средств эстампа в жанре городского пейзажа. Мне хотелось передать связь мира человека с Богом.

Сюжет всей серии  – это композиция, включающая в  себя архитектурные строения и элементы жизни на Земле. 

3.2.Композиция

Красота пейзажа в графике всегда очаровывает, и приступая к работе над зарисовкой, наброском, мы невольно поддаваясь чувствам, хотим запечатлеть на бумаге всё, что видим. Это естественное и логичное на первый взгляд желание вступает в противоречие с принципом лаконизма графики. На практике в процессе обучения это, как правило, выливается в большое количество дробных и путаных изображений, требующих обобщения.

Композиция графики  пейзажа таит в себе немало сложностей, хотя принципиально новых законов  композиции, неизвестных из графических аудиторных работ нет. Меняются лишь условия их применения, к которым в первую очередь относится глубокая, многоплановая перспектива, заканчивающаяся часто видимой глазом линией горизонта. Именно глубокое пространство посредством построения планов во многом раскрывают сюжет. Сюжетное действие развивается путём перевода взгляда человека с объектов, расположенных в одном плане, к объектам следующего плана.

В каждой из работ  использованы основные принципы построения графической композиции (цельность, симметрия, ритм, пластика).

Цельность всех частей композиции, из которых состоит каждый отдельно взятый пейзаж, достигается  общим для всех работ способом компоновки, мелкие детали не мешают цельному восприятию образа работы и выступают  фоном для поддержки основных элементов композиции.

Симметрия в серии  работ достигается за счёт организованной соразмерности, уравновешивания основных и второстепенных элементов композиции через распределение света, тени, размещение частей композиции на плоскости. Условность графического языка позволяет придать образность и определённую значимость обычным на первый взгляд предметам.

Ритм и пластика обусловлены спецификой и характером предметов, из которых состоит композиция. Общим для всех работ остаётся архитектурное строение с характерными начертаниями излюбленных мест Гродно. Основные средства изобразительного языка (линия, штрих, пятно) позволяют создать убедительные образы с индивидуальными особенностями и присущими только тому или другому предмету материальными свойствами. 

4.Ход  работы

Изучение аналогов и сбор литературы в ходе работы над курсовым проектом играет важную роль. Прежде, чем браться за создание собственных композиций, следует  изучить творчество мастеров графического искусства прошлого и настоящего. Особенно меня впечатлили работы Ю. Яковенко, А. Лещинского, И. Русачека, Ф. Гойи на творчество которых я опиралась при создании собственной серии использовав свой накопившийся опыт. В их многочисленных офортах, как в станковой графике, так и в книжной чувствуется сила изобразительного языка техники офорта, богатство и разнообразие сюжетов. Это и определило мой выбор техники, в которой я решила реализовать свою серию работ. И, конечно же нельзя не сказать о значимости влияния на выбор мною жанра пейзажа творчества белорусского графика Н.Орды (илл.32).

Огромную часть  времени для создания серии графических  работ занимает создание эскизов. Каждая деталь в проделанной работе должна быть осознана, в свою очередь все  детали должны соподчиняться единому  восприятию образа. Эскизная часть работы – это кропотливый труд: исправление, дополнение, уточнение каждой детали всё должно вести к завершению общего состояния серии, как в целом, так и в каждой отдельно взятой работе.

Процесс гравирования это также длительный сосредоточенный труд, как и эскизная часть. Гравирование доски требует особых усилий и терпения, так как исправить неверный штрих или линию практически не возможно и работу придётся переделывать. Но в то же время штрих должен быть лёгким, непринуждённым, линия свободной. В этом смысле очень схож перьевой рисунок тушью – линия идёт как бы в одно касание и не поддаётся исправлению. Перьевой рисунок красив своей чёткостью, чистотой и изяществом разнообразных по форме штрихов.

Самый интересный и увлекательный этап работы –  это печать эстампа, то есть непосредственное получение графического изображения, к которому приходишь через ряд подготовительных этапов, долгих поисков и кропотливой работы. Но и здесь необходимы навыки и усердие, ведь не ровно накатанная краска даёт оттиск плохого качества, недосушенная или пересушенная бумага может сделать гравюру смазанной или слишком «сухой».  

4.1.Описание  последовательности  курсовой работы

1. Сбор материала  по теме.

2. Изучение литературных  источников.

3. Изучение аналогов  графических работ.

4. Создание набросков  и эскизов, разных по характеру  и манере.

5. Выбор манеры  исполнения, формата и последующая  наработка эскизов.

6. Утверждение эскизов.

7.Перенос композиции  в заданный формат доски.

8. Гравирование на  цинковой пластине (доске) по утверждённым эскизам.

9. Доводка досок  (работа на состояние).

10. Получение оттисков  при помощи офортного станка.

11.Оформление работ. 
 

4.2.Описание последовательности печати офорта

1. Сначала,  конечно, задумывается композиция, выполняются эскизы и делается подробный рисунок. Некоторые художники заботятся о том, чтобы этот первоначальный рисунок был максимально проработан, некоторые - наоборот: предпочитают импровизировать, рисуя иглой по лаку.

Информация о работе К серии графических работ на тему "Городские дворики" (Гродно)