Готический витраж – распространение, технико-технологические особенности, функции в архитектурном ансамбле. Темы и сюжеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2011 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков (с XII по XIV-XV вв.) искусства стран Европы. В готическом искусстве особенно резко выступают черты феодально-церковного влияния; католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами.

Оглавление

Введение

1. Готический витраж

2. Технико-технологические особенности

3. Функции витража в архитектурном ансамбле

4. Темы и сюжеты

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

Готический витраж. Курсовая.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     В церкви аббатства в Кенигсфельдене (Швейцария) витражи иллюстрируют эпизоды из Евангелия, в частности -  «Поклонение волхвов». На коленях Марии сидит младенец, который протягивает руки к гостям, принесшим богатые дары. Здесь заметны первые признаки тенденции к передаче пространства в живописном изображении: объемность трона Богородицы и частично перекрывающие друг друга фигуры центральной секции. Все сцены этого цикла, занимающего три секции окна, заключены в архитектурное обрамление.

     Сохранился  витраж и на светскую тему. Он украшает люнебургскую ратушу от начала XV века. На нем изображены Девять великих, к числу которых относились Карл Великий и король Артур. Они в эпоху позднего Средневековья считались идеальными правителями, поэтому их изображения часто встречались в ратушах.

     Витраж  с изображением «Мистическое бракосочетание Святой Екатерины» был создан в 1481 году, он являлся центром витражного цикла капеллы Фольккамеров в хоре нюрнбергской церкви Санкт-Лоренц. Фигуры этого витража  поражают своей элегантностью  и красотой. Витражный цикл Фольккамеров называют достойным финалом истории позднеготического витража.

     Нельзя  все же рассматривать витражи  как искусство исключительно  церковное, религиозное. Помимо витражей с религиозным содержанием в готических соборах встречаются витражи и с реалистическими сюжетами - каменщики, сапожники и другие мастера и ремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборам ремесленными цехами. Витражами украшались также дворцы и замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты - исторические, любовные, героические, мифологические, аллегорические, геральдические, портретные, пейзажные, реже на библейские темы. 

 

Заключение. 

     Оценка  жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителей, т.к. нарисованное воспринимается очень сильно. Создавая художественные образы, живописец использует цвет, рисунок, выразительность мазков, все это позволяет сделать «язык картины» гибким. Живопись воплощает и красоту природы, и чувства и жизнь людей, и пытается толковать сущность жизни и внутреннего мира человека.

     Воплощение  единого идейно-художественного  замысла средствами архитектуры  и монументально-декоративного искусства свойственно природе синтеза, но возможно только в единой композиционной структуре.

     Каждый  вид искусства обладает своими специфическими выразительными средствами. Специфические  средства витража - цвет, колорит и  рисунок - служат цели художественного образного выражения основной идеи произведения. Витраж не просто декорирует интерьер, он преображает его, сообщая всему пространству новое синтетическое качество.

     Витраж, являясь самостоятельным тектоническим  элементом, акцентирует пространствостроительные функции архитектуры. Традиционное местоположение витража - окно - находится в точках пространственных соприкосновений интерьера и экстерьера. Витраж выявляет и координирует их взаимодействие.

     Разнообразие  образных пространств, создаваемых  витражом представляет собой модификации нескольких основных "моделей", каждая связана с определённой функцией витража в архитектуре.

     Витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.

     Много различных витражей сохранилось  в мире, созданных выдающимися  живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано  руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. 
 

 

Список  использованной литературы.

1. Рольф Томан, «Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись» - Konemann, 2000 г.

2. Н.В. Баранов, А.В. Бунин, В.В. Большаков и др., «Всеобщая история архитектуры в 12 томах», 4 том – М., Издательство литературы по строительству, 1973 г.

3. Э. Мартиндейл, «Готика» - М.: Слово, 2001г.

4. В.Н. Тяжелов, «Малая история искусств» - М., Искусство, 1981 г.

5. М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева, «История зарубежного искусства» - М., «Изобразительное искусство», 1980 г.

 

  Приложение. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Собор в Шартре. Витраж "Дерево Иесеево". XII в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Собор в Шартре. "Святой Евстафий", фрагмент. XII-XIII вв. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

        Богоматерь с младенцем. Витраж собора в Шартре. 

  
 
 
 
 
 

  Собор Парижской Богоматери. Роза южного портала. XIII в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Витраж собора в Бурже. XIII в.

Информация о работе Готический витраж – распространение, технико-технологические особенности, функции в архитектурном ансамбле. Темы и сюжеты