Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:16, реферат
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, занимая исторически принадлежащее ему здание, которому присвоен статус памятника архитектуры, расположен в центре Москвы, в окружении особняков начала–середины XIX века и доходных домов рубежа XIX–XX веков, многие из которых также являются историко-архитектурными памятниками. Среди застройки встречаются и сооружения, датируемые XVII–началом XVIII века. Некоторые из них начиная с 1960-х годов переходили на баланс ГМИИ и служили для расширения его экспозиции и для размещения фондов. Заслугой Музея является восстановление этих уникальных построек и сохранение исторической среды квартала.
Введение 4
История музея 5
Музей в годы войны 13
Антонова Ирина Александровна 17
Випперовские чтения 20
Декабрьские вечера 21
Галерея искусства Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина 22
Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева 24
Заключение 25
Литература 26
В 1981 году в музее состоялась большая выставка «Москва — Париж». Сначала она проходила в центре Помпиду в Париже, потом — в ГМИИ. Она была одной из самых авангардных художественных выставок XX столетия. Были показаны работы Малевича, Кандинского, Филонова… Ее посетили тысячи людей. В 1990-х годах была проведена уникальная выставка — «Москва — Берлин. Тоталитарное искусство» — русское и немецкое, на которой было представлено даже то, что боялись показать немцы. Выставка явилась прорывом из изоляционизма…
В конце 1980-х годов по инициативе и при непосредственном участии Ирины Антоновой была разработана государственная программа развития музея. В рамках программы в 1995 году в ГМИИ был открыт Музей личных коллекций. К настоящему времени собрано уже более сорока коллекций.
В 1996 году И. А. Антонова явилась инициатором открытия Учебного художественного музея имени И. В. Цветаева, который развернут в здании Российского государственного гуманитарного университета. Этот отдел ГМИИ имени А. С. Пушкина создавался на материале музейных коллекций слепков скульптуры древнего мира, средневековья и Возрождения.
В 1998 году
в основном здании музея был открыт
новый зал — Зал истории
музея, экспозиция которого знакомит с
важнейшими вехами создания музейных
коллекций. Экспозиция показывает, как
учебный музей слепков
В 1998 году музей отметил свое 100-летие. До сих пор датой открытия музея считался 1912 год. Однако днем рождения музея решено было сделать дату его закладки, которая состоялась в 1898 году. Столетие закладки музея отмечалось в помещении Большого театра. Это стало событием культурной жизни современной России. В нем приняли участие М. Плисецкая, Ю. Башмет, многие выдающиеся деятели культуры и искусства.
Заметное достижение в работе музея — организация фестиваля «Декабрьские вечера». Целая серия интересных программ была задумана еще совместно с С. Т. Рихтером. Великий маэстро неоднократно принимал в них участие, так же как И. Архипова, Е. Нестеренко, Е. Кисин. Неизменными участниками «вечеров» были Г. Кремер, М. Плетнев, О. Каган, В. Третьяков, Н. Гутман, Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе.
Начиная с первой половины 1960-х годов И. Антонова участвует в работе Международного совета музеев при ЮНЕСКО (в течение 12 лет — вице-президент, а с 1992 года — почетный член). В течение 6 лет она возглавляла Международный комитет по воспитательной работе.
И. А. Антонова — автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ имени А. С. Пушкина, в Институте восточных языков в Париже.
И. А. Антонова — действительный член Российской академии художеств, академик Российской академии образования, член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания), доктор Российского государственного гуманитарного университета «Honoris Causa», заслуженный деятель искусств России. Наряду с О. Табаковым, А. Вознесенским, А. Битовым, В. Васильевым, В. Абдрашитовым, В. Аксеновым, Э. Неизвестным, Ю. Башметом она — постоянный член жюри независимой премии «Триумф».
В 1995 году удостоена Государственной премии Российской Федерации.
Награждена орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, французским орденом Командора искусства и литературы, итальянским орденом «За заслуги».
Ирина
Антонова свободно владеет немецким,
французским и итальянским
Среди
ее пристрастий — вождение автомобиля,
которым она управляет с 1964 года.
Как говорит Ирина
Виппер
Борис Робертович6
[3(15).4.1888, Москва, — 24.1.1967, там же] – советский искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член-корреспондент Академии Художеств СССР (1962), профессор (1918). Сын Роберта Юрьевича Виппера. Учился в Московском университете (1906—11), преподавал в Московском (с 1915) и Латвийском (1924—41) университетах. Музейный деятель. Основные труды посвящены кардинальным проблемам истории искусств (вопросы реализма, борьбы направлений, истории стилей и жанров) и отличаются широтой обобщений и охвата материала, разносторонним анализом историко-художественных процессов, точным выделением определяющих качеств произведений искусства.
Ежегодно, начиная с 1968 года, в Музее проводятся научные конференции, посвященные памяти профессора Б.Р.Виппера, — «Випперовские чтения». Их задача — предельно расширить сферу научных интересов Музея, сделав его одним из центров не только художественной, но и научной жизни Москвы. Тематику конференции, как правило, определяет одна из наиболее значительных и интересных выставок, проходящих в Музее.
В
каждой конференции
Наряду
с сотрудниками Музея в «
Чтения
1990 года, посвященные культуре и
искусству этрусков, получили статус
Международного коллоквиума, в
котором участвовали
Тексты докладов, а также дискуссий, порой их сопровождавших, регулярно публикуются в специальных тематических сборниках начиная с 1969 года.
Випперовские чтения 1999 года были посвящены 200-летнему юбилею А.С.Пушкина и приурочены к выставке «Евгений Онегин. Даль свободного романа…», прошедшей в Музее.
«Декабрьские вечера» в ГМИИ им. А.С. Пушкина являются музыкальными фестивалями, приуроченными к выставкам. Они проводятся в Музее с 1981 года. Идея их проведения принадлежала Святославу Теофиловичу Рихтеру (1915–1997) и директору ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антоновой.
Рихтер Святослав Теофилович8
[р. 7(20).3.1915, Житомир9], советский пианист, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1975). Начальное музыкальное образование получил под руководством отца, пианиста и органиста. В 1933—37 концертмейстер Одесского театра оперы и балета. В 1934 дал самостоятельный концерт (в Одессе). В 1937—47 учился (с перерывами) у Г. Г. Нейгауза в Московской консерватории. С 1940 концертирует в СССР, с середины 1950-х гг. — во многих странах. С. Т. Рихтер — выдающийся пианист современности. Его исполнение, отмеченное чертами яркой художественной индивидуальности, глубоко содержательно, проникнуто исключительной образной силой и непреклонностью творческой воли, отличается блистательным мастерством техники и богатством звуковых красок. Его репертуар включает почти все стили — от сочинений И. С. Баха до К. Дебюсси, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Выступает и как ансамблист. 1-я премия на 3-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1945), Государственная премия СССР (1950), Ленинская премия (1961).
Святослав
Рихтер был вдохновителем и
Высокий
исполнительский уровень на «Декабрьских
вечерах», программы, включающие редкие,
сложные камерные произведения, привлекали
и привлекают в Музей свою преданную
публику. Рихтер много раз говорил:
«Лучший концерт — тот, где
слушатели стоят вокруг сцены. Надо,
чтобы на концерты пропускали всех».
Рихтер дорожил «настоящей» публикой,
истинными ценителями музыкального
искусства.
Галерея искусства Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина10
Экспозиция
в залах Галереи искусства
Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ
им. А.С. Пушкина объединяет произведения,
некогда входившие в
Картины западных живописцев собирали и даже специально заказывали и другие представители купеческих фамилий, как, например, сахарозаводчик Павел Иванович Харитоненко. Однако новая страница в истории российского коллекционирования открылась на рубеже столетий, когда именно в Москве появились произведения современного искусства мирового уровня. В то время как во Франции еще велись дискуссии о признании живописи импрессионистов и постимпрессионистов, московские купцы начали покупать картины современных мастеров в парижских галереях. Одним из первых был Михаил Абрамович Морозов, еще в конце XIX столетия сделавший смелое по тому времени приобретение – эскизную работу Эдуара Мане «Кабачок» (1879). Одновременно с ним загорелся идеей создать коллекцию современного искусства текстильный магнат Сергей Иванович Щукин. Энергичный и страстный человек, Сергей Иванович буквально «заболел» новым французским искусством. С самого начала он отличался безошибочностью коллекционерского «чутья» и верностью «глаза» – большинство приобретенных им работ представляют собой шедевры. С каждым новым увлечением дом Щукина в Большом Знаменском переулке наполнялся первоклассными произведениями, превращаясь в настоящий музей. Влюбленность Щукина в живопись импрессионистов обернулась рождением «салона Моне», где можно было проследить эволюцию всего творчества мастера. На смену интереса к импрессионистам пришел бурный период собирания живописи Поля Гогена. На рубеже 1900–1910-х годов Щукин стал серьезным заказчиком и покровителем сразу двух крупнейших мастеров ХХ столетия – Анри Матисса и Пабло Пикассо. В 1910-е годы особняк в Большом Знаменском – место паломничества всех любителей современного искусства и художников русского авангарда, в формировании которых щукинская галерея сыграла важную роль. Заботясь о судьбе своего уникального собрания, Щукин еще до революции принял решение передать его в дар городу Москве.
Другой
владелец текстильных мануфактур и
представитель знаменитой семьи
– Иван Абрамович Морозов –
начал коллекционировать
Информация о работе Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина