К серии графических работ на тему "Городские дворики" (Гродно)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целями моей курсовой работы являются:
Углубить свои знания о развитии жанра городского пейзажа на различных этапах.
Изучить различные трактовки данной темы художниками в офорте.
Углубить свои знания по теории графики и применить их на практике.
Освоить технические приёмы и возможности манеры офорта на цинковой доске – акватинта.

Файлы: 1 файл

курсовой проект.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Введение

                       Как правило, к офорту обращаются художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и фантастических образов и увлечённые таящимися в технике офорт возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также случайными эффектами, произвольно возникающими при печати (возможность получать различные оттиски с одной пластины). «Капризы» травления и печати, как и всей технологии офорта, дают в распоряжение мастера-офортиста дополнительные средства художественной выразительности. Повторное травление создаёт богатейшую тональную шкалу, а правильно заточенный инструмент сообщает штриху особую точность и изящество. На пластине, покрытой лаком, рисуют иглой или гвоздём, просто на металле - кистью, смоченной кислотой, и т. д., что диктует самый различный характер изобразительных средств. В офорте возможны волосяной штрих, пятно и мягкая широкая линия, которые меня и привлекают. Офортная линия, свободная, непринуждённая, способствует достижению широчайшей градации в эмоциональном строе образа - от проникновенной лиричности до напряжённого драматизма. Соединение травленой линии и акватинты (дающей пятно с мягкими переходами тона), эффекты светотени, усиленные применением «сухой иглы» (которая сообщает штрихам особую насыщенность, «бархатистость»), неповторимая фактура, возникающая при многократном травлении, — всё это придаёт офорт черты, отличающие его от любого другого вида гравюры.

Представляю вашему вниманию пояснительную записку  к серии моих графических работ. Серия работ исполнена в манере офорта – акватинта.

Идея серии заключается  в попытке выразить своё понимание  и отношение к своему любимому городу, отобразить непосредственную связь повседневной жизни человека с религиозной средой. Именно с Божьей помощью человек стремится понять и придумать всё новое. Поэтому серия работ является попыткой отобразить эту связь и композиционно организовать в единую группу.

Целями моей курсовой работы являются:

  1. Углубить свои знания о развитии жанра городского пейзажа на различных этапах.
  2. Изучить различные трактовки данной темы художниками в офорте.
  3. Углубить свои знания по теории графики и применить их на практике.
  4. Освоить технические приёмы и возможности манеры офорта на цинковой доске – акватинта.

           Задачей курсового проекта является закрепление теоретических знаний и практических навыков, приемов работы, более глубоко изучить технику офорта, а также накопление опыта научной и творческой работы в свете подготовки к последующей дипломной работе.

          Мы платим Богу налог любовью. Если мы этого не делаем, то потеряем человеческое счастье. Если человек периодически прощается со всем, что ему дорого, мысленно переживая смерть своих близких и свою собственную, то это уже готовность пожертвовать человеческим счастьем.   

1.Обоснование выбора темы

Изучение графики  как искусства начинается с чёрно-белой  графики. Она является наиболее принципиальной из всех её многочисленных разновидностей, так как обладает ярко выраженным «графизмом», или графическими свойствами. Ценными качествами графики являются также её мобильность, оперативность, массовость.

Особенно это относится  к эстампу, который вместе с рисунком является душой графического творчества. Эстамп даёт художнику практически  неограниченные возможности образных решений на протяжении всего процесса графической работы.

Важно также отметить такое свойство, как аутентичность  эстампа. В живописи оригинал обычно только один, чаще всего он находится  в художественном музее или в  частных коллекциях. В эстампе  каждый авторский отпечаток – оригинальное произведение, которое доносит до зрителя все тонкости графического замысла. Многотиражность эстампа содействует его демократизму, массовости. Сегодня с произведениями эстампной графики мы знакомимся не только в картинных галереях, на художественных выставках, они входят почти в каждый интерьер в виде оригинальной линогравюры, ксилографии, офорта и т.д.

Как всякий вид искусства, графика имеет свою специфику. В  сравнении, например, с живописью  её изобразительная палитра более  условная. Условность присуща уже самой природе графики. График передаёт всё богатство, все оттенки. Многокрасочность жизни с помощью только двух цветов: чёрного и белого. При этом белым обычно является бумага.

Однако, несмотря на видимую ограниченность средств художественного выражения, графика существует, не одно столетие и любима многочисленными поклонниками, как среди художников, так и среди почитателей искусства. Тысячи коллекционеров во всём мире бережно хранят графические листы мастеров далёкого прошлого и современных художников, крупные музеи имеют целые графические отделы, насчитывающие десятки тысяч экспонатов.

Что привлекает людей в графике, и в частности чёрно-белой графике? Категоричность ли средств выражения, делящая мир только на чёрное и белое? Или бесконечное количество нюансов при переходе от чёрного к белому и обратно?

Поэтому мною было принято решение, что выбор темы курсовой работы городского пейзажа в серии работ, наиболее интересным будет в графическом исполнении. Тем более что я давно увлекаюсь тематикой городского пейзажа в технике графики. Офорт привлекает меня своей техникой, которая очень сложна, требует усидчивой, медленной и кропотливой работы, его строгая система гравирования, особая ритмичность линий, их послушное следование движению формы влечёт за собой.

Городской пейзаж – реальный продукт художественной культуры народа, изучение которого является одной из форм связи с духовным наследием своего отечества. Не даром во все времена многие художники стремились увековечить своей рукой красоту и величие творения человеческих рук – архитектуру города.

Также выбор темы обусловлен и тем, что в процессе обучения в университете пришлось столкнуться  со множеством заданий, развивающих  творческое мышление, индивидуальность, собственное понимание окружающей действительности – это и композиция, и рисунок, и живопись.  

1.1.Характерные особенности искусства графики

Графическим искусством, или графикой (от греч. grafo — пишу, черчу, рисую) называется один из видов изобразительного искусства, включающий рисунок и произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Прежде всего, графика — искусство, основу которого составляет рисунок, цвет в графике  не является главным, как, например, в живописи.

Основными изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, светотень, фактура. К этим средствам относится также и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия — это след от движения точки на плоскости. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине (илл.1). Чем меньше точка, тем тоньше будет линия. Различают три типа линий:  изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные. Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью. Короткие линии называют штрихами. Задача штриха в передаче пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. Активную роль в графике играет фактура материалов, специфика графических техник и приёмов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, чёткость и гибкая контрастность ксилографии, лёгкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.).

Наиболее  отличительный признак графики  — особое отношение изображаемого  предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или по выражению графика В. Л. Фаворского «воздух белого листа» (илл.2). Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности.

Графика, как  было сказано, ограничена в своих  цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать  её и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи. Но признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные и цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи. При работе чёрным материалом на белой бумаге различают массу оттенков чёрного — от самых тёплых до самых холодных. Бумага также почти никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет лёгкий цветовой оттенок.

Графику вовсе  не безразлично, какой цвет избрать  и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к чёрно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные наложения их друг на друга.

   Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики – от массового воздействия плаката до истинного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений, требующих внимательного рассматривания. Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в её распоряжении. Характерным признаком графического искусства является и то, что главным материалом для создания и размножения графических произведений является бумага, а также его связь с процессами печати. Так называемая печатная форма, с которой производится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путём (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений.

   Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что основные особенности искусства графики сводятся к следующему:

    • графика — такой вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок;
    • главным изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, фактура, светотень;
    • цвет в графике применяется более ограниченно и условно, чем в живописи;
    • изобразительный язык графики отличается скупостью, лаконичностью в применении художественных средств;
    • основным материалом, на котором исполняются и размножаются произведения графики, является бумага;
    • значительная часть графического искусства тесно связана с печатью, с размножением или тиражированием произведений;
    • создание произведений в графике требует относительно меньшего времени, чем в других изобразительных искусствах;
    • относительная простота техники, подвижность материалов, лаконизм и точность художественного языка делают графику искусством оперативным, а возможность широкого распространения — самым массовым видом изобразительного искусства.
 

    1.2.Эстамп. Характерные особенности эстампа

Одной из разновидностей графики является эстамп. Эстампом (от фр.estamper – штамповать, оттискивать) называется художественное произведение графики, отпечатанное с авторской печатной формы.

Основные разновидности  эстампа имеют свои технологические  прототипы, существовавшие в более  ранние времена (для ксилографии  это штампы, печати и набойка, для  резцовой гравюры это ремесло  золотых дел мастеров, для офорта – мастерские оружейников). Эстамп в истинном смысле слова, как отпечаток на бумаге изображения, вырезанного на специальной доске, появляется только на рубеже 14 – 15 веков.

В истории известны случаи, когда эстамп печатался на пергаменте, на атласе, на шёлке, на полотне, но все эти материалы были малоподходящие для печати или дорогие. Только с широким распространением бумаги гравюра обрела основы своей технологии, податливый, принимающий на себя различного рода изображения, дешёвый материал. А бумага, которую начали изготавливать в Европе в 12 веке, стала привычной к концу 14 века. Это совпало с распадом средневекового высоко-эстетического типа искусства. К 15 веку в изобразительном искусстве всё активнее нарастает стремление к визуально более точному отображению натуры, интерес к научной перспективе; светская, мирская тематика всё больше привлекает художников.

Изобретение в Германии в 1444 году печатного станка (илл.3,4) знаменовало собой важнейший переломный момент в истории графики. Имя открывшего человеству широкие возможности получения информации – Иоганн Гутенберг – человек, посвятивший свою жизнь книгопечатанию и внешний немалый вклад в развитие графического искусства (илл.5).

Чтобы лучше понять особенности эстампа, необходимо ознакомиться с принципами его печати. Художник создаёт на твёрдых материалах (литографском камне, деревянной доске, металлической пластине, линолеуме и т.д.) так называемую печатную форму (часто её называют «доской»), с которой и производится печатание художественного произведения – эстампа.

Для того чтобы отпечатать в типографии репродукцию, плакат, иллюстрацию, этикетку и так далее, тоже изготавливается печатная форма, но делается она с оригинального произведения художника фотомеханическим способом с помощью специальных аппаратов и машин. Такая печатная форма называется типографской, или машинной, а печать с неё — типографской, или полиграфической печатью.

Печатная форма  в эстампе, созданная руками автора – художника, называется авторской печатной формой, а печать, в отличие от типографской, мы называем художественной печатью. Различные способы создания эстампа в зависимости от материала печатной формы (камень, дерево, металл, линолеум) называются графическими техниками. К наиболее распространённым графическим техникам относятся: офорт, линогравюра, литография, шелкография.

Информация о работе К серии графических работ на тему "Городские дворики" (Гродно)