Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:25, доклад
Танец в общем ряду искусств занимает особое положение. Музыка и изо по отношению друг к другу достаточно самостоятельны. Тогда как танец подчинён замыслу музыкального и, отчасти, изобразительного произведений. Основное требование к танцу - единственно возможное воплощение этого замысла в движении. Простое движение под музыку искусством ещё не является. Чем и страдает классический балет, упорно претендующий на вид искусства. Ведь суть танцевального движения не в демонстрации физического совершенства и салонных повадок: если спина, то идеально прямая; если ходить, то только на пуантах.
эстетика танца.
Эстетика тела. Танец в общем ряду искусств занимает особое положение. Музыка и изо по отношению друг к другу достаточно самостоятельны. Тогда как танец подчинён замыслу музыкального и, отчасти, изобразительного произведений. Основное требование к танцу - единственно возможное воплощение этого замысла в движении. Простое движение под музыку искусством ещё не является. Чем и страдает классический балет, упорно претендующий на вид искусства. Ведь суть танцевального движения не в демонстрации физического совершенства и салонных повадок: если спина, то идеально прямая; если ходить, то только на пуантах. Не мотивированные движения, поверхностная эстетика - более тела, чем танца. В основе же танца должны быть заключены эмоционально выраженные пластические формы естественного происхождения.
Возвращаясь к определению понятия
«танец», необходимо учесть следующие
положения:
- не всякие движения тела можно считать
танцем;
- многие ритмичные движения тела танцем
не являются;
- не всегда танец определяется пластикой;
- необходимо различать понятия внутреннего
и внешнего ритма;
- искусство танца несомненно подразумевает
мастерство исполнителя.
Пожалуй, главный вывод,
Человек является частью вселенной. Именно
поэтому каждый из нас музыкален и обладает
чувством ритма. Чувство ритма заложено
в нас еще от первобытных предков, танцевавших
свои ритуальные танцы. Тело человека
просто создано для движения. А поэтому
каждый может научится танцевать, если
будет слушать ритм, а не просто слышать.
Тело человека создано для движения, которое
так же естественно и необходимо для жизни,
как и дыхание. Как и дыхание, движение
дает нам энергию, позволяет выйти за пределы
обыденного восприятия. Движения, особенно
если они правильны (а мы говорили вначале,
что танец — это еще и искусство), способны
уравновешивать психику, исцелять, они
пробуждают психическую энергию, необходимую
для обретения силы, духовного совершенствования,
для жизни и даже для смерти.
Танец способствует взаимодействию полушарий
головного мозга, соединяя интуитивное
и рациональное. Каждое движение и жест
приводят к электрическим изменениям
в теле и мозге, задействуют более тонкие
уровни восприятия. Нам необходимо только
научиться управлять ритмом в гармонии
с внутренним миром.
Танец как вид искусства обладает мощным
психофизическим воздействием на зрителя.
Ощущение психологического комфорта наступает
у зрителей при так называемом явлении
резонанса, когда танцующие достигают определенной
гармонии между музыкой и движением, между
движениями друг друга, настроив свое
электромагнитное поле на зрительный
зал. Напротив, явление диссонанса у
зрителей наступает тогда, когда то, что
они слышат, не совпало с тем, что они видят,
а если быть точнее, тот зрительный образ,
который они увидели наяву, не совпал с
образом, сформировавшимся внутри.
Кроме того, даже одинаковые танцевальные
движения индивидуальны для каждого из
нас. Они характеризуют нас, подчеркивают
индивидуальные черты. Движения тела как
бы соединяют внешний мир человека с внутренним
и служат незримым мостиком между ним
и его духовной сущностью.
Стиль Айседоры. Менее же всего подвержен всем указанным недостаткам и отвечающий всем требованиям, предъявляемым к эстетическому продукту - это стиль "модерн" в трактовке известной Айседоры Дункан. И, чтобы не путать этот стиль с уже чрезмерным многообразием других стилей, но под тем же названием, стоит обозначить его иначе, к примеру, "классика-модерн". В первую очередь, что характерно для этого стиля - тщательный отбор музыкального материала. Предпочтение отдаётся симфоническим, полифоническим, классическим, как старинным, так и современным музыкальным произведениям. Музыкальная основа должна обладать самостоятельной эстетической ценностью, быть гармоничной и совершенной в плане музыкальных канонов. Танец под гудки паровозов или завывания шакалов - кажется совсем не привлекательным.
Инструмент выражения. Само танцевальное движение рождается из музыки, а не путём комбинационных построений, подобно представлениям пирамидных акробатов и пожарников, выступавших в начале века, по схеме "делай - раз, делай - два". Цель постановочного процесса - добиться соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. При этом обязательно учитываются физические данные исполнителя. Процесс создания танцев творческий, исполнение осмысленное. Само движение в естественности и неразрывности хореографического рисунка, иначе говоря, в пластике. Танец исполняется совместно с музыкальным произведением, а не в сопровождении. То есть, танец выступает как элемент полифонической композиции, где тело - своеобразный инструмент, подобный инструментам музыкальным.
Однако в целом, не смотря на многовековую историю существования танцевальной культуры человечества, общим вопросам эстетики танца, уделялось незначительное влияние. Отсутствие же идейной, общефилософской основы танцевальной культуры может привести к ее деградации вплоть до полного вырождения.
Подытоживая
всё сказанное, можно выделить самые общие
свойства эстетического продукта и, соответственно,
танца как эстетической категории. Во-первых,
эстетический продукт, во всех случаях
продукт материальный, данный в ощущениях.
А именно, слуховых и зрительных. Эстетический
продукт создаётся из универсальных и
гармонически упорядоченных базовых элементов,
будь то звуки нотного стана, цвета из
спектрального ряда, математически обусловленные
графические элементы или эмоционально
выраженные формы движения. Во-вторых,
эстетический продукт метафизичен в плане
новых свойств синтеза базовых элементов.
Свойств, чувственным образом принимаемых
на уровне индивидуального восприятия.
Эстетический продукт, в целом, гармонически
упорядочен и обладает символизмом с несколькими
уровнями смысловых вложений.