Эстетика Мануэля Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:55, доклад

Краткое описание

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии и основоположник классической эстетики. Этот период знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между миром природы (жестокости и зла) и миром свободы (культуры и морали) своеобразный «третий мир» - мир красоты. До этого он изложил первую составную часть своей системы - теоретическую - в «Критике чистого разума», а третью - практическую - в «Критике практического разума». Вторая, центральная часть стала разрабатываться Кантом после того, как он открыл новый всеобщий принцип духовной деятельности, а именно «чувство удовольствия и неудовольствия».

Файлы: 1 файл

Эстетика (2).docx

— 18.31 Кб (Скачать)

Эстетика Мануэля Канта

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии и основоположник классической эстетики. Этот период знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между миром природы (жестокости и зла) и миром свободы (культуры и морали) своеобразный «третий мир» - мир красоты. До этого он изложил первую составную часть своей системы - теоретическую - в «Критике чистого разума», а третью - практическую - в «Критике практического разума». Вторая, центральная часть стала разрабатываться Кантом после того, как он открыл новый всеобщий принцип духовной деятельности, а именно «чувство удовольствия и неудовольствия». Вначале эту часть Кант называл телеологией - учением о целесообразности. Затем телеология уступила место эстетике – учению о красоте. Работа над задуманным произведением длилась три года. Трактат получил название «Критика способности суждения». Одна из основных идей трактата – единый подход к живой природе и художественному творчеству на основе принципа целесообразности (гармонической связи частей и целого). Эстетическое у Канта рассматривается с точки зрения двух основных категорий – прекрасного и возвышенного. Прекрасное обращено преимущественно к знанию, а возвышенное – к морали.

 

Аналитика прекрасного:

1.  Прекрасно то, что нравится, не вызывая интереса. Оценка красоты свободна от интереса чувств и разума, от практического интереса.  
2.  Прекрасно то, что всем нравится без посредства понятия. Благодаря свободной игре воображения и рассудка возникает благожелательная оценка, которая предшествует чувству удовольствия, порождает его и придает эстетическому суждению всеобщий характер, т. е. прекрасное воспринимается опосредованно, а не непосредственно (при наличии у человека только эстетического чувства, чуткости к красоте). Всеобщность эстетического суждения состоит не в непосредственной общедоступности, а в «сообщаемости», в том, что, затратив силы и время, любой человек может до него добраться. Сама художественная культура не всегда дается от рождения, чаще воспитывается.  
3. Красота - это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели. Кант наряду с «чистой» красотой (цветы) вводит понятие красоты «сопутствующей» (красота человека, здания). Эстетический идеал реализуется только в сфере «сопутствующей» красоты. Нельзя себе представить идеал красивых цветов. 4. Прекрасно то, что вызывает благоволение с силой необходимости. Прекрасное вызывает интерес только в обществе. Это средство общения и показатель общительности. Прекрасное носит всеобщий характер и имеет значение для каждого.

Аналитика возвышенного:   
Возвышенное в собственном смысле слова не может содержаться ни в какой чувственной форме, а касается только идей разума. Удовольствие от возвышенного без «умствования» вообще невозможно. Восприятие возвышенного всегда связано с определенного рода волнением, которое возникает при созерцании предметов, размеры или сила которых превосходят привычные нам масштабы. Возвышенное - это возвышающее; бесстрашное отношение к страшному, преодоление страха и моральное удовлетворение по этому поводу. Суждение о возвышенном требует культуры, притом в большей степени, чем суждение о прекрасном, а также развитого воображения. (Если прекрасное соотносит воображение с рассудком, то в восприятии возвышенного воображение соотнесено с разумом - законодателем поведения.) Наличие морального закона в каждом из нас создает условия общего для людей наслаждения возвышенным. 
Единство истины, добра и красоты находит дополнительное обоснование в учении об искусстве. Кант разграничил искусство (свободное) и ремесло (искусство для заработка). Основной мотив эстетической деятельности - бегство от всех форм однообразной практической деятельности. Однако свобода в искусстве - вовсе не абсолютный произвол. Художественное творчество предполагает следование определенным правилам. Но подлинное искусство должно быть таким же непринужденным и естественным как природа. 
Кант считает, что нельзя вторгаться в жизнь художественного произведения, произвольно вмешиваться в созданную художником гармонию, «целесообразность». 
Эстетическое искусство, по Канту, делится на приятное и изящное. 
Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. 
Изящные искусства содействуют «культуре способностей души», приближают сферу эстетического к сфере познания.  
Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения. Кант абсолютизирует природную одаренность художника и недооценивает роль общественной среды в формировании творческих способностей и субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла художественного произведения. Так же Кант понимал и характер творческого процесса в искусстве как неосознаваемого, т. к. гений сам не может описать или научно показать, как он создает свое произведение.  
В отличие от науки, где важно описывать технологию творческого открытия для последующего его использования в науке и производстве, воспроизведение и дублирование художественного произведения не способствует развитию искусства, а увеличивает количество подражательных и серых произведений, т. е. оригинальность - одно из необходимых качеств шедевра в искусстве. Оригинальность может быть осознана только на фоне и по сравнению с теми произведениями, которые ею не обладают.  
Четыре признака характеризуют «гения»: 
1) это способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила; 
2)созданное произведение должно быть образцовым; 
3) автор не может объяснить другим, как возникает его произведение; 
4) сфера гения не наука, а искусство.


Информация о работе Эстетика Мануэля Канта