Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:16, реферат

Краткое описание

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, занимая исторически принадлежащее ему здание, которому присвоен статус памятника архитектуры, расположен в центре Москвы, в окружении особняков начала–середины XIX века и доходных домов рубежа XIX–XX веков, многие из которых также являются историко-архитектурными памятниками. Среди застройки встречаются и сооружения, датируемые XVII–началом XVIII века. Некоторые из них начиная с 1960-х годов переходили на баланс ГМИИ и служили для расширения его экспозиции и для размещения фондов. Заслугой Музея является восстановление этих уникальных построек и сохранение исторической среды квартала.

Оглавление

Введение 4
История музея 5
Музей в годы войны 13
Антонова Ирина Александровна 17
Випперовские чтения 20
Декабрьские вечера 21
Галерея искусства Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина 22
Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева 24
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 758.05 Кб (Скачать)

В 1981 году в музее состоялась большая выставка «Москва — Париж». Сначала она проходила в центре Помпиду в Париже, потом — в ГМИИ. Она была одной из самых авангардных художественных выставок XX столетия. Были показаны работы Малевича, Кандинского, Филонова… Ее посетили тысячи людей. В 1990-х годах была проведена уникальная выставка — «Москва — Берлин. Тоталитарное искусство» — русское и немецкое, на которой было представлено даже то, что боялись показать немцы. Выставка явилась прорывом из изоляционизма…

В конце 1980-х годов по инициативе и при  непосредственном участии Ирины  Антоновой была разработана государственная  программа развития музея. В рамках программы в 1995 году в ГМИИ был  открыт Музей личных коллекций. К  настоящему времени собрано уже  более сорока коллекций.

В 1996 году И. А. Антонова явилась инициатором  открытия Учебного художественного  музея имени И. В. Цветаева, который  развернут в здании Российского  государственного гуманитарного университета. Этот отдел ГМИИ имени А. С. Пушкина  создавался на материале музейных коллекций  слепков скульптуры древнего мира, средневековья и Возрождения.

В 1998 году в основном здании музея был открыт новый зал — Зал истории  музея, экспозиция которого знакомит с  важнейшими вехами создания музейных коллекций. Экспозиция показывает, как  учебный музей слепков постепенно превращался в настоящую сокровищницу мирового искусства. В том же году И. А. Антоновой был создан еще  один отдел музея — Мемориальная квартира Святослава Рихтера. В настоящее  время в реконструированном особняке начала XIX века открыт детский центр  эстетического воспитания детей.

В 1998 году музей отметил свое 100-летие. До сих  пор датой открытия музея считался 1912 год. Однако днем рождения музея  решено было сделать дату его закладки, которая состоялась в 1898 году. Столетие закладки музея отмечалось в помещении  Большого театра. Это стало событием культурной жизни современной России. В нем приняли участие М. Плисецкая, Ю. Башмет, многие выдающиеся деятели культуры и искусства.

Заметное  достижение в работе музея — организация  фестиваля «Декабрьские вечера». Целая серия интересных программ была задумана еще совместно с С. Т. Рихтером. Великий маэстро неоднократно принимал в них участие, так же как И. Архипова, Е. Нестеренко, Е. Кисин. Неизменными участниками «вечеров» были Г. Кремер, М. Плетнев, О. Каган, В. Третьяков, Н. Гутман, Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе.

Начиная с первой половины 1960-х годов И. Антонова участвует в работе Международного совета музеев при ЮНЕСКО (в течение 12 лет — вице-президент, а с 1992 года — почетный член). В течение 6 лет она возглавляла Международный комитет по воспитательной работе.

И. А. Антонова — автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую  работу на искусствоведческом отделении  в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ имени А. С. Пушкина, в Институте восточных языков в Париже.

И. А. Антонова — действительный член Российской академии художеств, академик Российской академии образования, член-корреспондент  Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания), доктор Российского государственного гуманитарного университета «Honoris Causa», заслуженный деятель искусств России. Наряду с О. Табаковым, А. Вознесенским, А. Битовым, В. Васильевым, В. Абдрашитовым, В. Аксеновым, Э. Неизвестным, Ю. Башметом она — постоянный член жюри независимой премии «Триумф».

В 1995 году удостоена Государственной премии Российской Федерации.

Награждена орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, французским орденом Командора искусства и литературы, итальянским орденом «За заслуги».

Ирина Антонова свободно владеет немецким, французским и итальянским языками. Она очень любит театр, балет, музыку. Особенно выделяет Шопена, Вагнера, Шостаковича. Любимое занятие с  детства — чтение книг (классических и современных). Любит и стихи, и прозу.

Среди ее пристрастий — вождение автомобиля, которым она управляет с 1964 года. Как говорит Ирина Александровна, «не мой дом, а моя машина — моя крепость», подразумевая, что машина — это замкнутое пространство, в котором можно отдохнуть наедине с самой собой, подумать, помечтать во время дороги, что очень важно для человека, работа которого связана с постоянным общением с большим количеством людей. Увлекается плаванием. Живет и работает в Москве.

 

Випперовские чтения5

 
Виппер Борис Робертович6

[3(15).4.1888, Москва, — 24.1.1967, там же] – советский искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член-корреспондент Академии Художеств СССР (1962), профессор (1918). Сын Роберта Юрьевича Виппера. Учился в Московском университете (1906—11), преподавал в Московском (с 1915) и Латвийском (1924—41) университетах. Музейный деятель. Основные труды посвящены кардинальным проблемам истории искусств (вопросы реализма, борьбы направлений, истории стилей и жанров) и отличаются широтой обобщений и охвата материала, разносторонним анализом историко-художественных процессов, точным выделением определяющих качеств произведений искусства.

 

Ежегодно, начиная с 1968 года, в Музее проводятся научные конференции, посвященные  памяти профессора Б.Р.Виппера, — «Випперовские чтения». Их задача — предельно расширить сферу научных интересов Музея, сделав его одним из центров не только художественной, но и научной жизни Москвы. Тематику конференции, как правило, определяет одна из наиболее значительных и интересных выставок, проходящих в Музее.

 В  каждой конференции последовательно  выдерживается принцип комплексного  рассмотрения поставленной темы. «Випперовские чтения» объединяют усилия представителей различных областей гуманитарного знания: кроме искусствоведческих, читаются доклады по проблемам философии, истории, литературы, театра, музыки.

 Наряду  с сотрудниками Музея в «Випперовских чтениях», как правило, принимали и принимают участие известные ученые Москвы, Петербурга, Тарту и других стран.

 Чтения 1990 года, посвященные культуре и  искусству этрусков, получили статус  Международного коллоквиума, в  котором участвовали специалисты  из Рима, Копенгагена, Сиены, Праги,  Гейдельберга, Вюрцбурга.

 Тексты  докладов, а также дискуссий, порой  их сопровождавших, регулярно публикуются в специальных тематических сборниках начиная с 1969 года.

 Випперовские чтения 1999 года были посвящены 200-летнему юбилею А.С.Пушкина и приурочены к выставке «Евгений Онегин. Даль свободного романа…», прошедшей в Музее.

 

Декабрьские вечера7

«Декабрьские  вечера» в ГМИИ им. А.С. Пушкина  являются музыкальными фестивалями, приуроченными к выставкам. Они проводятся в Музее с 1981 года. Идея их проведения принадлежала Святославу Теофиловичу Рихтеру (1915–1997) и директору ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антоновой.

 Рихтер Святослав Теофилович8

[р. 7(20).3.1915, Житомир9], советский пианист, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1975). Начальное музыкальное образование получил под руководством отца, пианиста и органиста. В 1933—37 концертмейстер Одесского театра оперы и балета. В 1934 дал самостоятельный концерт (в Одессе). В 1937—47 учился (с перерывами) у Г. Г. Нейгауза в Московской консерватории. С 1940 концертирует в СССР, с середины 1950-х гг. — во многих странах.            С. Т. Рихтер — выдающийся пианист современности. Его исполнение, отмеченное чертами яркой художественной индивидуальности, глубоко содержательно, проникнуто исключительной образной силой и непреклонностью творческой воли, отличается блистательным мастерством техники и богатством звуковых красок. Его репертуар включает почти все стили — от сочинений И. С. Баха до К. Дебюсси,    С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Выступает и как ансамблист.  1-я премия на 3-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1945), Государственная премия СССР (1950), Ленинская премия (1961).

Святослав Рихтер был вдохновителем и художественным руководителем музыкального фестиваля. Магистральной идеей «Декабрьских вечеров» можно считать идею единства культуры, достигаемую через воссоздание  образов определенных эпох в синтезе  музыки, живописи, поэзии и драматургии. Зритель-слушатель словно оказывается  в храме или в зале дворца, куда, как в свою естественную среду, вернулись  музыка и памятники изобразительного искусства. В то же время Белый  зал Музея — это камерное пространство, идеальная обстановка для музицирования, дарующая ощущение соучастия в музыкальном процессе. С 1998 года фестиваль называется «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», художественным руководителем после смерти великого музыканта стал Юрий Башмет. Участники фестиваля — выдающиеся музыканты, режиссеры, артисты, поэты.

Высокий исполнительский уровень на «Декабрьских вечерах», программы, включающие редкие, сложные камерные произведения, привлекали и привлекают в Музей свою преданную  публику. Рихтер много раз говорил: «Лучший концерт — тот, где  слушатели стоят вокруг сцены. Надо, чтобы на концерты пропускали всех». Рихтер дорожил «настоящей» публикой, истинными ценителями музыкального искусства. 

Галерея искусства Европы и Америки XIX–XX веков  ГМИИ им. А.С. Пушкина10

Экспозиция  в залах Галереи искусства  Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина объединяет произведения, некогда входившие в прославленные  коллекции, связанные с историей нашей страны. Начало формирования этих собраний относится к середине XIX столетия. В это время во второй столице Российской империи –  деловой и активной Москве – возникло новое явление: в среде фабрикантов, богатых купцов и промышленников обсуждалась идея создания общедоступных  художественных собраний современного искусства, которые должны были служить  благородному делу народного просвещения. В Москве была открыта и стала  знаменитой галерея Павла Михайловича  Третьякова. Он целенаправленно собирал  работы русских живописцев, своих  современников, а позднее преподнес  коллекцию в дар родному городу. Его младший брат, Сергей Михайлович, также был крупным коллекционером, с 1870-х годов собиравшим западноевропейскую живопись середины и второй половины XIX века. По делам своего торгового  предприятия С.М. Третьяков подолгу  бывал за границей, особенно в Париже, что дало ему возможность посещать выставки, общаться с художниками  и маршанами11, приобретать картины.

Картины западных живописцев собирали и даже специально заказывали и другие представители  купеческих фамилий, как, например, сахарозаводчик Павел Иванович Харитоненко. Однако новая страница в истории российского коллекционирования открылась на рубеже столетий, когда именно в Москве появились произведения современного искусства мирового уровня. В то время как во Франции еще велись дискуссии о признании живописи импрессионистов и постимпрессионистов, московские купцы начали покупать картины современных мастеров в парижских галереях. Одним из первых был Михаил Абрамович Морозов, еще в конце XIX столетия сделавший смелое по тому времени приобретение – эскизную работу Эдуара Мане «Кабачок» (1879). Одновременно с ним загорелся идеей создать коллекцию современного искусства текстильный магнат Сергей Иванович Щукин. Энергичный и страстный человек, Сергей Иванович буквально «заболел» новым французским искусством. С самого начала он отличался безошибочностью коллекционерского «чутья» и верностью «глаза» – большинство приобретенных им работ представляют собой шедевры. С каждым новым увлечением дом Щукина в Большом Знаменском переулке наполнялся первоклассными произведениями, превращаясь в настоящий музей. Влюбленность Щукина в живопись импрессионистов обернулась рождением «салона Моне», где можно было проследить эволюцию всего творчества мастера. На смену интереса к импрессионистам пришел бурный период собирания живописи Поля Гогена. На рубеже 1900–1910-х годов Щукин стал серьезным заказчиком и покровителем сразу двух крупнейших мастеров ХХ столетия – Анри Матисса и Пабло Пикассо. В 1910-е годы особняк в Большом Знаменском  – место паломничества всех любителей современного искусства и художников русского авангарда, в формировании которых щукинская галерея сыграла важную роль. Заботясь о судьбе своего уникального собрания, Щукин еще до революции принял решение передать его в дар городу Москве.

Другой  владелец текстильных мануфактур и  представитель знаменитой семьи  – Иван Абрамович Морозов –  начал коллекционировать современное  искусство с парижских покупок 1903 года и шаг за шагом, украшая  свой особняк на Пречистенке предметами искусства, превратил его в подлинный музей, создав целостную коллекцию произведений современных художников. Иван Морозов отдавал предпочтение ранним камерным импрессионистическим пейзажам и величавому ритму композиций Поля Сезанна, а ведущее место в его коллекции занимали работы мастеров группы «Наби». Декоративные панно Мориса Дени украшали парадный зал особняка, а Пьер Боннар царствовал в пространстве главной лестницы. У Морозова был основательный историко-искусствоведческий подход к собирательству. Коллекционер нередко пользовался советами русских критиков и художников, в парижских галереях и мастерских его часто сопровождал живописец Валентин Серов.

Информация о работе Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина