К серии графических работ на тему "Городские дворики" (Гродно)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целями моей курсовой работы являются:
Углубить свои знания о развитии жанра городского пейзажа на различных этапах.
Изучить различные трактовки данной темы художниками в офорте.
Углубить свои знания по теории графики и применить их на практике.
Освоить технические приёмы и возможности манеры офорта на цинковой доске – акватинта.

Файлы: 1 файл

курсовой проект.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

3. Офорт

            Способ глубокой печати появился в середине XV века и ведет свой путь развития от ручных способов гравирования украшений, орнаментов и надписей на доспехах и оружии. До сих пор еще сохранились способы ручного изготовления гравированием или травлением авторских печатных форм для способа глубокой печати с печатанием оттисков на ручных станках. 

 Офортом в узкопрофессиональном значении называется штриховая углубленная гравюра на металле, выполненная при помощи травления. Свое наименование офорт получил от французского "Геаи forte", то есть крепкая водка - так раньше называли азотную кислоту, которая применяется для травления. В настоящее время к офорту относят не только штриховую травленую гравюру, но также другие манеры, связанные с травлением, и даже некоторые механические приемы гравирования (сухая игла). Но во всех случаях офорт - углубленная гравюра; именно своеобразие глубокой печати составляет отличительный признак техники и придает оттискам особые художественные достоинства. Офорт - самая сложная и трудоемкая из всех графических техник. Манеры офорта (их известно около десяти) столь различны, что необходимо упомянуть хотя бы главные из них. Печатная форма создается на медных или цинковых пластинках (иногда на железных), которые называются офортными досками. Процесс гравирования и печати лучше всего проследить на примере основной манеры офорта, которую называют игловой офорт, просто офорт, травленый штрих или чистый офорт. Она является основной, определяющей манерой в технике офорта.

Лицевую сторону  офортной доски покрывают тонким слоем кислотоупорного грунта (офортного  лака). На этом грунте стальными иглами выцарапывают рисунок, обнажая металл. На черной поверхности грунта очень отчетливо проступают награвированные линии. Используя разные иглы, различные приемы работы ими, художник легко выполняет самый сложный рисунок. Затем офортную доску погружают в кювету с кислотой. Чаще всего для травления пользуются азотной кислотой, разбавляя ее водой в различных пропорциях. Кислотоупорный лак надежно предохраняет доску, и кислота вытравливает в глубину только награвированные штрихи. В соответствии с замыслом художник может вести травление в несколько приемов, то есть протравливать различные места гравюры на разную глубину. На офортной доске можно легко делать поправки, вносить дополнения, ослаблять или же вовсе удалять отдельные места при помощи стальных шаберов и гладилок. Офорт печатается особой краской; печатание производится на специальной офортной бумаге с горячей доски; под очень сильным давлением вала офортного станка краска из всех углублений офортной доски перетискивается на влажную бумагу. Игловой офорт справедливо называется классическим офортом, так как он является основой основ офортного искусства. Только уверенно владея этой манерой, художник может рассчитывать на успех в других манерах.

   Широко  распространенной манерой является акватинта, позволяющая вводить  в офорт тоновые плоскости  различной силы я фактуры, напоминающие заливки тушью. Особенно часто акватинта применяется в сочетании с игловым офортом. Хорошим примером сочетания штриха с большими тоновыми плоскостями являются офорты Гойи (рис.16, 17 ).  

   Со  временем гравер, офортист осваивает  множество способов вытирания доски и приобретает навыки, позволяющие добиваться большого разнообразия тональных и фактурных оттенков гравюры, точного осуществления своего замысла.

   Процесс печати происходит так: набитая краской  печатная форма помещается на талере лицевой стороной вверх. На неё кладётся увлажнённая бумага и осторожно накрывается двумя слоями плотного сукна или фетра. Установив необходимое давление, плавно вращают маховое колесо, пропуская между валами талер вместе с лежащими на нём доской, бумагой, сукном.

   Завершив  печатание тиража, следует промыть  офортную доску или гравюру.

   Печать  – сложный процесс, изобилующий  множеством приёмов, способов работы и  требующий непременного личного  участия в нём художника.  В  этом сложном процесс, естественно, возникает немало помех, затруднений. Перечислить их и указать способы устранения в пособии невозможно.

   Сырой офортный оттиск необходимо просушивать. Самым лучшим способов просушивания оттисков является их наклеивание на чистую деревянную доску или стекло сразу же по окончании печатания тиража.

   3.1 История возникновения  офорта

                 Поскольку как гравюра на дереве, так и резцовая гравюра на меди лишь исключительно в руках выдающихся мастеров представляли собой законченные превосходные произведения, исполненные художественной выразительности и живописности, то в начале XVI века возникает еще один вид гравюры на металле, который стал излюбленным жанром для многих великих художников - это офорт. Основное его достоинство - легкость в изготовлении, чего нельзя сказать ни о резцовой гравюре, ни о ксилографии. Дело в том, что если в двух поименованных техниках нужно прорезать вручную линии на дереве или металле, то в офорте всю эту труднейшую работу выполняет кислота. Металлическая доска (в XVI чаще железная, в XVII-XVIII медная, позднее - цинковая), употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом, устойчивым к воздействию кислоты. На доску, посредством острой стальной иглы, проникая сквозь мягкий грунт, наносится рисунок. После этого доска помещается в азотную кислоту (медная - в раствор хлорного железа), и нанесенный иглой рисунок протравляется до желаемой глубины. После этого грунт смывается с доски, втирается краска и делается оттиск. В России, именно из-за травления, гравюра офортом часто называлась гравюрой крепкой водкой. Если говорить о мастерах, то особенно стали известны офорты французского мастера первой трети XVII века Жака Калло, воспроизводящие разнообразные, часто красноречивые, сцены современной жизни. Фламандская школа дала искусству прекрасного офортиста - Антониса ван Дейка, чьи портреты являются прекрасными образцами иконографии XVII столетия. Но несомненно, что наиболее ценной и целостной является голландская школа офорта, которая в данном случае соперничает с живописью и нисколько ей не уступает. Эта школа представлена Адрианом Ван Остаде, Паулем Поттером, Херкюлесом Сегерсом… Но первенствующим мастером здесь является Рембрандт, который совершенно самостоятельно, без посторонней помощи, постиг искусство офорта и преодолел все трудности этой капризной техники. Рембрандт оставил более трехсот офортов во многих состояниях. Примерно с середины XVIII столетия, как это ранее произошло и с резцовой гравюрой, появляется отдельное направление - репродукционный офорт.

Практически все  гравюры и книжные иллюстрации  середины - второй половины XVIII века выполнены  в этой технике. Но если репродукционный  офорт был в своем роде массовой продукцией для XVIII века, то оригинальный офорт продолжил свое существование и являлся “отдушиной” для многих художников-живописцев. Большую известность получили работы Франсиско Гойи (рис.), Джованни-Баттиста Тьеполо, Каналетто, Антуана Ватто, Франсуа Буше и многих других. Особняком стоит творчество архитектора и гравера Джованни-Баттиста Пиранези, который был, пожалуй, самым выдающимся офортистом этого века, который оставил много томов увражей с видами Рима, римских древностей, и даже темниц. Если в XIX столетии, под воздействием новых печатных техник искусство офорта угасает, то к концу столетия оно расцветает с новой силой, причем уже не носит характера “иллюстрации”, а воспринимается современниками как целостное художественное направление в графике. К офорту обращаются почти все знаменитые французские живописцы, начиная с барбизонцев (Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и прочие), и заканчивая импрессионистами (особенно Эдуард Мане). Кроме Франции, в конце XIX - начале XX века многие страны дали искусству прекрасных мастеров офорта - Андерс Цорн в Швеции, Адольф Менцель в Германии, Джеймс Уистлер в США, Иван Шишкин и Валентин Серов в России.

                 Расцвет белорусского офорта связан прежде всего с такими именами, как А.Последович, А.Лось, Г.Поплавский, В.Савич, Н.Селещук, А.Кашкуревич, В. и М.Басалыги, В.Шарангович, Ю.Яковенко(илл.18,19) и др. 
 

   3.2. Манеры офорта

   Травлёный штрих – основная и определяющая манера офорта, концентрирующая в себе всё наилучшие, наиболее характерные особенности данной графической техники. Значение этой манеры настолько велико, что не овладев ею, нельзя понять природы офорта вообще и трудно рассчитывать на успех во всех других манерах. Процесс создания офорта в этой манере складывается из следующих этапов работы:

а) подготовка офортной доски (шлифовка, обработка, грунтование);

б) гравирование (рисование  офортной иглой по кислотоупорному  грунту);

в) травление офорта;

г) пробный оттиск и корректирование печатной формы;

д) печатание.

Одним из «секретов» искусства офорта является большое  разнообразие штриха. На мягком грунте одинаково легко гравируются  прямые, закруглённые и ломанные штрихи, короткие и длинные, широкие и  узкие, точки и т.д., а сочетание  штрихов безгранично.

Акватинта – (от лат. aqua – вода, tinta – цвет). Вид углублённой гравюры. Одна из основных манер, позволяющая создать в офорте тональные плоскости самой разнообразной силы, формы и фактуры. Подогретая доска покрывается смолистым порошком. Отдельные зерна пристают к тёплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений (илл.20). Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком.

Сегодня практика офорта накопила множество других способов тонирования доски: зернение стали, аэрограф, проволочная сетка или  щётка, наждачная бумага, поваренная соль или сахарный песок, «офсетная» грунтовка, граттаж, тонирование стальной щёткой и т.д. Манера резерваж (от лат. reservare – сберегать, сохранять) сравнительно «молода» и происходит от двух основных манер офорта: акватинты и травленого штриха. Главной особенностью этой манеры является непосредственное рисование на поверхности металла специальными чернилами или гуашью. Грунт наносится поверх рисунка, и после промывания доски водой все элементы, подлежащие травлению, обнажаются с особой точностью  и полнотой.

Лавис – (от фр. lavis – растушёвка, рисование водяной краской). Вид углублённой гравюры. Металлической кистью рисуют прямо на доске сильной кислотой. Доска из-за зернистости металла протравливается неравномерно. Это придаёт оттиску тон различной силы. Оттиск лависа напоминает рисунок, выполненный кистью, в нём ясно проступают приёмы акварельной техники.

Гравюра сухой иглой. Вид углобленной гравюры. Медная доска процарапывается офортной иглой (илл.21), без покрытия лаком и без травления. При набивании краска застревает в царапинах и заусенцах (барбах). Тираж гравюры сухой иглы на меди не превышает 40 -50 качественных оттисков, а на толстом цинке едва достигает 15 – 20 экземпляров.

Оттиск гравюры  сухой иглы отличается исключительно  красивым, сочным и бархатистым штрихом, подобного которому нет ни в одной из других манер. Очень часто сухая игла применяется в сочетании с другими манерами.

Карандашная манера. Вид углубленной гравюры. Особый вид пунктирной манеры. Штрих состоит из отдельных точек, протравленных в металле, которые имитируют след мелового карандаша или сангины. Тираж гравюры с применением травления – до 100 экземпляров на цинке и до 300 на меди. При механическом гравировании немного меньше. Будучи типично репродукционной, карандашная манера давно утратила свою самостоятельность, но некоторые приёмы (например, гравирование рулетками по металлу (илл.22), без травления) нередко используются в современном офорте для дополнения и правки гравюр, исполненных в других манерах.

Кьяроскуро. Разновидность цветной гравюры. Это техника ксилографии, когда каждая доска отличается от другой не только цветом, но и оттенком тона. На каждой отдельной доске вырезается чаще всего лишь часть композиции. Целиком же она появляется после оттисков со всех досок.

Меццо-тинто - (или чёрная манера). Вид углубленной гравюры. Специальным инструментом «качалкой» (илл.22) на доску наносятся углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость. В результате при печатании получается густой, бархатистой тон. Рисунок на доске отшлифовывается «гладилкой» (илл.23). Чем сильнее выглаживается участок на доске, тем слабее пристаёт к ней краска и в оттиске эти места оказываются более светлыми. Тираж гравюры меццо-тинто – около 100 экземпляров. Своеобразную фактуру чёрной манеры нередко используют в сочетании с другими манерами.

Мягкий  лак – (срывной лак). Вид углубленной гравюры. Доска покрывается лаком с добавлением сала. На неё кладётся шершавая бумага и затем наносится рисунок. Затем бумага сдирается вместе с приставшими кусочками лака, обнажая поверхность доски. После травления и печати оттиск воспроизводит фактуру бумаги. Тираж мягкого лака – около 150 экземпляров на цинке и около 250 экземпляров на меди.

Пунктирная  манера (от латинского punctum – точка). Вид углубленной гравюры. Рисунок (комбинация точек) наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками (илл.24), затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается пунсонами. 

   2.5. Анализ аналогов

   Проводя анализ аналогов гравюры в технике сухой  иглы, я столкнулась с рядом технических проблем связанных с данной техникой гравюры. Невозможно научиться мастерству работы в офорте при помощи описания каких-либо готовых, безошибочно действующих приёмов и правил, можно только руководствоваться ими и самому шаг за шагом постигать эту технику гравюры. Начинающему офортисту необходимо знать некоторые общие представления о природе изобразительных средств штрихового офорта, то есть о природе офортного штриха. Такие сведения могут помочь глубже и правильнее понять методы работы крупнейших мастеров гравюры.

   Появление между 1501 и 1507 годами первого датированного  офорта немецкого гравера Д. Хопфера  положило начало применению травления  в графическом искусстве. До этого  времени травление использовалось только граверами в инкрустации оружия, доспехов. В области графики в этот период получила большое развитие резцовая гравюра на металле, и первое время офорт применялся как вспомогательное средство, облегчающее кропотливый труд мастеров резца. Но постепенно он обособился в самостоятельный вид графического искусства.

Информация о работе К серии графических работ на тему "Городские дворики" (Гродно)