Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:16, реферат

Краткое описание

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, занимая исторически принадлежащее ему здание, которому присвоен статус памятника архитектуры, расположен в центре Москвы, в окружении особняков начала–середины XIX века и доходных домов рубежа XIX–XX веков, многие из которых также являются историко-архитектурными памятниками. Среди застройки встречаются и сооружения, датируемые XVII–началом XVIII века. Некоторые из них начиная с 1960-х годов переходили на баланс ГМИИ и служили для расширения его экспозиции и для размещения фондов. Заслугой Музея является восстановление этих уникальных построек и сохранение исторической среды квартала.

Оглавление

Введение 4
История музея 5
Музей в годы войны 13
Антонова Ирина Александровна 17
Випперовские чтения 20
Декабрьские вечера 21
Галерея искусства Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина 22
Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева 24
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 758.05 Кб (Скачать)

В 1909 году, за три года до открытия, законодательно были утверждены ежегодные штатные  суммы для Музея изящных искусств. До этого времени Музей строился и экспонаты заказывались главным  образом на денежные средства членов-учредителей  Комитета и других жертвователей, общее  количество которых первоначально  превышало 40 человек. В 1895 году 150 тысяч  рублей на строительство здания выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары  Андреевны Алексеевой ее душеприказчики Михаил Степанович Нагаткин и Константин Алексеевич Казначеев, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III — в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы. Получение этой суммы определило намерение строить Музей в значительных масштабах и не в переулке, как думали раньше, а на видном месте. Новое местоположение потребовало высокого художественного уровня проекта, обеспечить который должен был архитектурный конкурс.

Создавая  Музей, Цветаев пользовался консультациями таких специалистов, как автор  книг по древнерусскому, византийскому  и итальянскому искусству Дмитрий  Власьевич Айналов, историк византийского и древнерусского искусства Никодим Павлович Кондаков, фольклорист и этнограф Всеволод Федорович Миллер; художников Виктора Михайловича Васнецова и Василия Дмитриевича Поленова. К оформлению интерьеров здания привлекались художники Павел Васильевич Жуковский, Александр Яковлевич Головин, Игнатий Игнатьевич Нивинский, Клавдий Петрович Степанов. Из зарубежных ученых наибольшим авторитетом у Цветаева пользовался археолог, директор скульптурного собрания Дрезденских королевских музеев Георг Трей. Первыми сотрудниками Музея были профессор Московского университета антиковед Владимир Константинович Мальмберг (после смерти Цветаева — директор Музея), и петербургский востоковед Борис Александрович Тураев, создававший первую экспозицию Египетского и Вавилоно-Ассирийского залов. В Музей пришло молодое поколение: Александр Владимирович Назаревский, Николай Арсеньевич Щербаков и ученики Цветаева, только что окончившие Московский университет, практиканты Александр Николаевич Зограф, Дмитрий Саввич Недович, Алексей Алексеевич Сидоров. К работе были привлечены также ученицы Цветаева – слушательницы московских Высших женских курсов.

Научная программа Музея изящных искусств была в связана с лекционным курсом, читавшимся в Московском университете на кафедре теории и истории искусства. Организовав художественный Музей, Цветаев способствовал тому, что в Московском университете, впервые в России, вспомогательная кафедра истории искусств фактически превратилась в 1909 году в отделение, а сам предмет приобрел значение самостоятельной профилирующей дисциплины.

Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке    31 мая (13 июня) 1912 года. На церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Первым  директором Музея с 1911 года до дня  смерти был И.В. Цветаев.

Новый музей сразу приобрел популярность у широкой публики: посещаемость его доходила в будни до 700—800 человек, а в воскресенья и  праздники до 2 500 человек. Приходили  в основном преподаватели и учащиеся гимназий, Высших женских курсов, Московского  археологического института, Народного  университета им. А.Л. Шанявского. Музей  интересовал и художников, и представителей духовного сословия. В залах проводились  занятия со студентами и экскурсии  для публики.

Кардинальные  перемены, которые несла с собой  революционная эпоха, не обошли и  Музей. Весной 1923 года, в связи с  общей реорганизацией музейной сети и перераспределением художественных ценностей, Наркомпросом РСФСР было принято решение об устройстве в Москве центрального Музея Старой западной живописи на основе иностранной части картинной галереи ликвидируемого Румянцевского музея с размещением его в здании Музея изящных искусств. Последний утрачивал статус учебного. С ноября 1923 года он был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. В 1924 году, помимо Румянцевского музея, сюда передавались картины из бывших собраний Генриха Атанасовича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина, из Государственного музейного фонда и некоторые картины из музеев Ленинграда. Эти поступления в соединении с хранившейся в Музее коллекцией М.С.Щекина позволили научному коллективу Музея во главе с его директором профессором Николаем Ильичем Романовым создать научную экспозицию картинной галереи и 10 ноября 1924 года открыть первые ее залы.

До 1930 года продолжался процесс передачи в  Музей картин из национализированных  московских усадеб, из ликвидированного Музея иконописи и живописи И.С.Остроухова, а также из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи  — непрофильных для них произведений западноевропейского искусства. Несколько  партий картин было получено из Эрмитажа, других ленинградских музеев, Ленинградского музейного фонда. В итоге в  Музее сложилось ядро Картинной  галереи старых западных мастеров. К древневосточному собранию музея  было присоединено свыше 1 тыс. клинописных  табличек и около 3 тыс. других древневосточных  памятников из бывшего Музея-института  классического Востока.

В 1932 году Музей был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина.

В 1941—1944 годах большая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания Музея, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции (открыта 3 октября 1946 года) под руководством директора Музея, скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова, заместителя директора по научной работе профессора Бориса Робертовича Виппера и главного хранителя Андрея Александровича Губера. Были возобновлены популяризационная работа и комплектование, а также археологические раскопки, проводившиеся Музеем в Крыму и на Тамани с 1927 года.

Помимо  регулярных экспедиций в Северное Причерноморье  в 1951 — 1973 годах ГМИИ участвовал своим  отрядом в работе Закавказской археологической  экспедиции на территории древнего Эребуни  совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным  Эрмитажем; часть добытых памятников урартского искусства и культуры поступила в музейные фонды.

В 1948 году, в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) и разделом его коллекций между Москвой и Ленинградом в Музей было передано около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX — 1-й трети ХХ веков, главным образом работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний московских коллекционеров Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина, графическое собрание и архив. Это поступление приблизило хронологические рамки музейных коллекций к современности и придало музею славу обладателя всемирно известных шедевров. Фактически же зрители смогли понемногу знакомиться с этой частью коллекции только с 1956 года, когда отдельные произведения стали включаться в постоянную экспозицию Картинной галереи. Лишь в 1974 году, в результате реорганизации всей экспозиции Музея, был осуществлен широкий показ живописи и скульптуры из бывшего собрания ГМНЗИ.

С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов  Музея разместилась Выставка подарков И.В. Сталину. Однако 15 декабря 1953 года постоянная экспозиция была восстановлена, а с середины 1950-х годов выставочная  деятельность Музея приобретает  все больший размах. В целом, за время существования Музея, в  его стенах состоялось свыше 1200 выставок, где экспонировались произведения как из собственных фондов Музея, так и из многих других отечественных и зарубежных собраний.

Значительным событием в культурной жизни Москвы стала демонстрация в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1955 году шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими солдатами  от уничтожения во время войны  и отреставрированных в стенах Музея  под руководством Павла Дмитриевича  Корина. Эта выставка стала первой в ряду выставок художественных произведений, перемещенных на территорию Советского Союза во время Второй мировой войны и сохраненных стараниями музейных сотрудников. Среди них в 1958, а затем в 1995 — 2007 годах в ГМИИ экспонировались: «Произведения искусства из музеев Германской Демократической республики. Живопись, графика, скульптура, прикладное искусство», «Выставка произведений европейской живописи XIV—XIX вв.», «Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кёнигса», «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана», «Археология войны. Возвращение из небытия», «Эпоха Мировингов – Европа без границ».

В 1985 году по инициативе советского коллекционера, доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и директора музея Ирины Александровны Антоновой был создан Отдел личных коллекций. По своему замыслу этот отдел явился новацией в музейном деле – впервые сами коллекции, а не только отдельные произведения из их состава становились предметом изучения и музейного собирания. Экспозиция Отдела открылась для посетителей в специально реконструированном здании (Волхонка, 14) 24 января 1994 года. В 2005 году он был переведен в другое помещение (Волхонка, 10/2).

В настоящее время в ГМИИ им. А.С.Пушкина  сочетаются четыре типа экспозиции. Во-первых, это скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями от университетского периода  Музея — скульптура Передней Азии, античность, Средние века, памятники  Итальянского и Северного Возрождения. Во-вторых, это раздел, посвященный  искусству и культуре древних  цивилизаций в оригиналах – в  экспозицию включены также и материалы  из раскопок, проводившихся Музеем. В-третьих — это картинная  галерея VIII—XX вв. В ней представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и  древние мозаики, и работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX—XX вв. Экспозиция организована по принципу показа национальных школ и смены  художественных эпох. Наконец, в-четвертых  — экспозиция Отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные коллекции как культурное явление, с сохранением их целостности  и с вниманием к личности собирателя.

Помимо  экскурсионной и лекционной работы, ведущейся в Музее с самого его открытия, в области популяризации  истории искусств ГМИИ является инициатором  различных форм работы с детьми: это Клуб любителей искусств для учащихся средних классов, Клуб юных искусствоведов для старшеклассников, изостудия. Проводятся занятия для родителей с детьми. В 2006 году при ГМИИ, в близлежащем старинном особняке, открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».

С августа  того же года в бывшем помещении  Отдела личных коллекций развернута значительно расширенная экспозиция живописного и скульптурного  собрания ГМИИ, относящегося к XIX—XX векам. Здание это получило название «Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков».

Музей имеет отделы и в других районах  Москвы. В 1996 году был организован  Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева – отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и открытый 30 мая 1997 года. Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского Музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ, или их дублетные экземпляры.

С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича  Рихтера Музей начал проводить  в своих стенах международный  музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», с 1997 года – «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав Музея включена его квартира, превращенная в мемориальную.

В настоящее  время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина  насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических  работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

В рукописном фонде хранятся документы по истории  Музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции  поступили в ГМИИ.

При Музее  имеются научно-реставрационные  мастерские и одна из лучших в Москве специальная Научная библиотека.

В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный  свод особо ценных объектов культурного  наследия народов Российской Федерации.

 

Музей в годы войны3

Сразу после объявления войны в  музее было собрано экстренное совещание  по спасению художественных ценностей. В течение двух дней все шедевры  были укрыты в надежных местах. Музей  еще был открыт для посетителей, но видеть можно было только залы слепков  второго этажа. Уже в первые недели войны в Музее установили посменное дежурство сотрудников, стеклянную крышу покрыли камуфляжной сеткой. Тысячи мешочков с песком занесли в залы и на чердаки, укрыли ими и памятники. Самые ценные памятники спрятали в подвальные помещения. 

Информация о работе Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина