Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:16, реферат

Краткое описание

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, занимая исторически принадлежащее ему здание, которому присвоен статус памятника архитектуры, расположен в центре Москвы, в окружении особняков начала–середины XIX века и доходных домов рубежа XIX–XX веков, многие из которых также являются историко-архитектурными памятниками. Среди застройки встречаются и сооружения, датируемые XVII–началом XVIII века. Некоторые из них начиная с 1960-х годов переходили на баланс ГМИИ и служили для расширения его экспозиции и для размещения фондов. Заслугой Музея является восстановление этих уникальных построек и сохранение исторической среды квартала.

Оглавление

Введение 4
История музея 5
Музей в годы войны 13
Антонова Ирина Александровна 17
Випперовские чтения 20
Декабрьские вечера 21
Галерея искусства Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина 22
Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева 24
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 758.05 Кб (Скачать)

В начале июля началась эвакуации музейных ценностей. За 10 дней первая партия была подготовлена и отправлена в Новосибирск. Руководил  операцией А.И. Замошкин, сопровождал коллекцию М.А. Александровский. 

В первые же месяцы войны ушли на фронт многие сотрудники Музея. Некоторые из них не вернулись с войны. В конце июля в связи с эвакуацией основного состава собрания и с переходом учреждений на режим военного времени штат музея резко сократился.  

Небольшому  коллективу предстояло действовать  в группах самозащиты, работать над  отправкой второй очереди музейных памятников, следить за сохранностью здания и заниматься укрытием оставшихся произведений. Вторая партия музейных ценностей была отправлена в Соликамск. Задачей оставшейся группы было спасение здания и укрытие оставшихся на месте  памятников. 

Уже во время первых бомбежек Москвы многие стекла из крыши были выбиты. 6 и 7 августа  около 150 зажигательных бомб попало на территорию музея, на его крышу  и в залы. Дежурившей тогда Надежде  Николаевне Погребовой удалось затушить зажигалки, попавшие в Греческий дворик. Но на следующую ночь героизм дежурных не смог предотвратить беды. В зале № 9 в результате бомбежки возник пожар. Его потушили, но панно художника Головина «Афинское кладбище», вмонтированное в стену зала, наполовину сгорело. 

В последующие  дни августа и в начале сентября налеты приостановились. В залах, выходящих  в Антипьевский переулок, даже открыли выставку «Героическое прошлое русского народа» на материале гравюр, репродукций и народных картинок (Е. И. Смирнова). Выставка была открыта с 10 сентября до 14 октября. За это время ее посетило 1777 человек и состоялось 10 экскурсий. Однако уже с конца сентября положение вновь стало угрожающим.

14 октября  крупная фугасная бомба упала  поблизости от музея на территории  дома № 14 (теперь Институт философии). Взрывная волна громадной силы  выбила стекла из крыши, выдавила  железные переплеты окон. Над  Греческим и Итальянским двориками  открылось небо. Из трех фонарных  перекрытий при малейшем сотрясении  сыпались стеклянные осколки. 

Рано  наступившая зима первого военного года была на редкость суровой. В музее  лопнули трубы отопительной системы, перестало работать электричество. В здание, оставшееся без кровли, устремились потоки дождевой воды, а затем и снег, проникавший  прямо в экспозиционные залы. Весь персонал музея был мобилизован  на уборку. Снег сгребали, выметали и  выносили почти ежедневно. К счастью, в залах к моменту катастрофы уже не оставалось экспонатов. Еще  в первый месяц войны почти  все гипсовые слепки античной экспозиции были спущены в подвалы. Памятники  особо крупных размеров защитили специальными конструкциями. 

Фантастическую  картину представляли тогда запасники  и укрытия музея. Плотно сбились  в кучу, прижались друг к другу  плечами античные боги. Победитель Голиафа великан Давид скован лесами ограждения. Статуя «Утро» Микеланджело под тусклой лампой видится как аллегория военного времени: слияние «дня и ночи», нерасчлененность света-тьмы. Привязана к столбу – как бы снова распята – Пьета… 

Крышу частично заделали досками и рубероидом, забили фанерой окна. В залах от этого стало темно и днем и  ночью, в обходы отправлялись с фонарем  «летучая мышь». 

Плохо было зимой, но и весной стало не легче. С крыши Белого зала весной сползли все перекрытия, и вода стекала шумным водопадом по розовой лестнице. В Греческом дворике образовался большой водоем. Сырость и влажность вызвали необходимость просушки памятников и их стали снова двигать – поднимать из подвалов наверх, в залы, устраивать сквозняки. 

Начиная с зимы 1941 года вся жизнь музея  сосредоточилась в нескольких маленьких комнатах второго этажа, расположенных вдоль заднего фасада здания. До революции в этих помещениях находилась квартира директора музея, впоследствии в них была устроена экспозиция французских художников барбизонской школы, откуда и пошло название «Барбизон» для этой части музея. Во время войны там разместился весь наличествующий состав музейных сотрудников. 

Отсюда, в ватниках и валенках, кто с  лопатой, кто с блокнотом, люди расходились  по темному и холодному музею, где температура доходила до -18°, убирали залы, работали в запасниках, а через положенное время возвращались погреться у печурки-времянки, поесть, обсудить последние газетные сообщения. Здесь же, в «Барбизоне», располагались в первые годы войны и ночные дежурные, через каждые 2-3 часа ходившие с обходом по всем этажам, от чердака до подвала. Впоследствии, когда враг был отогнан от столицы и жизнь в Москве нормализовалась, в «Барбизоне» стали устраиваться и научные доклады. Было в практике и ведение рабочих дневников, в которые вплетались и жизненные заметки. Некоторые сохранились до наших дней. 

Маленький коллектив работал напряженно. Было много и житейских невзгод, очень  трудно с продуктами. Сквер возле  музея использовался под коллективный огород. Так что там, где теперь цветут розы и сирень, в 1942-43 годах  росли картошка и морковь. 

11 ноября 1942 г. Было эвакуировано еще двадцать ящиков музейных памятников – картин, графики и ценных книг, вошедших в список так называемой третьей очереди. 

Уже с  лета 1942 г. Музей восстанавливает свои культурно-просветительные функции в соответствии с актуальными требованиями дня. Война вызвала огромный интерес к прошлому нашей родины, и в план научных отделов были включены работы по изучению отечественной истории, которые обсуждались на заседании ученого совета музея с участием историков. Отражение исторических, главным образом военных событий, в изобразительном искусстве стало темой многих научных докладов, на основе которых проводились общественные лекции и беседы сотрудников в воинских частях, в госпиталях, в агитпунктах вокзалов, откуда отправлялись на фронт. 

Во второй половине 1943 года в здании начинают налаживать отопительную систему, исправляют водопровод. Заменяют толь на стекло в кровле. Хранители приступают к постепенному рассредоточению художественных памятников и переносу их из подвалов в залы первого этажа. В «Барбизон» перебирается администрация. 

В феврале 1944 г. Директором музея становится знаменитый скульптор С.Д. Меркуров, заместитель директора по научной части – известный ученый Б.Р. Виппер. Открывается издательство ГМИИ под руководством А.А. Губера. Создается Отдел экспедиций и раскопок во главе с В.Д. Блаватским. Приходят П.Н. Шульц, И.Д. Марченко, А.Д. Чегодаев, Н.Е. Элиасберг, В.К. Андреева-Шилейко. Жизнь музея налаживается. 

В октябре 1944 года Комитет по делам искусств издал приказ о реэвакуации художественных памятников. Специальные уполномоченные музея – Н.Ф. Лапин и Л.П. Харко приняли все коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина от лиц, хранивших их в Новосибирске и Соликамске. Погруженные в специальные эшелоны и под особой охраной частей НКВД, они были отправлены в Москву, а затем сорока пятью авторейсами, сопровождаемыми научными сотрудниками, драгоценный груз перевезли в ночное время с товарной станции на Волхонку. Более пятисот ящиков с художественными произведениями, на три года покидавшими музей, были доставлены в полном порядке. Вместе с ними вернулся и охранявший их реставратор М.А. Александровский. К 23 часам ночи 21 ноября 1944 года работы по разгрузке и доставке художественных памятников музея были закончены. В музей вернулись все его ценности. Начались распаковка ящиков, осмотры с реставраторами и прием на хранение. Возобновилась огромная работа по учету и проверке, размещению в запасниках и составлению топографических описей. Производили ремонт сотен рам и подборку их к картинам. Заказывали экспозиционный инвентарь, оборудовали запасники. На второй этаж поднимали наиболее крупные памятники. 

В последний  год войны деятельность музея  была сосредоточена на двух важнейших  задачах: на работе по приемке и учету  спасенных в Германии художественных памятников и на подготовке новой  экспозиции, план которой уже был  в основном составлен научной  частью под руководством Б.Р. Виппера. 

Волнующая эпопея спасения, доставки, реставрации  и хранения сокровищ Дрезденской  галереи началась летом 1945 года. Колоссальный объем работ заставил снова мобилизовать весь музейный коллектив, трудившийся одновременно и над подготовкой новой экспозиции, требовавшей не меньших сил и внимания. Большие сложности рождал недостаток помещения, ставший особенно ощутимым после размещения в музее картин Дрезденской галереи. Обсуждались десятки вариантов, не менее трех раз полностью перерабатывался общий макет. С самого начала было решено, что новая экспозиция не будет просто повторением старой, довоенной развески. В развертывании античных коллекций делался особый упор на показ подлинников, определивший дальнейшую ориентацию музея. 

3 октября  1946 года музей открылся для  публики. 

Антонова  Ирина Александровна4

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ, действительный член Российской академии художеств, академик Российской академии образования, член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания), доктор Российского государственного гуманитарного университета

Родилась 20 марта 1922 года в Москве. Отец —  Антонов Александр Александрович. Мать — Антонова Ида Михайловна. Супруг — Ротенберг Евсей Иосифович (1920 г. Рожд.), искусствовед, доктор наук, работает в Институте истории искусствознания заведующим сектором. Сын — Борис (1954 г. Рожд.).

Ирина росла в семье, где все любили искусство, музыку, литературу, театр. Мама окончила Харьковскую консерваторию  по классу фортепиано, но не смогла реализовать  себя профессионально — помешала Гражданская война. Отец родом из Петербурга, был активным участником революции, членом партии с дореволюционным  стажем, работал электриком на корабле. Жизнь его сложилась так, что  он нашел себя в другом деле: стал специалистом по стеклу, а позже  — директором Института экспериментального стекла. При этом очень любил театр  и в молодые годы даже играл  в спектакле «На дне» М. Горького в том самом театре, в труппе которого состоял впоследствии ставший знаменитым актер Скоробогатов. Очень любил посещать с дочерью театр, оперу, балет.

В 1929 году отца направили на работу в Германию. Ирина с родителями прожила там  до 1933 года. За это время она освоила  немецкий язык. Изучив его, прочла в  оригинале Гете, Гейне, Шиллера. Сразу  после прихода к власти нацистов семья Антоновых уехала в Союз.

В школе  Ирина училась хорошо. Она хотела поступать на механико-математический факультет МГУ, но любовь к искусству  оказалась сильнее, и И. Антонова стала студенткой ИФЛИ. Этот вуз просуществовал всего семь лет, однако немало выдающихся людей искусства вышли из его стен. С началом войны вуз закрыли, а факультеты присоединили к МГУ. Так, проучившись в ИФЛИ год, Ирина стала студенткой университета. Во время войны она прошла курсы медсестер, работала в госпитале. В 1945 году окончила университет и была приглашена на работу в Музей имени А. С. Пушкина. Тогда при нем была аспирантура, в которой Ирина училась. Областью ее научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.

В 1961 году она была старшим научным сотрудником, когда ей был предложен пост директора  музея. С февраля 1961 года по настоящее  время И. А. Антонова — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, одного из крупнейших и авторитетнейших музеев России и мира.

За долгие годы устоялось мнение, что Русский  музей в Санкт-Петербурге и Третьяковская  галерея в Москве специализируются только на произведениях русских  художников, а Эрмитаж и Музей  имени Пушкина — музеи западного  типа. От нового директора требовалась  отвага, чтобы идти вразрез с идеологическими  принципами тех лет, устраивать «смелые» выставки.

«Золотыми» годами музея И. А. Антонова считает вторую половину 1960-х годов, вплоть до перестройки. По новаторским замыслам работы музея можно сравнить с театром на Таганке тех лет. Так, в 1966 году, несмотря на возражения тогдашнего министра культуры Е. Фурцевой, в музее прошла выставка А. Г. Тышлера. Позже была проведена выставка работ А. Матисса. В стенах музея исполнялись музыкальные произведения, появление которых трудно было представить в те годы даже в консерватории: Стравинский, Шнитке, «Всенощная» Рахманинова. С 1967 года по ее инициативе в музее ежегодно проводятся Випперовские чтения — конференции памяти бывшего научного руководителя музея профессора Б. Р. Виппера.

В 1974 году под руководством И. А. Антоновой  была проведена коренная реорганизация  экспозиции музея. С этого времени  в музее организуются «смешанные» выставки. Например, выставка портретов, где соседствовали работы (к примеру) Ренуара и Серова или же портреты одного и того же человека, выполненные русским и зарубежным художником. Это позволяло посетителям сравнить, как отечественные мастера выглядят в контексте мировой художественной культуры. Эти выставки производили огромное впечатление на публику.

Информация о работе Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина