Эстетика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:20, реферат

Краткое описание

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Файлы: 1 файл

прекрасное.docx

— 28.60 Кб (Скачать)

   Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

 Древнеегипетская цивилизация,  не оставила специальных трактатов  по эстетике. Однако в литературных  произведениях, в гимнах богам,  жизнеописаниях фараонов заключено  много глубоких теоретических  идей о природе искусства и  об эстетических свойствах действительности. Древние египтяне понимали красоту  стихийно-материалистически, утверждая,  что прекрасное есть жизнь.

    Надо заметить, что у  древних народов человеческое  обращение к миру сохраняло  свою целостность, а эстетический  интерес еще не полностью отделился  от практического, поэтому любое  их отношение к миру было  эстетическим.

    Древнегреческая эстетика  была частью нерасчлененных знаний. Зачатки многих наук еще не  отпочковались в самостоятельные  отрасли от единого древа человеческого  познания. В любой характеристике  мироздания у древних греков  подспудно присутствуют элементы  его эстетической оценки. Мысль  о мире изначально эстетична.  У первых натурфилософов в  единстве выступают эстетическое  и космологическое: прекрасное  – это вселенски прекрасное, это  всеобщая гармония и красота  мироздания (слово “космос” означает  одновременно: мироздание, мир, украшение,  наряд, красота, порядок, гармония; и не случайно это слово  имеет единый корень со словом  “косметика”).

    Утверждение натурфилософами  объективного существования мира  и реальности его красоты положило  начало большой эстафете теоретической  преемственности. Для пифагорейцев  мир – стройный космос, “все  небо – гармония и число”.

Красота гармонична. Причем гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Равное и  непротиворечивое в гармонии не нуждается. Там же, где противоположности  находятся в “соразмерной смеси”, там благо, здоровье человека. Музыкальная  гармония – частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. Красота  выступает как мера гармоничности  и истинности бытия, как мера созвучности  космосу.

Пифагор и пифагорейцы

Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом. Он же впервые назвал вселенную космосом. Предметом его учения был мир  как стройное целое, подчиненное  законам гармонии и числа.

Пифагорейцы были первыми, кто выдвинул первые эстетические представления.  Их представления тесно связаны с математическими занятиями, в частности с геометрией, а также с работами в области музыки, архитектуры , скульптуры.  Числовая теория пифагорейцев использовалась ими в теории изобразительного искусства. Эта теория помогала устанавливать правильные количественные соотношения в скульптуре и архитектуре. Пифагорейские идеи повлияли на дальнейшее развитие эстетической мысли.

Пифагор считал, что воспитывать возможно при помощи музыки. Таким способом человеческая душевная гармония восстанавливается и возвращается к своему первоначальному виду. Он предписывал и устанавливал своим знакомым музыкальное устроение и понуждения, придумывал смешение различных мелодий. Во многих источниках это характеризуются  тем,  что при помощи смешивания тех или иных мелодий, когда его ученики отходили ко сну, он очищал взволнованное умственное состояние.

Пифагор считал что музыка способствует в здоровье, если её правильно применяют. Существовали мелодии, созданные против уныния, внутренних язв и т.п. А также, были мелодии против раздражения, гнева и других, различных, душевных перемен. А для исправления души, Пифагор пользовался стихами Гомера и Гесиода.

 

Пифагорейцы развивали учение о  “гармонии сфер”: планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами  соотносятся между собой, как  интервалы тонов октавы. Планеты  движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить  мировую гармонию сфер. Эти фантастические представления пифагорейцев – свидетельство  их наивной уверенности в том, что Вселенная – прекрасно  звучащий оркестр.

Гераклит

          Гераклит – древнегреческий философ. В своих трудах Гераклит изъяснялся сжато, но многозначно. Его изречения часто сравнивали с загадками.

Гераклит понимал прекрасное, как действительное, выступающее в качестве единства в многообразии. В своих афоризмах Гераклит выдвинул положение об относительности прекрасного и о зависимости красоты от  родового содержания данного предмета.

По мысли Гераклита, человек – часть природы, которая представляла собой вечно живой огонь, она вечна и бессмертна. Человек, считал Гераклит, должен  сообразоваться с природой, с её ,так называемой, «живой душой». Гераклит полагал первоначалом мира – огонь, который также есть душа и разум.

Гераклит считал, что искусство подражает красоте природе. Ведь именно природу он считал гармонией.  Характерно, что когда Гераклит хочет наиболее наглядно раскрыть природу гармонии, он обращается к искусству.

    Гераклит впервые в  истории эстетики поставил вопрос  о характере восприятия прекрасного:  оно постигается не с помощью  вычисления или отвлеченного  мышления, а лишь путем созерцания. Как можно исчислить и измерить  огонь, эту всепоглощающую стихию, которая сегодня одна, а завтра  другая? Для того, чтобы постигнуть  суть огня – красоты, по  Гераклиту, необходим столь же  искусный инструмент в руках  познающего и созерцающего субъекта: огнеподобность мышления – его  диалектичность. Постижение сущности  жизни и природы красоты для  Гераклита равнозначно раскрытию  противоречивой сущности бытия,  рождения и умирания, борьбы и  гармонии.

Платон

        Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Создатель философской школы в Афинах. Именно этот философ, открывает перед нами наиболее ясное понимание значение проблем эстетики.

В своих учениях Платон затрагивал множество вопросов . Так ,например, ставил перед собой вопрос эстетики «Что является прекрасным само по себе ?» и тут он искал что-то специфическое , что  делало многие предметы прекрасными.

Но одной из важных была проблема роли и места искусства  жизни общества. Искусство Платон оценивал низко. Он считал его подражанием  материальному миру.  Потому он отрицал  за искусством возможность познания мира. Многие считают, что такое мнение у Платона о искусстве, сложилось исходя из того , что период расцветания античного греческого искусства совпадало с периодом расцвета рабовладельчества, а именно этот период Платон ненавидел. Также, Платон выстроил классификацию искусств, где делил их на «высокие» и «низкие». К «низким» он относил искусства, которые были ближе к природе (живопись , скульптуру) , а к «высоким» - музыку. Но несмотря на всё то, как негативно Платон относился к искусство , он выдвинул ряд мыслей ( идея красоты , прекрасного и так далее ), которые способствовали дальнейшему развитию теории искусства. Но всё же , Платон считал что искусство, воздействует на человека и оно должно быть использовано как фактор воспитания.

  Платон в своих  диалогах дает многосторонний  анализ проблемы красоты. Так,  в диалоге “Гиппий  Больший”  он ищет ответ не на вопрос  “что прекрасно?”, а на вопрос  “что есть прекрасное?”, пытаясь  охарактеризовать самую сущность  красоты. Платон сталкивает в  своем произведении двух персонажей: Гиппия и Сократа. Они всесторонне  анализируют прекрасное, пытаясь  сочетать утилитарное, сенсуалистическое  и этическое определения. К  окончательному определению они  так и не приходят, но сам  анализ «прекрасного», всесторонний  и диалектичный, чрезвычайно полезен.  Последняя фраза диалога звучит  как вывод: “Прекрасное – трудно”.

            В диалоге “Филеб”  Платон утверждает, что красота  не есть красота самих живых существ или картин, а “прямое и круглое”, то есть абстрактная красота поверхности тела, форма, отделенная от содержания. Философ ищет красоту в геометрических телах, в пропорциональности. В конечном счете, красота для Платона – эстетически своеобразная идея, познать которую человек может, только находясь в особом состоянии одержимости, вдохновения, через воспоминание бессмертной души о том времени, когда она еще не вселилась в смертное тело и пребывала в мире идей.

   Наиболее ценны в учении  Платона о красоте диалектически  многосторонняя ее характеристика  и мысль о специфичности эстетического  переживания: прекрасное “возбуждает”  некоторые особенные, свойственные  только ему, “наслаждения”.

Аристотель

Аристотель – первый мыслитель, создал всестороннюю философию, которая охватывала многие сферы человеческого развития - социологию, философию, политику, логику, физику.   

Аристотель, как и его предшественники пифагорейцы, Гераклит, Платон, в центр своих эстетических исследований ставил проблему прекрасного. Прекрасное – это объективные качества вещей, искусство отражает и подражает действительности , а не идеям.

Аристотель рассматривал искусство как подражательную деятельность, но он полагал, что художник изображает не копии идей, а реальные явления. Он также, как и Платон, делил искусство на  «искусства движений» и «искусства покоя». В «искусство движений» входили поэзия, музыка, танец, а в «искусство покоя» - живопись, скульптуры. Философ не считал, что искусство – это удвоений природы , а понимал его, как акт творческий.

Аристотель признавал, что в творческом процессе, следует отводить большую роль воображению, тем самым считая что: « художник изображает то, « что возможно по вероятности ».

Философ сравнивал искусство и науку, проводя различие между художественным  и научным познанием. В этом сравнение, Аристотель считал, что искусство всегда обобщает . Искусство даёт радость познания не того  что было, а того, что могло случиться .

По мнению Аристотеля, большое место в эстетике занимает проблема роли искусства. Древнегреческая мысль Аристотеля достигла высокого уровня развития. Аристотелевская концепция прекрасного теоретически соответствовала гуманистической художественной практике античного искусства.

Плотин

          Плотин – философ и эстетик поздней античности. Считается основателям неоплатонизма. Систематизировал учения Платона.

По мнению Плотина, искусство есть воплощение в чувственном материале красоты. Искусство не просто подражают предметам природы, но проникают в принципы , лежащие в основании самой природы.

Плотин считал, что искусство не является подражанием, поскольку художники создают больше того , что мы видим в природе .

Плотин очень ценил  музыку. Поэзию, живопись, скульптуру он считал творением прекрасного. И именно поэтому, главной задачей искусств, Плотин считал стремление к выражении идеального.

Учения Плотина являются связующим звеном между античной и средневековой мыслью. Влияния его идей были обнаружены в текстах многих последующих выдающихся мыслителей.

Фома Аквинский

           Фома Аквинский – философ, представлял оригинальное сочетание философии Аристотеля и догматов священного писания.

Искусство Фома рассматривает как подражание. Здесь он идет по пути Аристотеля. Как и Аристотель, основное назначение искусства он видел в познании.

По мнению Аквинского, искусство, которое подражает конкретным, единичным формам, воспроизводит только частное и не может передать « субстанциональную форму ».

Аквинский считал, искусство  подражает природе, оно, как и  природа, имеет своей целью результат, оно не создает новых форм, а только воспроизводит или преобразует уже существующее для появления прекрасного. Если театр, живопись, поэзию, музыку, включают в « общую гармонию жизни », то они могут существовать и доставлять удовольствие. Фома Аквинский указывает на то, что роль художника в создании произведения искусства, делает попытки отличить искусства от науки.

         В Средние века господствовала концепция божественного происхождения красоты: Бог, одухотворяя косную материю, придает ей эстетические свойства. Чувственная красота большинством отцов церкви признавалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным.

    В противовес этому  гуманисты эпохи Возрождения  утверждали красоту самой природы  и радость ее восприятия. Искусство  они рассматривали как зеркало,  которое художник держит перед  природой.

Леонардо да Винчи

        Леонардо да Винчи – один из ярких представителей искусства Возрождения, а также, живописец, скульптор, изобретатель, писатель, анатом, математик .

Живопись была для него наиболее совершенным инструментом познания мира (природы и человеческого общества). Основным вопросом его теории было определение сущности живописи как способа познания мира. Леонардо да Винчи считал, что живопись полна глубокого размышления над движением и формой. Темой искусства служат выразительность и разнообразие движения, и истинная сущность всех явлений природы. Живопись имеет дело с естественной философией, показывая, что совершает ум, двигая тело .

Информация о работе Эстетика