Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:55, доклад
Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии и основоположник классической эстетики. Этот период знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между миром природы (жестокости и зла) и миром свободы (культуры и морали) своеобразный «третий мир» - мир красоты. До этого он изложил первую составную часть своей системы - теоретическую - в «Критике чистого разума», а третью - практическую - в «Критике практического разума». Вторая, центральная часть стала разрабатываться Кантом после того, как он открыл новый всеобщий принцип духовной деятельности, а именно «чувство удовольствия и неудовольствия».
Эстетика Мануэля Канта
Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии и основоположник классической эстетики. Этот период знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между миром природы (жестокости и зла) и миром свободы (культуры и морали) своеобразный «третий мир» - мир красоты. До этого он изложил первую составную часть своей системы - теоретическую - в «Критике чистого разума», а третью - практическую - в «Критике практического разума». Вторая, центральная часть стала разрабатываться Кантом после того, как он открыл новый всеобщий принцип духовной деятельности, а именно «чувство удовольствия и неудовольствия». Вначале эту часть Кант называл телеологией - учением о целесообразности. Затем телеология уступила место эстетике – учению о красоте. Работа над задуманным произведением длилась три года. Трактат получил название «Критика способности суждения». Одна из основных идей трактата – единый подход к живой природе и художественному творчеству на основе принципа целесообразности (гармонической связи частей и целого). Эстетическое у Канта рассматривается с точки зрения двух основных категорий – прекрасного и возвышенного. Прекрасное обращено преимущественно к знанию, а возвышенное – к морали.
Аналитика прекрасного:
1. Прекрасно
то, что нравится, не вызывая интереса.
Оценка красоты свободна от интереса чувств
и разума, от практического интереса.
2. Прекрасно то, что всем нравится без
посредства понятия. Благодаря свободной
игре воображения и рассудка возникает
благожелательная оценка, которая предшествует
чувству удовольствия, порождает его и
придает эстетическому суждению всеобщий
характер, т. е. прекрасное воспринимается
опосредованно, а не непосредственно (при
наличии у человека только эстетического
чувства, чуткости к красоте). Всеобщность
эстетического суждения состоит не в непосредственной
общедоступности, а в «сообщаемости»,
в том, что, затратив силы и время, любой
человек может до него добраться. Сама
художественная культура не всегда дается
от рождения, чаще воспитывается.
3. Красота
- это форма целесообразности предмета,
поскольку она воспринимается в нем без
представления о цели. Кант наряду с «чистой»
красотой (цветы) вводит понятие красоты
«сопутствующей» (красота человека, здания).
Эстетический идеал реализуется только
в сфере «сопутствующей» красоты. Нельзя
себе представить идеал красивых цветов.
4. Прекрасно то, что вызывает благоволение
с силой необходимости. Прекрасное вызывает
интерес только в обществе. Это средство
общения и показатель общительности. Прекрасное
носит всеобщий характер и имеет значение
для каждого.
Аналитика возвышенного:
Возвышенное в собственном смысле слова
не может содержаться ни в какой чувственной
форме, а касается только идей разума.
Удовольствие от возвышенного без «умствования»
вообще невозможно. Восприятие возвышенного
всегда связано с определенного рода волнением,
которое возникает при созерцании предметов,
размеры или сила которых превосходят
привычные нам масштабы. Возвышенное - это возвышающее; бесстрашное
отношение к страшному, преодоление страха
и моральное удовлетворение по этому поводу.
Суждение о возвышенном требует культуры,
притом в большей степени, чем суждение
о прекрасном, а также развитого воображения.
(Если прекрасное соотносит воображение
с рассудком, то в восприятии возвышенного
воображение соотнесено с разумом - законодателем
поведения.) Наличие морального закона
в каждом из нас создает условия общего
для людей наслаждения возвышенным.
Единство истины, добра и красоты находит
дополнительное обоснование в учении
об искусстве. Кант разграничил искусство
(свободное) и ремесло (искусство для заработка).
Основной мотив эстетической деятельности
- бегство от всех форм однообразной практической
деятельности. Однако свобода в искусстве
- вовсе не абсолютный произвол. Художественное
творчество предполагает следование определенным
правилам. Но подлинное искусство должно
быть таким же непринужденным и естественным
как природа.
Кант считает, что нельзя вторгаться в
жизнь художественного произведения,
произвольно вмешиваться в созданную
художником гармонию, «целесообразность».
Эстетическое искусство, по Канту, делится
на приятное и изящное.
Приятные искусства предназначены для
наслаждения, развлечения и времяпрепровождения.
Изящные искусства содействуют «культуре
способностей души», приближают сферу
эстетического к сфере познания.
Искусство специфично, основано на врожденной
неповторимой особенности художественного
гения. Кант абсолютизирует природную
одаренность художника и недооценивает
роль общественной среды в формировании
творческих способностей и субъективных
волевых усилий в творческом процессе,
особенно при возникновении замысла художественного
произведения. Так же Кант понимал и характер
творческого процесса в искусстве как
неосознаваемого, т. к. гений сам не может
описать или научно показать, как он создает
свое произведение.
В отличие от науки, где важно описывать
технологию творческого открытия для
последующего его использования в науке
и производстве, воспроизведение и дублирование
художественного произведения не способствует
развитию искусства, а увеличивает количество
подражательных и серых произведений,
т. е. оригинальность - одно из необходимых
качеств шедевра в искусстве. Оригинальность
может быть осознана только на фоне и по
сравнению с теми произведениями, которые
ею не обладают.
Четыре признака характеризуют «гения»:
1) это способность создавать то, для чего
не может быть дано никакого правила;
2)созданное произведение должно быть
образцовым;
3) автор не может объяснить другим, как
возникает его произведение;
4) сфера гения не наука, а искусство.