Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2011 в 20:44, курсовая работа
Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков (с XII по XIV-XV вв.) искусства стран Европы. В готическом искусстве особенно резко выступают черты феодально-церковного влияния; католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами.
Введение
1. Готический витраж
2. Технико-технологические особенности
3. Функции витража в архитектурном ансамбле
4. Темы и сюжеты
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Как было отмечено выше, витраж сообщается и с внутренним, и с внешним пространством. Цветные стёкла готического собора видны лишь изнутри на просвет при освещении извне. Окна кажутся тёмными, если рассматривать их снаружи здания. Изображения почти неразличимы и изнутри в тёмное время суток, когда интерьер освещен огнями свечей и лампад. Лишь льющиеся сквозь стёкла солнечные лучи пробуждают к жизни картины на окнах, наполняя их мерцанием и свечением.
Необходимым условием организации архитектурного пространства является композиционное взаимодействие пространства и формирующих его элементов, в основе которого лежат различные закономерности формообразования. В жизни и художественной практике часто употребляются слова «масштаб» и «масштабность». Камерный масштаб отличается изяществом, тонкостью. Крупный масштаб подчёркивает значительность, монолитность, нерасчленённость форм, что было характерно, например, для витражей XI-середины XIII веков.
Готический стиль трактует детали тонко и мелко, жертвуя ими для монументальности общего впечатления. Благодаря колористической насыщенности, разнообразию зрительных впечатлений и, в то же время, известной слитности и однородности изображений, покрывающих всю плоскость окон, витраж увеличивает пространственный эффект интерьера. В готическом витраже большое значение имеет масштаб основной изобразительной темы - чаще всего фигур, который, как правило, соотносится с масштабом архитектуры. Абсолютные размеры изображений зависят от места расположения и удаления от зрителя. Исходными данными здесь оказывается не обычный рост человека, а условная мера, которая задаётся размерами архитектурных членений.
Для Готики вообще характерно контрастное отношение пространственных величин. Этот контраст в отношениях создаёт динамику "зрительного движения". Масштабный контраст - одно из закономерных композиционных условий взаимодействия искусств. Масштабный контраст вызывает эмоциональный интерес. Пластика интерьера готического собора приобретает особую выразительность в сопоставлении с мелкой ритмикой членений витражей.
Можно сделать вывод, что масштаб одновременно выступает как средство архитектурной композиции и как художественное качество формы, сомасштабность композиции витража и строя архитектуры является решающим фактором в достижении единства.
Связи с архитектурой носят более опосредованный и менее однозначный характер потому, что он представляет тектонически вполне самостоятельный её элемент, а самый этот элемент - окно- в свою очередь акцентирует пространствостроительные функции архитектуры.
Как известно, окно предполагает разрушение пространственной изоляции интерьера и экстерьера и установление между ними новых контактов. В зависимости от местоположения основного источника освещения оно способно менять как направленность своего действия по отношению к каждой из двух зон, так и сам характер этого действия. Витраж и необходим для выявления и координации этих пространственных взаимодействий.
В витраже каждый стилистический элемент,
колорит, рисунок выполняет двоякую функцию.
С одной стороны, он украшает плоскость,
служит декоративным или экспрессивным
целям, воплощает настроение, является
элементом ритма. С другой стороны, те
же элементы как бы отрицают плоскость,
перестают быть реальностью и делаются
фикцией, изображая близкое и далёкое,
тьму и свет, входят в мир воображаемого
пространства и времени.
4.
Темы и сюжеты.
В готическом витраже мы видим общие философские и эстетические принципы. Композиция изображения строится на мыслительной, символической связи. Сопоставляются элементы изображений витражей по их духовным и символическим соотношениям этих элементов и по принципам религиозной иерархии, а так же по требованиям орнаментального ритма. Верх и низ в таком изображении означают не пространственные категории, а только символически-орнаментальные строи.
Совершенно особое значение при такой композиции пространства приобретают рама изображения и его фон, от того, к которому привыкло наше зрение. Здесь рама не обозначает границ пространства, она является неким символическим знаком. Поэтому изображение может пересекать раму в разных направлениях, выходить из неё или же разлагаться на несколько самостоятельных обрамлений.
Основная тематика готических витражей – религиозная. Распространена также и другая тематика изображения на готических витражах — бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь, а также рыцари, короли, мифологические чудовища – драконы, единороги и т.д. Нередко мастера изображают самих себя за работой. Многоцветное сияние готического витража производит сильное впечатление.
Основные цвета раннеготических витражей - горячий красный и «потусторонний синий». Сияние сапфирового цвета, поглощающего красный, составляет основную притягательную силу этих произведений. Главенство синего напоминает о декоре мозаик, как, например, в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне. Этот цвет обозначает небесную сферу иного мира. Отблеск рубинов в таинственном сиянии символизирует пыл души, охваченной любовью. Витраж использует по большей мере цвета относящиеся к локальным, то есть чистые, несмешанные, непреломлённые. В нашем представлении такие цвета ассоциируются с определёнными предметами как их объективные, неизменные свойства (синее небо, зелёная листва, красный пламя).
Как правило, сюжетные изображения в готических витражах композиционно смещены ближе к нижней части окон. Также распределена и цветовая нагрузка. Светлые гризайльные стёкла концентрируются в верхней части окна, пропуская свет, освещающий своды храма.
Появление новых красок обогатило палитры художников, теперь можно было передавать тонкие цветовые нюансы, светотень, живопись стала исключительно выразительной. Живопись витражей становилась сложнее, краски обладали поразительной красотой. Огромные оконные пространства давали возможность применять расписные стекла больших размеров. Они не скреплялись свинцовой арматурой, а укреплялись непосредственно в оконных переплетах. В эту эпоху тесное сотрудничество архитектора и живописца по стеклу стало совершенно необходимым, причем ведущее начало принадлежало зодчему. Общий характер и композиция живописи по стеклу находится в полном согласий и сочетании с архитектурой сооружения. Мистика раннего средневековья придавала витражу выразительность огромной силы. Это период высшего расцвета витражей.
В соборе Бурже на витраже изображено начало притчи о блудном сыне, где в облике аристократа XIII века представлен герой библейской притчи, который восседает на серой лошади, держа на запястье сокола. Одет он в роскошный плащ с меховой подбивкой, струящийся мягкими складками. В больших квадрифолиях и маленьких медальонах изображены дальнейшие события притчи. Орнамент заполняет промежутки между этими сценами, а сам витраж обрамлен бордюром из пальметок. Такая интерпретация библейской притчи рассчитана на правящие классы. Для аристократа того времени падение блудного сына до жалкой участи свинопаса внушало ужас и омерзение.
В сюжетных зонах витража доминируют белый, различные оттенки фиолетового, зеленого и желтого цветов, в то время как в орнаментальных – красный и синий цвета. Персонажей размещали в зависимости от того, где разворачивалась сцена – на улице под открытым небом или в интерьере. Их изображали либо у нижней границы обрамления, на закругленной полоске земли, либо на своеобразных помостах. Персонажи буржского витража обладают изящными фигурами, но с крупными головами с мощными черепными костями.
На витраже «Святой Евстафий», расположенном на северном нефе собора в Шартре, изображен мир средневековой знати. Основным цветом палитры декоративных областей витража, как и в Бурже, являются красный и синий. А цвета, используемые в сюжетных композициях, уже другие - зеленый, фиолетовый, белый и желтый. На первой сцене изображен святой Евстафий, выезжающий на охоту. Здесь же изображен олень, пытающийся спастись от охотников. Витражисту удается подчеркнуть мощное телосложение всадников, оперируя линиями контуров и сочетаниями тонов драпировки одежд.
Рассмотрим фрагменты витража, который первоначально украшал позднероманский собор во Фрайбурге-им-Брайсгау. Это уже более поздний вариант раннеготического стиля. На витраже изображено генеалогическое дерево Христа – древо Иессеево. Внизу изображен спящий Иессей. Возле него произрастает дерево с огромной кроной, сформированной из фигур королей, и увенчивается оно фигурой Девы Марии. Над всем этим на престоле восседает Иисус в окружении семи голубей, олицетворяющих Святой Дух. По обеим сторонам витража расположены фигуры пророков, предвестников Мессии.
Основным элементом центрального витража является большая фигура Благословенной Девы Марии, окруженной изображениями квадратных и круглых медальонов с картинами из жизни Иисуса Христа. Доминирующие цвета в этом витраже – огненно-красный и синий.
Третий витраж, находящийся слева, посвящен Страстям Христовым, распятию и воскрешению Иисуса Христа. На витражах с изображением древа Иессея и Страстей Христовых доминирует почти сверхъестественный синий цвет, усиливающий мистический эффект, производимый самой картиной.
Окно-роза, украшающее южный рукав трансепта собора в Лозанне (Швейцария), отражает структуру мироздания в представлениях XIII века. Вселенную олицетворяют стихии - Воздух, Огонь, Земля, Вода, небесные тела - Солнце, Земля, Луна и знаки Зодиака. Течение времени символизируют образы времен года и трудов, связанных с месяцами. А женщина, одетая в элегантное одеяние, обозначает зодиакальный знак Девы.
К зрелой готике относится витражный цикл в Сент-Шапель. Сцены всего этого цикла изобилуют аллюзиями на французскую монархию, устанавливают ассоциативные связи между французскими королями, с одной стороны, и с другой - ветхозаветными царями и Христом. На витражах, иллюстрирующих житие и деяния царицы Есфири. фигуры гармоничны по пропорциями и очень элегантны. Эти витражи выполняли аналогичную функцию применительно к французским королевам.
Здание Сент-Шапеля пронизано многочисленными ажурными окнами, его оконные проемы целиком заполняют промежутки между несущими конструкциями. Именно поэтому Сент-Шапель стала одним из самых совершенных образцов «лучистого»1 стиля зрелой готики.
Фигуры витражей верхнего ряда окон центрального нефа в Страсбурге занимают почти всю область окна, из-за этого отсутствует орнаментальный фон, есть лишь место для обрамления. В витраже северной стены перед нами предстает принципиально новый тип композиции: ноли для фигур здесь обрамлены арками с балдахинами. Фигура святого Арбогаста, стоящего на пьедестале, изображена очень живо и правдоподобно. От каменной рамы окна фигуру отделяет обрамляющий его двойной бордюр с лиственным орнаментом. Одежды его производят большое впечатление, вот как их описывает Р.Томан: « Богато украшенные одежды святого многослойны: из-под тяжелых чашеобразных складок ризы видны вертикальные складки туники и изящно струящаяся драпировка альбы»2. Тело его повернуто в профиль, но, несмотря на это, можно заметить, что лицо индивидуализировано. Линии, борода, глаза и губы резко контрастируют с телесными тонами лица и шеи.
Витражи «Святая Гертруда» и «Библейский витраж», украшавшие церковь доминиканского женского монастыря в Кельне, олицетворяют окончательное торжество французской зрелой готики. Рассмотрим витраж «Святая Гертруда»: на нем изображена Богоматерь, стоящая под дарохранительницей, ее балдахин так же красив, что и балдахин, венчающий страсбургский витраж с изображением святого Арбогаста. Архитектурное обрамление витража заполнено синим фоном с ромбовидным орнаментом, оно окружено бордюром с орнаментом, где преобладает красный цвет.
Образ Богоматери грациозен, ее жесты и поза восходят к французским моделям. Рядом с Мадонной изображен коленопреклоненный монах-доминиканец Игбрандус. Возможно, что именно он и был донатором этого витража.
Витраж с изображением великолепной фигуры пророка Исайи украшает собор в Эксетере, одежда которого задрапирована крупными, свободно лежащими складками, а лицо волнами обрамляют борода и волосы. Исайя, стоящий в изящной позе, в левой руке держит свиток, на который указывает другой рукой. Здесь, как и на витраже «Святая Гертруда», для того, чтобы оттенить архитектурное обрамление поля, окруженное бордюром с натуралистическим лиственным обрамлением, фон был заполнен ромбовидным орнаментом синего оттенка.
Фигура Девы Марии в сцене Благовещения капеллы Богоматери, укрытая пышным балдахином, кажется, будто выступает вперед на фоне стекла как рельеф. Это ощущение передает мастерство витражиста, подчеркивающего объемность складок, округлых форм тела. Очень теплое свечение придают этому изображению оттенки желтого и синего тонов в сочетании с насыщенным красным. И это сочетание цветов резко отделяет композицию от серебристых пластин бесцветного стекла, которые обрамляют сцену Благовещения сверху и снизу.
Витраж в Эвре сохранился до наших дней. Это выдающийся образец витражного искусства готической эпохи. Верхний ярус этого хора был украшен витражами по инициативе епископа Жоффруа ле Фаз. В этом соборе три окна восточной стены целиком заполнены цветным стеклом. В центре изображена Мадонна с Младенцем (собор посвящен Деве Марии) и Иоанн Креститель (он был святым покровителем предыдущего епископа, Жана дю Прата). В правом окне изображено Благовещение, а в левом - монументальное Коронование Марии. В нижних частях этих композиций изображены коленопреклоненные донаторы и их гербы. Витраж королевского окна в хоре собора Эвре был разделен на четыре части. В центре этого витража помещена фигура монарха в коленопреклоненной позе в небольшой часовне. Он вместе со святым Дионисием обращен к Богородице. Эта композиция выполнена с виртуозным мастерством. Она превосходит все известные произведения французского витражного искусства той эпохи. Элегантность и роскошь витражей в Эвре восхищает, вот как об этом говорит Р. Томан: «Изящество, отличающее витражи эвреского деамбулатория, достигает здесь такой степени великолепия, что назвать эти шедевры простой имитацией руанского стиля уже невозможно: перед нами оригинальное достижение витражного искусства»3.