К серии графических работ на тему "Городские дворики" (Гродно)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целями моей курсовой работы являются:
Углубить свои знания о развитии жанра городского пейзажа на различных этапах.
Изучить различные трактовки данной темы художниками в офорте.
Углубить свои знания по теории графики и применить их на практике.
Освоить технические приёмы и возможности манеры офорта на цинковой доске – акватинта.

Файлы: 1 файл

курсовой проект.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

   В то же время рисунок привлекал художников и как форма творчества, которая способна и достойна воплощать значительные замыслы, предназначенные специально для него. Большой силы и высоты самостоятельный станковый рисунок достиг в творчестве Андрея Мантеньи, который разработал своеобразный тип рисованного изображения, приближающегося по композиции и характеру моделировки к барельефу, а по духу – к античным образцам.

   В этих условиях рисунок стал незаменимым  орудием художника для достижения многих целей: для изучения натуры и  приёмов её изображения на плоскости, разработки научных основ изобразительного творчества, «записи» наблюдений, впечатлений, мыслей, фантазий, для подготовки к созданию живописных и других произведений. И в это же время исполнялись рисунки, имеющие совершенно независимый характер. Рисунок стал использоваться столь широко и многообразно, он столь полно раскрыл свои возможности и достиг таких художественных высот, что это позволяет утверждать: именно в эпоху Возрождения рисунок становится особым, самостоятельным явлением искусства.

   Новый художественный принцип – подражание природе – и новый принцип  создания произведений – свобода  от канонов, свобода сочинения, вымысла  – позволили, наконец, развиваться  двум главным специфическим способностям рисунка: быть самой прямой – в сфере художественного изображения – связью руки и глаза и самой прямой связью руки и мысли. Два направления становятся главенствующими: рисунок с натуры как незаменимое средство постижения реальности и способов её изображения на плоскости и рисунок как непосредственное выражение размышлений и переживаний художника, как средство разработки индивидуальных замыслов. Они и раскрывают в основном особенности освоения мира в рисунке.

   Специфической особенностью рисунка является многообразие и многозначность его форм. Следует отметить наиболее часто встречающиеся типы рисунка: станковый, свободный, подготовительный, композиционный.

   Станковый рисунок представляет собой однородное по своему характеру, своей структуре произведение, которое для воплощения замысла специально построено и завершено само в себе. Такое произведение замкнуто на выражении определённой идеи, определённого суждения о мире и при этом завершено с точки зрения художественного воплощения этой идеи.

   Простота  материалов и процесса изображения  позволяет создавать рисунки непосредственно в тот момент, когда у художника возникает стремление запечатлеть своё наблюдение, мысль, представление. Такие рисунки – а их огромное множество – не имеют в своей основе замысла и не обладают чертами, обусловленными его воплощением; движущий мотив их создания можно назвать побуждением, а сами рисунки – свободными.

   Среди самостоятельных работ, помимо станковых  и свободных рисунков, принято выделять такой тип произведений, как самостоятельные этюды. Они служат средством изучения окружающего мира в различных его проявлениях, создания «багажа» наблюдений, впечатлений, средством совершенствования мастерства; с помощью этюдов происходит художественное освоение самых разных элементов окружающего мира. Также существуют подготовительный этюд и композиционный рисунок.

   Говоря  о рисунке, также следует отметить особым типом каллиграфический рисунок. Он представляет собой конкретное изображение образа по памяти точным и непрерывным движением пера или иного инструмента. Предшествует этому глубокий анализ натуры. Для каллиграфического рисунка характерна стилизация формы через неповторимую, плавную, изменчивую и пластичную линию, которая условно и ассоциативно выражает графический образ. 

   2.2. Гравюра, виды гравюры

   Гравюрой (от фр. graver – вырезать) называют  вид графического творчества, где рисунок сначала вырезается или вытравливается на доске (деревянной, металлической или из другого материала), а затем оттискивается с доски на бумагу (илл.10). Гравированием (от фр. – вырезать) называется процесс создания печатной формы в ряде техник. Процесс гравирования присущ ксилографии, резцовой гравюре, офорту, линогравюре, гравюре на картоне и некоторым другим техникам. Гравюрой также называются произведения графики, отпечатанные с гравированной печатной формы. Гравюра является производной от эстампа, ибо вбирает в себя техники, непосредственно связанные с вырезанием или травлением.

   Гравюра может  быть высокой, или выпуклой, если чёрные (печатающие) штрихи рисунка оставляют на доске нетронутыми, а промежутки между ними вырезают. Если же печатающие штрихи прорезают (или протравливают) вглубь, а промежутки оставляют нетронутыми —гравюра называется глубокой, или углубленной. В первом случае печатную краску наносят на поверхность доски, во втором — забивают внутрь штрихов, а с поверхности доски стирают. К высокой гравюре относится гравюра на дереве, линолеуме, картоне, к глубокой — разные виды гравюры на металле: резцовая гравюра, офорт и другие.

   Гравюра на дереве возникла в глубокой древности, задолго до изобретения книгопечатания в Европе. Впервые она появилась в Китае. Появлению её предшествовал способ получения оттисков с плоских каменных рельефов, в наше время называемый эстампированием.

   На протяжении своего развития гравюра искала новые  материалы для своей реализации. Гравировать штихелями можно в принципе на любом однородном материале, достаточно твёрдом, не крошащемся и позволяющем свободно, без усилия вести инструмент. Поэтому во все времена художниками постоянно пробовался всякий появившийся новый материал.

   Так для  торцовой гравюры в качестве заменителя служили различные сорта полиэтиленового  пластика, более мягкие из них позволяли  гравировать и штихелями и  резцами для линогравюры, порой  достаточно тонко и чётко. Проще  и удобнее производилась работа на более мягком и менее вязком пластике — полистироле; на нём можно было получить разнообразный, достаточно тонкий и чёткий штрих. Также использовали легкорежущиеся пластики с наполнителями (как например инсулак), но в силу своей зернистости стуктуры материала были не достаточно устойчивы к тиражированию.

   Ксилография. Вид выпуклой гравюры. Ксилографией называется гравюра на дереве (от греческого «ксюлон» — дерево, «графо» - пишу, рисую). Самая древняя техника гравюры. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони) продольного распила вдоль волокон дерева загрунтовывается. Поверх грунта пером наносится рисунок. Затем линии с обеих сторон обрезаются ножичками, а дерево между линиями вынимается особым долотом на глубину 2-5 мм. Краска при печати накладывается (тампоном или валиком) на выпуклую поверхность доски и при помощи офортного станка на специально й бумаге делается эстамп.

   Существует  два вида гравюры на дереве: обрезная (продольная) и торцовая (поперечная). Также ксилографию разделяют  на оригинальную (авторскую) и репродукционную.

   Обрезная  гравюра.  Мастер обрезной гравюры на дереве режет по доске продольного распила, обрезая каждую линию ножичком с двух сторон. Всё изображение складывается из таких чёрных линий и пятен, которые максимально контрастируют с белой бумагой. Это звонкость сопоставления чёрного и белого уже заранее определяет большую декоративность обрезной гравюры, а контрасты чёрных и белых плоскостей, особенно при работе белым по чёрному, создают эмоциональное переживание.

   Торцовая  гравюра произвела переворот в книжной графике. В отличие от обрезной гравюры гравюра торцовая обладает большей глубиной, нюансами, светотенью. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравненно легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения. Богатство и гибкость новой техники, тиражеустойчивость торцовой доски позволили ксилографии вытеснить из массовой печати глубокую гравюру на металле и в дальнейшем успешно соперничать с появившейся почти в это же время литографией. Появление в первой половине 18 века нового вида гравюры на дереве – торцовой ксилографии – связывают всегда с именем английского гравера Томаса Бьюика (1753 – 1828) (илл.11). Это вполне закономерно, так как Бьюик не только первый освоил новую технику как художник, но и создал в этой технике произведения, не только значительные, но во многих отношениях непревзойдённые.

   Резцовая гравюра. Вид углублённой гравюры. В металлической пластинке (медь, латунь, цинк, железо) механическим способом углубляется рисунок. Он врезается в металлическую доску стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом. В углубление тампонами вбивается краска и прокатывается между валиками печатного станка.

   Резцовая  гравюра характеризуется большим  физическим напряжением мастера  при работе: стальной штихель с  усилием преодолевает сопротивление  металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур.  Но, кроме законченности, отчеканенности формы, само физическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно, поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А. Мантенья, А. Дюрер, (илл.12,13)).

   Линогравюра является разновидностью выпуклой гравюры. Главное из того, что говорилось о гравировании на дереве, относится и к линогравюре. Инструменты для гравирования на линолеуме – те же самые угловые и полукруглые стамески, какие употребляются для продольной гравюры на дереве. Линогравюра режется в основном этими инструментами (илл.13). Употребляется и нож для точной обрезки мелких деталей, шрифта и т.п. Но есть и существенные особенности: от продольной гравюры линогравюру отличает большая тонально-цветовая насыщенность, «живописность»; от торцовой – то, что вместо тоновой штриховки в линогравюре пользуются по преимуществу контрастными отношениями чёрного и белого, даже если решается чисто тональная задача (например постановка против света). Изобразительные средства здесь лаконичны: чёрное и белое пятно, очень ограниченная штриховка, воспринимаемая тоже как цвет, чёрная и белая контурная линия. При этом всё время надо думать о пространственном звучании чёрного и белого: что впереди, что сзади. В этой технике необходимо, чтобы чёрный цвет, как и белый, выглядел везде по-разному (илл.14).

   Гравюра на картоне – особая графическая техника. По способу печати её чаще относят к выпуклой гравюре. Изобрёл гравюру на картоне в 1924 году советский художник К. В. Кузнецов. Использование дешёвого материала, получение с одной печатной формы абсолютно разных оттисков, богатство и разнообразие изобразительных средств, способствовали распространению этой графической техники. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности, но лучше всего пользоваться твёрдым, с гладкой поверхностью, например, оргалитом. Гравируют на картоне ножом или офортной иглой, другие инструменты больше рвут, чем прорезают поверхность. Особенность работы заключается в том, что картон можно косо срезать или срывать его верхний слой на разную глубину; разрушать его иглой, ножом, наждачной бумагой; соскабливать и выжигать; делать сквозные прорезы; наклеивать аппликационно другие материалы и т. п. В оттиске получаются пятна разной фактуры и насыщенности.

   По технике  исполнения гравюра на картоне сходна с ксилографией, но обладает особыми, присущими только ей свойствами. Если гравюра на дереве позволяет художнику получать большое количество одинаковых оттисков с одной печатной формы, то в гравюре на картоне по технике исполнения доступна для широкого круга любителей графики, позволяет художнику получать переходы от белого до глубокого чёрного цвета. При удачном выборе приёмов гравирования получают мягкий, живописный оттиск (рис.15). 

   2.3. Городской пейзаж  в графике

   Графика пейзажа — основная часть летней практики на пленэре. Художественные композиции выполненные на основе пейзажных зарисовок, занимают почти половину объёма всех работ на выставках изобразительного и прикладного искусства последних десятилетий. Графика пейзажа присутствует в текстильном рисунке и на изделиях из керамики, дерева, стекла, металла уже не одно столетие, впитывая в себя лучшие достижения изобразительной пленэрной практики. Гобелены, расписные панно, платки, ковры и др. изделия ручного и промышленного изготовления несут на себе полноценные пейзажные сюжетные построения.

   Пейзаж  широко присутствует во множестве рекламных  графических композициях 20 в. Красивые пейзажи, запечатлённые в виде рисунка, чёрно-белого или цветного эстампа, наравне с живописью украшают интерьеры множества европейских квартир, особняков, клубов, ресторанов и музеев. Любование пейзажем стало особым культом для многих народов дальневосточного региона и с давних времён вошло в традиционное искусство Китая.

   Индустриальный  архитектурно-городской пейзаж раскрывает тему второй среды, созданной руками человека. Городская среда почти  не имеет участков «дикой» природы. Город – своеобразная огромная натюрмортная постановка под открытым небом. Графика городского пейзажа, как правило, исполняется одновременно с графикой интерьера, что позволяет глубже изучить взаимосвязь экстерьера и интерьера архитектурных сооружений. Это позволяет понять принципы пластического единства внешних и внутренних архитектурных форм. После графики конкретных архитектурных форм следует начинать работу над изучением окружающей среды – городского пейзажа. Графику городского пейзажа можно выполнять на различных исторических и современных объектах городов. Из исторической архитектуры наиболее привлекательны дворцовые постройки, культовые памятники и жилая застройка прошлых веков.

   История графики  открывает перед нами сотни изобразительных  приёмов, использовавшихся художниками. Приёмы нарабатываются каждым графиком вместе с ростом творческого мастерства. Чем крупнее художник, тем индивидуальнее его изобразительный почерк. 

Информация о работе К серии графических работ на тему "Городские дворики" (Гродно)