Готический витраж – распространение, технико-технологические особенности, функции в архитектурном ансамбле. Темы и сюжеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2011 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков (с XII по XIV-XV вв.) искусства стран Европы. В готическом искусстве особенно резко выступают черты феодально-церковного влияния; католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами.

Оглавление

Введение

1. Готический витраж

2. Технико-технологические особенности

3. Функции витража в архитектурном ансамбле

4. Темы и сюжеты

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

Готический витраж. Курсовая.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 

 
 
 
 
 

Готический витраж – распространение, технико-технологические особенности, функции в архитектурном ансамбле. Темы и сюжеты.

Специальность 080507 «Реклама»

Курсовая  работа студентки 2-го курса заочной формы обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Преподаватель:  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва, 2010 

Содержание

Введение

1. Готический витраж

2. Технико-технологические особенности

3. Функции  витража в архитектурном ансамбле

4. Темы  и сюжеты

Заключение

Список  использованной литературы

Приложение 
Введение
 

     Выбор готики не случаен. Готически стилизованное пространство погружает в вечное. Мерцающее кобальтовое и пурпурное стекло, вставленное в свинцовые рамы, наполняет помещение таинственностью и сокральностью средневековья.

     Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков (с XII по XIV-XV вв.) искусства стран Европы. В готическом искусстве особенно резко выступают черты феодально-церковного влияния; католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами.

     Основополагающее  место в искусстве Готики занимал  собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры оказывали сильное эмоциональное воздействие на прихожан. Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, которые к этому времени отличались уже высоким художественным уровнем. На их качество оказывало влияние развитие живописи вообще и живописи на стекле в частности.

     Витраж  — произведение декоративного искусства  изобразительного или орнаментального  характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

     Являясь частным феноменом готического стиля, витраж прекрасно иллюстрирует общее понятие термина "готика". Как в капле воды, в нём отражаются эстетические концепции средневековой Европы. Он вполне может быть выразителем не только конкретного направления в искусстве и архитектуре, но и всего исторического отрезка времени, которое принято называть средними веками.

     Для того чтобы определить технико-технологические особенности витража, его функции в архитектурном ансамбле, а также  темы и сюжеты я рассмотрела несколько книг, основные -  Рольф Томан «Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись»,  2000 г., Н.В. Баранов, А.В. Бунин, В.В. Большаков и др., «Всеобщая история архитектуры в 12 томах», 4 том, 1973 г. и Э.Мартиндейл, «Готика», 2001 г.

     В книге Р. Томана изложена история  развития готики от первого взлета архитектуры во Франции до форм, которые приобретал этот стиль в  различных странах Европы. Ценным дополнением к обзору соответствующего исторического периода служат статьи, посвященные искусству витража и ювелирному делу. Многочисленные иллюстрации, вошедшие в данную книгу, охватывают широкий спектр разнообразных форм, которые приобретала готика на протяжении всей своей истории.

     А в работе Э. Мартиндейла определены основные черты готического стиля  в живописи и архитектуре, описаны  шедевры, олицетворяющие красоту готического  искусства: соборы в Шартре, Кельне, Вестминстере, Сент-Дени, Сент-Шапель и  Нотер-Дам.

     Двенадцатитомная  «Всеобщая история архитектуры» — фундаментальное издание, охватывающее историю мирового зодчества от его  зарождения до наших дней. В издание  включены специально подобранные фотоснимки и чертежи, наиболее ярко характеризующие  архитектуру той или иной страны в каждый период.

 

1. Готический витраж.

 

     Витраж является одним из видов монументально-декоративной живописи. Со второй половины XII в. в Западной Европе, и, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического.

     Этот стиль, в целом, характеризуется вытянутыми формами, любой готический собор создавался таким образом, чтобы все важные архитектурные детали были направлены верх, как бы «тянулись» к самому Господу Богу. Готические витражи играли огромную роль. 
Для того чтобы создать в храме религиозное настроение использовались витражи – картины на стекле. Витражи располагались на фасадах, иногда купольных частях здания, а свет, который проходил сквозь готический витраж, как бы символизировал святость изображенных религиозных сюжетов.

     Витраж  в архитектуре используется для  того, чтобы правильно поставить  акценты, подчеркнуть основной замысел  сооружения, его стиль, ведь по декоративности со стеклом ни один отделочный материал сравниться не может. Изготовление готического витража заключалось в скреплении свинцом деталей вырезанных из окрашенного стекла. Краску, для того чтобы она была более устойчивой, обжигали в печи, после чего она намертво спекалась со стеклом, в дальнейшем такой витраж мог простоять под открытым небом веками.

     Многообразие  витражей столь же велико, сколь  богата фантазия художников, создающих  эскизы. Основной тематикой готических витражей является религия. Темно-красный, алый, золотой, зеленый, синий, фиолетовый – основные цвета готических витражей. Пурпурное стекло и свинцовые рамы создают в помещении полумрак и таинственную атмосферу. Распространена также и другая тематика изображения на готических витражах — бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь, а также рыцари, короли, мифологические чудовища – драконы, единороги и т.д. Многоцветное сияние готического витража производит сильное впечатление.

     Монументальная  живопись готического искусства в основном представлена витражом. Роль витражей повысило значительное увеличение оконных проемов. Цвет, по сравнению с романскими, в готических витражах отмечается большей глубиной и конденсированостью. Расширяется цветовая палитра, исчезают орнаментальные элементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом и в самых различных позах. В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать.

     Витражи обычно приносились в дар храму  монархами, знатными феодалами, духовными лицами высокого сана или же ремесленными корпорациями.  

     С расцветом готического искусства  и архитектуры витражное мастерство достигло своей вершины. Во-первых, этому способствовал новый тип  строительных конструкций храмов со смещенным центром тяжести, что позволило делать в стенах огромные окна. Во-вторых, в этот период обогатилась цветовая палитра стекла: например, стало возможным окрасить его с помощью серебра в желтый цвет. Высокие, направленные в небо, узкие готические соборы расцвечивались колоссальными по размерам стрельчатыми окнами с цветными витражами. В витражах преобладали религиозные, аллегорические и политические сюжеты. Наиболее яркими примерами готического витражного искусства можно считать собор Парижской Богоматери, соборы Реймса, Амьена, Бурже.

 

2. Технико-технологические особенности.

 

     История  стекла  волнует и увлекает, поражает воображение так же, как и само стекло, ослепительно сверкающее  в  лучах  света  радужными красками. Эта история восходит к позднему палеолиту  - древнекаменному веку. Тогда наш далёкий предок человек дважды разумный  научился  делать из неподатливого  природного вулканического стекла  обсидиана  резцы и скребки. Незаменимым  оказался  обсидиан и  для  лезвий ножей, наконечников  стрел и копий. Прошли тысячелетия, на смену каменному и медному пришёл век бронзовый. Появились искусственные, созданные самим человеком, материалы, и среди них в числе первых - стекло. 

     Создавать витражи начали еще в античности. Эффекты витража уникальны, и это связано с прозрачностью его основы - цветного стекла. Тогда для прорисовки контуров использовалась черная непрозрачная краска.

  Мозаичная композиция цветных готических витражей отчасти объясняется тем, что кусочки стекла, из которых в последствии и собирается витраж были достаточно небольшого размера. Их величина зависела от сил легких выдувальщика стекла.

  Как и любой другой художник, витражист  начинал свою работу с эскиза. Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика, потом  обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение. Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика, то художник-витражист переходил к главной части работы.

  Эскиз сначала переносится эскиз на деревянные панели такого же размера, что и готовый витраж. Затем витражисты наносили на этот рисунок контур, по которому в дальнейшем свинцовыми полосами предстояло скрепить куски стекла. После чего художник уже начинал подбирать краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты, которые сравнивались с эскизом. Теперь наступал самый важный и интересный момент – окраска стекла. На стекло наносили сначала либо контуры, либо жидкую краску, это зависело от традиций сложившихся в той или иной мастерской. Завершающим этапом в нанесении краски было придание формы и глубины складкам одежд, лицам, рукам персонажей и предметам.

     В качестве основы для краски до начала XIV века служила черная или коричневая гризайль. Позже была открыта серебряная краска, которая стала активно использоваться витражистами и Англии, и Франции, и Германии.

     Серебряную  краску изготавливали из сплава толченого  серебра и сурьмы, добавляя воду и желтую охру. Краску наносили на внутреннюю поверхность стекла. После обжига она сплавлялась со стеклом, придавая ему желтый цвет. Подобная технология давала возможность на одном фрагменте стекла совмещать два цвета.

     При завершении окраски всех фрагментов стекла, подобранных для витража, завершалась, стекла обжигали в печи. Это производилось для фиксации краски на стекле, что помогало росписи веками сохраняться под открытым небом.

     Уже обожженные фрагменты стекла размещали на деревянную панель с эскизом и соединяли с профилем с помощью свинцовых полосок. При спаивании мягких свинцовых полосок, друг с другом, которые легко принимали любые формы контуров стекла, образовывалась сетчатая несущая конструкция, за счет которой удерживались все составляющие фрагменты витража. Укрепив тонкой арматурой, конструкцию вставляли в оконную раму.

     Со  временем, в XIV веке, удается изготавливать  свинцовые переплеты тоньше и  изящней, вследствие чего рисунки напоминают книжные миниатюры. Новое изобретение XV века – техника дублирования стекол, позволило придавать тончайшие нюансы цвета, за счет чего в витражах более явственно наблюдается нарастание реалистических элементов. Теряя свою монументальность, витражи начинают соперничать с книжной миниатюрой. Особую известность приобрели витражи французские: Шартра, Руана и Сент-Шапель и немецкие витражи соборов в Страсбурге и Штутгарте.

3. Функции витража в архитектурном ансамбле. 

     Жизнь классического витража возможна лишь в архитектурном пространстве. Являясь порождением живописи и архитектуры, витраж жёстко подчиняется их законам. Для каждой эпохи типичны свои приёмы художественного освоения конструкции. Зодчество готического периода в высшей степени тектонично. Выразительность основана, прежде всего, на конструктивной структуре. Вместе с тем принцип работы конструкции в готическом соборе не выражен непосредственно: его можно постичь, лишь соединяя результаты наблюдений с отвлечёнными представлениями. Входящий в средневековый храм видит пучки очень тонких и длинных колонок, которые на хрупких капителях поддерживают ещё более тонкие рёбра сводов. Однако то, что здесь видит зритель, есть только мнимая конструкция.

     Стрельчатые своды позволили не только значительно увеличить высоту и ширину нефов. Происходит распределение возникающего в своде давления по четырём точкам его опор и нейтрализация бокового распора гибкой конструкцией вынесенных наружу аркбутанов, надёжно опирающихся на контрфорсы вне стен храма. И человек, который находится внутри церкви, о них не подозревает. Это говорит о том, что система готических сводов разлагается как бы на две конструкции – на реальную, которая была выложена из камня и служила закреплением статики здания, и на мнимую, показанную лишь направлением и сочетанием линий. Витражи придают динамики формам, а так же лёгкость и непрерывное устремление ввысь – и в таком необузданном подъёме всех линий к небесам и воплотилась идея готического храма - мистическое слияние человека с Богом.

Информация о работе Готический витраж – распространение, технико-технологические особенности, функции в архитектурном ансамбле. Темы и сюжеты