К серии графических работ на тему "Городские дворики" (Гродно)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целями моей курсовой работы являются:
Углубить свои знания о развитии жанра городского пейзажа на различных этапах.
Изучить различные трактовки данной темы художниками в офорте.
Углубить свои знания по теории графики и применить их на практике.
Освоить технические приёмы и возможности манеры офорта на цинковой доске – акватинта.

Файлы: 1 файл

курсовой проект.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Эстамп обладает особым свойством, в наибольшей степени  отличающим его от всех других видов  художественного творчества. Это свойство – тиражность. По самому своему определению – отпечаток, сделанный с особым образом обработанной деревянной, металлической или каменной доски, — эстамп всегда существует в нескольких, а часто во многих экземплярах. Нередко задают вопрос: не лишает ли это эстамп оригинальности, позволяет ли это ему числиться среди основных видов художественного творчества, не низводит ли это его до уровня репродукции.

Здесь нужно в  первую очередь отметить, что отпечаток  на бумаге и есть цель всего творческого  процесса художника, сама доска играет роль, сравнимую с материалами  и инструментами в живописи, не более. С самого своего возникновения эстамп заговорил на особом языке, стал применять специфические средства, резко отличающие его от рисунка и живописи. И даже в тех, в отдельные эпохи частых случаях, когда эстамп воспроизводит живописную композицию другого художника, он не просто репродуцирует её, но как бы переводит на свой, совсем другой язык, язык не цвета, но тональности, не мазка, но линии и точки; даже репродукционная гравюра — это всегда, если воспользоваться пушкинским словом, «перевыражение» живописного прототипа.

То обстоятельство, что каждое произведение существует в нескольких экземплярах, и, что люди в разных концах света могут его видеть одновременно, только, может быть, прибавляет достоинств эстампу. Утрачивая в редкости, уникальности, он выигрывает в демократичности, эстамп как бы сам идёт навстречу зрителю. Кроме того, абсолютная идентичность всех отпечатков с одной и той же доски в большой мере фикция, принятая условность. Доски стираются при печати, и отпечатки начинают различаться по насыщенности цвета, по общей тональности. Часто художники печатают оттиски с одной и той же доски разной краской, а то и добиваясь различного эффекта, как это делал Рембрандт. И когда мы смотрим одновременно несколько экземпляров одного эстампа, то они, скорее всего, воспринимаются нами как лёгкие вариации одного и того же изображения, и это сообщает им словно бы добавочное измерение, своего рода образную объёмность.

Но если репродукционный  офорт был в своём роде массовой продукцией, то оригинальный офорт  продолжил своё существование и  являлся «отдушиной» для многих художников-живописцев 18 века. Большую известность получили работы Франсиско Гойи (илл.6,7), Джованни-Батиста Пиранези, который был, пожалуй, самым выдающимся офортистом этого века, который оставил много томов увражей с видами Рима (илл.8), римских древностей, и даже темниц.

Эстамп – это  отпечаток плоской доски на плоском  же листе бумаги. И эта плоскостность  оттиска проявляется в характере  пространства листа, обычно очень неглубокого, иногда разделённого на несколько планов, часто не конкретного. Ведь всякую картину (во всяком случае, картину, написанную до 20 века) мы можем, сделав известное усилие, представить как некую реально существующую сцену. С эстампом этого не может произойти, в нём нет той манеры иллюзии, что у живописи; держа его в руках, мы видим, что изображение состоит из линий и пятен, вполне условных, что он напечатан на тонком листе бумаги. И от этого эстамп кажется скорее образом, знаком, схемой, намёком на явление, чем конкретным изображением его. Когда мы разглядываем оттиск, мы как бы читаем его, штрих за штрихом, линия за линией, что создаёт определённую временную последовательность рассмотрения, то есть оттенок повествовательности. Вот это соединение свойств отвлечённости и повествовательности особое, специфическое качество эстампа.

Нельзя также упускать из виду ещё одну особенность эстампа, которая свойственна только ему. Отпечатав часть тиража, автор неоднократно может внести в печатную форму поправки и изменения и продолжать печатание. В этом случае эстампы появляются на свет в нескольких состояниях. У некоторых графиков, особенно офортистов, существует до двадцати состояний одной гравюры. Фиксированная в оттиске стадия до двадцати состояний одной гравюры. Фиксированная в оттиске стадия работы гравера над доской называется состоянием. 
 

      1.3.Жанр городского пейзажа

В переводе с французского слово пейзаж означает природа. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого – воспроизведение естественной или измененной человеком природы.

Кроме того, пейзаж – это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. «Героем» такого произведения является реальный, естественный или выдуманный автором природный мотив.

Пейзажная графика, исполненная студентами художественных учебных заведений, обычно имеет, два основных направления: Городской и сельский пейзаж. Творческая профессиональная практика современного искусства заставляет нас постоянно расширять знания в области жанров пейзажа. Всё чаще и чаще в ответ на требование в учебных, творческих заданиях, курсового и дипломного проектирования возникает необходимость в большей конкретизации пейзажных композиций. Опираясь на опыт прошлого в изобразительном искусстве, учитывая большую практическую деятельность, можно выделить десять поджанров пейзажа:

  • Городской;
  • Индустриальный;
  • Сельский;
  • Садово-парковый;
  • Культовых сооружений и некрополей;
  • Горный;
  • Лесной;
  • Степной;
  • Морской;
  • Речной;

Городской пейзаж способен делится на поджанры: изображения  исторической части города и зоны массовой застройки, или же пейзаж мегаполисов и малых городов. В лесном пейзаже неплохо выделяются берёзовые рощи и сосновые леса.

Необходимо, конечно  подчеркнуть, что деление основных жанров пейзажа условно, так как  произведения искусства трудно «уложить» в какие-либо чёткие рамки. Многие изображения представляют собой различные соединения поджанров. Например, город может быть расположен на берегу реки (илл.9) или моря, а лес изображён на фоне глади реки или озера. В таких случаях надо ориентироваться по преобладающему мотиву композиции.  

2.Об  искусстве графики.

   Наиболее  общий отличительный признак  графики – особое отношение изображаемого  предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению  советского мастера графики В.А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в акварельных рисунках) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостной характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большей свободой и гибкостью варьирует степенью пространственности и плоскостности.

   Графике могут быть свойственны тщательность объемно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность  штудирования натуры, выявление структуры  предмета. Но художник-график может  ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намеком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом одним из главных средств выразительности. В графике изображение в большей степени создается для того, чтобы выразить связанные с предметом идеи, так как свободный и условный язык графики позволяет выражать впечатления от предметов при минимальной предметности самого изображения. Графика несет не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение. В ее произведениях возникает колебание между реальным образом и знаком. Графика утверждает плоскость, чуждается объемности, в идеале стремится к двум измерениям, к узору, а не к форме. Емкость образа часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать графику с поэзией.

   Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не сможет (и не должна) соперничать в этом отношении  с живописью, имитировать ее и  гнаться за цветовым богатством, доступным  только одной живописи.

   Признавая рисунок определяющим, ведущим началом  графики, нельзя думать, что этому  виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи. При работе черным материалом на белой бумаге различают массу оттенков черного – от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти не бывает белой, а всегда имеет легкий оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные их наложения друг на друга.

   Когда говорят о живописности графики, то хотят подчеркнуть богатство, гибкость и разнообразие цветовых и  тональных отношений, позволяющих  избавиться в произведении искусства  от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям графики и скульптуры и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют ввиду резко выраженный рисунок, четкое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений.

   Основные  особенности искусства графики  сводятся к следующему: графика –  такой вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок; главными изобразительными средствам графики является линия, пятно, фактура, светотень; цвет в графике применяется более ограниченно и условно, чем в живописи; изобразительный язык графики отличается скупостью, лаконичностью в применении художественных средств; основным материалом, на котором исполняются и размножаются произведения графики, является бумага; значительная часть графического искусства тесно связана с печатью, с размножением произведений; создание произведений в графике требует относительно меньше времени, чем в других изобразительных искусствах; относительная простота техники, подвижность материалов, лаконизм и точность художественного языка делают графику искусством оперативным, а возможность широкого распространения – самым массовым видом изобразительного искусства.

   Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для  изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли  художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики – от массового воздействия плаката до истинного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений, требующих внимательного рассматривания. 

2.1. Станковая графика.

                К станковой графике относятся произведения графического искусства, имеющие самостоятельное значение. Они не связаны с литературным текстом (как, например, книжная графика) и не имеют узкого практического назначения (как, например, произведения прикладной графики). Станковой эта группа графики называется по аналогии со станковой живописью, произведения которой создаются на специальном станке – мольберте. Для станковой графики характерны широта тематики и разнообразие изобразительных средств. Чтобы разносторонне раскрыть избранную тему, графики нередко создают целые серии станковых произведений. Все листы таких серий объединены не только общей темой, но и приемами исполнения.

   Станковая графика условно делится на рисунок  и эстамп. В свою очередь рисунок  обычно рассматривается, с одной стороны, как оригинал, с другой – как вспомогательный вид. Существует огромное множество узких определений вспомогательного рисунка: учебный рисунок, академический рисунок, подготовительный рисунок и т. п. Грани между различными видами весьма относительны, и разделяться могут весьма условно. Лишь отметим, что рисунком называют изображения самого различного характера, исполненные самыми разными материалами на разных поверхностях и выполняющие различные функции, — на том основании, что ведущая роль в них принадлежит линии. В дальнейшем речь пойдёт только о рисунке в его особом, самостоятельном явлении искусства графики.

   «Собственно»  рисунок сложился совсем недавно  по сравнению с рисунком, понимаемым как всякое изображение линиями (который и является самым древним, самым первым способом изображения).

   Становление рисунка как особой сферы художественного  творчества вызвано причинами, возникшими на той ступени развития общества и искусства, которая получила название эпохи Возрождения.

   Важнейшими среди этих изменений были: индивидуализация творческого процесса в противовес опыту коллективной работы средневековых мастеров; расширение тематических границ, развитие советского направления, общий светский характер искусства; стремление создавать произведения на научной основе; сложение новой системы художественного видения, когда изображение стало строиться как реальная картина визуально воспринимаемой действительности; наконец, интенсивное развитие станковой живописи, графики и скульптуры.

Информация о работе К серии графических работ на тему "Городские дворики" (Гродно)